- Нимейер Оскар Дата рождения: 15 декабря 1907 года Дата смерти: 5 декабря 2012 года
Биография Оскара Нимейера
Мастер родился в 1907. В свои годы он бодр и полон творческих сил. Совсем недавно представители мировой архитектурной общественности имели возможность общаться с выдающимся архитектором на церемонии открытия Музея современного искусства в Бразилии, здание которого построено по его проекту.
В Бразилии и в других странах по его проектам сооружены десятки ярких и необычных по своей композиции зданий и комплексов, среди которых особое место занимает город Бразилиа, где он создал ансамбль исключительной оригинальности и выразительности. Его работам посвящены книги и сотни статей. Более ста миллионов бразильцев давно считают его национальным героем. Студентом архитектурного факультета он начал проектную работу, когда «современная» архитектура делала едва ли не первые шаги; его творческая деятельность развивалась и приобретала популярность вместе с нею и продолжается теперь, когда многие ее идеи подвергаются сомнению и критике.
Едва ли не основная заслуга Оскара Нимейера начавшийся в конце 30-х годов в процессе работы над проектами павильона Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а также сооружений для спорта и отдыха в Пампульи поиск эмоционально насыщенной и динамичной формы, создание необычных в то время для архитектуры живописных, нередко криволинейных композиций (ярким примером является ресторан в Пампульи), которые расширили ее формальный арсенал. Новаторское значение имели его выступления против догматизированного представления о функции как о единственном источнике «со временных »форм и новой эстетики. Утверждение ценности формы у Нимейера вытекает из отношения к выразительности как к одной из функций сооружения и из веры в содержательность архитектурного образа, в его способность, «пробуждая в людях вдохновение, мечты и поэзию, нести народу прогрессивные идеи и веру в его созидательные и преобразовательные возможности ».
Так пишет он в своей книге «Архитектура и общество ».Именно это, по его мнению, определяет роль формы как гуманизирующего элемента архитектуры. Уже в 40-е годы О. Нимейер провозгласил новое в то время для архитектуры отношение к соотношению функции, конструкции и формы, где форма не только производна и выявляет функцию в ее конструктивном воплощении, но сама дает функции и конструкции жизнь, в большой степени определяя их конкретное решение. Он стремился вернуть форме ее важное значение и заявлял: «По нашему архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной »,призывая к ломке формальных стереотипов, к новизне композиционных решений.
Пластичность сооружений О. Нимейера неотделима от понимания технических возможностей, хотя некоторым сооружениям или деталям он придает зрительно атектоничные формы, своеобразно преодолевая привычные представления о конструктивной целесообразности. Необычно, например, задуман музей современного искусства для Каракаса в виде перевернутой на вершину пирамиды. Нимейер противостоит показному техницизму и антиэстетизму, к которому призывают почти все новые течения западной архитектуры. По его словам, современная техника средство, которое позволяет архитектору воплотить все его за мыслы, и не более того.
Нимейер одним из первых увидел и реализовал художественные возможности железобетона. Несмотря на остроту и необычность, проекты Нимейера всегда детально разработаны, функционально и конструктивно обоснованы, причем не редко дают функции неожиданное, но весьма рациональное воплощение. Характерно, например, что вызывавшая в свое время удивление и упреки форма чаши, поднимающейся над плоской крышей террасой дворца Национального конгресса в Бразилиа, на самом деле логично оформляет трибуны для посетителей заседаний. Хотя Нимейер предостерегал против увлечения новизной ради новизны и рекламного стремления к экстравагантности, он отстаивал творческую свободу архитектора, что было попыткой оградить прогрессивную архитектуру от произвола заказчика, а также от формально эстетических канонов прошлого и настоящего.
Нимейер в десятилетнем возрасте
Эти убеждения привели Нимейера к выступлениям против функционализма, из которого вы шел он сам, но в принципах которого увидел жесткие, необоснованные и в этом смысле формалистические узы для творчества. Эта позиция обеспечила ему в 50-60-е годы широкую популярность среди архитекторов разных стран.
Второй важной заслугой Нимейера были поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. Истоки самобытности мастер видел в специфике природно-климатических условий страны и ее культурных традиций. В стремлении к свободе он создавал близкую темпераментному характеру бразильцев динамичную и живописную архитектуру. В то же время его архитектура динамична и тепла, чему способствует богатство пластики. Ее отличает раскрытость: физическая мягкость перехода от интерьера к внешнему пространству через от крытые террасы, лоджии, навесы или использование стеклянных ограждений и образная, смысловая. Обогащение арсенала средств вы разительности проявилось в широком введении в архитектурную ком позицию пластической разработки поверхностей, цвета, произведений живописи и скульптуры, в органическом соединении объемов зданий с садово-парковым искусством.
Нимейер работает быстро и даже отмечает, что сжатые сроки обеспечивают сохранение свежести замысла. Однако эта быстрота и артистичность отражают не только талантливость, но и непрерывное бурление мысли, богатство композиционных идей, нацеленность на новое, творческую смелость и уверенность автора. В конце 60-х годов, когда Оскар Нимейер в связи с установлением в Бразилии реакционного политического режима был вынужден долго находиться за рубежами своей родины, он разработал много проектов для разных стран. В начале 70-х по проектам Нимейера возведено здание ЦК Французской компартии в Париже, издательство «Мондадори »в Милане.
Жилой дом «Копан» в Сан-Паулу (1951—1965)
Он разработал целый ряд крупных проектов для Ливана, Ганы, Конго и особенно для Алжира. Одна из наиболее крупных его работ в этой стране университетский комплекс в Константине. Здесь же он организовал архитектурное училище нового типа. Но великий патриот постоянно стремится в Бразилию, прежде всего, чтобы продолжить работы в городе Бразилиа, где по его проектам был построен монументально изысканный дворец Арок министерство иностранных дел, внушительный дворец Правосудия, закончен громадный собор, начал строиться железнодорожный вокзал. Однако самое любимое его детище аэропорт, задуманный как ворота новой столицы, был отклонен реакционной военщиной. Один из высокопоставленных генералов, будучи не в силах доказать непригодность этого проекта, публично признался, что его раздражают скрытые марксистско-ленинские концепции. Может быть, он увидел их в гуманистичности форм?
Далеко не одними лаврами был усыпан путь зодчего. Его профессиональная и личная судьба является ярким примером драмы художника в антигуманном капиталистическом обществе. Содержание ее конфликт между высокой мечтой и социальными трудностями ее воплощения.
Нимейер заявлял: «Буржуазное жилище, каким бы роскошным оно ни было, уже никогда больше не станет символом нашей эпохи », но практически всю жизнь вынужден был строить особняки, виллы, доходные дома, здания частных компаний. В 1958 году он писал: «Существующие социальные противорчения приводили меня в состояние неуверенности. Не было правильных представлений о целях нашей профессии, что порождало во мне безразличие к некоторым вопросам. Я неустанно стремился быть оригинальным, и это стремление поддерживали во мне заказчики, которые хотели построить для себя дома из ряда вон выходящие.В некоторых случаях это достигалось в ущерб простоте и логике конструкции и соображениям экономии ».
Даже когда он выполнял государственные (казалось бы, общественные)заказы, его произведения, одухотворенные высокими идеями, фактически часто приобретали иное, даже противоположное значение. Высшее достижение Нимейера правительственный комплекс Бразилиа задумывался в период подъема национально освободи тельного движения как символ счастливого будущего, возможностей и прогресса народа. Но Бразилиа, как писал впоследствии ее создатель, «из за нищеты и контрастов не представляет ничего нового по сравнению с другими городами »капиталистической Бразилии. Более того, несмотря на личную неприязнь к Нимейеру, хозяева страны стремятся сделать размноженные на миллионах открыток и слайдов виды ее площадей витриной бразильского «экономического чуда », усиления и экспансии местного государственно-монополистического капитализма.
О. Нимейер неоднократно указывал на необходимость и важность массового строительства, на значение стандартов и градостроитель ной дисциплины, но в соответствии с социальным заказом его личная деятельность направлена на уникальность, что, безусловно, способствует необычности и высокому художественному уровню его произведений.
В то же время нельзя не увидеть, что конкурентные и престижные соображения, как это отмечал и сам Нимейер, нередко побуждали его заказчиков поощрять формальные эксперименты, и при всей решительности отрицания капиталистических порядков многие его произведения в известной мере продукт таких порядков. Это осознается Нимейером и усиливает трагическое раздвоение его личной творческой судьбы. Лишь изредка архитектору коммунисту удавалось проектировать не посредственно для трудящихся или по заказам прогрессивных общественных организаций, но, как правило, эти проекты оставались на бумаге. Правильно Нимейер возражал против надежд на решение социальных проблем капиталистического общества одними средствами архитектуры: «Мы отказываемся признавать, что у нас существуют условия для социальной архитектуры ».
В дни торжественного открытия Бразилиа зодчий писал: «Мы с горечью отмечали, что …господствующие социальные условия контрастировали с духом генерального плана, создавая проблемы, которые невозможно решать в рамках архитектуры …Для этого в первую очередь необходима социалистическая политическая база ».«Поэтому, заключает Нимейер, единственным выходом для нас было личное участие в прогрессивных движениях, выступления за счастливое будущее ».
Дворец правительства в Бразилиа (1960)
Эта позиция Нимейера последовательна и неизменна. Когда в 1970 году его спросили, как можно ликвидировать трущобы и лачуги в бразильских городах, он ответил: «Это исключительно важная проблема. Но ведь это не архитектурная, а социальная проблема, и ее не решить на чертежной доске ».
Такое понимание социальных проблем архитектуры привело Нимейера в ряды борцов за социальный прогресс, за мир. Его деятельность получила признание людей доброй воли в Бразилии и во всем мире. Заслуги Нимейера перед рабочим движением отмечены VI съездом Бразильской коммунистической партии (1966).В 1963 году ему при суждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами ».
Социальные противоречия подчас вызывают у Нимейера искреннее разочарование в своей профессиональной деятельности. Открывая в 1965 году выставку своих работ в Лувре, он говорил: «Я разработал сотни проектов, но должен признаться, что в целом не удовлетворен своей работой, так как она никогда не приносила пользу обездоленным классам, а ведь беднота составляет большинство бразильской нации... Есть одна вещь, которая меня утешает. Это то, что я никогда не придавал первостепенного значения самой архитектуре. Мои интересы обращены непосредственно к жизни, к социальным проблемам, к политическому и экономическому освобождению моей страны, к борьбе против империализма, нищеты и невежества.
История жизни Оскара Нимейера
Под влиянием социальных конфликтов конца 60 х годов разочарование в проектно строительной деятельности широко распространилось среди творческой интеллигенции капиталистических стран, особенно среди молодежи. Нимейер же не прекращает позитивной творческой деятельности, на упреки отвечает спокойно и достойно, с сознанием значительности уже сделанного, масштаба и ответственности новых задач. Однако использование правящими кругами творческих достижений художника (как это было долгие века в прошлом и остается при капитализме)отнюдь не снижает эстетического и духовного значения этих произведений. Работы Нимейера являются крупным вкладом в мировую архитектуру и в национальную культуру Бразилии.
Дворец Национального конгресса в Бразилиа (1960)
Они возвышают ее народ, показывают (и ему самому)его созидательные возможности и вдохновляют на борьбу за лучшее будущее. Нимейеровские наброски городов будущего принципиально отличаются от большинства футурологических проектов его западных коллег, уповавших только на научно технический прогресс и устраняющихся как от проблем будущего устройства и переустройства общества, так и от духовно-эстетических проблем архитектуры. Нимейер рисует завтрашний город, развивая характерные для всего его творчества художественно композиционные идеи. Он стремится к городу другу, где «люди становятся …более дружественными и, что самое главное, равны между со бой ».Он верит, что такой город будет.
Противоречия в творчестве Оскара Нимейера, и прежде всего между высокими, гуманистическими индивидуальными творческими целями и целями заказа, определяются социально экономическими условиями общества, в котором он живет и трудится. Но и его личная деятельность и теоретические взгляды не лишены противоречий. Часть их отражает естественное творческое развитие мастера, но другие показывают не четкость отдельных высказываний или их непоследовательность. Его гуманизм нередко выражается несколько общо, внесоциально.
Иногда он связывал грядущее наступление «эпохи большого взаимопонимания и солидарности »непосредственно с научно техническим прогрессом, «революционизирующим всю …жизнь ».Роль новой техники Нимейер преувеличивал и в «универсализации »современного зодчества, хотя этот процесс определяется в первую очередь социальными и культурными условиями. В противоположность этому, отстаивая черты само бытности в архитектуре Бразилии, он неоднократно подчеркивал и едва ли не призывал сохранять кустарные методы строительного производства. Обоснованная настойчивость и острота его выступлений в защиту «свободы творчества »подчас граничит с резко осуждаемым им самим индивидуализмом.
Кафедральный собор г. Бразилиа(1960—1970)
Особое внимание, уделяемое Нимейером остроте и оригинальности общего пластического решения, иногда приводит к недооценке значения расчленения крупных форм, разработки деталей, к неточности масштабного решения, а подчас и к схематичности, что уподобляет некоторые его сооружения, например здания в правительственном центре Бразилиа или гостиницу «Националь» в Рио-де-Жанейро,пре увеличенным геометризованным макетам. Его градостроительные композиции нередко однообразны. Но эти противоречия и слабости отнюдь не характеризуют творчество Оскара Нимейера в целом, не снижают его роли в развитии мирового зодчества.
С первых шагов творчество Нимейера вызывало резкую критику и обвинения в формализме. Они особенно усилились с выдвижением в архитектуре капиталистических стран нового поколения архитекторов, выступивших против эстетизма своих предшественников. Однако эти критики, верно подмечая действительные недостатки и противоречия его работы, часто не учитывают требований социального заказа, которые вынужден постоянно выполнять архитектор при капитализме: престижность, уникальность, заведомая броскость. Многие молодые архитекторы Запада призывают к архитектуре скромной и даже бедной (в некоторых концепциях рассчитанной на последующее украшение обитателями),выступают со своеобразной проповедью «малых дел »,в чем, возможно, проявляется ухудшение экономической и строительной конъюнктуры в 70-е годы.
Поэтому их раздражает, что произведения Нимейера сугубо авторские, лично пережитые, отмеченные художническим поиском. Опыт Нимейера позволяет, напротив, острее ставить вопрос о роли в архитектуре активной творческой личности, которая не только создает запоминающиеся здания и комплексы, но ломает стилевые каноны, раскрывает вечно живому искусству зодчества новые, неизведанные пути. Сам Нимейер отстаивает роль и значение личного творческого вклада в развитие зодчества. «Существуют, писал он, такие архитекторы, которые, чувствуя себя ответственными за престиж и прогресс нашего зодчества, не удовлетворяются существующим положением дел, находятся в процессе постоянных творческих поисков, и ничто не способно им в этом помешать ».
Аудитория «Ибирапуэра» в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу (2002)
И в другой статье: «Нас никто не может обвинить, что в наших поисках не хватает смелости, порой столь необходимой, присущей народам, культура которых находится в стадии становления ».Но современный художник по Нимейеру не далекий от жизни отшельник профессионал, а активный общественный, политический деятель.
Таков Оскар Нимейер, один из крупнейших архитекторов ХХ века, борец за мир и социальный прогресс, верный друг Советского Союза и советской архитектуры.