- Аросева Ольга Александровна Дата рождения: 21.12. 1925 Дата смерти: 13.10.2013
Московский Театр Сатиры
1950—1952 — «Не ваше дело» В. Полякова
1950—1952 — «Человек с именем» Д. Б. Угрюмова
1952 — «Пролитая чаша» Ван Ши-фу — Хун-Нян
1953 — «Господин Дюруа» И. Прута и Е. Штейнберга по роману Г. де Мопассана «Милый друг» (фр. Bel-Ami) — Клотильда, Рашель
1954 — «Свадебное путешествие» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — Настенька
1956 — «Дело было в Конске» («Домик») В. П. Катаева — Павликова
1956 — «Только правда» Ж.-П. Сартра — Мадлен
1957 — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо — Ольга Чиголелла
1958 — «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
1960 — «200 тысяч на мелкие расходы» В. Дыховичного и М. Слободского — Валя
1965 — «Бидерман и поджигатели» (нем. Biedermann und die Brandstifter) М. Фриша — Бабета
1965 — «Дом, где разбиваются сердца» (англ. Heartbreak House) Б. Шоу — Леди Аттеруорд
1967 — «Доходное место» А. Н. Островского — Кукушкина
1971 — «Волшебные кольца Альманзора» Т. Г. Габбе — Королева
1973 — «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен — фрекен Розенблюм
1974 — «Нам пятьдесят»
1974 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше — Марселина
1975 — «Пена» С. В. Михалкова — Раиса Марковна Махонина
1976 — «Клеменс» К. Сая — Даунорене
1976 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина — Иванова
1976 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Хлестова
1978 — «Мораль пани Дульской»
1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова — Вера Васильевна
1981 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Чебоксарова
1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана — Серафима Ильинична
1982 — «Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина и А. А. Ширвиндта — Партнёрша
1983 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Шарлотта Ивановна
1985 — «Молчи, грусть, молчи» А. Ширвиндта. Режиссёр: А. А. Ширвиндт — Диана Леонидовна
1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» Ион Друцэ — Одокия
1990 — «Босиком по парку» Н. Саймона. Режиссёр: И. А. Данкман — Миссис Бэнкс
1991 — «Папа, папа, бедный папа!..», по пьесе А. Копита. Режиссёр: М. Зонненштраль — Мадам Розпетл
1995 — «Как пришить старушку» Дж. Патрика. Режиссёр: М. Зонненштраль — Памела Кронки
1999 — «Неаполь — город миллионеров» (итал. Napoli milionaria!) Э. де Филиппо. Режиссёр: М. Д. Мокеев — Амалия
2000 — «Афинские вечера» П. Гладилина — Анна Павловна Ростопчина
2001 — «Мадлен и Моисей»
2009 — «Идеальное убийство» Д. Поплуэлл Режиссёр: Андрей Житинкин — Миссис Пайпер
2012 — Реквием по Радамесу (А. Николаи) Режиссёр: Роман Виктюк — Сирена Дековар (вместе с Верой Васильевой и Еленой Образцовой, премьера состоялась 30 сентября 2012 г.)
Работы на телевидении помечены звёздочкой (*).
1946 — Во имя жизни — эпизод
1948 — Драгоценные зёрна — Надежда, животновод
1949 — Великая сила — Елена Коробкова, сотрудница курсов повышения квалификации птицеводов
1951 — Белинский — актриса (нет в титрах)
1953 — Беззаконие — Аксинья, прачка
1954 — Мы с вами где-то встречались — Девушка в красном, фанатка Максимова
1954 — Ревизоры поневоле (киноальманах «Родимые пятна») — Настя
1955 — Гость с Кубани — Надя, секретарь Загорянской МТС
1955 — Урок жизни — Рая
1956 — Безумный день — секретарша Миусова
1956 — Это начиналось так… — повариха Рая
1959 — Аннушка — мать Вовки
1961 — Морская чайка — мама Асика
1962 — Яблоко раздора — Домаха Свиридовна, доярка, Герой Социалистического Труда
1963 — Короткие истории — Гелена / пани Фисташкова
1964 — Всё для вас — Пирожкова, океанолог
1966 — В городе С. — Мария Павловна Чехова
1966 — Не самый удачный день — медсестра
1966 — Берегись автомобиля — Люба
1968 — Встречи на рассвете — Софья Васильевна
1968 — Интервенция — Мадам Ксидиас
1968 — Трембита — Парася
1969 — Жди меня, Анна — Раиса Петровна
1969 — 1981 — Кабачок «13 стульев» — Пани Моника*
1970 — Взрыв замедленного действия
1970 — Два дня чудес — Альфа Ивановна Кокошкина
1970 — Переступи порог — Вера Дмитриевна
1971 — Алло, Варшава! — Маша из Одессы
1971 — Большой янтарь — Жермена Павловна, секретарь жюри конкурса
1971 — Старики-разбойники — Анна Павловна Суздалева
1971 — Шельменко-денщик — помещица Аграфена Семёновна
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — мама капитана Васильева
1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях — тётя Люся
1981 — Семь счастливых нот — Ольга
1982 — Предел желаний — Ольга Александровна
1990 — Голос памяти (документальный, памяти А. Папанова)
1991 — Графиня — дама
1993 — Твоя воля, Господи! — Ольга Александровна
1994 — Нам всё ещё смешно — модельер
1995 — Будем жить
1997 — Старые песни о главном 2 — Пани Моника*
1997 — Корабль двойников — озвучивала роли
2000 — Афинские вечера — Анна Павловна Ростопчина
2000 — Нам — 75! — камео
2003 — Козлёнок в молоке — Кипяткова
2003 — Приключения мага
2004 — Даша Васильева-2 — мать Макса Полянского, вторая свекровь Даши
2005 — Самая красивая
2005 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… 2 (эпизоды «Плечо любимого, или Квартира в обмен на мужа» и «Самооборона для женщин») — Галина Сергеевна, соседка Аллы*
2007 — Путейцы — камео*
2008 — Самая красивая 2
2009 — Книга мастеров — рассказчица
2010 — Союз нерушимый — Мария Тимофеевна
2010 — Сваты 4 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны
2011 — Сваты 5 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны
2012 — Сваты у плиты — Людмила Степановна
2012 — Сваты 6 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны (голос)
2013 — Женщины на грани
1957- Девушка без адреса - Соседка,идущая покупать лампочки
Телеспектакли
1953 — Свадьба с приданым — подружка на свадьбе (нет в титрах)
1959 — Обнажённая со скрипкой — Черри-Мэй Уотертон
1960 — Сизиф и смерть
1962 — Интервью у весны — Милиция Ивановна, организатор субботних вечеринок
1963 — Наследники Рабурдэна — Мадам Воссар
1965 — Обыкновенный человек — Мария, жена Арсы Миличевича
1978 — Мораль пани Дульской — пани Дульская
Кроме того, актриса участвовала в сюжетах для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш»:
1965 — «Фитиль» № 35, сюжет «Булочка с маком»
1965 — «Фитиль» № 39, сюжет «Командировочный»
1966 — «Фитиль» № 47, сюжет «Карусель»
1967 — «Фитиль» № 60, сюжет «Тяжёлый случай»
1968 — «Фитиль» № 72, сюжет «Обчистили»
1972 — «Фитиль» № 117, сюжет «Нокаут» — супруга жильца
1973 — «Фитиль» № 135, сюжет «Жизненный опыт» — озвучивала роль
1975 — «Фитиль» № 157, сюжет «День закрытых дверей»
1979 — «Ералаш» № 22, сюжет «Прощай, Вася!» — инспектор милиции
Озвучивание мультфильмов
Работала в мультипликации с 1960-х годов.
1964 — Кот-рыболов — Лиса
1967 — Хвосты — Лиса
1970 — Бобры идут по следу — Щука
1972 — аудиосказка «Тайна царя Гороха» (Инсценировка Ф. Шапиро) — Бяка Нерева усатая
1974 — Волшебник Изумрудного города — Стелла
1979 — Как лиса зайца догоняла — Лиса
1980 — Баба-Яга против! — Баба-Яга
1980 — Королевские зайцы
1984 — Слонёнок пошёл учиться — Слониха
1986—1988 — Приключения поросёнка Фунтика (4 серии) — госпожа Беладонна
1988 — Доверчивый дракон — Курица
1988 — Котёнок с улицы Лизюкова — Слониха
ОТЛИЧНО
Фото, когда она была сфотографирована рядом со Сталиным, еще до расстрела ее отца.
АРОСЕВА
Ольга Александровна
21.12.1925 - 13.10.2013
Ольга Аросева родилась 21 декабря 1925 года в Москве. Отец, Александр Яковлевич Аросев, был одним из руководителей Московского революционного восстания в 1917 году, затем был дипломатом. Мать, Ольга Вячеславовна Гоппен, была родом из польских дворян и окончила институт благородных девиц, работала секретарем-референтом у Полины Жемчужиной, жены Вячеслава Молотова. В роду Аросевой были польский аристократ, усмиритель польского восстания 1863—1864 годов Михаил Муравьёв, купец первой гильдии и, конечно, не обошлось без актеров. Кстати, первые три дня новорожденная наслаждалась жизнью под именем Варвары - так зарегистрировал ее счастливый папа. Однако по требованию мамы Варвара благополучно превратилась в Ольгу и остается ею по сию пору. Позднее родители разошлись, и дети (Оля и старшие сёстры Наташа и Елена) остались жить с отцом.
Детство Ольги Аросевой прошло за границей — в Париже, Стокгольме и Праге. В 1933 году семья вернулась в Москву. В 1935 году состоялась встреча будущей актрисы со Сталиным на авиационном параде в Тушино, куда Олю и сестру Елену взял с собой отец. Сталин удостоил девочек своим вниманием и подарил Оле цветы. Об этом случае сёстры дали интервью в «Комсомольскую правду». В день рождения Сталина Оля попыталась отнести Сталину в Кремль подарок — голубую гортензию в горшке, но не была пропущена кремлёвской охраной.
Отца Ольга Александровна и по сей день любит безмерно. С наслаждением вспоминает атмосферу в доме на набережной, где они жили по возвращении из-за границы. В квартире бывали Немирович-Данченко, Ромен Ролан, Таиров с Коонен, молодой Борис Ливанов... Все это кончилось в 37-м, когда Александр Яковлевич, чувствуя, что вокруг него, да и в стране, происходит что-то непоправимое, сам поехал к Ежову, которого знал с гражданской. Видимо, хотел поговорить "как коммунист с коммунистом". Не вернулся. Оля Аросева не побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, а когда не получила ответа, решила не вступать в комсомол: для этого требовалось отречься от отца - "врага народа". Она даже поколотила старшую сестру-комсомолку, которую заставили это сделать. Легкомысленной, эксцентричной и наивной Ольге Вячеславовне удалось добиться, чтобы после ареста бывшего мужа отдали дочерей, которые прежде жили с отцом. Кажется, она даже встала на колени перед высокопоставленными чекистами. И вымолила: в детский дом девочек не отправили.
Еще со времен пражского детства выяснилось, что Оля Аросева - прирожденная актриса. Как-то раз, посмотрев "Трехгрошовую оперу", она нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным буржуа трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не дает. Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние- нищих в те годы в Праге не водилось.
В школьные годы участвовала в спектаклях школьного драматического кружка, занималась в детской театральной студии Н. И. Ключникова. Сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка.
Однажды, по пути на стадион, где Ольга занималась гимнастикой, к ней подошел невысокий человек не слишком примечательной наружности и предложил написать ее портрет. Он платил ей как настоящей натурщице. Это был Николай Ромадин. Результатом их дружбы оказались два полотна, которые потом, став взрослой, Ольга Александровна выцарапала у художника с большим трудом.
Ее ранняя юность совпала с войной. Именно в это серьезное время молоденькая девушка поступила... в цирковое училище. Правда, она мечтала быть наездницей, но коней, как на грех, мобилизовали. Новоявленная циркачка не отчаивалась - с энтузиазмом жонглировала и ходила по проволоке. Параллельно с цирковым училищем она успевала посещать десантную школу, и неизвестно, чем бы это кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам с парашютом. Девушка буквально теряла сознание от ужаса и была отчислена. Зато со второй попытки прошла, как и сестра Елена, в Московское городское театральное училище. Директором училища и художественным руководителем курса Ольги Аросевой был В. В. Готовцев — ученик К. С. Станиславского, благодаря которому актриса сыграла несколько небольших ролей во втором МХАТе.
Восхитительный авантюризм, присущий Ольге, сыграл поворотную роль в ее судьбе. В 1946 году в Москве проездом из эвакуации гастролировал ленинградский Театр комедии под руководством замечательного режиссера и художника Николая Акимова. Аросева, еще не завершившая обучение, пришла показаться, была встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное, "обманным путем" просочилась в труппу. Уехала в Ленинград, где провела пять счастливейших лет, освоила азы профессии, партнерствовала с изумительными актерами. Здесь она впервые вышла замуж и здесь... угодила под суд - когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала.
В 1950 году Акимова сняли, вменив в вину космополитизм. Отреклись от него все, за исключением двух человек: Бориса Смирнова (он впоследствии успешно играл Ленина во МХАТе) и Ольги Аросевой, на удивление преданной тем, кто ее "приручил". В Ленинграде ей больше делать было нечего, и она вернулась в Москву.
С 1950 года Аросева устроилась в Театр сатиры, где работает и сегодня. Она - актриса определенного амплуа, но этим не тяготится, . Впрочем, кто-то из критиков изъявил готовность печатно оплакать ее несостоявшуюся судьбу масштабной драматической актрисы, которой "доступны и тонкий психологизм, и острые формы трагифарса". Что ж, возможно. Хотя, если б Аросева об этом помышляла, то сегодня, когда она собственноручно устраивает антрепризы и разъезжает со спектаклями по городам и весям, вплоть до Америки, организовать постановки было бы раз плюнуть. Но, скорее всего, Ольга Александровна понимает, что благодарной публике она милее в образе эксцентричной пани Моники и простодушных героинь рязановских комедий, поэтому не ломает рамки собственного амплуа. Тем более что в разные времена оно позволяло работать в пьесах Островского, Эрдмана, Бомарше, Грибоедова, Кальдерона... Кстати, несмотря на неслыханную популярность, Аросевой долго не давали звание: диплома-то она так и не защитила, не доучилась.
Художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек одно время не часто "баловал" ее премьерами, а в конце 1960-х практически не замечал. Актрису буквально спасал телевизионный "Кабачок 13 стульев" (1969) - законодательницу мод, предприимчивую "светскую львицу" пани Монику полюбила вся страна. О.Аросева рассказывает: "Узнавания всюду были потрясающие. А сколько мне писали, что новорожденных девочек называли Мониками! Приятно, что выросли уже другие поколения, а нас и сейчас помнят и, к счастью, узнают".
Также Аросеву выручал кинематограф. В 50-е году она снялась в таких популярных фильмах, как "Мы с вами где-то встречались..." (1954) Н.Досталя, "Девушка без адреса" (1957) Э.Рязанова и других.
Но первым большим успехом роль Любы в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966), где снялось целое созвездие актеров - И.Смоктуновский, Г.Жженов, О.Ефремов, А.Миронов, А.Папанов, Е.Евстигнеев и другие. Фильм о честном угонщике Деточкине имел ошеломительный успех.
Затем были мадам Ксидиас в трагикомедии "Интервенция" (1968) и роль в музыкальной комедии "Трембита" (1968).
В начале 70-х Аросева вновь была приглашена Эльдаром Рязановым. И вновь в компании звезд советского кино она снялась в фильмах, ставших впоследствии классикой нашего кино: в комедиях "Старики-разбойники" (1971), и "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973).
В трагикомедии "Старики-разбойники" она сыграла инкассатора Анечку Суздалеву, которая вместе со скромным служащим Воробьевым (Е.Евстигнеев) решает помочь следователю Мячикову (Ю.Никулин), которого увольняют на пенсию. Смешная и грустная история о советских пенсионерах. Суздалева в исполнении Аросевой добрая, немного простодушная, беззащитная и в тоже время решительная, способная на все ради любимого человека.
С 80-х годов работы в кино стали для Аросевой чрезвычайно редким явлением, она практически полностью переключилась на театр
С уходом из Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь, наконец, ее плотно заняли в репертуаре. С начала 1990-х годов О.А. Аросева становится первой актрисой труппы.
Еще одна страница творческой работы Аросевой - работа в мультипликации. Популярнейшая актриса работает там с 60-х годов. Аросева - одна из лучших исполнительниц ролей лисиц и слоних. Ее голосом также говорят эксцентричная Баба Яга из серии олимпийских мультфильмов под общим названием "Баба Яга против" и госпожа Беладонна из телесериала "Приключения поросёнка Фунтика".
Из характерных черт и особенностей нашей героини отметим любовь к животным, к преферансу, к путешествиям, а также к собственной даче, где она проводит большую часть свободного времени. Аросева отличается несравненным шармом, исключительным чувством товарищества и непростым характером, который сама объясняет рождением между знаками Стрельца и Козерога: 21 декабря. (В один день со Сталиным, между прочим.) Жизнелюбивая актриса ценит банные радости и плавание в бассейне, курит "Мальборо", не прочь выпить с товарищами после спектакля, закусив не пижонскими деликатесами, а традиционной квашеной капустой. Аросева питает слабость к ярким украшениям (бижутерии не признает), причем убеждена, что в прошлой жизни была тайским ювелиром. Она никогда не считала себя красавицей, однако же и не сомневалась в своей способности вскружить голову кому угодно.
Ольга Александровна предпочитает голубоглазых блондинов. Замуж выходила четырежды. Первый муж был музыкант, второй - артист Театра сатиры Юрий Хлопецкий, третий - певец Аркадий Погодин, говорить о четвертом О.А. почему-то избегает. С избранниками она всегда расставалась без скандала, что позволяло впоследствии поддерживать самые дружественные отношения.
О своих браках Аросева замечает: "Это были мои официальные, нормальные браки. После них было много гражданских. Называть никаких имён не хочу. Могу только сказать, что это были драматурги, артисты, музыканты, художники и люди, не имеющие никакого отношения к искусству.
И всё же по-настоящему я прожила всю свою жизнь в одиночестве — все мои мужья, к сожалению, оказывались беспомощными, слабыми."