Анненский Иннокентий-ОДНОЙ ЗВЕЗДЫ Я ПОВТОРЯЮ ИМЯ.....
Целый вечер я сегодня с этим романсом и с волшебными строками Иннокентия Анненского-благодаря нашему разговору с Иришей в ее заявке сегодняшней о Суханове
Стихотворение Иннокентия Анненского «Среди миров», музыкальное по самой своей сути, словно бы создано для того, чтобы стать романсом. Композитор Юрий Шапорин был далеко не единственным и даже не первым, кто положил эти стихи Анненского на музыку. Гораздо раньше его это сделал Александр Вертинский: романс, названный им «Моя звезда», был широко известен — сначала в среде русской эмиграции, а потом и у нас в стране — и с неизменным успехом самим же Вертинским и исполнялся
Строку Анненского «…потому, что я томлюсь с другими» Александр Вертинский заменил на «…потому, что мне темно с другими», при этом оставив последнюю строку без изменения: «…потому, что с ней не надо света» — отчего романс его сразу стал звучать несколько парадоксально и загадочно: дескать, хотя мне с другими и темно, но мне это как раз нравится....
Кстати говоря, один из почитателей и коллег Вертинского, известный у нас в стране в 60-е годы эстрадный конферансье, куплетист и завсегдатай телепередачи «Голубой огонёк» Бен Бенцианов, однажды воспользовался популярностью романса «Моя звезда» для создания на его основе своих сатирических куплетов.
Вот фрагмент из выступления Бенцианова, где он, между прочим, вспоминает и пародирует также и неповторимую манеру исполнения этого романса Александром Вертинским...:)
Конечно же, стихотворение Анненского «Среди миров» известно широкой публике прежде всего именно в качестве романса.
Алла Баянова, Владимир Высоцкий, Валерий Ободзинский, Борис Гребенщиков, Олег Погудин, уже упомянутые Зара Долуханова, Георгий Виноградов, Александр Вертинский , А. Саханов— каждый из этих исполнителей привносил в стихи Анненского новые краски, находил в этих стихах что-то своё, что-то сокровенное, глубоко личное......
Иннокентий Анненский жил в эпоху, когда ломались прежние каноны — в литературе, в живописи, в музыке, в политике, во всём — и делались попытки создать взамен них что-то новое. Он и сам принимал участие в этом процессе, но что-то во всём этом его настораживало, тревожило, что-то ему решительно не нравилось.
В 1908 году он писал: «В наши дни поэзия под флагом индивидуальности часто таит лишь умственное убожество, вся в похотях и вся в прихотях людей, называемых себя поэтами».....
Человек умный, тонкий, с безупречным вкусом, он полагал, что так называемая идея свободного проявления личности, возведённая в ранг культа и не сдерживаемая более никакими нравственными ограничителями, таит в себе опасность выродиться в банальную «страстишку поражать и слепить несбыточностью, дерзостью, пороком и даже безобразием»......
Цитата из доклада «Об эстетическом критерии», подготовленного Иннокентием Анненским:
Дело не в морали, а в раздумье, скромности, сомнении и сопротивлении. Мы все хотим припечатать, озарить, напугать, встревожить, донять. Тайна нужна нам, это наша пища. Но наша тайна — нескромность, и она заставляет нас забывать о тихом раздумье, о вопросе, о благодарности и воспоминании.
Идеал… Интеллектуальные элементы поэзии — стремление к справедливости, уважение к страданию, гуманность, уважение к мёртвым.....
Свобода есть понятие правовое, вне права свобода очень скользкое, а иногда и прямо смешное слово....
Не надо бояться банальности. Человечество, идеал — не лишние слова. Прежде чем браковать такие слова, лучше серьёзно вглядываться в их содержание.
Слово Красота — пожалуй, хуже.
Мы опубликовываем всякий вздор, тосты.
Мы забываем самокритику.
Мы нескромны.
Мы циничны......
То заседание Санкт-Петербургского Литературного общества, на котором Иннокентий Анненский собирался прочитать подготовленный им доклад, было намечено на 11 декабря 1909 года.
Анненский не дожил до этого дня: 30 ноября его сердце внезапно остановилось…
(Валентин Антонов -Сеть)
Ирише спасибо за Автограф И. Анненского....
Лилай Интуэри-(Шувалов Р.А. )-Среди миров-декламация
Танечка! Добавлю к твоему большому списку треков одно исполнение, которое мне очень понравилось своей необыкновенной теплотой и задушевностью. Спасибо тебе большое за пост.
Людмилка, спасибо за вариант Широченко-замечательный.Я его слышала у Ирины СПБ...спасибо обеим
Еще много есть вариантов исполнителей этих дивных строк И. Анненского.Романс уж очень хорош.....только вот музыка Вертинского мне нравится больше, чем Юрия Шапорина.....
Татьяна, большое спасибо!!!
Интересный пост! Замечательная песня! Какие разнообразные исполнения!
Картинку бы... Не отправить без неё...
И тебе спасибо, Альбина, что нравится Анненский Иннокентий.
Тебе Просто Одно Стихотворение И. А.- и с Новым Старым.....пусть у тебя все будет светло и в виртуале, и в реале.
"И было мУкою для них, что людям музыкой казалось.".. И. Ф. А.
СМЫЧОК И СТРУНЫ-ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ
Иннокентий Анненский
Смычок и струны
Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых…
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?..»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них,
ЧТО ЛЮДЯМ МУЗЫКОЙ КАЗАЛОСЬ.....
Иннокентий Анненский..............
О нем , об этом грустном поэте, можно говорить бесконечно, но это-в другой заявке......
Осенний Романс(очень нравится.....)
Гляжу на тебя равнодушно,
А в сердце тоски не уйму...
Сегодня томительно душно,
Но солнце таится в дыму.
Я знаю, что сон я лелею,
Но верен хоть снам я,—а ты?..
"Ненужною жертвой в аллею
Падут, умирая, листы...
Судьба нас сводила, слепая:
Бог знает, мы свидимся ль там...
Но знаешь... Не смейся, ступая
Весною по мертвым листам!.........................
1 сентября 1855 года родился Иннокентий Фёдорович Анненский. Русский поэт, драматург и переводчик, критик. Исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии.
Спасибо,Альбинушка,порадовала душу...
Николай Гумилев-Посвящение.
К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.
Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространства безымянных
Мечтаний —
слабого
меня.
О, в сумрак отступающие вещи
И еле слышные духи,
И этот голос, нежный и зловещий,
Уже читающий стихи!
В них плакала какая-то обида,
Звенела медь и шла гроза,
А там, над шкафом, профиль Эврипида
Cлепил горящие глаза.
…Скамью я знаю в парке; мне сказали,
Что он любил сидеть на ней,
Задумчиво смотря, как сини дали
В червонном золоте аллей.
Там вечером и страшно и красиво,
В тумане светит мрамор плит,
И женщина, как серна ,боязлива,
Во тьме к прохожему спешит.
Она глядит, она поет и плачет,
И снова плачет и поет,
Не понимая, что все это значит,
Но только чувствуя — не тот.
Журчит вода, протачивая шлюзы,
Сырой травою пахнет мгла,
И жалок голос одинокой музы,
Последней —
Царского
Села.
С началом учебного года, Альбина)))
Взмах ресниц-и побежит твоя внучечка учить "разумное,доброе,вечное"-в распахнутые двери школы, молодая бабуля
Время -то как мчится! Ну и пусть себе мчится-мы его догонять не станем))
Все, убегаю,труба зовет))
"И мы идем за ними, как в плену, за буднями-и в этом наше ЩЩЩЩЩастье)))))
Будь здорова,Альбина.Спасибо тебе.
Вокальный цикл «Элегии», куда вошёл и романс под названием «Среди миров», известный советский композитор Юрий Шапорин создавал в годы войны.
Шапорин Юрий(Георгий) Александрович(1887-1966)-СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР.Автор романса на стихи Анненского-Среди миров.Это совершенно независимый от Вертинского вариант озвучивания,оставшийся практически неизвестным широкой публике.
Первой исполнительницей «Элегий» стала в 1945 году солистка Большого театра Татьяна Талахадзе.
Вскоре после этого романс Шапорина «Среди миров» записал и Георгий Виноградов, один из самых популярных певцов того времени.
Стихотворной основой романса стали знаменитые восемь строк Иннокентия Анненского, написанные им в начале XX века и опубликованные в его посмертном сборнике «Кипарисовый ларец», изданный его сыном- под тем же самым названием — «Среди миров»
Книга состоит из множества частей.В последний раздел, получивший название:Разметанные листы,вошло стихотворение:Среди миров... И. Ф. написал его в Царском Селе незадолго до смерти-в апреле 1909 года.Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего 20-го столетия,да и в наши дни не угас.
Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность этих дивных 8 строк....
Загадочная одинокая звезда становится символом в произведении Анненского.У НЕЕ лирический герой спрашивает ответа,когда его одолевают сомнения,с НЕЙ ему не нужно света.Он предельно одинок.Чувства по отношению к НЕЙ-неизменны....Так Звезда становится олицетворением Надежды, Веры в вечные ценности,неподвластные времени,в мире, где преобладают сомнения.
Ее образ связан с любовной темой-Звзда выступает в роли единственной избранницы,и эта любовь не земная, физическая, а духовная,обращенная в Высшие Сферы...эта любовь-абстрактный ИДЕАЛ.Возможно, это поэзия....
В одном восьмистишии обЪединяется мотив творчества и мотив совершенной любви....
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.....
И если мне сомненье тяжело,
Я у неё одной ищу ответа…
Не потому, чтоб от неё светло,
А потому, что с ней не надо света.....
Иннокентий Фёдорович Анненский был удивительным поэтом. Подобно Тютчеву, он долгое время словно бы стеснялся своего поэтического дара, профессиональным поэтом себя не считал и писал стихи для себя, для друзей, для знакомых:
"Я твёрдо держался глубоко запавших мне в душу слов моего брата Николая Федоровича:
"До тридцати лет не печататься", и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи и даже (ну как тут было не сделаться феминистом!) учили эту чепуху наизусть…
................
Ничего себе-чепуха)))))Это я от себя говорюЭто не чепуха, это-Божий Дар....
.................
Первый и единственный прижизненный его сборник увидел свет, когда его автору было уже под пятьдесят.
Но даже здесь он предпочёл укрыться под многозначительным псевдонимом «Ник. Т-о».
Только в самый последний год своей жизни Анненский начал было предпринимать кое-какие шаги, чтобы получить по праву принадлежавшее ему место на тогдашнем поэтическом Олимпе, но — не успел.
Сергей Маковецкий, главный редактор литературного журнала, с которым Анненский предполагал сотрудничать, потом уже, много лет спустя, написал о нём такие слова:
Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осуждённый на глухоту современников, — он трагичен, как жертва исторической судьбы. Принадлежа к двум поколениям, к старшему — возрастом и бытовыми навыками, к младшему — духовной изощрённостью, Анненский как бы совмещал в себе итоги русской культуры, пропитавшейся в начале XX века тревогой противоречивых терзаний и неутолимой мечтательности.
Именно так: уже слегка чужой веку XIX-му, он так и не успел стать своим веку XX-му. Он не был модным, не был при жизни признанным — быть может, потому ещё, что был предельно искренен и всегда и во всём оставался верен самому себе. Он ничего не делал напоказ, он не «пиарил» себя в духе нового времени — и потому держался как бы особняком среди своих современников-поэтов.
Одиночество — вот главная тема его поэзии.
В небе ли меркнет звезда,
Пытка ль земная всё длится;
Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться.
Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем…
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.
С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя…
Только во мне-то зачем
Мытарь мятётся, тоскуя?..
Это уже потом, после смерти, его стали называть «последним из царскосельских лебедей», блестящим представителем Серебряного века русской поэзии.
Это уже потом обнаружилось вдруг, что Анненский намного опередил своих современников, оказав огромное влияние на творчество самых известных поэтов-новаторов начала века.
Это уже потом Ахматова скажет о нём:
«А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл и тени не оставил…»
В октябре 1909 года, всего за полтора месяца до своей безвременной кончины, Анненский выступил с докладом на тему «Поэтические формы современной чувствительности», в котором он сказал, в частности, следующее:
Стихотворения в прозе с их розами из табачной лавочки и воздухом, который напоминает парное молоко. Ах, господа! Я пережил всё это… я так глубоко пережил…
Красота Тургенева не в том, где, может быть, видел он её сам. И как она нам теперь нужна, о, как нужна! Красота Тургенева в том, что он- отрицание цинизма…
Стыдливость — вот новый ресурс поэзии, искусства вообще. Мне кажется, о нём пора вспомнить. Что необходимо, чтобы достигнуть её наибольшей меры? Находить новое, менять теперешнее, воскрешать старое.
Если не умеете писать так, чтобы было видно, что вы не всё сказали, то лучше не писать совсем. Оставляйте в мысли…
Иннокентий Ф. Анненский
Шапорин Ю.А.