- Дорошина Нина Михайловна Дата рождения: 3.12.1934
Актерские работы:
Роли в театре -
«Виндзорские насмешницы» Уильяма Шекспира — миссис Куикли
«Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург — Фиса
«Любовь и голуби» Владимира Гуркина — Надя
«Мурлин Мурло» Николая Коляды — Инна
«Четыре строчки для дебютантки» Жана Ануя — мадам Жорж
«Заяц love story» Николая Коляды — Она
«На Дне» М.Горький — Василиса
«Пять вечеров» Александра Володина — Катя
«Назначение» Александра Володина — Нюта
«Пятая колонна» Эрнеста Хемингуэя — Анита
«Голый король» Евгения Шварца — Принцесса
«Обыкновенная история» И. А. Гончарова — Тафаева
«Чайка» А. П. Чехова — Маша
«Балалайкин и компания» по «Современной идиллии» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Фаинушка
«Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира — Мария
«Спешите делать добро» Михаила Рощина — Сима
«Восточная трибуна» Александра Галина — Мадлен
Роли в кино -
1955 — Сын — продавщица (в титрах не указана)
1955 — Первый эшелон — Нелли Панина
1956 — Безумный день — уборщица дома отдыха «Липки» Шура
1956 — Человек родился — весёлая кондукторша Сима (гулящая девушка)
1957 — Поэт
1957 — Неповторимая весна — Нина, подруга Анны
1957 — Они встретились в пути — Лена Крапивина (Лёлик)
1957 — Рядом с нами — Люба Звонарёва
1958 — Её большое сердце — Маша
1958 — Счастье надо беречь — Ольга
1959 — Люди на мосту — Оксана
1960 — Конец старой Берёзовки — Лиза Курашова
1961 — Артист из Кохановки — Олеся Яковенко, телятница
1961 — Любушка — Кланька
1963 — Первый троллейбус — Даша
1964 — Лушка — Лялька
1965 — Строится мост — Саша Малашкина
1966 — Алёшкина охота — Елена, мама Алёши
1972 — За всё в ответе
1977 — По семейным обстоятельствам — оперная певица и театральная актриса, которая «немножечко вяжет»
1982 — Покровские ворота — слушательница у Орловичей (эпизод)
1984 — Любовь и голуби — Надюха, жена Васи
1988 — Вам что, наша власть не нравится?! — Елена Александровна
Одеяло на себя
Первая серьезная любовь случилась у Дорошиной с однокурсником по Щукинскому театральному училищу Володей Земляникиным, который чуть позже прославился яркой ролью в фильме «Дом, в котором я живу».
Я был от нее без ума, - незадолго до смерти признавался Владимир Михайлович (он ушел из жизни осенью 2016-го).
- Каждый день провожал на другой конец города, в Лосинку.
Но однажды мы загулялись и не успели на электричку.
Привел ее к себе, в крошечную комнатку.
Я жил с родителями в переделанных из ванной семиметровых «хоромах».
Устроился на сундуке, а Нинка кинула на пол свою роскошную шубу (ее отец работал на меховом комбинате оценщиком. - Г. У.),
заявив, что будет спать прямо на ней.
Чтобы доказать любимой свои чувства, студент Земляникин был готов на все. Ведь на одном курсе с ними учились и другие юные ловеласы - будущие кинозвезды Саша Ширвиндт и Лева Борисов.
- Однажды на Земляникина напала пьяная шпана, когда он гулял с Дорошиной, - вспоминали друзья.
- Вова отчаянно дрался с хулиганами. Во время рукопашной с его головы упала меховая шапка, которая по тем временам стоила целое состояние.
Один из негодяев схватил ушанку и удрал.
А Дорошина так переживала, что рассказала об этом папе. Нинкин папа быстро подобрал ухажёру дочери обновку.
Любимый фильм ,и Дорошина там непревзойденная!
Спасибо и тебе,Альбина!
Нина Дорошина создала "матрицу"русской женщины.....
Она по бережку уже не идет по голубому.....
Добрая и Долгая Память!
Татьяна, да. Она самая лучшая... "Людк, а Людк!"... Это навсегда...
Спасибо за видео!!!
Есть только миг между прошлым и будущим-пел Олег Даль, любивший Нину Дорошину.....
Наточка 783,спасибо за ролик!
По словам Сергея Юрьевича Юрского, сыгравшего в картине «Любовь и голуби» эпичного деда Митяя, каждый раз пересматривая "Голубей", он искренне восхищается работой своей экранной партнерши.
"…А ведь этот фильм начался именно с Дорошиной. Меньшов увидел ее в этой пьесе в театре "Современник", там шел одноименный спектакль. Дальнейшая задача состояла в том, чтобы подобрать актеров под Дорошину", - вспоминает Юрский.
Подчеркивая, что Дорошина - "корень фильма".
Сценарий "Любви и голубей" написал скончавшийся в 2010 году в Иркутске от рака легких актер Владимир Гуркин - на основе собственной пьесы. Почётный гражданин г. Черемхово. Я всматриваюсь в эту фразу. В ней и характер и судьба. Отличный актер и прозаик не имеет мемориальной доски в Москве, хоть его спектакли и фильм народные. Тут и неимение связей, и нежелание их иметь ради свободы личности в искусстве.
У Нины Михайловны Дорошиной были отличные партнеры.
Галина Волчек о Дорошиной: «Принято считать, что нельзя выпускать на сцену кошку, потому что её переиграть невозможно. Я думаю, Нина Михайловна не обидится, но она в этом смысле почище кошки».
Меньшов о Дорошиной: «Смотрю спектакль, смотрю на Нину Дорошину и начинаю плакать, а потом начинаю истерично хохотать. Я сниму эту картину, - подумал я когда-то».
В 2011 году в Черемхове (Иркутская область) был установлен памятник героям фильма «Любовь и голуби», снятого по сценарию Владимира Гуркина.
Отец Нины Дорошиной работал на Ростокинском меховом комбинате оценщиком и сортировщиком.
Перед войной его направили в Иран для закупки мехов для Красной Армии.
Нина Михайловна вспоминает:
«Отец закупал овчину, каракуль. Работа была очень ответственная. Каждая шкурка (из них потом шили армейские полушубки, шапки, рукавицы, генеральские воротники и папахи) буквально прошла через его руки.
В Иране наша семья пробыла всю войну.
Иран был нейтральным государством, но я хорошо помню, как волновались взрослые, слушая по радио сводки с фронтов.
Я хорошо знала персидский разговорный язык, мне очень нравилась восточная музыка, звучавшая в каждом магазинчике, женщины в разноцветных чадрах и красавцы-мужчины в белых чалмах, с томными глазами, похожими на чернослив.
И до сих пор Восток — моя слабость».
Но не привлекла ее выгодная карьера в области дипломатии или международных отношений.
Она любила «искусство в себе, а не себя в искусстве», - как советовал ощущать себя Станиславский. И показала нам всем, как это делается.
Сеть.
Нина Дорошина родилась в Москве, в Лосинке незадолго до войны. В то
время Лосинка была дачным пригородом, до Москвы надо было добираться в битком набитой электричке. В коммунальной квартире, в 18-метровой комнате, и жила семья Дорошиных.
Ее отец работал на Ростокинском меховом комбинате оценщиком и сортировщиком. Перед войной его направили в Иран для закупки мехов для Красной Армии. Нина Михайловна вспоминает: «Отец закупал овчину, каракуль. Работа была очень ответственная. Каждая шкурка (из них потом шили армейские полушубки, шапки, рукавицы, генеральские воротники и папахи) буквально прошла через его руки. В Иране наша семья пробыла всю войну. Иран был нейтральным государством, но я хорошо помню, как волновались взрослые, слушая по радио сводки с фронтов. Я хорошо знала персидский разговорный язык, мне очень нравилась восточная музыка, звучавшая в каждом магазинчике, женщины в разноцветных чадрах и красавцы-мужчины в белых чалмах, с томными глазами, похожими на чернослив. И до сих пор Восток — моя слабость».
Нина в детстве
С мамой
С братом
В Лосинку семья вернулась в 1946 году. Нина училась в 4-й женской школе, занималась в театральном кружке, конечно, в спектаклях кружка все мужские роли исполняли девочки. «Потом, - вспоминает Дорошина, произошло чудо. В соседнюю с нами мужскую школу пришел артист МХАТа Петр Васильевич Кудлай, и там тоже образовался кружок. А нас, девочек, пригласили туда играть женские роли».
Потом был театральный коллектив Клуба железнодорожников, которым руководила актриса Камерного театра Мария Львовна Львовская. А для учебы Дорошина выбрала Щукинское училище, где потом, много лет спустя, стала преподавать актерское мастерство.
В кино Нина Дорошина дебютировала в 1955 году, еще будучи студенткой Щукинского училища. В мелодраме Михаила Коталозова «Первый эшелон» она
сыграла роль Нелли - подруги бандита. Кстати, эта роль в некотором роде помогла начинающей актрисе…
Дело в том, что на занятия в Щепкинском училище Нине Дорошиной приходилось выезжать в Москву рано утром, а возвращаться поздно вечером, что было порой небезопасно: в Лосинке, где она жила, шпаны хватало.
Нина Михайловна вспоминает о том времени: «Помню, как-то зимой я возвращалась после репетиции последней электричкой. На улицах - ни души. На мне была шубка, а на руке золотые часики с браслетом. Я вошла в свой подъезд, абсолютно темный, лампочка там не горела, и кто-то схватил меня за руку, пытался сорвать часы, но я закричала, вор испугался и убежал. После этого случая родители разрешили мне снять в Москве угол, чтобы иногда оставаться там ночевать. Но неожиданно в Лосинке у меня появилась "охрана"».
Взялись охранять Нину Дорошину все те же хулиганы. Роль Нелли стала для молодой актрисы своеобразной «охранной грамотой». «После этого вся лосиноостровская шпана меня зауважала. Если я возвращалась поздно, меня встречали на станции и провожали до дома. С такой охраной я могла уже ничего не опасаться», - рассказывает актриса.
В 1956 году Нина Дорошина окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Б.Е. Захавы и В.К. Львовой) и стала актрисой Театра-студии киноактера
(при киностудии «Мосфильм»). Тогда же она начала много сниматься в кино и довольно быстро стала известной актрисой. Среди ее работ тех лет: Шурочка из музыкального водевиля «Безумный день», Сима (мелодрама «Человек родился»), Нина (мелодрама «Неповторимая весна»),
Лелька (молодежная драма «Они встретились в пути»), Оксана (киноповесть Александра Зархи «Люди на мосту») и другие. При этом Дорошина почти никогда не играла главных героинь, однако её второстепенные персонажи всегда были наполнены жизнью, простотой, энергетикой и отличались особенной говорливостью.
Еще на съемках «Первого эшелона» Нина Дорошина познакомилась с Олегом Ефремовым. В то время он занимался организацией театра «Современник». Спустя три года (в 1959 году) Дорошина пришла в «Современник», где и осталась на долгие годы.
Молодая актриса искала в театре прежде всего не яркую театральность, а искренность актерского существования. Эти свойства актерской и человеческой индивидуальности Дорошиной и определили ее амплуа. Она играла здесь всегда роли страстных девушек и женщин, роковых, всегда влюбленных и исконно русских. Среди ее ролей: Катя («Пять вечеров» А. Володина), Анита («Пятая колонна» по Э. Хемингуэю), «Варя» («Вечно живые» В. Розова), Инна («Мурлин Монро» Н. Коляды), Фиса («Крутой маршрут» Е. Гинзбург), мадам Жорж («Четыре строчки для дебютантки» Ж. Ануя).
Став актрисой «Современника» Нина Дорошина стала сниматься всё реже. Если в начале 60-х еще выходили фильмы с ее участием: «Конец старой Берёзовки» (Лиза), «Артист из Кохановки» (Алеся),
«Первый торллейбус» (Даша), «Строится мост» (Сашка Малашкина), то чем дальше, тем реже зрители могли увидеть ее новые работы...
К середине 80-х кинозрители практически забыли о Нине Дорошиной. Актриса полностью сосредоточилась на работе в театре, где продолжала радовать своим мастерством теперь уже театральных зрителей. Здесь то ее и увидел Владимир Меньшов.
Нина Дорошина играла тогда Надюху в спектакле «Любовь и голуби». Ее партнером был Геннадий Фролов. Меньшов был потрясен игрой актрисы, тем, что она делала с залом. Зрители то хохотали в полный голос, то рыдали как сумасшедшие. Тогда у него и загорелась мысль снять по спектаклю фильм, естественно, с Ниной Дорошиной в главной роли. В пару к Нине Дорошиной был приглашен замечательный актер Александр Михайлов. Режиссер не прогадал - картина стала настоящим народным хитом, и немалая заслуга в успехе принадлежит именно Дорошиной.
Владимир Меньшов великолепно использовал ее типично русская бесшабашность, безудержность натуры. Бытовой текст в картине актриса превращает в настоящую русскую песню-плач. Органично поэтому смотрятся на ней, родившейся в Москве, и простенькое деревенское платьице, и бабий платок.
Правда, к удивлению эту легкую веселую бесхитростную комедию ожидала совсем нелегкая судьба. Картина попала под каток начинавшейся борьбы с пьянством. Кинокритики обвинили Меньшова в безвкусии и неверном изображении крестьянского быта. Но время все расставило по своим местам. И сегодня «Любовь и голуби» - одна из любимейших народных комедий.
После невероятного успеха картины «Любовь и голуби» Нина Дорошина вновь отошла от кино.Выступала на сцене театра «Современник». Талантливая актриса, она играла практически все. В репертуаре Дорошиной сегодня – роли в пьесах Шекспира и Николая Коляды, Ануйя и Евгении Гинзбург. В «Виндзорских насмешницах» она играет сваху Куикли, в «Коломбо» - мадам Жорж, в «Крутом маршруте» - Фису, бригадиршу в женской тюрьме. А одна из любимых ролей, по признанию самой актрисы - это Инна в «Мурлин Мурло». В этой постановке вместе с Ниной Дорошиной играют замечательные актеры Елена Яковлева и Сергей Гармаш.
Нину Дорошину называют легендой «Современника». Она радовала зрителей не только играя в театре, но и воспитывая новые актерские поколения в родном училище имени Щукина.