НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (Игорь Кезля и Андрей Моргунов)
«НОВАЯ КОЛЕКЦИЯ» – советский дуэт электронный музыки, основанный Андреем Моргуновым и Игорем Кезлей в Москве в 1986 году, через два года видоизменившийся под формат трио – с приходом солистки театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лизы Суржиковой.
Моргунов – выпускник музыкального училища, Кезля окончил Московский авиационный институт, а также – эстрадное отделение Государственного института культуры.
Рассказывает Игорь Кезля:
«Судьба свела нас в группе «Вечный двигатель». Я к тому времени купил музыкальный компьютер, правда, простенький, японский... У меня было желание как-то испытать себя, на что способен. То есть отрешиться от всего, сесть «в подвал», выложиться, насколько это возможно. Андрей на гастролях заходил ко мне в номер. И как-то говорит: давай помогу. Мы попробовали что-то играть, но ничего не получалось. Затем ушли из коллектива. Было все очень сложно. Нет работы, нет базы... Помог случай. В саду Баумана нам дали подвал, который впоследствии оборудовали под студию. Начали серьёзно заниматься инструментальной музыкой. Записали три пьесы… Тогда я не знал никаких выходов на радио, ничего. Просто не хотел зависеть от других. И вдруг в один прекрасный день узнаю, что идёт «Рок-Панорама-86. Для тех времён это было невероятное событие – официальный рок-фестиваль в Москве. Практически он был первым, если не считать тбилисского. Мы до этого работали с Андреем только под фонограммы песен на дискотеках, инструментальную музыку репетировали в студии, а на сцене не выступали ни разу. Я решил: если мы не покажемся сейчас, то не знаю, как дальше будем жить. На третий день фестиваля нам дали такую возможность. Две пьесы, это как раз «Вдохновение»и «Долина грёз», прошли на «ура». И тогда нас включили в гала-концерт. С этого всё и началось. Сразу же к нам возник интерес радио, Центрального телевидения...».
Итак, первое выступление дуэта в составе Игорь Кезля (гитара), Андрей Моргунов (клавишные) состоялось в мае 1986 года в Москве на фестивале «Рок-панорама-86».
Судьбу дуэта решила публика, которая холодно встретила их вокальную композицию, но не осталась равнодушной к инструментальной. Музыканты твёрдо решили заняться инструментальной музыкой, несмотря на то, что у них уже были пробы записей целых песенных циклов. Начались поиски новых форм. В течение года Кезля изучает компьютеры, вместе с Андреем Моргуновым аранжирует свои композиции, пробует записывать.
С первых же выступлений дуэт привлёк к себе большой интерес как публики, так и специалистов. «Новая коллекция» одной из первых использовала на сцене музыкальный компьютер. Некоторые композиции группы («Вдохновение», «Звёздный час», «Долина грёз», «Отклонение «0») долгое время использовались во множестве теле- и радиопрограмм («Взгляд», «До и после полуночи», «Утренняя почта», «Добрый вечер, Москва!» и т. д.).
«Применение компьютеров не должно определять содержание музыки, – считали музыканты. – Компьютер играет роль вспомогательную, не главную. «Живая игра» – это постоянный поиск, открытие, это самое главное».
Дуэт использовал в работе компьютер Ямаха-СХ 71/128, ритм-компьютер Корг-ДДД1, тон-генератор Ямаха ТХ 817, синтезатор Роланд Д50 и кейбордконтролер Корг.
В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила первый сольный альбом дуэта «Новая коллекция», который разошелся тиражом более 1 млн. экземпляров. Материал первой пластинки записан в студии Игоря Кезли в 1986-87гг. Через год Игорь решает, в качестве эксперимента, соединить электронный инструментал группы с оперным вокалом и приглашает в группу студентку Московской консерватории Лизу Суржикову, обладающую колоратурным сопрано. Эксперимент оказался успешным, и во второй альбом «Новая коллекция» вошли три композиции, записанные с Лизой. Материал для второй пластинки записан в студии Московского Дворца Молодёжи в 1989г. Звукорежиссёры: Игорь Кезля и Игорь Замараев.
«Композиция – это высказанная идея, – говорил в одном из интервью Игорь. – Точнее, маленькая история или маленький рассказ. Они все разные. Однако стержень должен быть в каждой. Что такое стержень? Мелодия. И работа над каждой композицией начинается с того, что рождается мелодия».
«Новая коллекция» много гастролировала как по СССР, так и за пределами (США, Германия, Италия, Бельгия, Швейцария, Кипр и т.д.).
И.Кезля: «Конечно, хочется развиваться и развиваться так, чтобы это не было скучным для зрителей, и чтобы вас понимали, как говорится, снобы, которые в состоянии оценить тонкость классического искусства. С другой стороны, меня радует положительная реакция молодежи, которая очень далека от классики. А что касается чисто инструментальной музыки, то она по-прежнему остается основной нашей любовью».
В 1989 году «Новая коллекция» подписывает контракт с одним из западногерманских продюсеров и уезжает на запись очередного альбома и на концертный тур в Германию. Через несколько месяцев пребывания в ФРГ, в группе происходит раскол между Игорем и Андреем. Каждый из них решает идти своим творческим путём.
Игорь Кезля и Лиза Суржикова обосновываются в Гамбурге. Лиза проходит кастинг на участие в постановке мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера «Cats» и становится первой, в истории этого мюзикла, русской исполнительницей роли Джелли Лоррум-Гриблдон. Игорь знакомится с английским поэтом Саймоном Сандерсом и начинает работу над новым англоязычным проектом Glass Curtain. Все вокальные партии исполняет Лиза, бэк-вокал помогают записывать партнёрши Лизы из «Cats». Работа над этим проектом заняла более двух лет. Часть материала Игорь и Лиза записывают в Нью-Йорке. Результатом этой серьезной работы становится контракт Игоря Кезля с звукозаписывающей фирмой «Polygram» в Гамбурге. Выходит в свет альбом «Glass Curtain Moscow». Игорь с Лизой снимают клип в Нью-Йорке, гастролируют по Европе.
В это время Игорь уже имеет свою студию в Гамбурге, где экспериментирует, в том числе, и в направлении техно. У Игоря рождается проект «Господин Дадуда». После шести лет отсутствия в России Игорь Кезля летит с новым проектом в Москву, где подписывает контракт с «Рек Рекордс». В считанные дни сентября 1995 года композиция «Даду внедрёж» с голосом сатирика М. Задорнова, пародировавшего М. С. Горбачева, взлетает на вершины российских хит-парадов. Игорь несколько лет успешно гастролирует по России как «Господин Дадуда», выпустив ещё два альбома в рамках этого проекта. Затем он работает в качестве генерального продюсера студии «Крем Рекордс».
Отклонение (муз. Игоря Кезля) исполняет Игорь Кезля и группа Новая Коллекция
Андрей Моргунов уехал в Америку, где создал новый музыкальный проект «KeyOrchestra».
ANALOG LEGEND (Andre MORGUNOFF & Alex BACH)
В 2004 году Игорь решил возродить проект «Новая коллекция». Несколько месяцев работы в студии «Digidog» ушли на аранжировку и запись нового альбома «Иногда я возвращаюсь», в который вошли как старые композиции, аранжированные по-новому, так и новый материал. В проекте принимает участие лауреат Международных конкурсов вокалистов Лиза Суржикова. Две композиции в новом альбоме Игорь написал для своей маленькой дочери Вероники, которую он считает своим «самым удачным совместным проектом» с Лизой Суржиковой.
ДИСКОГРАФИЯ:
1988 – Новая коллекция (Мелодия, C60 26709 004), переиздан в 1996г. (Бекар рекордз) как «Новая коллекция vol.1»
1989 – Край наших надежд (Мелодия, С60 29393 005), переиздан в 1996г. (Бекар рекордз) как «Новая коллекция vol.2»
2004 – Иногда я возвращаюсь (CD Land)
Альбомы 1988 и 1989 годов были переизданы в 1996 году на «Бекар рекордз». При этом первый альбом получил дополнительный трек «Звёздный час (Remix 95)»
(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и публикаций ряда советских изданий)
В 80-х очень свежо звучали. "Звёздный час"- в фаворитах до сей поры. Спасибо за напоминание.