О творчестве баяниста-виртуоза Ивана Паницкого
О творчестве баяниста-виртуоза Ивана Паницкого
«Скажу без преувеличения, я готов слушать без конца Вашу поэтическую игру. После встречи с Вами баян стал для меня открытием...» Эти слова композитора И. О. Дунаевского были адресованы Ивану Яковлевичу Паницкому, выдающемуся российскому баянисту — гордости отечественной народно-инструментальной музыки. Его большая вдохновенная жизнь — живая история становления и развития баянного искусства в нашей стране.
Иван Паницкий - Увядшие розы (Старинный вальс)
И.Я. Паницкий родился в 1906 году в городе Балаково Самарской губернии. В первый год жизни мальчика постиг тяжелейший недуг — он навсегда лишился зрения. Познание мира для него происходило через звуки. Исключительный интерес ко всем звуковым проявлениям окружающей жизни рано выявил необыкновенную музыкальную одаренность ребенка. В четыре года Ваня поразил всех домашних, сыграв подобранные по слуху мелодии популярных народных песен на семиклавишной гармонике. Тогда отец купил сыну восьмиклавишную гармонику с четырьмя полутонами — «невскую», затем двухрядную хроматическую. В 5 лет Ваня выступил с сольным концертом как гармонист в г. Балакове. Так в самом раннем возрасте определился его жизненный путь, главное дело всей его жизни — музыка, творчество.
С шестилетнего возраста начался недетский труд ресторанного гармониста. Ваня освоил огромный репертуар, подбирая на гармонике популярные мелодии, перенимая опыт народного музицирования с его замысловатым бесконечным мелодическим, гармоническим и ритмическим варьированием песенных и плясовых наигрышей. Его музыкальный слух и память становятся феноменальными.
В 1918 году Иван впервые услышал баян. Мечта овладеть игрой на нем глубоко запала в душу мальчика. Однако путь к баяну оказался долгим. Первой профессиональной школой стали годы обучения игре на фортепиано, затем увлечение скрипичным искусством и занятия в Саратовском музыкальном училище (класс скрипки Г. Е. Ершова, Б. А. Богатырева). Именно здесь зародились истоки академического направления в искусстве Паницкого. Трудно сейчас сказать, как сложилась бы творческая судьба Паницкого-скрипача, но сегодня мы благодарны случаю, подарившему нам Паницкого-баяниста
В 1929 году наконец сбывается мечта Паницкого: он становится баянистом-аккомпаниатором Театра малых форм. Открывается наиболее яркая страница творческой деятельности Паницкого. В 1932 году Паницкий основал класс баяна в Саратовском музыкальном техникуме. Одним из первых он внес изменение в конструкцию левой клавиатуры инструмента, добавив к пяти имевшимся рядам шестой — уменьшенные септаккорды.
В эти годы раскрылся и композиторский талант Паницкого, создавшего свои знаменитые, вошедшие в золотой фонд баянной литературы обработки народных мелодий и известных произведений, в том числе «Жаворонка» М. Глинки, «Чардаша» В. Монти, «Полонеза» М.К. Огиньского, «Полосыньки», «Ноченьки», «Во саду ли, в огороде» и многих других.
Иван Яковлевич Паницкий ... играл так, как будто бы играет дуэт или даже трио баянистов.
На всю жизнь запомнилась мне его игра на конкурсе им. И. Я. Паницкого в Саратовской консерватории после награждения победителей. Ему тогда было за 70 лет. Это было так: идет на сцену с девушкой под ручку и руки у него немножко дрожали, взял Баян . . . руки перестали дрожать как только прикоснулся к кнопочкам баяна, и побежали, полетели. Зал замирает и слушает фантастическую игру Ивана Яковлевича . . .
Николай Белков, г. Саратов
15 апреля 1951 года в газете «Советское искусство» появилась статья Ю. Бружеса «Выдающиеся исполнители».
«...Глубоко волнует игра слепого баяниста И. Паницкого. Лишенная каких бы то ни было внешних эффектов, она оставляет незабываемое впечатление. При исполнении каждого произведения он находит новые необычные, но всегда убедительные краски. Часто он играет ритмически очень свободно (русские народные песни «Ой да ты, калинушка», «Полосынька», обработка «Жаворонка» М. И. Глинки), стремясь подчеркнуть этим 'выразительность мелодии. Обработку песни «Во саду ли, в огороде» он, напротив, исполнил ритмически четко и собранно. Глубокое чувство вложил Паницкий в обработку песни Блантера «В лесу прифронтовом», выразительный образ создал в «Славянском танце» Дворжака, а играя «Полет шмеля» Римского-Корсакова, показал вир-. туозную технику. Ряд произведений И. Паницкий исполнял в собственных обработках. Радуют высокая художественность этих обработок и мастерство исполнения, где широко используются возможности инструмента...»
11 марта 1951 года в Малом зале Московской государственной консерватории состоялся концерт исполнителей на народных инструментах. Концертный зал был переполнен. Иван Яковлевич Паницкий был встречен публикой тепло и радушно. Присутствующие на концерте услышал» чудесную и близкую сердцу музыку. Временами баян в руках замечательного исполнителя по характеру звучания становился неузнаваемым. Баянист достигал такого тончайшего пианиссимо и благородного звучания, что, казалось, играют не на баяне, а на скрипке. Обширная концертная программа, исполненная И. Я. Паниц-ким, состояла главным образом из его обработок русских народных песен, а также из произведений Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Рубцова, Дворжака, Крейслера и других композиторов. Исключительно красочно, образно прозвучал в исполнении И. Я. Паницкого «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Это было поистине хоральное органное звучание. Сильнейшее впечатление произвел на слушателей вальс «В лесу прифронтовом» Блантера в обработке И. Я. Паницкого. Талантливый исполнитель создал яркую музыкальную картину, раскрыл глубокое содержание этого, казалось бы, непрограмного произведения.
Игра Паницкого захватила слушателей, его долго не отпускали со сцены, бисировали почти каждый номер.
Авторский концерт И. Я. Паницкого в Малом зале Московской Гоеударственной консерватории Москва. 11 марта 1951 г.
Иван Паницкий - Саратовские переборы
В январе 1957 года общественность Саратова широко отметила 50-летие со дня рождения Ивана Яковлевича Паницкого и 35-летие его творческой исполнительской деятельности. В многочисленных приветственных адресах, письмах, телеграммах и подарках, поступивших в адрес юбиляра, была выражена большая любовь и горячая признательность широких кругов слушателей. «...Мы очень высоко ценим Ваше передовое, человечное, подлинно народное искусство. Как у каждого большого художника, оно глубоко и многогранно. Его истоки — вся великая музыкальная культура русского народа от простых, но проникновенно прекрасных русских народных песен до шедевров Глинки и Чайковского. И все это огромное духовное богатство Вы, дорогой Иван Яковлевич, щедрой рукой высокоталантливого артиста отдаете всем нам — Вашим благодарным слушателям, многочисленным ценителям и поклонникам Вашего замечательного мастерства...»,— писали в своем адресе сотрудники одного учреждения.
Сергей, спасибо ! Интересно прочитать и послушать. Люблю хороший баян.
Vladimir-Nsk пишет:
Сергей, спасибо ! Интересно прочитать и послушать. Люблю хороший баян.
Пожалуйста, Владимир! Мой отец очень любит баянную музыку и меня увлек, за что я очень благодарен ему!
Спасибо большое, Сергей!!! Очень интересно...Мой дед был знаком с Паницким, он тоже был слепым (во время лечения потерял зрение) и тоже виртуозно играл на баяне....Спасибо Вам за то что Вы вспомнили этого замечательного музыканта, композитора и педагога.
Паницкий Иван Яковлевич, родился 14 января 1906 в г. Балаково Саратовской области. Исполнитель, педагог, композитор. Заслуженный артист РСФСР (1957).