1337
0
ID 142427
Обер. Фра-Дьяволо (Лемешев, Гусельникова, Грибова - Хайкин. ГАБТ СССР, 29 марта 1955 г.)
Группа (Исполнитель): Даниель Франсуа Эспри Обер
Альбом: Фра-Дьяволо (1955)
Жанр: Opera
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (6)
21.07.2020 19:07
Комическая опера в трёх действиях, либретто Э. Скриба.
Действующие лица и исполнители:
Фра-Дьяволо (маркиз Сан-Марко) - Сергей Лемешев,
Джакомо - Игорь Михайлов,
Беппо - Юрий Филин,
Лорд Кокбург - Павел Воловов,
Памела - Елена Грибова,
Маттео - Леонид Маслов,
Церлина - Нина Гусельникова,
Франческо, жених - Николай Росляков,
Лоренцо, бригадир - Андрей Соколов,
Крестьянин - Иван Ионов,
Служанка - Е. Гаврюшова,
Священник - Юрий Каменщиков.
Хор и Оркестр ГАБТ СССР.
Дирижёр - Борис Хайкин.
Запись по трансляции из филиала ГАБТ СССР 29 марта 1955 года.
0
21.07.2020 19:10
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ОБЕР (Auber) Даниель Франсуа Эспри (29 I 1782, Кан - 12 V 1871, Париж) - франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерч. карьере, посвятил себя музыке. Его первый, ещё дилетантский опыт театр. музыки - ко-мич. опера "Юлия" (1811), одобренная Л. Керубини (под его рук. О. впоследствии занимался композицией). Первые поставленные комич. оперы О. - "Военные на привале" (1813) и "Завещание" (1819) - не получили признания. Известность принесла ему комич. опера "Пастушка - владелица замка" (1820). С 20-х гг. началось многолетнее плодотворное сотрудничество О. с драматургом Э. Скрибом - автором либр. большинства его опер (первые из них "Лейчестер" и "Снег").
В начале творч. пути О. испытал влияние Дж. Россини и А. Буальдьё, но уже комич. опера "Каменщик" (1825) свидетельствует о творч. самостоятельности и самобытности композитора. В 1828 с триумфальным успехом была пост. опера "Немая из Портичи" ("Фенелла", либр. Скриба и Ж. Делавиня), утвердившая его славу. В 1842-71 О. был директором Парижской консерватории, с 1857 - также придв. композитором.
О. наряду с Дж. Мейербером является одним из создателей жанра большой оперы. К этому жанру относится опера "Немая из Портичи". Её сюжет - восстание неаполитанских рыбаков в 1647 против испан. поработителей - соответствовал обществ. настроениям кануна Июльской революции 1830 во Франции. Своей направленностью опера отвечала запросам передового зрителя, вызывала порой революц. выступления (патриотич. манифестация на спектакле в 1830 в Брюсселе послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голл. господства). В России исполнение оперы на рус. яз. было допущено царской цензурой лишь под назв. "Палермские бандиты" (1857). Это - первая большая опера на реально-историч. сюжет, действующие лица к-рой не антич. герои, а простые люди. О. трактует героич. тему через ритмо-интонации нар. песен, танцев, а также боевых песен и маршей Великой франц. революции. В опере использованы приёмы контрастной драматургии, введены многочисл. хоры, массовые жанровые и героич. сцены (на рынке, восстание), мелодраматич. ситуации (сцена сумасшествия). Партия героини поручена балерине, что позволило композитору насытить партитуру образно-выразительными орк. эпизодами, сопровождающими сценич. игру Фенеллы, ввести в оперу элементы действенного балета. Опера "Немая из Портичи" оказала воздействие на дальнейшее развитие нар.-героич. и романтич. оперы.
О. - крупнейший представитель франц. комической оперы. Его опера "Фра-Дьяволо" (1830) знаменовала новый этап в истории этого жанра. Среди многочисл. комич. опер выделяются: "Бронзовый конь" (1835), "Чёрное домино" (1837), "Бриллианты короны" (1841). О. опирался на традиции мастеров франц. комич. оперы 18 в. (Ф. А. Филидора, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри), а также своего старшего современника Буальдьё, многое почерпнул в иск-ве Россини. В содружестве со Скрибом О. создал новый тип комич. оперного жанра, для к-рого характерны острозанимат. авантюрно-приключенческие, иногда сказочные сюжеты, непринуждённо и стремительно развивающееся действие, изобилующее эффектными, игривыми, порой гротескными ситуациями. Музыка О. остроумна, чутко отражает комедийные повороты действия, полна грациозной лёгкости, изящества, веселья и блеска. В ней претворены интонации франц. бытовой музыки (песенной и танцевальной). Его партитуры отмечены мелодич. свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, часто тонкой и яркой оркестровкой. О. применял разнообразные ариозные и песенные формы, мастерски вводил ансамбли и хоры, к-рые трактовал в игровом, действенном плане, создавая оживлённые, красочные жанровые сцены. Творч. плодовитость сочеталась у О. с даром разнообразия и новизны. Высокую оценку, яркую характеристику композитору дал А. Н. Серов. Лучшие оперы О. сохранили популярность.
("Музыкальная энциклопедия")