О старинных вальсах (русских и не совсем русских). Исполняют вальсы две группы «Ветер Времени» и «Оркестр золотого света», но у меня возникло чувство, что это один и тот же коллектив. Я пытался в Интернете найти сайты об этих музыкантах, но кроме их запис
О старинных вальсах (русских и не совсем русских). Исполняют вальсы две группы «Ветер Времени» и «Оркестр золотого света», но у меня возникло чувство, что это один и тот же коллектив. Я пытался в Интернете найти сайты об этих музыкантах, но кроме их записей ничего не нашёл. То ли я не умею искать, то ли они шифруются или специалисты не считают их серьёзными группами. Ну, да Бог с ними! Я не о них. Я об альбоме 20 золотых русских вальсов. Мне стало интересно узнать что-нибудь об авторах этих шедевров. Фактически в альбоме 19 вальсов и один марш – Тоска по Родине.
2. Берёзка (1906 или 1913). Существуют несколько вальсов с таким названием. Именно этот вальс написал Дрейзин Евгений Михайлович (1878-1932) участник Русско-Японской и Первой мировой войн. Капельмейстер 26-го Восточно-Сибирского полка. Вместе в полком попал в плен к Японцам. По одним данным вальс Берёзка был написан им в Японском плену в 1906 году. По другим данным вальс был написан в 1913 году
3. В городском саду (1947). Его автор Блантер Матвей Исаакович (1903-1990)
советский композитор, герой Социалистического труда.
4. Воспоминание (1909). Вальс написан англичанином Арчибальдом Джойсом (ArchibaldJoyce1873-1963)
5. Голубая ночь (1952 или 1953). Считается, что вальс написал Агапкин Василий Иванович (1894-1964). В Интернете я начитался гипотез, что Агапкин украл мелодию вальса у Шатрова Ильи Алексеевича, которая использована в вальсе «Голубая ночь над Порт-Артуром». Я так не думаю. Во всяком случае, можете сравнить эти два вальса.
6. Грусть (до 1910). Автор вальса флейтист Большого театра Бакалейников Николай Романович (1881-1957), впоследствии профессор консерватории.
7. Дунайские волны (1880). Самая исполняемая румынская мелодия. Написал вальс кларнетист уроженец Румынии серб по происхождению Ион (Иосиф) Ивановичи / Ion(Iosif) Ivanovici1845-1902/.
8. Лесная Сказка . Автор уроженец Саксонии, переехавший на службу в Российскую Империю, Вильгельм Фридрих Беккер (1859-1926). В России его называли Василий Фёдорович Беккер. Интрига в том, что одновременно в России работали два Вильгельма Фридриха (Василия Фёдоровича) Беккера. Один был профессором Петербургской консерватории, другой – поочерёдно капельмейстером оркестров нескольких полков. В словарях их иногда объединяют, т.е. он и профессор, он и капельмейстер. Что неверно: Беккер не мог одновременно работать в Санкт-Петербурге и быть капельмейстером в Москве и других городах. Это два разных человека. В энциклопедии на фамилию Беккер (Becker) нашёл, что Беккер, Вильгельм (Василий Фёдорович) - русский композитор, военный капельмейстер, автор вальсов «Лесная сказка» и «На тихом озере». За неимением другой информации будем считать, что так оно и есть.
9. Майский сон. Написал Кнауб Оскар Филиппович (1866-1920) - рус. муз. деятель, композитор. Из поволжских немцев. Имел нотный магазин в Самаре. С 1908 жил в Москве. Автор св. 60 вальсов, в т. ч. "Майский сон", "Слезы Сицилии", "Анатема", "Таинственный остров", а также романсов, патриотических хоров.
10. Мечты. В РГБ есть ноты вальса «Мечты» композитора Микоса Николая Константиновича (без года издания). Больше ничего найти не сумел.
11. На сопках Манчжурии (1906). Авторское название Мокшанский полк на сопках Манчжурии (так написано в нотах издательства Кнауб) Сейчас эта область Китая называется - Маньчжурия. Музыку написал капельмейстер Мокшанского полка Шатров Илья Алексеевич, а доработал вальс и подготовил ноты вальса к изданию приятель Шатрова педагог, композитор и нотный издатель в Самаре Кнауб Оскар Филиппович. Он же первым издал ноты этого вальса в 1907 году.
12. Над волнами (1888). Мексиканский вальс. Его автор Розас (или Росас) Ювентино (RosasJuventino1868-1970). В дореволюционных нотах, изданных в России, так и написано «Мексиканский вальс». Почему-то в ХХIвеке мексиканский вальс вдруг стал золотым русским вальсом.
13. Оборванные струны (1913). Автор Пётр Гапон. В Интернете иногда можно встретить, что Пётр Гапон и известный руководитель рабочего движения начала ХХ века Георгий Аполлонович Гапон (1870-1906) это один и тот же человек. Доказательств этой теории я не нашел. Гапон довольно распространённая фамилия.
14. Ожидание (1901). Автор Герольд Лаврентьевич Китлер – коллежский регистратор, капельмейстер 6-го гренадёрского полка 2-ой гренадёрской дивизии
15. Осенние мечты (1907?). Автор Рейдерман Абрам Шахнович (1869-?)
племянник Сергея Александровича Чернецкого (см. ниже)
16. Осенний сон (1908). Вальс написан уже упоминавшимся английским композитором Арчибальдом Джойсом. Английское название вальса – Autumn Dream. По воспоминаниям спасшихся, когда тонул Титаник, на его палубе оркестр играл этот вальс.
17. Судьба (1912). Его автор тоже английский композитор BaynesSydney(1879-1938). В Интернете встречаются такие переводы с английского: Байнес Сидней и Байнес Сидни. Переводчик, установленный в браузере Макстон, дал мне такой перевод – Бейнс Сидни. Если кто-нибудь знает, как правильно прочесть имя и фамилию композитора, подскажите, пожалуйста. На советских дисках под названием вальса писали – А.Байнес
18. Тоска. Автор Обычайко Михаил Георгиевич (1862-1944) или Чернецкий Лев Исаакович (1875-не ранее 1940). Меня долго смущало то, что в Российской государственной библиотеке (РГБ) есть ноты только вальса «Тоска», автором которого указан Чернецкий без инициалов. Ноты изданы в Симферополе без года публикации. В России было несколько композиторов по фамилии Чернецкий: Исаак Исаевич (1852-не ранее 1906), его сын Лев Исаакович и брат Исаака Семён Исаевич (с 1915 года Семён Александрович) Чернецкий (1881-1950) руководитель военно-музыкальной службы и руководитель оркестра Военного министерства (позднее Министерства обороны) СССР.
Ещё нашел ноты вальса Тоска Л.И.Чернецкого, изданные тоже в Симферополе в 1909 году. Мне удалось разыскать и ноты вальса Тоска, написанного М.Г. Обычайко. Изданы ноты в Туле музыкальным магазином С.Меджиевского (бывш. Шуберт). Год издания не указан. Ноты оцифрованы и хранятся в Красноармейской центральной библиотечной системе (г.Красноавмейск Московская область). В Интернете автором вальса Тоска указывается только Обычайко. Информацию об М.Г.Обычайко мне найти не удалось, кроме того, что в РГБ есть ноты вальсов Обычайко: Волшебная Сказка, Невольные слёзы, Ожидание и Созвездие Ориона
19. Утро в Финляндии. Автором вальса считают Ф.Мальцева. Никакой информации о Ф.Мальцеве я не нашел.
Если я где-то что-то напутал, прошу специалистов поправить меня. Очень надеюсь на ваши комментарии!
Русские композиторы написали множество чудесных вальсов. К сожалению, составители этого альбома решили не заморачиваться и включили в альбом три английских, румынский и мексиканские вальсы. Думаю, что, если хорошо поискать, то можно найти им равноценную замену вальсами, написанными нашими российскими композиторами.
Например, мне очень нравится вальс Макса Кюсса Разбитая жизнь. К сожалению, у меня есть этот вальс только в исполнении духового оркестра. Лично мне больше нравился знакомый с детства вальс в исполнении эстрадного оркестра.
Из форумов узнал, что есть записи старинных вальсов в исполнении симфонического оркестра. Если они у когото есть, поделитесь, пожалуйста.
Эдуард Петрович, спасибо ! Интересная информация.
А мне нравится в исполнении баяниста Юрия Казакова
Добрый день, уважаемый Эдуард Петрович! Восхищён Вашим трудолюбием! Надо проделать титаническую работу, чтобы собрать все сведения о произведениях и их авторах! К Вашему сведению: этот альбом был выложен на сайте Алёны в 2009 году блогером Mr.Kite, а ещё раньше - Татьяной (Ceniora). Сейчас все файлы обнулены, но любопытно почитать сохранившиеся комментарии: http://music.tonnel.ru/index.php?alb=39571&l=music (к сожалению, не получается скопировать активную ссылку).
Дошедшие до нас ноты старых вальсов были написаны для фортепьяно. Ноты в прошлом веке были очень дорогие и издатели редко печатали партитуры. В то время самыми распространнёнными были духовые полковые оркестры. Партитуры для своих оркестров писали сами капельмейстеры, так как купить партитуры было слишком дорогое удовольствие. Эти вальсы в исполнении духового оркестра когда-то выкладывал "На завалинке" Владимир Ильич (Vladimir-Nsk). Наберите в поисковой строке название вальса и, думаю, найдёте их. А здесь я выложил вальсы из альбома "20 золотых русских вальсов". В каком исполнении они были, в таком я их и выложил. Что плохого в том, если завалинцы послушают и это исполнение? Я писал выше, что симфонический оркестр Министерства обороны когда-то записал вальсы. Знаю, что на форумах разыскиваю эти записи. Значит, любителям интересно слышать вальсы и в этом исполнении. Поэтому я и попросил умеющих это делать познакомить завалинцев и с этим исполнением. Записи есть на каком-то торенте. Я не знаю, что это такое, и сам не смогу скачать оттуда. Если вы умеете это делать, флаг вам в руки и барабан на шею!
anatol995 пишет:
Добрый день, уважаемый Эдуард Петрович! Восхищён Вашим трудолюбием! Надо проделать титаническую работу, чтобы собрать все сведения о произведениях и их авторах! К Вашему сведению: этот альбом был выложен на сайте Алёны в 2009 году блогером Mr.Kite, а ещё раньше - Татьяной (Ceniora). Сейчас все файлы обнулены, но любопытно почитать сохранившиеся комментарии: http://music.tonnel.ru/index.php?alb=39571&l=music (к сожалению, не получается скопировать активную ссылку).
Спасибо! Я этого не знал. Прежде чем выложить их здесь я проверил, что "На завалинке" в этом исполнении этих вальсов нет. Выложил с умыслом: вдруг среди завалинцев найдётся человек, который исправит или что-то добавит об авторах вальсов. Прошло совсем немного времени, а мы, например, уже ничего не знаем ни о Ф.Мальцеве, ни о М.Обычайко. Копаюсь в давно прошедшем, потому-что мне это пока интересно. Разыскиваю для себя авторов романсов. Вот где полно белых пятен!
Владимир Ильич, спасибо! У меня есть этот вальс на 78 оборотов в исполнении эстрадного оркестра. Исполнение знакомое с детства. Хотелось бы его иметь в формате mp3.
ded1934 пишет:
18. Тоска. Автор Обычайко Михаил Георгиевич (1862-1944) или Чернецкий Лев Исаакович (1875-не ранее 1940).............................................................
Здесь вальсы симфонического оркестра МО РФ залиты в низком качестве (128 kbps)
Слушайте в более высоком качестве (320 kbps)
https://tunnel.ru/view/post:3504413950
См. также: https://tunnel.ru/view/post:3504398010 #5 (болг. 1930-е гг.)
В #33 peregrin выложил этикетки грампластинок с записями вальса Разбитая жизнь: в первой этикетке автор вальса Кюсс, на второй С.В. Рожинский. Мелодия одна и таже. Кто такой Рожинский неизвестно. В РГБ не найдено никаких сведений об этом человеке. Вернее, Рожинских много, но они не музыканты и не композиторы. Это не единственный случай попытки нотных магазинов выпустить контрофакт. Дело в том, что на публикации нот вальса Разбитая жизнь в 1910 году во Владивостоке есть приписка "Собственность автора", а автором вальса на титульном листе этих нот указан М.А.Кюсс.. Это означало, что допечетать ноты другие издатели не имели права. Но заработать, естественно, хочется всем. Поэтому на нотах иногда ставилась любая фамилия. Считаю это как раз такой случай. Ещё есть ноты, где автороми вальса написаны Б.А.Прозоровский, В.А.Присовский и так далее.
Ещё меня спрашивали, кто автор марша Тоска по родине? Сия тайна велика есть! Исследователи и библиотечные работники не могут точно назвать автора, хотя на большинстве грампластинок того времени в качестве автора назван Ф.Е.Кроуп. Но об этом напишу завтра, вернее, уже сегодня вечером. Сейчас первый час 2 января и очень хочется спать.
Так кто же автор этого чудесного марша? Точно не может сказать никто!
В Интернете очень много гипотез, версий, догадок и предположений.
Как известно ссылки «На завалинке» запрещены, поэтому придётся пересказывать своими словами то, что я узнал, покопавшись на других сайтах:
Если судить по данным звукозаписывающих фирм начала 20-го века, то автором музыки марша «Тоска по Родине», в основном, называли некоего Кроупа. Однако при беглом просмотре старых нот выясняется, что в большинстве изданий даже не скрывалось, что написанные на их титульных листах фамилии — это фамилии вовсе не авторов марша.
И Б. Клинов, и С. Вернер, и А. Семёнов, и В. Николаев, и М. Штейнберг, и Н. Тивольский, и Ф.Кроуп– это авторы переложений (аранжировок) марша. Есть несколько изданий вообще без указания фамилий, а есть издания, где в качестве аранжировщика указаны одни лишь инициалы (А.Ф. и П.А.Г.). Наконец, есть и два таких издания, где на обложках нот написано «Музыка Ф.Ф. Данкманъ» (фамилия приведена в именительном падеже) и «Сочинение Д.М. Трифонова».
То, что ноты были написаны пианистом Ф.Ф. Данкманом, вызывает сомнение, хотя бы потому, что они полностью идентичны нотам Кроупа (со всеми помарками и ошибками). Кто же такой этот Кроуп? Все ноты, где указано, что переложение сделано Ф.Е. или Ф.Ч. Кроупа, изданы в Харькове нотным магазином Н.Маречек. Н.Маречек – это Надежда Маречек, вдова многолетнего капельмейстера 121 пехотного Пензенского полка, который был расквартирован в Харькове. Сам Франтишек Маречек (умер в 1899 году) был по национальности чех. В России его называли то Францем, то Виктором. Во всяком случае, все его дети были Викторовичи и Викторовны.
В кандидатской диссертации Василия Щепакина о чешских музыкантах на территории современной Украины, среди прочих, есть и фамилия Кроупа:
Кроупа (Kroupa) Франц Яковлевич, коллежский регистратор, капельмейстер 201 Лебединского батальона в Харькове.
То, что Франтишек Кроупа стал в России Францем, по тем временам, было нормально. Всем иностранцам давали русские имена, а отчества в Чехословакии никогда не было, как не было в Чехии и имени Яков. Выше я уже писал, что Вильгельм Беккер стал в России Василием Фёдоровичем. Отчество часто брали с потолка так, что Кроупа мог быть и Яковлевичем, и Егоровичем, или иметь любое другое русское отчество. На всех выпусках нот издательством Н.Маречек приведена фамилия Ф.Кроупа в именительном падеже, а не в родительном, как думали многие. Также на всех нотах Надежды Маречек имелась приписка «Собственность издателя», а это означало, что другие издатели не имели права перепечатывать ноты в данной аранжировке. Владелец нотного магазина в С-Петербурге Артур Фейтельсон всё же печатал ноты Н.Маречек. только вместо слов «Переложение Ф.Кроупа» писал «Переложение А.Ф.".
Но есть безукоризненные ноты (без ошибок), на титульном листе которых есть запись «Сочинение Д.М. Трифонова. Оригинал». Издавал эти ноты Яков Богорад (Симферополь). По мнению кинодраматурга Ирины Легкодух Богорад и был настоящим автором мелодии марша «Тоска по Родине». При этом И. Легкодух ссылается на воспоминания Анастасии Цветаевой (сестры Марины Цветаевой), жившей в начале века в Крыму. В то время в артистической среде Симферополя выделялся весельчак, любитель розыгрышей и мистификаций флейтист Яшка. Ирина Легкодух считает, что этот флейтист Яшка есть, не кто иной, как Яков Исаевич (Исаакович) Богорад - флейтист и капельмейстер, выпускник Варшавской консерватории, владелец нотного магазина в Симферополе. Документальных подтверждений этому утверждению нет.
Валентин Антонов в своей статье "Чёрная кошка в тёмной комнате" (апрель-июнь 2011 года) выложил запись вальса "Тоска по Родине". Мелодия вальса (на этикетке автор не указан) - это мелодия марша "Тоска по Родине", переделанная в маршевый ритм. Что было написано раньше марш или вальс мне пока выяснить не удалось.
То, что Франтишек Кроупа стал в России Францем, по тем временам, было нормально. Всем иностранцам давали русские имена, а отчества в Чехословакии никогда не было, как не было в Чехии и имени Яков. Выше я уже писал, что Вильгельм Беккер стал в России Василием Фёдоровичем. Отчество часто брали с потолка так, что Кроупа мог быть и Яковлевичем, и Егоровичем, или иметь любое другое русское отчество. На всех выпусках нот издательством Н.Маречек приведена фамилия Ф.Кроупа в именительном падеже, а не в родительном, как думали многие. Также на всех нотах Надежды Маречек имелась приписка «Собственность издателя», а это означало, что другие издатели не имели права перепечатывать ноты в данной аранжировке. Владелец нотного магазина в С-Петербурге Артур Фейтельсонвсё же печатал ноты Н.Маречек. только вместо слов «Переложение Ф.Кроупа» писал «Переложение А.Ф.
Но есть безукоризненные ноты (без ошибок), на титульном листе которых есть запись «Сочинение Д.М. Трифонова. Оригинал». Издавал эти ноты Яков Богорад (Симферополь). По мнению кинодраматурга Ирины Легкодух Богорад и был настоящим автором мелодии марша «Тоска по Родине». При этом И. Легкодух ссылается на воспоминания Анастасии Цветаевой (сестры Марины Цветаевой), жившей в начале века в Крыму. В то время в артистической среде Симферополя выделялся весельчак, любитель розыгрышей и мистификаций флейтист Яшка. Ирина Легкодух считает, что этот флейтист Яшка есть, не кто иной, как Яков Исаевич (Исаакович) Богорад - флейтист и капельмейстер, выпускник Варшавской консерватории, владелец нотного магазина в Симферополе.
Я расположил вальсы по алфавиту:
1. Амурские волны. Его автор капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского стрелкового Её Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка Кюсс Макс Авельевич (1874-1942)