О виниле и не только
В mail.ru-ответах был задан вопрос: когда в СССР была издана первая пластинка в стереофоническом звучании? Ответы были самые разные - от 1956 до 1971. Захотелось таки выяснить правду. А попутно нарылась еще всякая другая инфа о виниле и не только.
Первая в мире серийная грампластинка, выпущенная тиражом около 400 экземпляров, появилась в 1897 в США. Это была инструментальная пьеса «A Bunch Of Rags», исполненная на банджо В.Л.Оссманом, в сопровождении оркестра (лейбл Victor).
Переиздание (1910) первого в мире серийного шеллака (оригинал, как считается, не сохранился)
В России первой серийной грампластинкой (весь цикл производства которой осуществлялся в России) явилась запись песни «Бродяга» в исполнении цыганского хора (Апрелевский завод, под торговой маркой «Метрополь рекордъ», 1911). Ныне ни одного экземпляра этой пластинки не сохранилось – даже в музее Апрелевки. На фото – другая пластинка, вышедшая в том же году.
Яблоко одной из первых российских грампластинок, 1911
Первые пластинки имели недолгое существование: для проигрывания применялись тяжелые звукосниматели со стальными иглами, напоминающими гвозди, которые необходимо было заменять после проигрывания каждой записи. Поскольку мало кто хотел заморачиваться, этим правилом обычно пренебрегали, и пластинки приходили в полную негодность уже после нескольких проигрываний.
Граммофон и иглы к нему (20е годы прошлого века)
Первые пластинки были односторонними (запись присутствовала только на одной стороне, вторая была гладкой и могла содержать бумажную наклейку с рекламой во весь размер пластинки). Двухсторонние пластинки, технология производства которых была разработана в 1903, массово стали применяться в 10х годах XX века.
Скорости проигрывания ранних грамзаписей варьировались. К началу XX века был принят международный стандарт 78 об/мин, как компромисс между качеством воспроизведения и временем звучания. Кроме него, в 20х-50х годах использовались также скорости от 6 до 8 об/мин – для записи разговорной речи, где имело решающее значение не качество воспроизведения, а продолжительность звукового материала.
В некоторых ранних граммофонах и патефонах имелось устройство для подстройки скорости вращения пластинки, практически от 0 до 78 об/мин. Подстройка производилась вручную на слух.
Любопытно, что низкие скорости воспроизведения, в частности, 16 2/3 об/мин, использовались и позже, в 50х-60х (для автомобильных проигрывателей Crysler выпускались специальные серии синглов), а в 2012 году эксперимент с небывало низкой скоростью вращения был вновь произведен лейблом The Third Man Records (США), выпустившим сувенирный винил-гигант «The First Three Years Of Blue Series Singles On One» с продолжительностью звучания около 8 часов при скорости воспроизведения 3 об/мин. Поскольку устройств воспроизведения подобного типа в мире не существует, потенциальным слушателям предложено крутить пластинку пальцем. Впрочем, на проигрывателях с регулируемой скоростью вращения удается проиграть пластинку, но крайне неравномерно.
В 1948 компания Columbia (США) представила новый стандарт скорости воспроизведения – 33 1/3 об/мин. Пластинки, записанные с такой скоростью, получили название «Long Play» (LP). Эта скорость является основным стандартом при производстве виниловых пластинок до настоящего времени. Вкупе с уплотнением звуковых дорожек, это позволило добиться продолжительности звучания 15-17 мин. на одной стороне пластинки (позже, благодаря развитию технологий (и в ущерб долговечности пластинок), продолжительность была увеличена до 20-25 мин. в 60х-70х годах, и до 30 – в 80х). Главной причиной разработки нового стандарта стала конкуренция с магнитофонами, где продолжительность воспроизведения ограничена только длиной магнитной ленты.
В 1949 фирмой RCA (США) был разработан еще один скоростной стандарт – 45 об/мин. Хоть он и предназначался изначально для выпуска всех пластинок, впоследствии стал стандартом только для синглов (single), т.е. пластинок, содержавших одну или несколько песен (часто – односторонних, для проигрывания в музыкальных автоматах), которые выпускались для рекламной поддержки в ходе предстоящих гастролей или перед выходом большой пластинки. В середине 70х появились «сорокапятки» размера «гигант» (12”), названные макси-синглами. На них обычно публиковались ремиксы популярных композиций и песни, не вошедшие в очередные альбомы.
Позже (в континентальной Европе) синглами стали называться даже семидюймовые пластинки на стандартной скорости 33 1/3, содержавшие 2-4 песни; но эти пластинки имели официальное название «мини-альбом» (или Extended Play, EP).
В СССР долгоиграющие пластинки появились в конце 50х, синглы выпускались только в 50х-60х, а EP называли по-французски - «миньонами».
Советские «сорокапятки» выпускались в 50х-60х годах, затем их производство было прекращено, а снова они появились в середине 80х годов, просто как миньоны и «гиганты» на скорости 45 об/мин.
Стандартные размеры грампластинок – 7, 10 и 12 дюймов, и остаются такими с самого начала эры грамзаписи (в некоторых странах были и отклонения от этих основных размеров).
Пластинки 7’’ (миньон, диаметр 175 мм) являлись основным стандартом размера первых грамзаписей. На такую пластинку на скорости 78 об/мин вмещалась максимум одна песня на одну сторону (часто не полностью, ок. 2,5 мин записи). В 1903 году появился новый размер – 12’’ (гигант, 300 мм), для более продолжительных записей. Будучи произведенными из шеллака, эти пластинки были достаточно хрупкими, поэтому наибольшее распространение, с начала 20х вплоть до конца 50х, получил третий размер – 10” (гранд, 250 мм), как компромисс между миньоном и гигантом.
В связи с «виниловой революцией» 50х-60х, основными стандартами стали «гигант» и «миньон».
Типичный миньон советского производства - по 1-2 песни с каждой стороны
Типичный гигант советского производства - по 5-6 песен с каждой стороны
В СССР на виниловых «грандах» выпускались детские записи, некоторые аудиоспектакли, а также разговорная речь; на «миньонах» - пластинки с 2-4 песнями.
Центральные отверстия в грампластинках (под ось вращения проигрывателя) также могли иметь различные размеры. Основной размер – 6 мм, под стандартную ось стационарного проигрывателя. Обычно с таким отверстием изготавливались «гранды», «миньоны» и «гиганты». В синглах чаще использовалось отверстие диаметром 38 мм (или комбинирование того и другого отверстия), т.к. эти пластинки применялись в музыкальных автоматах, переносных бытовых электрофонах и автомобильных проигрывателях.
Универскальный сингл: его можно слушать на обыкновенном проигрывателе; а выломав центральную часть, использовать в музыкальном автомате или автомобильном проигрывателе
Первые стереофонические пластинки появились в конце 50х, но массовое их производство началось только в начале 60х, причем тогда тиражи стерео-миксов составляли всего несколько процентов от общего количества выпущенных пластинок. Виной тому было отсутствие универсальной звуковоспроизводящей аппаратуры, способной проигрывать и моно, и стерео-пластинки, а специальная стерео-аппаратура была весьма дорогостоящей (превосходящей по цене моно-аналоги в 5 и более раз).
По этой причине, ранние альбомы The Beatles и The Rolling Stones (и некоторых иных групп и исполнителей) существуют в двух вариантах – моно- и стерео-сведении. Стерео-миксы, как правило, выпускались для более зажиточной американской аудитории, моно – для европейской.
Обложки первого альбома The Beatles: британское издание 1963 (в моно-миксе) и американское 1964 (в стерео). Пластинки различались также количеством песен - на американской их на 2 меньше
Полный переход мировой индустрии грамзаписи на стереозвучание случился в самом конце 60х, хотя уже с середины 60х большинство пластинок (до 75% от общего количества) выпускалось в стерео как «универсальный» вариант, т.к. к тому времени были разработаны универсальные проигрыватели.
В сети утверждается, что первая советская стерео-пластинка появилась в 1958 году. Это не совсем так. В 1957 на прилавках советских магазинов появился первый отечественный стерео-электрофон «Юбилейный», в комплектацию которого входила пластинка с тестовой записью, произведенная во Франции. С 1958 в музыкальных магазинах изредка появлялись стерео-пластинки зарубежного производства (преимущественно с классическими записями).
А первая советская пластинка со стерео-звуком вышла в 1961. Это была «сорокапятка» мексиканской певицы Элии Касановас (Апрелевский завод, 45С 000101-2). Первый "гигант" в стереофонии вышел в том же году - "Ф. Шопен. Концерт № 1 для ф-но с оркестром" (Б. Давидович, Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер - А.Янсонс) (С 0107-8).
Первый советский "гигант" в стереозвуке
В том же году было издано еще 56 наименований пластинок в стерео-звучании, в следующем – почти вдвое больше. Стоили эти пластинки более чем вдвое дороже моно-собратьев (соответственно 1,5 и 0,7 руб за музыкальный миньон; речевые программы стоили гораздо дешевле).
Эксперименты с многоканальным звуком велись с середины 60х годов и завершились в начале 70х разработкой квадрофонической технологии, при которой более объемное звучание (по сравнению со стерео) достигается наличием четырех каналов – двух фронтальных («передних») и двух тыловых («задних»). За несколько лет с применением квадрофонии было издано с десяток пластинок, среди них – легендарный альбом «The Dark Side Of The Moon» Пинк Флойдов.
Квадрофонический тираж "Обратной стороны Луны", 1973
«Квадрофонические» тиражи печатались небольшим количеством, вследствие малого спроса: эффект от применения технологии особо не впечатлял; пластинки стоили втрое дороже стереофонических; воспроизводящая квадро-аппаратура плюс акустика тоже стоила больших денег. К началу 80х квадрофония сошла на нет.
Первый советский квадрофонический проигрыватель "Феникс-2 квадро", 1977 (серийный выпуск с 1978). Мог быть укомплектован соответствующей акустикой
Первой и единственной квадрофонической пластинкой, выпущенной в СССР, является альбом фолк-рок-группы «Яблоко» (1980).
Самой дорогой грампластинкой в мире, по версии журнала New Musical Express, считается сингл группы The Quarrymen (первой команды, где играли сразу трое из будущих Битлов – Леннон, Маккартни и Харрисон). Пластинка была записана за одну сессию в студии Перси Филлипса в 1958. На ней – всего две песни: «In Spite Of All The Danger» (Маккартни – Харрисон) и «That’ll Be The Day» (Бадди Холли).
Кроме великолепной троицы, в записи участвовали пианист Джон Лоу и барабанщик Колин Хентон. За запись на магнитную ленту с последующим сведением на пластинку звукорежиссер запросил 3 фунта. В целях экономии, будущие битлы решили записываться сразу на ацетилцеллюлозную пластинку, за что заплатили 17 шиллингов и 3 пенса (менее 1 фунта стерлингов; на современные деньги – около 15 фунтов). Этот единственный экземпляр записи и был вручен музыкантам по окончании сессии. До 1960 года пластинка гуляла по рукам самих музыкантов и их друзей, а потом осела у Лоу. В 1981 Маккартни выкупил у него запись за неназванную сумму, сделал 50 отреставрированных копий, и раздарил их друзьям и знакомым (ныне эти пластинки можно иногда приобрести на аукционах за суммы от $15.000). В настоящее время неоднократно появлялись сообщения от различных коллекционеров, готовых выложить за оригинальный раритет до полумиллиона долларов, однако сэр Пол, похоже, продавать оригинал записи не собирается, поэтому вопрос о коммерческой стоимости раритета остается открытым. А песни с сингла уже публиковались не раз в разных компиляциях.
В США в 50х-60х годах продавались автомобильные встраиваемые проигрыватели для грампластинок. Они были разработаны компаниями Chrysler и Motorola, предназначались для проигрывания синглов, и поставлялись в двух модификациях: как проигрыватель для одиночной пластинки прямо в салоне автомобиля под приборным щитком; и как музыкальный автомат с десятками пластинок в багажнике, с выводом управления на приборную панель. В середине 60х, с появлением компактных более удобных автомагнитол, эти гаджеты быстро вышли из употребления. В 60х-70х был некоторый всплеск интереса к подобным приборам в Испании и Италии, но и он скоро иссяк.
Автомобильный проигрыватель Crysler Highway Hi-Fi, 1956
Применение слова «альбом» по отношению к грамзаписи обычно объясняют наличием у многих зарубежных пластинок конвертов «с разворотами», даже если альбом не двойной. Однако, не этим объясняется происхождение термина. Это следствие, а не причина.
С конца XIX до середины XX века на пластинках не удавалось разместить большого количества песен. Пластинок у зажиточных семей накапливалось много, а бумажные тонкие конверты быстро приходили в негодность (а иногда пластинки, с целью удешевления, продавались и вовсе без конвертов), и музыку нужно было где-то хранить. Тогда и появились в продаже альбомы, представляющие из себя несколько сшитых вместе бумажных, картонных или кожаных «карманов» для пластинок, в общем переплете.
Альбом речи тов. Сталина, из 21й пластинки, 1936. Первую сторону первой пластинки полностью занимали приветственные аплодисменты зала, вторую сторону последней - послеречевые овации
Потом надобность в них отпала, но название сохранилось.
Интересно, что в США до сих пор существует фирма, производящая подобные переплеты-альбомы, а некоторые коллекционеры уверяют, что в кожаном футляре грампластинка сохраняется лучше, чем в целлофане или бумаге.
Существует система наград для исполнителей, чьи пластинки были проданы наиболее крупными тиражами – т.н. «серебряные» (только в Великобритании), «золотые», «платиновые» и «бриллиантовые» (только в США) диски. В разных странах существует разный подход к определению «драгоценности» той или иной пластинки. «Золотой диск» в США присуждается за 500 тыс. проданных экземпляров альбома, в Англии – за 100 тыс., в Голландии – за 25 тыс. Для «платины» эти цифры соответственно выглядят так: 1 млн, 300 тыс, 50 тыс.
В России присуждение диска зависит от года издания оригинальной записи. Так, например, «золотой диск» может быть присужден за 25-100 тыс. проданных экземпляров; «платиновый» - за 50-300 тыс.
Наградные диски могут быть полными копиями оригинальных альбомов с покрытием из драгоценных металлов, либо просто сувенирной имитацией.
"Золотой диск" Deep Purple за альбом "Shades Of Deep Purple"
"Платина" Мадонны за "Like A Virgin"
Самый продаваемый в мире музыкальный альбом – «Thriller» Майкла Джексона (1982). На 2016 год в мире официально продано более 110 млн экземпляров этой пластинки. Это единственный диск, удостоенный 33-кратной «платины» в США.
Вторые в списке – британский Пинк Флойд с «The Dark Side Of The Moon» (1973, более 50 млн).
Замыкают тройку лидеров австралийцы AC/DC и их альбом «Back In Black» (1980, 49 млн).
Традиционный цвет грампластинки – непрозрачный черный. Однако, выпускалось немало прозрачных бесцветных и цветных виниловых пластинок.
Цветные виниловые изыски от Kiss и UFO
В начале 60х годов красный и синий винил выпускала Апрелевка, а в середине 70х некоторые советские заводы грампластинок вновь переосвоили этот почин, причем в ходу, кроме перечисленных двух цветов, были желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый и др.
Цветной винил "Мелодии" 70х годов
Были и пластинки с изображениями, когда в прозрачный винил запрессовывалось напечатанное на полимерной пленке фото или рисунок. Такие сувенирные диски продавались часто без конвертов, в прозрачных пластиковых пакетах либо в пластмассовых коробках.
Миньон Боуи и альбом Def Leppard в сувенирном оформлении
На некоторых форумах утверждается, что и форма этих пластинок-сувениров заводского производства могла быть отличной от круглой – квадратной, многоугольной, даже треугольной и эллиптической. Мне их видеть не приходилось.
Среди коллекционеров бытует мнение, что «цветные» и сувенирные пластинки гораздо быстрее изнашиваются, чем их стандартные черные собратья. Сие никем официально не доказано.
На Западе грампластинки продавались по свободной цене. Популярные исполнители и многообещающие новички оценивались дороже, малоизвестные и не пользующиеся широкой популярностью певцы и коллективы – дешевле. Возьмем для примера 70е-80е годы. В среднем, цены колебались от $3 до $6 за одиночный «гигант» и от $6,5 до $10 за «двойник». Большое значение имело оформление альбома: конверт-«раскладушка» мог повысить цену примерно на $1,5-2, прилагаемый буклет-вставка в зависимости от количества страниц – еще на доллар. Сувенирные диски (из цветного винила, из винила с изображением, в особых конвертах из пластика и пластмассы) стоили до 1,5-2 раз дороже обыкновенных. Цена на трендовые новинки могла достигать $20 даже за одну пластинку. В магазинах «пластиночного секонд-хэнда» в США можно было приобрести сравнительно новые альбомы (одно- двухгодичной давности) по бросовой цене в $1.
В советской торговле на граммофонную продукцию с начала 30х годов существовали строго фиксированные цены. Если брать 70е-80е, то в эти годы эстрадный миньон стоил от 70 коп. до 1,20 руб – в зависимости от года издания и оформления; эстрадный гигант – от 1,90 до 3,50 руб. Самыми дорогими были пластинки, выпущенные «Мелодией» по зарубежным лицензиям. Классика, театральные постановки и речевые программы шли дешевле – от 1,20 до 1,75 руб за «гигант». Примерно по той же цене продавались детские пластинки.
В среднем, цены на советский винил примерно соответствовали нижней планке западных цен, если учитывать официальный курс рубля к доллару; по чернорыночному курсу советский винил стоил в 4-8 раз дешевле.
Двойных альбомов (две пластинки в конверте-«раскладушке») было очень мало; иногда «двойные» пластинки продавались в одной картонной коробке, чаще - вообще по отдельности. Но были и небольшие тиражи настоящих «двойников» - «Зеркало души» Пугачевой, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Рыбникова, «Алиса в стране чудес» с песнями Высоцкого. Стоили эти альбомы как две пластинки в сумме.
В конце 80х на прилавках музыкальных магазинов появилось довольно большое количество пластинок из стран «демлагеря» - в-основном, Болгарии, Чехословакии и Германии, но можно было встретить и польские, и югославские гиганты (в Латвии и Эстонии это началось раньше, с конца 70х). За смешные деньги (4 руб. за штуку), если сравнивать с ценами черного рынка, мой старший приятель приобрел тогда в Риге штук десять почти свежих западных альбомов югославской печатки. Самой же дорогой пластинкой из когда-либо продававшихся в СССР официально, стал квадро-альбом группы «Яблоко», вышедший в 1980 – ровно 6 рублей. Через несколько лет, ввиду плохих продаж, этот альбом был повсеместно уценен сначала до 3,50, затем – до 2 руб.
Основными же местами в СССР, где можно было обзавестись забугорными пластинками (и некоторыми дефицитными советскими), были «черно-серые» толкучки-базары - либо общего толка (в провинции), либо «специализированные» (в очень крупных городах). Основными поставщиками западной музыки являлись советские моряки дальнего плавания, а также дипломаты, работники культуры, разного рода чиновники и туристы, имевшие возможность выезда за рубеж. Привозили винил и иностранцы, с той или иной целью посещавшие Союз.
Цены на рынках были совершенно разными – от 15-20 руб. за потертый винил Сюзи Куатро 3-5 летней давности, до 180-200 руб за запечатанный The Wall (Pink Floyd) в 1979. Для сравнения: за «пинкфлойдовские» деньги в Союзе можно было тогда купить холодильник, переносной ч/б телевизор, или простенький кассетный магнитофон.
За большие деньги можно было продать только «фирменные печатки» - как правило, производства США и Великобритании. Чуть ниже ценились «французы» и «немцы». Еще дешевле стоили пластинки из стран-«демократов», причем ценились немецкие (ГДР), польские, югославские и особенно венгерские пластинки; сравнительно дешевыми в этой категории были «болгары». На уровне болгарских продавались всякие «экзотические» штамповки – из Мозамбика, Перу, Кореи, Колумбии, Аргентины, Мексики.
На рынках продавались и дефицитные советские пластинки, например (если речь о начале 80х) – «Зодиак» и группа Тухманова «Москва», а также некоторые диски, выпущенные «Мелодией» по лицензии. Советский винил, в зависимости от состояния и завода-производителя, здесь стоил 4-8 руб. Ценились штамповки Рижского завода и МОЗГ (Московский Опытный Завод «Грамзапись»).
В 90х годах, в связи с широкомасштабным наступлением CD-эры, винил практически повсеместно сдал свои позиции. В середине 90х, например, в Штатах даже существовали специализированные свалки, куда владельцы свозили свои залежи грампластинок. По воспоминаниям одного штатовского аукциониста с «е-бэя», в 1994 он приобрел на одном из обанкротившихся заводов грампластинок в Миннесоте около 500 наименований неигранных шедевров рок-классики за $10.
Ныне эти пластинки он успешно «столкнул» на интернет-аукционах по $50-500 за штуку.
Винил стал постепенно возвращаться в начале нового века. В нынешнее время грампластинки, хотя и не имеют массовой популярности, как до 90х, но пользуется очень успешным спросом у «винилофилов» и просто коллекционеров. Кроме того, в настоящее время снова стала пользоваться спросом аппаратура для проигрывания пластинок. На виниле выпускается довольно большое количество новых альбомов (как правило, параллельно с CD).
Старые пластинки нашли свое место на интернет-аукционах, где цены за отдельные раритетные экземпляры могут далеко зашкаливать за несколько тысяч долларов.
Фирма «Мелодия» была сильно идеологизированным предприятием, и западную эстраду издавала с оглядкой на нейтральность или "правильность" текстов песен, а также с учетом политических взглядов исполнителя и его менеджмента. Тем не менее, более 200 наименований лицензионных эстрадных (поп, диско, рок, шансон, блюз, оркестровая музыка) альбомов в 70х-80х годах было ею издано.
Кроме идеологии, закупочная политика «Мелодии» строилась на вполне рациональной бизнес-идее: «Международная книга», представлявшая «Мелодию» на внешнем рынке, закупала музыку, как правило, у тех западных партнеров, кто паритетно закупал что-либо из репертуара советского лейбла. Советская поп-эстрада особым спросом на Западе не пользовалась (исключений было очень немного), зато западники активно покупали права на издание советских фольклорных и классических исполнителей. Например, пластинка Элтона Джона 1980 года была издана «в обмен» на альбом Людмилы Зыкиной. Впрочем, иногда выпуск пластинок на «Мелодии» финансировался напрямую западным менеджментом исполнителя. По слухам, так были изданы «Полет на Венеру» от Boney M и «Арабески» в 80х.
Альбомы перед изданием довольно часто корректировались редактурой "Мелодии", и из издаваемых пластинок исключались некоторые песни. Например, из "Ночного полета на Венеру" удалили главный хит - "Распутин".
В середине 70х было издано довольно большое количество «серых» миньонов с западной рок-музыкой. Никто до сих пор точно не знает, закупались ли реально лицензии на издание песен западных рокеров (The Beatles, The Rolling Stones, Middle Of The Road, Deep Purple, Боб Дилан и некоторые другие, иногда вовсе без указания исполнителя), или это была полностью пиратская продукция.
Ниже представлены, в качестве юмористического приложения, представления сегодняшних фотошоперов, как выглядели бы пластинки популярных забугорных певцов и коллективов, если бы они были изданы «Мелодией» в застойные годы.
discogs числит 1974 годом переиздание этого года. Первое издание вышло именно в 1961, тому подтверждение - каталожный номер (С 0107-08(а). Стереопластинки публиковались начиная с 1961, с номера С 000101 (пластинка упомянутной мексиканки). С тремя нулями перед 1 шли сорокапятки, без нулей - гранды, с одним нулем - гиганты. Указанная пластинка - четвертая в каталоге стереозаписей Апрелевского завода при Облсовнархозе (предтеча "Мелодии"; там впервые в Союзе и начали делать стерео-матрицы). Вас ввел в некоторое непонимание загруженный мною конверт, вероятно. Действительно, конверт более позднего издания - уже после образования фирмы "Мелодия" (возможно, это конверт издания 1974, я не спорю). Но на нем указан именно первоначальный сводный каталожный номер пластинки, как 4-й изданной в стереозвучании. Увы, первые стереофонические пластинки выпускались до смешного малыми тиражами, и сохранилось их меньше, чем хотелось бы.
А я так понимаю, что многоканальные студийные записи делали гораздо раньше, чем в 1960.
Если записывать в студии на один или два микрофона, то на выходе получится какофония, но никак не студийная запись.
Берется студийный магнитофон с 8-ю дорожками, скорость 76см, расставляются микрофоны так, как считает звукорежиссер, иногда на барабан 2-3 микрофона. Записывается первый дубль отрепетированной песни, потом еще несколько, пока режиссер не скажет - хватит. Один дубль = одной катушке. Эти катушки - исходный материал для звукорежиссера. Он отбраковывает фрагменты, микширует их в 2 канала, что-то усиливает, что-то ослабляет, показывает вокал так, что бы ему не мешали инструменты. Это искусство и в живом концерте такое не услышишь, да и в студии.
В результате создается "студийная" запись в 2 канала на скорости 76 или 38, которая используется при создании матрицы пластинки. Эта запись потом могла использоваться многократно при создании сборников, авторских пластинок и т.п. Поэтому стереозаписи иногда появлялись через несколько лет после выхода монопластинок, хотя дважды делать эту процедуру для одной песни-исполнителя никто не хотел.
Иногда писали халтуру, т.е. сразу студийку без обработки.
Цитата: «С тремя нулями перед 1 шли сорокапятки, без нулей - гранды, с одним нулем - гиганты.»
Меня удивляет, что по непонятным причинам упорно замалчивается (даже в Википедии) ещё один формат - 200 мм (∼8 дюймов) с двумя нулями перед каталожным номером. Таких пластинок в 50-60-х годах было выпущено довольно много, как шеллачных, так и виниловых. Кстати, в Discogs сведения о таких пластинках имеют место быть.
И ещё, в самом начале поста у Вас написано «Серийное производство шеллаковых дисков началось в 1997 г.» Видимо, всё же в 1897?
Вот это пост!Энциклопедия, эволюция а иллюстрации!!!
Спасибо, Кирилл!Стыдно-с мне за свою "ущербность" в этом вопросе))))))
Кирилл, спасибо!
Получила все полные и красочные ответы и в одном месте! Прямо учебное пособие по данной теме.
Спасибо огромное , Кирилл! Браво! Очень актуальный пост для Завалинки. И по содержанию, информационности, объему и проделанной Вами работе ( я представляю) трудно переоценить.
Всем респект за лайки и комменты! :)
Отдельное спасибо за необходимые коррективы.
Валера, до 60х, насколько мне известно, существовали только экспериментальные экземпляры многоканальных магнитофонов (4-8 дорожек). В студиях до середины 60х, практически повсеместно, использовались 4-хдорожечные аппараты (на них записывались, например, первые альбомы Битлов и Роллингов; а некоторые синглы тех и других - даже на двухдорожечных).
В СССР первые стерео-записи (на магнитофонах в студии) сделаны примерно в 1957-1958 (более точной информации нет, по крайней мере, у меня).
Стерео- и моно-записи, чаще всего, делались с одной и той же мастер-ленты, путем разного сведения. Гораздо реже стерео записывалось специально (например, если исполнитель желал записать стерео-версию песни, которая ранее была записана в моно ввиду отсутствия технологий).
Кирилл, я не документально, а косвенно.
1960 год, стартовала передача "С добрым утром". Там работала редактором рижанка Голуб, Мещерин и звукорежиссер Бабушкин. И вот туда Саульский привел Кристалинскую и она там стала часто записывать премьеры песен. Наблюдала за работой Бабушкина и понимала, что он делает. Они стали делать эксперименты, одним из которых был вокал Майи на 4 голоса. Песня пошла в эфир, потом с согласия Тихона Хренникова они создали запись на 3 голоса "Жду любви".
Значит техника была на радио, а уж на Мелодии и у киношников подавно. Пусть импортная, но это на госуровне. Все-таки звук в кино в больших кинотеатрах был идеальный и стерео.
Про бытовой уровень понятно. Не было возможности у населения и промышленности, хотя понимали, что скоро придет стерео, многоканальный звук, цветное ТВ, роботы, Коммунизм! Теория на все это была
Я весьма рад, Михаил, что Вы таки решили отредактировать собственные посты и убрать из них наиболее "острые углы".
На самом деле, по Вашему вчерашнему (да и в отредактированном виде... гм...) поведению можно написать главу учебника по психологии, а именно - "немотивированная агрессия".
Я не ОБЯЗАН был вообще предоставлять подтверждение своим словам, тем более, что пост мой не носит характера научного иссследования, это всего лишь очень поверхностный взгляд на историю грамзаписи - то, что конкретно мне было интересно. На вопрос "первая стерео-пластинка" были даны, на мой взгляд, верные ответы (например, представлены номера по каталогу, и примерный перечень того, что на пластинке было записано; а если Вы не смогли найти инфу о самом каталоге - это ведь не моя проблема). Думаю, этой инфы было вполне достаточно. За то, что Вы уточнили момент по исполнителям - спасибо. Просто сводный каталог дал неверный результат по исполнителям - пришлось обратиться к каталогу конкретно АЗГ.
Не советую Вам еще раз употреблять, мягко говоря, непарламентские выражения типа "подсовывают туфту", "не петрите в Шопене" и некоторые пр., которые Вы ныне удалили. Иначе Вашим поклонникам на этом сайте опять придется стенать по поводу бана "ни за что, просто так". Умейте разговаривать на нормальном человеческом языке, ок? Я к Вам обращался вполне благожелательно, извольте отвечать в том же ключе, и не пытатья хамить.
Надеюсь, мы поняли друг друга.
Удачи.
Валер, я не спорю, что стереоаппаратура на радио присутствовала в те годы. Но не 8-канальная. По воспоминаниям звукорежиссеров, первая восьмидорожечная аппаратура в студиях появилась где-то в 62-63 ("Мелодии" еще не существовало). Если, до этого времени, необходимо было сделать сложное сведение, пользовались двумя или несколькими четырехдорожечными магнитофонами.
Не знаю, у кого как, но у меня практически все иллюстрации не открываются, пустота снабжённая огромным текстом, похожим на дипломную работу. В моей личной коллекции самой "первой" стерео пластинкой считается диск-гигант 33 об В. Калинников 1я симфония исп. Сиф. орк. моск. гос. филармонии дир. К. Кондрашин ГОСТ 528961 33С - 0127
Грампластинки делались не только из винила.
В начале «граммофонной эры» (конец XIX века) для записи звука использовались горизонтальные носители на основе металлических пластин, покрытых воском. Эти «грампластинки» были очень недолговечны. Они изготавливались в единичных экземплярах.
В 1892 был изобретен способ массового производства грампластинок путем штамповки с предварительно нарезанного стального оригинала. Материалом для тиража первоначально стал эбонит, но, вследствие дороговизны, он вскоре был заменен на шеллак (органическая природная смола). Серийное производство шеллаковых дисков началось в 1897 г.
Грампластинка из шеллака, 30е годы прошлого века
В 40х-50х годах, помимо шеллака, для тиражирования грампластинок использовался также целлулоид. Такие пластинки были гораздо легче и дешевле шеллачных, но крайне быстро изнашивались и применялись, главным образом, для записи речевых программ.
Грампластинка из целлулоида, 40е годы
В конце 40х годов появилась технология производства грампластинок из винила (поливинилхлорида). Массовое производство виниловых пластинок началось в конце 50х годов XX века. Винил не так сильно изнашивает иглу при проигрывании, более пластичен (что позволяет плотнее нарезать дорожки) и, что немаловажно, более устойчив к механическому воздействию (изгибам, ударам, падениям).
Одна из первых виниловых пластинок, 1948
Кроме этих материалов, для производства грампластинок использовались: ацетилцеллюлоза (полугибкие пластинки, «звуковые письма»); полимерная пленка (флекси-диск, или гибкая пластинка); различные металлы (для производства «наградных» дисков) и пр. В СССР в 50х-70х годах для подпольной грамзаписи использовались рентгеновские снимки («песни на ребрах»).
"Звуковое письмо"
Гибкая пластинка
Пластинки "на ребрах"