- Аросева Ольга Александровна Дата рождения: 21.12. 1925 Дата смерти: 13.10.2013

Московский Театр Сатиры
1950—1952 — «Не ваше дело» В. Полякова
1950—1952 — «Человек с именем» Д. Б. Угрюмова
1952 — «Пролитая чаша» Ван Ши-фу — Хун-Нян
1953 — «Господин Дюруа» И. Прута и Е. Штейнберга по роману Г. де Мопассана «Милый друг» (фр. Bel-Ami) — Клотильда, Рашель
1954 — «Свадебное путешествие» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — Настенька
1956 — «Дело было в Конске» («Домик») В. П. Катаева — Павликова
1956 — «Только правда» Ж.-П. Сартра — Мадлен
1957 — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо — Ольга Чиголелла
1958 — «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
1960 — «200 тысяч на мелкие расходы» В. Дыховичного и М. Слободского — Валя
1965 — «Бидерман и поджигатели» (нем. Biedermann und die Brandstifter) М. Фриша — Бабета
1965 — «Дом, где разбиваются сердца» (англ. Heartbreak House) Б. Шоу — Леди Аттеруорд
1967 — «Доходное место» А. Н. Островского — Кукушкина
1971 — «Волшебные кольца Альманзора» Т. Г. Габбе — Королева
1973 — «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен — фрекен Розенблюм
1974 — «Нам пятьдесят»
1974 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше — Марселина
1975 — «Пена» С. В. Михалкова — Раиса Марковна Махонина
1976 — «Клеменс» К. Сая — Даунорене
1976 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина — Иванова
1976 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Хлестова
1978 — «Мораль пани Дульской»
1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова — Вера Васильевна
1981 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Чебоксарова
1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана — Серафима Ильинична
1982 — «Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина и А. А. Ширвиндта — Партнёрша
1983 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Шарлотта Ивановна
1985 — «Молчи, грусть, молчи» А. Ширвиндта. Режиссёр: А. А. Ширвиндт — Диана Леонидовна
1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» Ион Друцэ — Одокия
1990 — «Босиком по парку» Н. Саймона. Режиссёр: И. А. Данкман — Миссис Бэнкс
1991 — «Папа, папа, бедный папа!..», по пьесе А. Копита. Режиссёр: М. Зонненштраль — Мадам Розпетл
1995 — «Как пришить старушку» Дж. Патрика. Режиссёр: М. Зонненштраль — Памела Кронки
1999 — «Неаполь — город миллионеров» (итал. Napoli milionaria!) Э. де Филиппо. Режиссёр: М. Д. Мокеев — Амалия
2000 — «Афинские вечера» П. Гладилина — Анна Павловна Ростопчина
2001 — «Мадлен и Моисей»
2009 — «Идеальное убийство» Д. Поплуэлл Режиссёр: Андрей Житинкин — Миссис Пайпер
2012 — Реквием по Радамесу (А. Николаи) Режиссёр: Роман Виктюк — Сирена Дековар (вместе с Верой Васильевой и Еленой Образцовой, премьера состоялась 30 сентября 2012 г.)
Работы на телевидении помечены звёздочкой (*).
1946 — Во имя жизни — эпизод
1948 — Драгоценные зёрна — Надежда, животновод
1949 — Великая сила — Елена Коробкова, сотрудница курсов повышения квалификации птицеводов
1951 — Белинский — актриса (нет в титрах)
1953 — Беззаконие — Аксинья, прачка
1954 — Мы с вами где-то встречались — Девушка в красном, фанатка Максимова
1954 — Ревизоры поневоле (киноальманах «Родимые пятна») — Настя
1955 — Гость с Кубани — Надя, секретарь Загорянской МТС
1955 — Урок жизни — Рая
1956 — Безумный день — секретарша Миусова
1956 — Это начиналось так… — повариха Рая
1959 — Аннушка — мать Вовки
1961 — Морская чайка — мама Асика
1962 — Яблоко раздора — Домаха Свиридовна, доярка, Герой Социалистического Труда
1963 — Короткие истории — Гелена / пани Фисташкова
1964 — Всё для вас — Пирожкова, океанолог
1966 — В городе С. — Мария Павловна Чехова
1966 — Не самый удачный день — медсестра
1966 — Берегись автомобиля — Люба
1968 — Встречи на рассвете — Софья Васильевна
1968 — Интервенция — Мадам Ксидиас
1968 — Трембита — Парася
1969 — Жди меня, Анна — Раиса Петровна
1969 — 1981 — Кабачок «13 стульев» — Пани Моника*
1970 — Взрыв замедленного действия
1970 — Два дня чудес — Альфа Ивановна Кокошкина
1970 — Переступи порог — Вера Дмитриевна
1971 — Алло, Варшава! — Маша из Одессы
1971 — Большой янтарь — Жермена Павловна, секретарь жюри конкурса
1971 — Старики-разбойники — Анна Павловна Суздалева
1971 — Шельменко-денщик — помещица Аграфена Семёновна
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — мама капитана Васильева
1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях — тётя Люся
1981 — Семь счастливых нот — Ольга
1982 — Предел желаний — Ольга Александровна
1990 — Голос памяти (документальный, памяти А. Папанова)
1991 — Графиня — дама
1993 — Твоя воля, Господи! — Ольга Александровна
1994 — Нам всё ещё смешно — модельер
1995 — Будем жить
1997 — Старые песни о главном 2 — Пани Моника*
1997 — Корабль двойников — озвучивала роли
2000 — Афинские вечера — Анна Павловна Ростопчина
2000 — Нам — 75! — камео
2003 — Козлёнок в молоке — Кипяткова
2003 — Приключения мага
2004 — Даша Васильева-2 — мать Макса Полянского, вторая свекровь Даши
2005 — Самая красивая
2005 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… 2 (эпизоды «Плечо любимого, или Квартира в обмен на мужа» и «Самооборона для женщин») — Галина Сергеевна, соседка Аллы*
2007 — Путейцы — камео*
2008 — Самая красивая 2
2009 — Книга мастеров — рассказчица
2010 — Союз нерушимый — Мария Тимофеевна
2010 — Сваты 4 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны
2011 — Сваты 5 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны
2012 — Сваты у плиты — Людмила Степановна
2012 — Сваты 6 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны (голос)
2013 — Женщины на грани
1957- Девушка без адреса - Соседка,идущая покупать лампочки
Телеспектакли
1953 — Свадьба с приданым — подружка на свадьбе (нет в титрах)
1959 — Обнажённая со скрипкой — Черри-Мэй Уотертон
1960 — Сизиф и смерть
1962 — Интервью у весны — Милиция Ивановна, организатор субботних вечеринок
1963 — Наследники Рабурдэна — Мадам Воссар
1965 — Обыкновенный человек — Мария, жена Арсы Миличевича
1978 — Мораль пани Дульской — пани Дульская
Кроме того, актриса участвовала в сюжетах для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш»:
1965 — «Фитиль» № 35, сюжет «Булочка с маком»
1965 — «Фитиль» № 39, сюжет «Командировочный»
1966 — «Фитиль» № 47, сюжет «Карусель»
1967 — «Фитиль» № 60, сюжет «Тяжёлый случай»
1968 — «Фитиль» № 72, сюжет «Обчистили»
1972 — «Фитиль» № 117, сюжет «Нокаут» — супруга жильца
1973 — «Фитиль» № 135, сюжет «Жизненный опыт» — озвучивала роль
1975 — «Фитиль» № 157, сюжет «День закрытых дверей»
1979 — «Ералаш» № 22, сюжет «Прощай, Вася!» — инспектор милиции
Озвучивание мультфильмов
Работала в мультипликации с 1960-х годов.
1964 — Кот-рыболов — Лиса
1967 — Хвосты — Лиса
1970 — Бобры идут по следу — Щука
1972 — аудиосказка «Тайна царя Гороха» (Инсценировка Ф. Шапиро) — Бяка Нерева усатая
1974 — Волшебник Изумрудного города — Стелла
1979 — Как лиса зайца догоняла — Лиса
1980 — Баба-Яга против! — Баба-Яга
1980 — Королевские зайцы
1984 — Слонёнок пошёл учиться — Слониха
1986—1988 — Приключения поросёнка Фунтика (4 серии) — госпожа Беладонна
1988 — Доверчивый дракон — Курица
1988 — Котёнок с улицы Лизюкова — Слониха
ОТЛИЧНО
Фото, когда она была сфотографирована рядом со Сталиным, еще до расстрела ее отца.


АРОСЕВА
Ольга Александровна
21.12.1925 - 13.10.2013
Детство Ольги Аросевой прошло за границей — в Париже, Стокгольме и Праге. В 1933 году семья вернулась в Москву. В 1935 году состоялась встреча будущей актрисы со Сталиным на авиационном параде в Тушино, куда Олю и сестру Елену взял с собой отец. Сталин удостоил девочек своим вниманием и подарил Оле цветы. Об этом случае сёстры дали интервью в «Комсомольскую правду». В день рождения Сталина Оля попыталась отнести Сталину в Кремль подарок — голубую гортензию в горшке, но не была пропущена кремлёвской охраной.
Отца Ольга Александровна и по сей день любит безмерно. С наслаждением вспоминает атмосферу в доме на
набережной, где они жили по возвращении из-за границы. В квартире бывали Немирович-Данченко, Ромен Ролан, Таиров с Коонен, молодой Борис Ливанов... Все это кончилось в 37-м, когда Александр Яковлевич, чувствуя, что вокруг него, да и в стране, происходит что-то непоправимое, сам поехал к Ежову, которого знал с гражданской. Видимо, хотел поговорить "как коммунист с коммунистом". Не вернулся. Оля Аросева не побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, а когда не получила ответа, решила не вступать в комсомол: для этого требовалось отречься от отца - "врага народа". Она даже поколотила старшую сестру-комсомолку, которую заставили это сделать. Легкомысленной, эксцентричной и наивной Ольге Вячеславовне удалось добиться, чтобы после ареста бывшего мужа отдали дочерей, которые прежде жили с отцом. Кажется, она даже встала на колени перед высокопоставленными чекистами. И вымолила: в детский дом девочек не отправили.
Еще со времен пражского детства выяснилось, что Оля Аросева - прирожденная актриса. Как-то раз, посмотрев "Трехгрошовую оперу", она нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным буржуа трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не дает. Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние- нищих в те годы в Праге не водилось.
В школьные годы участвовала в спектаклях школьного драматического кружка, занималась в детской театральной студии Н. И. Ключникова. Сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка.
Ее ранняя юность совпала с войной. Именно в это серьезное время молоденькая девушка поступила... в цирковое училище. Правда, она мечтала быть наездницей, но коней, как на грех, мобилизовали. Новоявленная циркачка не отчаивалась - с энтузиазмом жонглировала и ходила по проволоке. Параллельно с цирковым училищем она успевала посещать десантную школу, и неизвестно, чем бы это кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам с парашютом. Девушка буквально теряла сознание от ужаса и была отчислена. Зато со второй попытки прошла, как и сестра Елена, в Московское городское театральное училище. Директором училища и художественным руководителем курса Ольги Аросевой был В. В. Готовцев — ученик К. С. Станиславского, благодаря которому актриса сыграла несколько небольших ролей во втором МХАТе.
Восхитительный авантюризм, присущий Ольге, сыграл поворотную роль в ее судьбе. В 1946 году в Москве проездом из эвакуации гастролировал ленинградский Театр комедии под руководством замечательного режиссера и художника Николая Акимова. Аросева, еще не завершившая обучение, пришла показаться, была встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное, "обманным путем" просочилась в труппу. Уехала в Ленинград, где провела пять счастливейших лет, освоила азы профессии, партнерствовала с изумительными актерами. Здесь она впервые вышла замуж и здесь... угодила под суд - когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала.
В 1950 году Акимова сняли, вменив в вину космополитизм. Отреклись от него все, за исключением двух человек: Бориса Смирнова (он впоследствии успешно играл Ленина во МХАТе) и Ольги Аросевой, на удивление преданной тем, кто ее "приручил". В Ленинграде ей больше делать было нечего, и она вернулась в Москву.
С 1950 года Аросева устроилась в Театр сатиры, где работает и сегодня. Она - актриса
определенного амплуа, но этим не тяготится, . Впрочем, кто-то из критиков изъявил готовность печатно оплакать ее несостоявшуюся судьбу масштабной драматической актрисы, которой "доступны и тонкий психологизм, и острые формы трагифарса". Что ж, возможно. Хотя, если б Аросева об этом помышляла, то сегодня, когда она собственноручно устраивает антрепризы и разъезжает со спектаклями по городам и весям, вплоть до Америки, организовать постановки было бы раз плюнуть. Но, скорее всего, Ольга Александровна понимает, что благодарной публике она милее в образе эксцентричной пани Моники и простодушных героинь рязановских комедий, поэтому не ломает рамки собственного амплуа. Тем более что в разные времена оно позволяло работать в пьесах Островского, Эрдмана, Бомарше, Грибоедова, Кальдерона... Кстати, несмотря на неслыханную популярность, Аросевой долго не давали звание: диплома-то она так и не защитила, не доучилась.
Художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек одно время не часто "баловал" ее премьерами, а в конце 1960-х практически не замечал. Актрису буквально спасал телевизионный "Кабачок 13 стульев" (1969) - законодательницу мод,
предприимчивую "светскую львицу" пани Монику полюбила вся страна. О.Аросева рассказывает: "Узнавания всюду были потрясающие. А сколько мне писали, что новорожденных девочек называли Мониками! Приятно, что выросли уже другие поколения, а нас и сейчас помнят и, к счастью, узнают".
Также Аросеву выручал кинематограф. В 50-е году она снялась в таких популярных фильмах, как "Мы с вами где-то встречались..." (1954) Н.Досталя, "Девушка без адреса" (1957) Э.Рязанова и других.
Но первым большим успехом роль Любы в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966), где снялось целое созвездие актеров - И.Смоктуновский, Г.Жженов, О.Ефремов, А.Миронов, А.Папанов, Е.Евстигнеев и другие. Фильм о честном угонщике Деточкине имел ошеломительный успех.
Затем были мадам Ксидиас в трагикомедии "Интервенция" (1968) и роль в музыкальной комедии "Трембита" (1968).
В начале 70-х Аросева вновь была приглашена Эльдаром Рязановым. И вновь в компании
звезд советского кино она снялась в фильмах, ставших впоследствии классикой нашего кино: в комедиях "Старики-разбойники" (1971), и "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973).
В трагикомедии "Старики-разбойники" она сыграла инкассатора Анечку Суздалеву, которая вместе со скромным служащим Воробьевым (Е.Евстигнеев) решает помочь следователю Мячикову (Ю.Никулин), которого увольняют на пенсию. Смешная и грустная история о советских пенсионерах. Суздалева в исполнении Аросевой добрая, немного простодушная, беззащитная и в тоже время решительная, способная на все ради любимого человека.
С 80-х годов работы в кино стали для Аросевой чрезвычайно редким явлением, она практически полностью переключилась на театр
С уходом из Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь, наконец, ее плотно заняли в репертуаре. С начала 1990-х годов О.А. Аросева становится первой актрисой труппы.
Еще одна страница творческой работы Аросевой - работа в мультипликации. Популярнейшая актриса работает там с 60-х годов. Аросева - одна из лучших исполнительниц ролей лисиц и слоних. Ее голосом также говорят эксцентричная Баба Яга из серии олимпийских мультфильмов под общим названием "Баба Яга против" и госпожа Беладонна из телесериала "Приключения поросёнка Фунтика".
Ольга Александровна предпочитает голубоглазых блондинов. Замуж выходила четырежды. Первый муж был музыкант, второй - артист Театра сатиры Юрий Хлопецкий, третий - певец Аркадий Погодин, говорить о четвертом О.А. почему-то избегает. С избранниками она всегда расставалась без скандала, что позволяло впоследствии поддерживать самые дружественные отношения.
О своих браках Аросева замечает: "Это были мои официальные, нормальные браки. После них было много гражданских. Называть никаких имён не хочу. Могу только сказать, что это были драматурги, артисты, музыканты, художники и люди, не имеющие никакого отношения к искусству.
И всё же по-настоящему я прожила всю свою жизнь в одиночестве — все мои мужья, к сожалению, оказывались беспомощными, слабыми."