О певице Екатерине Шубкиной.....
Журнал "Реноме"
Июнь 2017
Публикации свежего номера спецвыпуска "Светская Тверь".
О певице Кате Шубкиной.
Интервью Екатерины Гавриловой.
Екатерина Шубкина: Мне нравится быть в музыкальном тылу......
Об этой певице до сих пор ходят легенды. Кто-то приписывает ей место в топе самых стильных и красивых дам Твери, кто-то делает ее прототипом в художественном фильме о жизни и творчестве Михаила Круга. Кто же она на самом деле, Катя Шубкина, и чем сейчас занимается?
По-другому и быть не могло
Небольшой уютный кабинет. Музыкальное оборудование, микрофоны на стойках. Ученики только что ушли, и у нас выдалось время на общение с Катериной «тет-а-тет». Красивые голубые глаза, добрая улыбка.
– Я родилась в семье музыкантов, – начала свой рассказ для журнала «Светская Тверь» Екатерина во время нашей встречи у нее в студии. – Мама и отец занимались музыкой профессионально. Они были педагогами. Моя мама, Светлана Абрамовна Шубкина, 46 лет проработала в тверском музыкальном училище. Блестящая пианистка и концертмейстер в вокальном классе. Отец – Вячеслав Константинович Шубкин, преподаватель виолончели и бас-гитары в том же самом училище, музыкант известного в тогда еще Калинине конца 70-х – начала 80-х годов музыкального коллектива «Ноктюрн». С детства в нашем доме звучала эстрадная музыка тех времен – «Boney M», молодая Алла Пугачева, Ирина Отиева и другие. И я постоянно слушала замечательные и разнообразные эстрадные песни тогда еще на катушечных магнитофонах. Папа часто брал меня на репетиции своего коллектива, где царила волшебная, завораживающая атмосфера различных необыкновенных, как мне казалось, звуков, которые заставляли детскую душу трепетать от радости. Видимо все это, а может быть, еще и генетическая предрасположенность к музыке и определили мой жизненный путь. Я очень рано начала подбирать музыку на слух, петь и сама себе аккомпанировать на фортепиано простыми аккордами. Уже тогда своим детским голоском я пыталась петь песни из репертуара Пугачевой, Ротару и других известных исполнителей. В общем, пела все, что слышала. Так и начался мой музыкально-творческий путь. Этот заложенный в меня с раннего детства, а может, и еще до моего рождения заряд выстрелил на всю жизнь. В другом качестве я себя даже представить не могла.
– Помимо генетики, у вас очень хорошее музыкальное образование: музыкальная школа, музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского и
РАМ им. Гнесиных. Вы четко шли к своей цели на эстраду?
– Как и многим девочкам моего поколения, у которых артистки, выступающие на эстраде, вызывали восхищение и казались какими-то недосягаемыми волшебницами, мне всегда хотелось быть похожей на них. Тогда было какое-то особое отношение к сцене, высокое и трепетное, было принято очень красиво одеваться, все творчество было наполнено чистотой и наивностью, была определенная культура поведения на сцене, песни были наполнены какой-то необыкновенной мелодичной красотой и пронизаны глубокой эмоцией. Все это так захватывало! Пахмутова, Мартынов, Зацепин, Бабаджанян…Творчество этих потрясающих мастеров просто не могло оставить равнодушным ни ребенка, ни взрослого.
Сначала была музыкальная школа по классу фортепиано, затем музыкальное училище, отделение теории музыки. Факультета, где обучали бы моему любимому эстрадному пению, в городе не было, на академический вокал брали с 18 лет, а мне не хотелось терять столько времени после окончания музыкальной школы, да и финансовое положение семьи намекало на скорейшее получение профессии и трудоустройство. Я очень рада, что судьба распорядилась именно так, потому что я получила очень хорошее сильное и фундаментальное музыкальное образование, которое грамотно выстроило в дальнейшем мою работу в области вокального искусства. Я очень благодарна своим педагогам в училище за их мегапрофессионализм и терпение, так как учебу мне приходилось совмещать с работой по ночам.
– А не было поначалу страшно отправляться в свободное плавание, отрываться от семьи и уезжать в Москву?
– Что касается учебы в Москве, то «Гнесинка» – это своего рода государство в государстве, там не все так просто, как кажется на первый взгляд. Но учиться там было заветной мечтой, потому что это единственная академия в России, где было эстрадно-джазовое отделение, да еще и такая именитая! Туда был огромный конкурс, и поступить туда мне удалось не сразу. Сейчас я уже понимаю, что тогда попросту была не готова, мой вокальный уровень явно не дотягивал даже до первой ступеньки. Когда на первом вступительном прослушивании я услышала других ребят, мне захотелось убежать, ведь многие поступали туда после Гнесинского училища, где тоже было эстрадное отделение. Но спустя некоторое время все получилось… Мой отрыв от дома произошел намного раньше. Еще до учебы в Москве. Когда я начала работать с Мишей Кругом. Это было с 94 по 97 гг. Ведь именно тогда начались наши гастроли и выступления и, конечно же, моим родным пришлось привыкать к тому, что я не сидела на месте, а была в постоянных разъездах. Тогда и началась работа бэк-вокалисткой.
Михаил Круг был моей защитой
– О вашей работе с популярными артистами известно многим. Группа «Белый орел», Стас Михайлов и другие. Но вот о вашем сотрудничестве с Михаилом Кругом до сих пор ходят легенды, и разные домыслы будоражат умы обывателей. Как же все на самом деле было?
– В 94 году, когда я окончила музыкальное училище, я уже работала с музыкальными коллективами как певица. Так, в общей музыкальной среде нас и познакомили с Михаилом Кругом. Он собирал коллектив, и ему посоветовали меня как бэк-вокалистку. Его творчество было тогда на этапе становления перед тем, как стать массовым. Это было самое начало нашего пути на «большую» сцену: и его, и моего. Начались записи в студии как бэк-вокалистки для Мишиных альбомов. Мы активно выступали и гастролировали по разным городам. Гастрольная жизнь – жизнь не простая, особенно в лихие 90-е. Я очень благодарна Мише за то, что он всегда был моей защитой, никогда не позволял никому обижать меня, стоял за меня стеной. Нельзя сказать, что в наших отношениях все было гладко. Миша был достаточно сложным человеком. Так случилось, что наши творческие пути разошлись. Кто бы что ни говорил, я никогда не стремилась быть в первом ряду, у меня не было большого желания быть солисткой, мне хотелось просто быть частью большого, интересного общего. Я по натуре не лидер. Даже запись дуэтом песни «Я люблю тебя, когда ты далеко» – это Мишина инициатива. Мне очень нравились именно мое место и та работа, которой я занималась, – составлять музыкальный тыл. Это безумно интересная работа и в музыкальном, и в сценическом плане. Профессия бэк-вокалистки – это особая, очень интересная профессия, отличающаяся от работы солиста. Это в своем роде тоже призвание, потому что не любой певец может стать бэк-вокалистом. Эта работа требует очень большой вокальной гибкости и умения тонко чувствовать главного солиста, предугадывать каждое его дыхание, чувствовать его эмоциональный пульс, петь, как говорится, нотка в нотку, слог в слог, как будто ты есть и в то же время тебя нет, поддерживая, украшая, усиливая или продолжая эмоцию артиста, но ни в коем случае не перекрывая его индивидуальности. Потом я работала солисткой в Тверской филармонии, параллельно записывала бэк-вокал для разных исполнителей, в том числе и известных, на студиях Твери, Москвы и Санкт-Петербурга.
– Расскажите о своем опыте работы с другими музыкантами, как складывались с ними творческие отношения?
– Группа «Белый орел» стала моей творческой семьей, так как там я проработала более семи лет. Это был очень большой и приятный период в моей творческой жизни. У нас сложился очень хороший дружный коллектив. Так как я была иногородняя, ребята помогали мне решать очень многие бытовые и жизненно важные вопросы. Это была работа, дружба и взаимопомощь. Никакой звездности, простые, обычные люди, талантливые и образованные, профессионалы своего дела. Жизнь в артистической среде подарила мне очень много прекрасных встреч, которые оставили отпечаток и в моей душе, и в профессиональной деятельности. Ведь жизнь артиста – это постоянная работа над собой и стремление к самосовершенствованию. Так, например, я с душевной теплотой вспоминаю певицу Валентину Толкунову, в чьем обществе мне довелось побывать. Это настолько скромная, настолько простая и интеллигентная женщина! Я испытывала чувство восхищения от того, как она общается, как она держится и как она работает. Большое удовольствие доставило общение и сотрудничество с Михаилом Захаровичем Шуфутинским, знакомство с прекрасным композитором и певцом Александром Добронравовым, часто в одной компании ездили на гастроли с группой «Hi-Fi» и известными куплетистами Николаем Бандуриным и Михаилом Вашуковым, часто пересекались с Колей Басковым и многими другими. Когда ты находишься по ту сторону кулис, ты можешь видеть истинные качества людей.
Быть звездным или нет – все зависит от личности каждого. Ведь бывает, что артист на сцене кажется недосягаемо-неприступным, а в жизни он простой, домашний и уютный, как плюшевый мишка, легкий и юморной.
Ведь когда человек выходит на публику, он входит в образ и приобретает другие личностные качества, он другой, у него меняется не только голос, но и осанка. Ведь перевоплощение – это часть профессии артиста.
– Катерина, получается так, что на сегодняшний момент вы прекратили сотрудничество с этими известными музыкантами, больше не выступаете с ними на одной сцене и не гастролируете? Как же вы пришли к такому решению?
– Это решение созревало у меня давно. Я обсуждала свой уход с группой «Белый орел», и ребята меня поняли. А чтобы было понято и вам, объясню все это на простых примерах. Гастрольная жизнь – это не только яркая, красочная феерия, как ее представляют люди со стороны, это еще и тяжелый ежедневный труд. Бесконечные переезды, новые города и работа, невзирая на усталость или даже болезнь. Ты должен выносить все эти бесконечные тяготы чемоданной жизни, постоянно держать себя в тонусе и быть готовым к выступлению и, несмотря на усталость, должен достойно выйти и выступить. Сцена не терпит работы вполноги, она требует полной самоотдачи! К тому же такая работа требует постоянных жертв. Семья, друзья, любимые телепередачи, наслаждение природой, встречи с однокурсниками, походы в кино и театр, все становится второстепенным. Это вечный стресс, честно говоря! И к определенному моменту я поняла, что созрела для более спокойной и размеренной жизни. Незадолго до ухода из группы «Белый орел» меня пригласили писать бэк-вокал к альбому «Все для тебя» Стаса Михайлова, а затем съездить с ними в большой гастрольный тур по России, я согласилась, потому как это было всего на месяц и мы вполне успешно поработали. Стас, как автор песен и саунд-продюсер, лично работал с нами и высказывал свои пожелания, как и что лучше сделать. Был такой момент, когда мы летели из Владивостока по окончании тура домой и его концертный директор намекнул на то, чтобы продлить со мной и моей коллегой сотрудничество, но я для себя тогда уже приняла жесткое решение об уходе с большой эстрады, и это были всего лишь прощальные гастроли. А впереди меня ждало возвращение в Тверь и абсолютно другая жизнь…
Моя удобная ниша
– Получается, что вы вернулись в Тверь, оставив позади эту яркую звездную жизнь, а не было ли страшно делать первые шаги, по сути, в никуда?
– Дело в том, что еще в Москве, живя там между гастролями, я активно занималась преподавательской деятельностью, давала частные уроки и работала педагогом на студиях при продюсерских центрах. Подтягивала и ставила голоса тем, кто хотел или, по мнению продюсеров, должен был петь. Так сказать, обучала будущих звезд. И, честно говоря, опыт в этом направлении у меня был достаточно серьезный, так что я была твердо уверена, что именно этим и буду заниматься, когда вернусь в родной город. Так и вышло. Хотя признаюсь честно – да, были поначалу и панические мысли, а что же я буду делать в этом спокойном городе после такой сумасшедшей динамики? Но все вышло как нельзя лучше, и я рада тому, чем я сейчас занимаюсь. В 2009 году открылась студия «Solo way» во Дворце культуры «Химволокно». Здесь я обучаю эстрадному вокалу девушек и ребят с 16 лет. И сейчас могу сказать, что недостатка в учениках абсолютно не испытываю. У нас в городе очень много творчески одаренных людей, желающих петь, и мне с трудом удается найти свободное время, чтобы взять кого-то еще на обучение. Студия у нас маленькая, и мы обучаем солистов, которые потом могут складываться в дуэты или трио. Из известных в Твери дуэтов – это сестры-близняшки из дуэта «Отражение», Алексей Заморин, который тоже получил высшее образование на факультете эстрадно-джазового пения в Москве и сейчас уже сам преподает, Любаша Смирнова на международном конкурсе получила лауреатство I степени и сертификат на поступление в московский вуз на отделение эстрадного вокала без вступительных экзаменов, Валерия Сударикова учится на 2-м курсе в Санкт-Петербурге. Многие ребята выбрали пение своей профессией.
– Получается, что научиться эстрадному вокалу может любой, было бы желание?
– Если человеку хочется петь, и он творческая натура, почему нет? Ведь как говорится: даже затаенная бомба рано или поздно взорвется. Так и в творчестве. Если человеку суждено петь, он запоет! Помните историю знаменитого певца и музыканта Александра Розенбаума, который пришел на сцену из врачей скорой помощи? Вот! И это только одна такая история, а на самом деле знаете, сколько вокруг нас талантливых людей? Думаю, их тысячи! И многие артисты на современной эстраде не имеют специального образования, но имеют талант, желание петь и самосовершенствоваться. Если есть такой творческий запал, то нужно его развивать. И даже если вам кажется, что нет ни хорошего музыкального слуха, ни голоса, знайте, что все это поправимо. Если есть задатки, все можно развить и всему со временем можно научиться. Известная формула: желание плюс терпение плюс труд! И если вам суждено, то эта дверь откроется перед вами! Появится педагог, который вам поможет. Пойте и ничего не бойтесь! Самое главное – дарите своим пением радость людям! Хочется петь? Пойте! Только пойте от души!
Дискография Екатерины Шубкиной - бэк-вокал в следующих альбомах.
Михаил Круг - группа "Попутчик"* – Зеленый прокурор -1996 Михаил Шуфутинский – Наколочка - 2002
Александр Шапиро – Лолита - 2003
Александр Шапиро - Интердевочка - 2005 Игорь Слуцкий - За Победу - 2005
Александр Малинин – По дороге домой - 2005
Стас Михайлов – Берега мечты - 2006
Стас Михайлов – Небеса - 2007
Дмитрий Мазур - Бродяга блюз - 2008
Александр Багров - Песни о жизни и любви - 2008
Аркадий Хоралов - Я встречи ждал.- 2008 Любовь Успенская – История одной любви... - 2012 Андрей Калинин – А мы гуляем! - 2012