- Ножкин Михаил Иванович Дата рождения: 19.01.1937
Фильмография:
1967 — На два часа раньше — тренер «моржей»
1968 — Ошибка резидента — Павел Синицын («Бекас»)
1968 — Освобождение: Прорыв — лейтенант Ярцев
1968 — Освобождение: Огненная дуга — лейтенант Ярцев
1969 — Каждый вечер в одиннадцать — сомнолог Станислав Николаевич Николаев
1969 — У озера — Яковлев
1970 — Судьба резидента — Павел Синицын («Бекас»)
1971 — Освобождение: Последний штурм — лейтенант Ярцев
1971 — Освобождение: Битва за Берлин — лейтенант Ярцев
1972 — Земля, до востребования — Василий Цветков
1973 — Надежда — Г. М. Кржижановский
1977 — Хождение по мукам — Вадим Рощин
1980 — Юность Петра — князь Борис Голицын
1980 — В начале славных дел — князь Борис Голицын
1984 — «Стратегия победы» (документальный) — ведущий журналист
1985 — Одиночное плавание — майор Шатохин
1985 — Вариант «Зомби» — Синцов
Ага. И мне тоже! Очень!
С удовольствием делала этот пост. Ни один текст с биографией не понравился, да и нет полной... пришлось собирать.
У меня немного... Я попросила людей помочь. Если получится, соединю ссылками.
«Ах, женщины – и красота, и праздник,
И героини юношеских снов.
С рожденья в дочерях Весны прекрасной,
Надежда наша, Вера и Любовь».
М. Ножкин
«Я в весеннем лесу пил березовый сок…». Пожалуй, этих нескольких слов из песни – визитной карточки фильма «Ошибка резидента» – хватит для того, чтобы у любого сразу же возник образ Михаила Ножкина, с героем которого разведчиком Бекасом (в обычной жизни Павлом Синициным) ассоциировалась эта песня.
У этого замечательного актера в послужном списке не так уж и много киноролей, но и такого количества хватило для того, чтобы сам Михаил Ножкин и его герои стали поистине народными.
Более узкому кругу людей Михаил Ножкин знаком не только как актер, но и как автор и исполнитель проникновенных песен, поэт, композитор, драматург и даже публицист.
А еще Михаил Иванович – человек неравнодушный, истово любящий свою Родину и очень остро воспринимающий все ее радости и горести.
М. Ножкин о женщинах
К женщинам я отношусь в высшей степени уважительно, потому что женщина – это определяющая сила, особенно в России.
Как я написал в одной песне, «Все подвиги свои и все ошибки мы совершаем только для нее». Для нас, мужчин, женщины – это стимул творчества, роста, работы, достижения чего-то в жизни. Вернее, один из стимулов, но особенно важный.
В России женщины занимают особое место. Я объездил десятки стран, многое и многих видел и, основываясь на своем творческом и жизненном опыте, могу сказать – у нас какая-то особая женская порода. Русская философия всегда связывала представительниц прекрасного пола с духовным восприятием мира и жизни. Недаром у нас женщина символизирует хранительницу очага, берегиню, да и сама Россия тоже женского рода. Все это неслучайно.
Я уж и не говорю об общеизвестном факте, что наши женщины по-настоящему красивы.
На протяжении тысячелетий наши женщины достойно представляли прекрасную половину человечества. Ни одна цивилизация за время своего существования не испытывала такого исторического напряжения, как наша. Например, за последнюю тысячу лет мы в общей сложности около 600 лет вели войны – большие или малые. Нам никогда не давали покоя, не дают и сейчас и, скорее всего, не будут давать и в будущем. Поэтому перед Россией всегда стояла задача или победить и выжить, или проиграть и исчезнуть навсегда.
А российская женщина все эти столетия выполняла особую историческую миссию – преодолевала трудности, растила детей, хранила дом, все держалось на ней, поскольку мужчина был на войне. А когда было особенно трудно, женщина брала меч и шла воевать, вставала плечом к плечу с мужчиной. То есть была уже не только хранительницей очага, но и воином. Где, в какой стране мира, на протяжении стольких веков женщины выдерживали такие трудности? Мужики много раз срывались, устраивали перевороты, бунты, междуусобицы… А стабильность держалась и держится на женщинах.
Женщина успешная
В моем представлении это нормальная самодостаточная женщина, являющаяся нужным человеком для общества. Успешная женщина – обязательно профессионал, знающий свое дело, она может обеспечить себя и детей куском хлеба.
Сегодняшняя женщина не может и не должна, к сожалению, зависеть от мужика. Время не то.
Успех для женщины- это еще и осознание себя как личности, и создание себя как личности, и наличие условий и возможностей для реализации собственных способностей. И, наконец, женщина не успешна, если у нее нет семьи и, главное, нет детей.
Лариса Дмитриевна Голубина
Родилась 28 января 1981 года в Москве.
Закончила Высшее Театральное училище им. Щепкина в 2001 году, с этого же года актриса МХАТ им. М. Горького.
Внучка знаменитого артиста и барда Михаила Ножкина
Лариса-неродная внучка, она дочь пасынка Ножкина, сына жены (от первого брака).
Михаил Иванович любит жену, как и прежде
Жена Ножкина Михаила была светлым и талантливым человеком.
Лариса Лаврентьевна Голубина-Ножкина родилась в 1920 году, была завлитом Театра Эстрады и абсолютно во всем поддерживала своего мужа.
М. Ножкин:
Мы прожили с Ларисой без трех месяцев 45 лет. Для нашего мира актерского, литературного, где по пять-десять раз женятся-разводятся, – это удивительно. Она действительно была светлым человеком от рождения.
Бывает с Божьей искрой человек, вот она была такой, как-то светилась изну
Она помогла мне в себя поверить, в то, что у меня есть способности........
Супруга М. Ножкина была старше мужа на семнадцать лет.
Умерла она в 2004 году..........
БЕРЕГИНЯ....
Где бы ни был я, где б ни мотался по белому свету,
Лучше дома родного на свете обители нету,
Там меня моя милая ждёт, я души в ней не чаю,
И, как встарь на Руси, Берегиней её величаю.
Мы друг друга вовек не покинем,
Не дождутся такого враги.
Берегиня, моя Берегиня,
Береги ты себя, береги.
Берегиня, моя Берегиня,
Береги ты себя, береги.
Ты мне, грешному, свыше во благо дана, во спасенье,
Я гляжу на тебя и опять на душе Воскресенье,
Ты и радость моя, и отрада моя, и награда,
Быть бы рядом с тобою- и большего счастья не надо.
Мы с тобою одною по жизни шагаем дорогой,
И одною с тобою судьбою живём – слава Богу!
И когда призовёт нас Всевышний в небесные сини,
Мы и там, в небесах, будем вместе парить над Россией......
Татьяна, спасибо за Берегиню!
Жаль, что только это фото Ларисы Лаврентьевны Голубиной-Ножкиной есть в сети.
Ну что ж. Есть это-и хорошо. Его супруга была очень замкнутым человеком, не любила распространяться о своей личной жизни-наверное, поэтому мало фотографий, хотя о Михаиле Ножкине информации много.
Зато теперь слишком много всего о мелькающих мадоннах и примадоннах
Еще немного, с твоего позволения, Альбина. Рассказывает Ножкин:
Моя любимая роль..... Наверное, все. Я ведь еще выбирал фильмы и по темам, которые были мне интересны.
Например, Рощин из «Хождения по мукам». Это роль заняла почти пять лет моей жизни. Тема в фильме историческая – Гражданская война, а я всегда очень любил историю и очень трепетно относился к ней. Это наша память, точка опоры.
Рощин – герой классический. То, что происходило с ним в Гражданскую войну, случалось с другими людьми и раньше, и позже него. В событиях 1991 года каждый нормальный человек мог себя считать Рощиным. Да и сегодня есть масса нормальных порядочных людей, офицеров всех родов войск, наших современников, перед которыми встали проблемы моего героя. Они такие же Рощины, так же, как и он, почувствовали, что вдруг оказались не нужны Родине, что государство их предало, а мир вокруг изменился. Те же проблемы встают перед всеми нормальными людьми во всех странах мира.
Рощин – это настоящий достойный русский человек, который не просто существует на животном уровне, а ищет смысл своей жизни, пытается ответить на вопрос «Зачем он пришел в этот мир», понять, какое место он должен играть в жизни общества и Родины, с кем ему быть и куда идти. Это вечная проблема думающих и неравнодушных людей, и поэтому мне этот персонаж особенно близок. Мы ведь не сами по себе пришли в этом мир, до нас были десятки поколений. В результате появились мы.
Зачем мы пришли? Чтобы пьянствовать? Разваливать то, что люди создали до тебя?
Нужно осознать, что ты – звено в цепи поколений. Если ты разорвешь его, то одна из струн, которая держит государство, лопнет, и ты будешь предателем.
Мы в долгу перед людьми, которые нас создали. Нужно что-то сделать в своей жизни, как-то послужить Отечеству… Рощин приходит к пониманию этого.
БЕКАС ИЗ «ОШИБКИ РЕЗИДЕНТА» И «СУДЬБЫ РЕЗИДЕНТА»
– Эта работа мне была очень интересна, поскольку история полностью взята из жизни. Я имею в виду первые два фильма про резидента. Я даже знал людей, которые участвовали в этой операции.
Мой герой Павел Синицин,
Бекас – яркий представитель своего поколения, один из тех, кто сознательно и бескорыстно пришел служить обществу и исполнял свой долг верой и правдой. Мне очень приятно, что этот персонаж стимулировал многих молодых людей пойти работать в разведку. До сих пор ко мне подходят сотрудники этих служб, уже пожилые люди, и говорят: «Большое спасибо, я решил пойти в разведку после вашего Бекаса». Много и тех, кто решил сделать профессиональную карьеру в армии после того, как увидел Рощина. Для меня это высшая награда.
Хотелось бы упомянуть еще одного моего героя – майора Шатохина из советского боевика «Одиночное плавание». Этот фильм вышел на экраны в 1985 году. Картина получилась очень неплохой, а могла бы быть еще лучше. Но когда мы ее снимали, уже началась перестройка и власти беспокоились о том, что подумает о нас мир, когда увидит фильм, где русские дают «жару» американцам. Съемкам мешали, начались трудности с финансированием, не давали оружие и военную технику. Но опасения оказались напрасными. «Одиночное плавание» было очень хорошо принято за границей. Пожалуй, это был первый советский фильм, который с успехом прошел по 90 странам мира. Почему? Потому, что там были адекватно продемонстрированы наши армейские силы.
Посмотрите зарубежные фильмы тех лет, например, картины о Джеймсе Бонде. Нас показывают как каких-то кретинов в телогрейках и валенках с допотопным оружием. Этот образ насаждался десятки лет, насаждается он и сейчас. Советский Союз не обращал на это внимания.
А потом вдруг вышло «Одиночное плавание». О картине была масса публикаций в ведущих зарубежных изданиях, сюжеты на влиятельных телеканалах. Иностранные журналисты за эту работу прозвали меня «русским Рембо».
– Был такой фильм «Каждый вечер в одиннадцать», единственный фильм о любви, в котором я снимался. Поначалу я не хотел браться за эту работу. Прочитал сценарий – не понравился. И я сказал режиссеру, Самсону Самсонову, что отказываюсь от роли. Но тот буквально взорвался, сказал: «Как ты можешь отказываться. Это же монофильм, где у тебя главная роль. Более того, это фильм о чистой любви, о которой никто не говорит на экране и, скорее всего, не скажет еще долгое время. Больше такого тебе никто не предложит». В конце концов прочитав сценарий еще раз, я согласился. И никогда об этом не пожалел.
Фильм получился очень красивый и лирический. Он вышел на экраны в 1970 году и в течение двух лет был бесспорным лидером кинопроката, и это несмотря на то, что картину поругивала пресса.
Помню, в 1970 году, согласно данным журнала «Советский экран», только на втором месте после нас стояла очень популярная тогда испанская «Королева Шантеклера».
Мало снимаюсь сейчас.
– То, что предлагают – не нравится, жалко тратить на это время. Для кино я пишу сценарии, сейчас у меня готово три. Один из них сделан по просьбе моих друзей из разведки, с этими людьми я дружу еще со времен «Ошибки резидента». Они соскучились по Бекасу, по положительному герою, о котором вы говорите.
Я начал писать этот сценарий еще в 80-х, потом забросил – Бекас в нем еще не действовал. Теперь же это двухсерийный остросюжетный боевик, но не продолжающий «Ошибку резидента», а продолжающий рассказ о судьбе одного из героев того фильма. Действие происходит в сегодняшнее время, Павел Синицин – человек уже в возрасте, но продолжает работать на страну, по сюжету у него много приключений, картина должна быть очень динамичная. Есть люди, которые хотят поставить этот фильм, готова и съемочная группа. Сейчас идет поиск источников финансирования.
Конечно, литература для меня в принципе важнее, она на первом месте. Кино – очень интересно, но мои роли в нем, так или иначе, могли бы сыграть и другие люди. А вот то, что я делаю в поэзии, и вообще в литературе, не может сделать никто. Это более индивидуально. К сожалению, я много потерял времени, работая в стол. Кое-что было издано еще в советские годы, но с издательствами у меня сложились не самые приятные отношения, уж очень много они меня редактировали без спроса, и это надолго отбило у меня охоту печататься.
В постсоветские годы книжные прилавки были переполнены всякими дешевыми книгами, которые и литературой-то назвать нельзя, и мне не хотелось, чтобы мои произведения потонули в этом развале. Да и вообще, я не тщеславный человек, и видеть свои книги изданными для меня не было принципиально.
Сейчас готовится моя большая книга, куда, помимо стихов, я планирую включить пьесу, новеллы, сценарий, баллады, может быть, будет там и публицистика.
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ВРУЧИЛ МНЕ НАГРАДУ – ОРДЕН ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
– Святейший, когда вручал мне этот орден, сказал примерно следующее:
«Сергий Радонежский всю свою жизнь сражался за Россию, и вы тоже всю свою жизнь сражаетесь за Родину. Мы решили, что эта церковная награда вам подойдет больше всего».
Альбина, вот еще о Ножкине М. и Ларисе Лаврентьевне....
Поездка в поезде всегда настраивает на нужный лад, успокаивает. В поезде хорошо, уютно. Вошел в купе и на время поездки принадлежишь только этому пространству, своим мыслям.
Для кого-то поезд, дорога, как говорится, раз в год по необходимости, а для меня это кусок жизни – то съемки, то гастроли. И, что очень важно, в поезде успеваешь отдохнуть, психологически перенастроить себя на предстоящую работу.
И жена моя Лариса поезда любила. Когда мы с ней собирались в отпуск – в Крым или в Абхазию, – она всегда говорила: «Вот сядем в поезд и начнем отдыхать».
– Михаил Иванович, я недавно узнал, что вы потеряли верного и преданного друга – супругу Ларису Лаврентьевну. Примите самые искренние соболезнования...
– Мы прожили с Ларисой без трех месяцев 45 лет. Для нашего мира, актерского, литературного, где по пять – десять раз женятся-разводятся, это удивительно. Кстати, для многих это было, чего там скрывать, раздражающим фактором: как это так, чего это им вместе надо?
А в последние годы, наоборот, говорили: ой, а вы все вместе, как это здорово! Какие же вы молодцы! А я пять раз женился, десять раз развелся – ни кола, ни двора, ни души, ни света – ничего.
– В чем секрет создания хорошей семейной пары?
– В родстве душ. Мы нашли друг друга по Божьей воле – вот и все. А остальное все чепуха. Она как-то сказала: «Имей в виду, я от тебя никуда не уйду и, что бы ни было, я всегда буду рядом с тобой».
И я ей сказал: «Я тебя никуда и не отпущу никогда, куда бы ты ни ушла, ты всегда будешь рядом».
Наша семья консервативная по складу, православная, спокойная, несуетливая.
Мы не ходили на тусовки, нам это было неинтересно смолоду. А если и приходилось по необходимости, то хотелось поскорее уйти оттуда, где пустота, напыщенность, самовосхваление...
Ярмарка тщеславия?
– Ярмарка тщеславия. Поэтому нас не тянуло туда никогда. Мы знали, что есть другой мир, есть Россия, есть история, есть традиции – это очень важно. Мы никогда не жили сами по себе, все, что происходило в стране, всегда нас волновало. И мы всегда считали, что главная проблема России – это не состояние армии, экономики, образования или медицины, а отсутствие совести у власть имущих. Зачем идет человек во власть? Чтобы служить народу. Власть, как и популярность, кстати говоря, – это прежде всего ответственность.
– Если бы все так думали, Михаил Иванович, мы бы с вами давно жили в другом обществе. К сожалению, для многих «хождение во власть» – это лишь временная кормушка. «Сходил», а потом всю жизнь получай дивиденды...
– Полная безответственность слуг народа удручает. Никто ни за что не отвечает. Наворовал, награбил, потом ушел в отставку, а миллионы остаются у него. И Лариса полностью разделяла мое мировоззрение, взгляды на жизнь, на вещи, на людей, на ценностные категории.
– Если бы вам пришлось назвать главное качество, которое подкупало вас в вашей супруге?
– Она была очень светлым человеком. Бывают люди с божьей искрой, вот она такая – прямо светилась изнутри. Я звал ее в шутку «Ваша Светлость». При этом Лариса была поразительно скромным человеком, абсолютно неприхотливым. И, что удивительно, особенно в современном мире, она была всегда выше денег, заработков. Она отговаривала меня от концертов, каких-то поездок. Я говорю: ну там же заработок, деньги. Да не надо, Бог с ними, обойдемся, зачем тебе мотаться? Отдохни, посиди, попиши.
Вот эти ее милосердие, доброта, отзывчивость – чисто русские черты. Ведь единственный язык, в котором есть слово «достаток» – русский. На Западе не понимают, что значит достаток, если ты можешь взять еще. А у нас говорят: мне достаточно, пусть другим останется.
– Расскажите, как вы познакомились? Какой была ваша первая встреча?
– Ее детство прошло в Ташкенте, отец воевал с басмачами в Средней Азии, а мать боролась с беспризорщиной.
Лариса была очень красивая, стройная, училась хорошо, круглая отличница. Занималась большим теннисом, гимнастикой. После школы окончила МГУ. Какое-то время работала режиссером-стажером Большого театра, а потом ее пригласили на работу в Министерство культуры России. Она заведовала всей репертуарной политикой. Без ее подписи не выходила ни одна афиша. Тогда это было очень ответственно – репертуар, слово, мысль. Это не то, что сейчас, когда никому не известный артист может всю Москву залепить своими афишами, потому что в него кто-то вложил ворованные деньги.
Позже вместе с известным артистом и библиофилом Николаем Павловичем Смирновым-Сокольским они организовали Театр Эстрады, он был там худруком, она завлитом. При театре открылась театральная студия эстрадных искусств, и я туда пришел. Вот там мы и познакомились.
– Это была любовь с первого взгляда?
– Да, мы сразу прониклись симпатией друг к другу, а потом в процессе совместной работы это чувство окрепло. После окончания студии я остался работать в театре. Это был добрый, хороший дом, где выпускалось много спектаклей, программ. Лариса там проработала с 50-х до конца 70-х, и все, что за этот период выпускалось в Театре Эстрады, происходило при ее непосредственном участии. Все программы Райкина, Утесова, Мироновой и Менакера, фестивали «Русская зима»...
– Михаил Иванович, а чему вы научились у нее?
– Главное, чем она помогла – вот как перед Богом, – это верой в меня. Потому что я был молодой актер, сложная жизнь, непростые взаимоотношения с коллегами... Тем более пошел и как актер, и как эстрадный автор, драматург, стал все больше и больше писать. Причем во всех формах, во всех жанрах – писал стихи, куплеты, фельетоны, прозу, песни, интермедии, даже цирковую программу для Олега Попова, но это отдельный рассказ.
А сначала было трудно. И она всегда верила в меня и помогла мне в себя поверить. Знаете, русский человек всегда недооценивает свои возможности в отличие от многих других, которые переоценивают себя.
На похоронах Ларисы было много народа, с ней пришли проститься люди самых разных профессий – все, кто знал и любил ее. В организации похорон и поминок приняли активное участие ветераны спецслужб организации «Вымпел – Союз».
– Говорят, прошлое сильно тем, что в нем ничего нельзя изменить, оно навсегда с нами...
– Сорок пять лет! Это действительно Божье провидение, потому что необъяснимое было единство душ. Она была по-настоящему чистым человеком и в помыслах, и в делах. Мы говорим: русский человек. Вот она была почти идеальным русским человеком, идеальной русской женщиной, как мы себе ее представляем, – скромной, работящей, умной, толковой, неприхотливой, очень доброй, милосердной. Мы с ней вдвоем прошли тернистый путь, особенно первые лет пятнадцать. Она поддерживала меня и в тяжелейший период, когда за острые песни меня подвергли травле функционеры ЦК ВЛКСМ. Выживали, чуть не посадили, а в 1967 году вообще выгнали со сцены. И я остался без работы.
Да и в последние годы, сами понимаете, у меня хватало «задушевных друзей», которые норовили задушить. Особенно с телевидения. Меня же как будто нет! Но я спокойно к этому отношусь, понимаю, что с моим патриотическим мировоззрением, с моей верой в Россию, с заботой о государстве, с болью о нем я им, этим нынешним, не нужен. Но они временщики, их время проходит.
– Михаил Иванович, вам выпало великое счастье встретить в своей жизни настоящую любовь. Что греха таить, именно женщины формируют нас, мужчин...
– Конечно, на женщинах все держится. А в России женское начало особенно сильно. Да, собственно, и вся страна держится на женщинах, если вспомнить серьезные события, ту же войну. Мужики на фронте, но фронта без тыла не бывает, а тыл – одни женщины, это колхоз, завод, трудовой фронт. На них и выехали.
У женщин есть много оснований сердиться на нас, мужчин. Развалили страну. Это сделали не женщины, а мужики у власти – бестолковые, продажные, неразворотливые, мелкие, без какого-то стержня внутри. Как сказал классик: были времена в России тяжелее, подлее не было.
Мне говорят: Михаил Иванович, что вы за Россию всю жизнь пупок рвете, посмотрите: кругом грязь, бомжи...
Я говорю: во-первых, это несчастные люди. А во-вторых, я не за эту Россию, которая мне тоже не нравится. Это болезнь России. Я живу ради той России, в которую мы верим и хотим, чтобы она была такая.
Мне очень близка мысль Достоевского, которого однажды спросили: почему Русь – святая, что там, святые, что ли?
Он говорит: «Да нет, конечно, но о народе нужно судить не по тому, как он живет, а по тому, как он хотел бы жить». К чему мы стремимся, какие у нас идеалы – вот что главное.
Игорь ЛОГВИНОВ.
Фото автора.
Лариса Лаврентьевна, супруга М. Ножкина
Мы.....
А ты из девятнадцатого века.
Не очень из двадцатого и я.
Два русских непрактичных человека,
Такая нетипичная семья.
Вокруг за долю лучшую сраженья,
А мы ту долю, что судьбой дана,
Приемлем целиком, без возраженья,
И нам другая, в общем, не нужна.
Глядим в зелено-голубые дали,
Фантазиям конца и края нет.
Страдаем так, как прадеды страдали,
Не за себя, за целый белый свет.
Романтики, мечтатели смешные,
Весь мир в добро хотели б нарядить,
И разочарования сплошные
Не в силах нас ни в чем разубедить.
Все в розовом хотим увидеть свете,
И каждый встречный нам и брат, и друг,
Наивны и доверчивы, как дети.
А нам по морде ото всех вокруг.
Витаем в облаках по бездорожью
И на песке возводим города,
Нас опустить на землю невозможно.
Нас можно только в землю навсегда.
Мы вроде не юродивы с рожденья
И современны вроде бы во всем.
Но убежденья мы со дня рожденья,
Как тяжкий крест, с улыбкою несем.
Нам честность – словно вечные вериги,
Нам совесть – добровольная тюрьма,
Достаток нам как будто грех великий,
А скромность – наша вечная сума.
И все-таки мы счастливы, ей-Богу,
Мы вместе, мы одной судьбой живем.
Одну с тобою выбрали дорогу,
Одну – Россию – родиной зовем.
Пусть ты из девятнадцатого века,
И пусть не из двадцатого и я,
Два русских непрактичных человека,
Мы все-таки счастливая семья.
Михаил НОЖКИН.
1982 г.
Фотография конца июня 1941 года. Начало войны
Берегиня Михаила Ножкина - Ляленька
Альбина, есть и история маленькая песни:Я в весеннем лесу))))
Песня в исполнении Михаила Ножкина сразу полюбилась зрителям. Простая в исполнении, душевная, трагическая и в духе времени она звучала повсюду. Её пели люди, пережившие войну и фашистский плен, а также продвинутая молодёжь, которая, возможно, уже не понимала первоначального смысла песни. Впрочем, эмигрантская тема в России стабильно актуальна и популярна. Меняются лишь нюансы.
После выхода фильма “Ошибка резидента” на экран авторство песни “Я в весеннем лесу” быстро приписали Михаилу Ножкину. Тем более и в титрах это было указано. Многие до сих пор считают М. Ножкина автором или соавтором песни. Но это заблуждение. Песню “одного из пропащих сыновей Родины-матери” написал совсем другой человек. И почти за 15 лет до того, как она стала известна широкому кругу слушателей. Кто же это?
Настоящий автор песни “Я в весеннем лесу”
Настоящим автором текста и музыки песни “Я в весеннем лесу” был Евгений Данилович Агранович (1918-2010) — советский и российский кинодраматург, сценарист, писатель, поэт, бард и художник, младший брат советского кинорежиссёра и сценариста Леонида Даниловича Аграновича (1915-2011).
Он не был перемещённым лицом, не видел “бразильских болот малярийный туман”, “и вино кабаков, и тоску лагерей” он не познал. Но много общался с подобными людьми на фронте, когда служил в войсках К.К. Рокоссовского. Тогда же у Аграновича возникла мысль написать “песню перемещённых лиц”. Но воплотил он свою идею гораздо позже. Дело было так.
В 1954 году на киностудии имени М. Горького снимали шпионский детектив “Ночной патруль” (1957) с Марком Бернесом в главной роли. И нужно было написать песню для главного героя. Евгений Агранович предложил свой вариант — песню “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”. К тому времени Агранович 12 лет сотрудничал с киностудией и писал русские тексты песен всех дублируемых там фильмов. Поэт рассчитывал, что его песня прозвучит в картине. Тем более сам Марк Бернес высоко оценил творчество Евгения Аграновича и очень хотел исполнить песню в кадре. Однако руководство киностудии песню “завернуло”.
Сработал принцип “каждый сверчок знай свой шесток”.
Агранович был на киностудии всего лишь переводчиком. Конечно, он не мог самостоятельно написать ничего стоящего — так рассудили местные боссы. Поэтому “Песню о Родине” для Марка Бернеса написали известный композитор Андрей Эшпай (1925) и популярный в то время поэт-песенник Лев Ошанин (1912-1996). Сейчас главную песню фильма “Ночной патруль” вряд ли кто-то вспомнит, да и после выхода картины на широкий экран песня не произвела на зрителей особого впечатления.
Песня-скиталец
После отказа руководства киностудии песня осталась у Е. Агнановича и повторила судьбу “пропащего сына Родины” — почти 15 лет она “гуляла” по магнитофонным записям и в среде киношников. Если бы не один случай, мы бы и не узнали о песне “Я в весеннем лесу”.
В начале 60-х годов режиссёр Вениамин Дорман снимал музыкальную комедию “Приезжайте на Байкал” (1965). Во время съёмок пошёл дождь, и съемочная группа спряталась в бане.
От скуки стали петь под гитару.
И когда одна из актрис спела “Я в весеннем лесу”, Дорман вскрикнул: “Где взяла слова? Кто автор? Это же песня для моего следующего фильма!”. К счастью, автор песни — Евгений Агранович — был в составе съёмочной группы.
Так песня, не подошедшая для одного шпионского детектива, прозвучала почти через 15 лет в другом....))))
После премьеры фильма “Ошибки резидента”, песню о судьбе “одного из пропавших сыновей Родины-матери” пел весь Советский Союз.
И наутро Евгений Агранович… не проснулся знаменитым. Более того, вся слава и народная любовь достались Михаилу Ножкину, исполнившему “Я в весеннем лесу” кадре.
Почти как в песне: “Был я смел и удачлив, а счастья не знал”.
(Сеть)
Скоро у нас будут требовать точную ссылку, откуда взят материал.
Отвечаю:прочла на одном из форумов.
А про Евг. Аграновича действительно надо бы сделать пост-он того заслуживает.
Кто-нибудь смог разобрать, какие стихи Ножкин посвятил любимой жене на надгробии?
Хотя бы первую строчку, пожалуйста
Я ,кроме имени-Ляленька, к сожалению, ничего разобрать не смогла....
Лариса Лаврентьевна Голубкина-Ножкина
Завлит театра Эстрады, жена поэта, актёра н. а. РСФСР Михаила Ивановича Ножкина. Похоронена на 36 участке Ваганьковского кладбища.
Текст пока не нашел
Татьяна, кликни на фото. Потом на значок в правом верхнем углу фотки. Посмотришь - обратный ход действий...
БЕССМЕРТНЫЙ МАРШ
Ножкин Михаил
Война закончилась. И пушки замолчали,
И годы сгладили великую беду,
И мы живём. И мы опять Весну встречаем,
Встречаем День Победы, лучший день в году.
И от Камчатки до прославленного Бреста,
От Севастополя до Мурманских широт,
Печаль и радость по стране шагают вместе,
И снова память нам покоя не даёт.
И вновь зовут колокола святые,
И вновь страна в единый строй встаёт,
Бессмертный полк, Бессмертная Россия
Уверенно в грядущее идёт!
Война закончилась. Но песней опалённой
Над каждым домом до сих пор она кружит.
В войну отцов и дедов наших миллионы
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить!
Они исполнили солдатский долг суровый,
И до конца остались Родине верны,
И мы в Историю заглядываем снова,
Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.
Война закончилась. Но в мире нет покоя,
И снова недруги пугают нас войной,
Мы не боимся их – у нас страна Героев,
И все готовы встать за Родину стеной!
Война закончилась. Но память поколений,
Как фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас никогда никто не ставил на колени,
И не поставит ни за что и никогда!
2015 г.
И в заключение-еще немного.
И Это Все О Нем, о Михаиле Ножкине (Сеть)
..................
«Ножкина убрать!» Главный патриот советского кино оказался под запретом цензуры
....................
19 января Ножкину исполнилось 80 лет.
- Я к юбилею должен был вместе с Военным ансамблем им. Александрова записать два диска со старыми и новыми песнями, да вот не успел.
Мой друг, начальник ансамбля Валерий Халилов, погиб в этой страшной декабрьской авиакатастрофе в Сочи. Хороший мужик, светлая ему память.
Я всегда говорил, что армия требует особого внимания. Не будет армии, нас не станет. И когда несведущие люди спорят, дескать, не надо нам лезть в Сирию, объясняю: надо! Если мы сейчас не вмешаемся, ИГИЛ придет к нам.
Я не был партийным,потому что идеологией заправлял Александр Яковлев.
А он, как сейчас уже открыто пишут, был завербован вместе с предателем-кагэбистом Калугиным еще в 1961 году, когда оба поехали учиться в Колумбийский университет.
При Брежневе был случай, когда к генсеку пришли Шолохов, Твардовский, Свиридов. Шолохов начал с мата: «Сколько можно нам цэрэушников терпеть?! Почитай, что у тебя идеолог пишет». Брежнев Яковлева убрал, сделав послом в Канаде, а Горбачев вернул.
Я стал как бы диссидентом...
Выступать на сцене с авторскими песнями я начал раньше Высоцкого, в 1958 году.
А стал диссидентом, когда журнал «Таймс» поместил меня на второе место после Александра Солженицына.
Поводом послужил тот факт, что меня в 1967 году выгнали из Театра эстрады, когда руководству не понравилась моя программа «Шут с тобой». Оказалось, я - самый «острый» на сцене.
Однако я не был диссидентом, потому что воевал не со строем, а с теми, кто разваливал страну: Хрущевым, Горбачевым, Ельциным.
А диссидентом сделали так: мои песни тайком записывали на концертах и крутили на антисоветских радиостанциях «Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна».
После меня в списке поставили барда Александра Галича. Он купился, потому что подкормили.
Мне ведь тоже предлагали за деньги остаться на Западе.
Галич был в полном порядке: пьесы шли, сценарии писал. Его песня «Начальничек» носила социальный подтекст, но ничего враждебного в ней не было. Саша никогда не выступал против власти. Но в какой-то момент Галич завелся, потому что, может, где-то ему не дали выступить, и уехал в Париж. И когда увидел, что там одна шантрапа, решил вернуться на родину. Тогда его устранили: якобы ударило током от кипятильника в номере. Мне рассказали об этом, когда я попал в Париж с концертами эмигрантского общества «Родина».
Я был одним из создателей в 1962 году«Голубого огонька»…
- Это теперь программа стала попсой, а при мне это была социальная передача.
Сейчас на экране только говоруны и «озвезделые».
Прекратилось мое сотрудничество с Давидом Тухмановым
- Одна из причин нашего с ним не то что конфликта, но расставания - его на тот момент супруга, Татьяна Сашко. Она вмешивалась в нашу с Давидом работу. Она даже спела песню на мои стихи «Я люблю, тебя, Россия!». Первый ее записал Юрий Гуляев, а потом Сашко вдруг исполнила в какой-то радиопередаче. Плохо спела, вот Людмила Зыкина и Иосиф Кобзон - хорошо... Судьба Тухманова сложная.
С Татьяной он развелся, вторая жена увезла его в Германию, где он тапером работал, а третья супруга увезла в Израиль.
В Россию он приезжает только в связи с важными событиями.
Я часто играл военных и видел смысл жизни в том, что парни, посмотрев на моих героев, пошли бы в армию, на флот. Но были у меня и роли в мелодрамах. В фильме «Каждый вечер в одиннадцать».
Мы с актрисой Маргаритой Володиной затронули важную в то время тему: как молодым людям найти друг друга.
Ответ: по телефону. Через полгода после выхода фильма в Комитет кинематографии пришло письмо из Министерства связи с претензией. Создателей фильма обвиняли в том, что в вечернее время линии оказались перегруженными личными звонками.
В 1967 году снимали «Освобождение»., и я впервые поехал за рубеж.
Снять нужно было берлинские развалины, потому что их собирались в 1968 году убрать. Не могу сказать, что серый Берлин произвел на меня впечатление. Мой отец прошел плен Бухенвальда, поэтому я с трудом туда поехал.
Никакой Голливуд бы не сделал то, что мы в «Освобождении»! Привлекли к работе настоящие полки и дивизии. Танковым батальоном у нас командовал полковник, который командовал дивизией во время взятия Берлина. Сначала фильм назывался «Освобождение Европы».
Но страны-союзники стали возмущаться: дескать, мы тоже участвовали в победоносном наступлении. Тогда ЦК партии предложило режиссеру Озерову поменять название на «Освобождение». Какое там освобождение другими социалистическими странами?! Да, были партизаны в Югославии, 1-й Польский корпус и другие части, но это лишь малые группы. Как они могли освободить целые страны?
Когда поляки сняли сериал «Четыре танкиста и собака», мне было смешно. Немцы вошли в Польшу, и чуть более чем через месяц Польша капитулировала. Ляхи сбежали в Англию, бедные - к нам. Ясно, что поляки хотели сделать так, чтобы они сами себя освободили, потому что советского строя не хотели. И просили, чтобы в картине показами их освободительную армию. Когда мы фильм привезли в Варшаву, они сидели во время показа и считали: сколько раз упомянули Польшу.
Снимали боевые действия в Берлине....
- Пушки и танки так грохнули холостыми, что мебель в офисах подпрыгнула и стекла вылетели.
Когда мы пустили танки вдоль набережной Шпрее, вмешались полицейские и запретили съемки. Наш полковник тогда бросил: «Пусть спасибо скажут, что не боевыми бьем».
- Гитлера в «Освобождении» сыграл немецкий актер.
- Фриц Диц был коммунистом, он не хотел играть фюрера. Немцы говорили, что он лучший из всех Гитлеров.
По городу мы передвигались на автобусах. Как-то в гриме поехали на съемки, и тут дорогу перекрыли из-за поезда. Мы в форме вместе с «Гитлером» вышли покурить.
Из проходящего поезда на нас, вытаращив глаза, смотрели люди.
На следующий день Озерова вызвали и сказали: «Не выходить в форме нацистов из автобусов. По городу уже поползли слухи».
Последний Бой-Освобождение
Ошибка Резидента
Биографию мою просмотрели. В основе ведь реальная история контрразведчика. До сих пор его имя я называть не вправе. В1991 году отмечали юбилей разведчики-нелегалы. Я был единственным актером, которого пригласили.
Мы первыми показали в кадре детектор лжи.
Контрразведчики, когда увидели наш сундук, сказали: «Какой это детектор? Над нами все разведки мира смеяться будут». Оказывается, все фильмы о разведке в обязательном порядке смотрят во всех разведках мира. В общем, прибор наш не утвердили. Контрразведчики попросили три дня на подготовку. В стране тогда было всего два детектора, которые либо привезли из-за кордона, либо скопировали.
В фильме была реальная аппаратура, на которой меня проверили. Я прошел детектор. Мне контрразведчики объяснили, как это сделать.
Нужно отвечать с эмоциями, чтобы во время всех ответов амплитуда колебаний была одинаковой. Потом эта сцена показывалась во всех учебных фильмах будущим разведчикам.
НАСЧЕТ АВТОРСТВА ПЕСНИ:БЕРЕЗОВЫЙСОК
- Режиссер Вениамин Дорман попросил меня посмотреть у его приятеля Аграновича эмигрантские песни. Тот их собирал. Я взял стихи «Я в весеннем лесу пил березовый сок» и написал музыку. Но главное, дописал куплет. Потому что иначе получалось по смыслу, что какой-то герой отрицательный. Бросил женщину, скрывался за границей, тосковал в лагерях. В общем, уголовник.
Куплет такой:
Навалилась война,
Искорежила жизнь,
Роковая судьба мои беды вершит,
Но куда мне бежать?
Что мне делать, скажи!
Что же мне совершить для спасенья души?
Но Веня запустил вариант без куплета, а авторами в фильме поставил две фамилии.
Через пару лет Агранович оформил в РАО авторство на одного себя. Я не стал с ним разбираться, потому что жалко мне его стало: фронтовик. Пятьдесят лет прошло, а он ни разу даже не позвонил.
В фильме «Ошибка резидента» кинозрителям впервые показали проверку на детекторе лжи
Жена спасала
Лариса окончила филологический факультет МГУ.
Работала в Министерстве культуры, возглавляла отдел, отвечающий за литературную грамотность.
Ни одна программа Райкина без нее не обходилась.
Преодолевала своим авторитетом препоны цензуры.
Миша Жванецкий тоже Ларисе многим обязан, поскольку она правила его фельетоны.
В нее были влюблены многие, в том числе Леонид Утесов, который как-то на одном из юбилеев сказал: «Если бы не жена Елена, я бы предложил тебе руку и сердце». Но Лара ответила: «Твой бронепоезд давно ушел в Одессу».
С Утесовым мы дружили семьями.
Лариса покорила меня умом.
Ей доверяли важные вещи.
Когда в 1953 году в Колонном зале проходило прощание со Сталиным, Ларисе поручили в течение трех дней отвечать за репертуар и питание музыкантов.
Она много раз стояла с траурной повязкой у гроба Сталина .Рассказывала, что подошвы на ботинках Иосифа Виссарионовича были протертыми.
Так что эта история, когда кто-то заметил, мол, надо поменять вождю штиблеты, а начальник охраны Сталина Власик сказал «У него других нет» и заплакал, - правда.
Расписались мы с Ларисой по-тихому, никому не сказав. Разница в возрасте 17 лет нас не беспокоила. Жили 45 лет душа в душу до ее смерти в 2004 году.
Лара и сейчас рядом со мной. В квартире ее портрет висит среди икон.
Жили просто. Жена никогда не просила меня что-то привезти из-за границы, говорила: «Лишь бы сам приехал».
До войны Лариса гоняла на мотоцикле, играла в большой теннис, занималась гимнастикой, разбила колено. Начался тромбофлебит. И когда она забеременела, встал вопрос: или ее жизнь, или ребенка.
Я выбрал жену…
Лариса - мое спасение.
Часто отстаивала меня перед цензорами. Ведь меня запрещали.
Написал я сценарий к сказке Роу «Сын земли родной». Дважды начинали снимать, но из-за моего имени так и не сняли.
Картина «Хождение по мукам» - та же история. Четыре серии сдали, а потом «наверху» говорят режиссеру Ордынскому: «Ножкина убрать!» Тот отказался. Ему втык, у него инфаркт.
Когда он через полгода вернулся, я все-таки продолжил сниматься. Парадокс: будучи под запретом цензуры, я играл только патриотов
Хрущеву
Знали мы большого чародея,
Он нас постоянно удивлял:
Он на целине пахал и сеял,
А урожай в Канаде собирал.
Горбачеву
Жалко мне на Горбачева
Тратить букву, тратить слово
Я такими не привык
Осквернять родной язык.......
( Мнение М. Ножкина- в свободном доступе в Сети интервью с корреспондентом газеты Экспресс по материалам Форумов , посв . юбилею-80-летия)
Лариса
Михаил Ножкин родился в Москве. Отец, Иван Петрович Ножкин рабочий, фронтовик, воевал под Ржевом, познал ужас плена в концлагерях Дахау и Бухенвальде. Мама, Клавдия Гавриловна работала старшей операционной сестрой в госпитале. В военное время, когда отца забрали на фронт, мать с маленьким Мишей и его старшим братом осталась в столице. Жили с родителями в коммуналке, во дворе Яузской больницы. Её госпиталем потом сделали. Михаила Ножкина должны были эвакуировать на Урал, но Клавдия Гавриловна его спрятала, а через несколько месяцев немцы отступили от Москвы. Днём мать прятала детей в сарае, а сама уходила на работу в военный госпиталь. Иногда сыновья отправлялись к больным вместе с ней, и пятилетний Михаил читал раненым стихи, стоя на табуретке. Когда немцев отогнали от Москвы, детишек на лето отправляли в деревню Дубровка на реке Протве, как говорили, отъедаться. Там Михаил узнал деревенскую Россию: научился скакать на лошадях, косить, скирдовать сено.
Учился в обычной московской школе №479. Уже тогда юноша играл в драмкружке и грезил об актерской карьере, но с родителями, считавшими, что для будущего кормильца семьи актерская профессия чересчур ненадежна, у Михаила была договоренность: сначала он должен был получить «нормальную» профессию, чтобы иметь гарантированный кусок хлеба, а потом мог пробовать себя в чем угодно. И по окончании школы Ножкин подал документы в строительный техникум Моссовета. Но, даже получая нетворческую специальность, участвовал в студенческой самодеятельности. Михаил имел опыт работы на стройке прорабом, мастером и инженером ПТО, получив целых три квалификации: арматурщика, слесаря по деревообработке и фрезеровщика.
Так и не расставшись с мечтой о сцене, Михаил Ножкин поступил в театральную студию эстрадных искусств при Театре эстрады, которую окончил в 1961 году. Учиться приходилось по вечерам, после работы на стройке. Окончив студию, Ножкин примкнул к основному составу труппы Театра эстрады. И на этом его карьера строителя благополучно завершилась.
И первая роль на профессиональной сцене - главная. В водевиле «Переодетый жених». А партнеры - Миронова и Менакер. Ножкин много играет. Ещё больше пишет. Его миниатюры, номера и целые программы исполняют кумиры. Новицкий, Миронова, Менакер, Олег Попов. Бен Бенцианов после концерта в театре города Евпатория, где артист в то время снимался, представил зрителям Михаила Ножкина как автора своей программы.
С 1964 по 1967 год Ножкин работал в Москонцерте. В эти годы он прославился как автор и исполнитель собственных произведений - сатирических новелл, куплетов, стихов, баллад. С 1967 года Михаил работает самостоятельно, по договорам. Кроме того, Ножкин сочинил несколько текстов песен, ставших популярными, участвовал в радиопередачах, телепрограммах «Голубой огонёк», «Внимание, эрудиты» и др. Особенно плодотворным стало его сотрудничество с композитором Давидом Тухмановым. На его стихи писали песни В.Шаинский, А.Эшпай, А.Лепин, В.Соловьев-Седой.
Автор текстов песен к нескольким кинофильмам («Золотые рога», «Финист - Ясный Сокол» А. А. Роу и другие). Песни на его слова, такие как «Последний бой», «Последняя электричка», «Девчонка-проказница», «Честно говоря», «Я люблю тебя, Россия», «А на кладбище всё спокойненько», «Образованные просто одолели», «Под городом Ржевом» получили широкую популярность.
В большом кино актер дебютировал в 1968 году, сыграв контрразведчика Павла Синицына, маскирующегося под уголовника по кличке Бекас, в детективной драме «Ошибка резидента» режиссера Вениамина Дормана.
Актрё верно почувствовал условность жанра и резко разграничил две стороны образа. Бекас сыгран предельно достоверно, ведь никто из окружающих не должен ни на секунду усомниться в подлинности лихого уголовника. Но эта достоверность особого рода - театральная, аффектированная. Здесь правомочны фиглярство и надрыв, «развинченность» и настороженная мгновенность реакций. Ножкин как бы предлагает «концентрат» представлений о таком типе - о его бесшабашности, цинизме, пристрастии к роскоши, страхе перед наказанием. Напротив, в другой ипостаси образа Ножкин как будто намеренно стремится к подчеркнуто неяркой обыкновенности своего героя Павел Синицын ничем не выделяется в кругу соратников. В нем нет ничего показного, и даже его героизм - это героизм повседневности.
В 1969 году Ножкин исполнил главную роль в мелодраме «Каждый вечер в одиннадцать».
Герой Ножкина биофизик Стас Николаев шутки ради звонит по номеру, составленному из цифр, наобум названных гостящими у него приятелями, и неожиданно для себя влюбляется в голос на другом конце провода.
Кое-кто из кинокритиков считает фильм неудачным. Однако больше всего писем от благодарных зрителей Михаил Иванович получил именно после него. Может потому, что рассказывается в картине о самом страшном зле в мире - об одиночестве, о неумении хороших людей найти друг друга. Красивое, хорошее произведение.
А доброта - главная черта характера Михаила Ножкина. Художник-гример студии «Мосфильм» И. Перминова, «жаловалась» на актера, хорошо улыбающееся лицо которого так трудно сделать жёстким и волевым, как того требует роль Рощина в фильме «Хождение по мукам». Однако он перевоплощается. И не только внешне, но и внутренне и, отключившись от всего, что волновало сегодня, вчера, начинает жить жизнью героя. Последнее прикосновение гримера - и перед нами уже не Михаил Ножкин, а полковник белогвардейской армии Вадим Рощин.
Важным этапом в творческой биографии актера стала встреча с режиссером С.Герасимовым. В первый раз М.Ножкин снимался у С.Герасимова в фильме «У озера», где сыграл роль Яковлева, обаятельного, интеллигентного молодого ученого. Образ Яковлева - небольшая, но серьезная работа актера, свидетельствующая о способности создать точный портрет нашего современника. Спустя годы С.Герасимов снова пригласил М.Ножкина в свои фильмы о юности Петра: здесь его ждала роль Бориса Голицына - ближайшего сподвижника, верного помощника и старшего друга Петра. Не из корысти (был Борис Голицын очень богат), а только исходя из государственных интересов способствовал он восшествию юного наследника на престол, поддерживал важнейшие начинания царя, дал деньги на флот. Именно в Петре угадал он личность, готовую к смелым реформам, к активным действиям. Зло и жёстко осуждает Борис Голицын настоящее положение дел: «Весь Кремль паутиной затянуло. Бояре по лавкам разлеглись, не добудишься!» Выбрав позицию, Борис все силы, энергию отдает преобразованиям, задуманным Петром.
В семидесятых Михаил снялся в продолжении своей первой картины - детективе «Судьба резидента»,
а также сыграл лейтенанта Ярцева в «Освобождение: битва за Берлин»,
Василия Цветкова в «Земля, до востребования»,
Г.М.Кржижановского в «Надежда»,
Вадима Рощина в «Хождение по мукам»,
князя Бориса Голицына «Юность Петра»
и др.
Любимая кинороль Михаила Ивановича - Рощин в «Хождении по мукам». «Это образ в высшей степени современный и особо для меня дорогой. Ведь мой герой решает вопросы: я и Родина, я и народ, я и общество. Кто я перед лицом событий, которые происходят вокруг? Рощин должен ответить на эти вопросы, но ведь и каждый из нас в своей сегодняшней жизни тоже дает свои ответы, тоже размышляет о выборе своей позиции». Путь Рощина к истине труден и непрост. Вот возвращается он с фронта, потрясенный тем, что все привычные, устойчивые представления рушатся, что Россия «летит в пропасть». В уютной квартире Смоковниковых, которой еще не коснулись бури истории, выплескивает Рощин терзающее его отчаяние Актер начинает свой монолог тихо, почти бесстрастно: все уже случилось, нужно только подвести итог. Отрывисто звучат фразы: «Родины у нас уже нет. Великая Россия - теперь навоз под пашню...» Но постепенно Рощин теряет самообладание, срывается на крик. Нельзя быть спокойным, нельзя со стороны смотреть на происходящее. Ведь так все может рухнуть. Понять, в чем твой долг, - вот главное, что определяет судьбу человека. И Рощин приходит к осознанию своего места в бурных событиях революции и гражданской войны.», - делится актер.
В 1973 году артиста приняли в Союз кинематографистов СССР. Всего в его фильмографии шестнадцать кинолент. В некоторых из этих фильмов прозвучали песни в исполнении Михаила Ножкина. В 1975 году вышел диск композиций его сочинения «Последний бой» (саундтрек к киноэпопее «Освобождение»). В 1986 году фирма «Мелодия» издала пластинку Михаила Ножкина «Песни разных лет».
Начиная с середины восьмидесятых, актер практически перестал сниматься и полностью посвятил себя литературной и общественной деятельности. Его последней киноработой стала роль главы группы морской пехоты майора Шатохина в боевике Михаила Туманишвили «Одиночное плавание».
С 1995 года Михаил Ножкин - член Союза Писателей России.
Артист до сих пор дает концерты, выступает в самых лучших концертных залах страны, в том числе и с большими авторскими вечерами. С первых своих профессиональных шагов он отличался уникальной актерской многогранностью. С 2000 года регулярно выходят сборники песен в его исполнении. За последнее время дискография Ножкина пополнилась альбомами «Время Русь собирать» (2000), «Люди добрые» (2000), «Странный сон» (2000), «А я ее люблю» (2002), «От полюса до полюса» (2006).
Жена Ножкина Михаила была светлым и талантливым человеком. О ней не рассказать многого, потому что она вела закрытый образ жизни. Но известно, что Лариса Лаврентьевна Голубина-Ножкина родилась в 1920 году, была завлитом Театра Эстрады и абсолютно во всем поддерживала своего мужа.
Лучше чем Михаил Иванович, о Ларисе Лаврентьевне не расскажет никто.
– Мы прожили с Ларисой без трех месяцев 45 лет. Для нашего мира актерского, литературного, где по пять-десять раз женятся-разводятся, – это удивительно. Она действительно была светлым человеком от рождения. Бывает с божьей искрой человек, вот она была такой, как-то светилась изнутри. Я звал ее «Ваша светлость». Я ее не идеализирую. Многих людей искусства старшего поколения можете спросить, кто такая завлит Театра эстрады Лариса Лаврентьевна Голубина, и вам скажут без меня. Она помогла мне в себя поверить, в то, что у меня есть способности.
Она все время, не то что заставляла, а двигала мое творчество и убеждала меня самого - неповоротливого и неверующего Фому в то, что я могу что-то сделать. Знаете, русский человек всегда недооценивает свои возможности, в отличие от многих других, которые переоценивают себя. Ему всегда как-то неловко, неудобно за себя. Так вот, ее помощь заключалась в том, что она светом своей души озаряла и жизнь мою, и творчество. Она жила моими делами, моим творчеством, моими планами, поездками, съемками. У меня есть стихотворение, ей посвященное. Называется «Берегиня». Вот она была моей Берегиней.
За его многогранный талант, литературное творчество, четкую гражданскую позицию М.И.Ножкина любят и почитают миллионы соотечественников.
Михаил Ножкин активно занимается общественной жизнью. Известен резкой критикой таких поэтов, как А. А. Вознесенский и Е. А. Евтушенко. В публичных выступлениях не раз критиковал реформы М. С. Горбачёва. Член редакционного совета радиогазеты «Слово», является сторонником КПРФ. Член редакционного совета газеты «Прогноз развития», регулярно публикующий публицистические произведения и стихи в этом издании.
Вице-президент Академии Безопасности и Правопорядка, вице-президент Московского Интеллектуально-Делового Клуба (клуб Н.И. Рыжкова), член Центрального Совета Всемирного Русского Народного Собора, вице-президент Академии Науки и Искусств им. С.П. Королева.
по материалам сети.