Ольга Никитина — Причуды сердца, 2017
Ольга Никитина – поэт, композитор, бард, художник, член Союза писателей России. Она автор 6 печатных книг и многих публикаций в литературных альманахах и поэтических сборниках. За три года издано 11 альбомов авторских песен Ольги Никитиной – камерные лирические песни, фольклорная лирика, романсы и баллады. Она частый гость со своими авторскими программами в литературных музеях, библиотеках, на книжных ярмарках и литературно-музыкальных фестивалях, на камерных площадках Москвы, Подмосковья и других городов России и зарубежья. Серия ее картин «Добрые приметы» в прошлом году заняла 1 место в номинации «Книжные иллюстрации» на фестивале «Русский Стиль» в Германии. А еще Ольга Никитина – заядлый коллекционер колокольчиков. Если вы придете к ней на концерт, то, прочитав эту статью, уже будете знать, что ей лучше всего подарить.
Считается, что мы с вами живем в непоэтическое время, что сейчас идет борьба за выживание, и людям не до стихов… «Совершенно не согласна, – возражает Ольга. – Да, время сейчас сложное, но ведь бывали времена и посложнее – войны, революции, разруха. Через какие только испытания не прошла наша страна! А поэзия жива. Посмотрите, сколько сейчас пишущих людей, просто поразительно. Часто знакомишься с новыми людьми и слышишь: «Я тоже пишу стихи». Это не случайно. Спасение от эпохи потребления, в которую нам волею судьбы выпало жить, – именно в поэзии. Стихи возвышают нас, способствуют развитию души и помогают нам выживать. На нас обрушивается масса информации, переживаний, и появляется потребность выразить свое мнение, свои чувства. Мне кажется, с развитием интернета началась настоящая поэтизация общества, когда мы стали публиковать написанное в сети, щедро делиться своим внутренним миром. Оказалось, что это интересно читать многим другим людям. Возможно, мы не всегда создаем шедевры и совершаем открытия, но зато открываем друг другу сердца. Спасибо Поэзии!»
Ольгу Никитину легко найти на просторах интернета. Она публикуется более чем на 50 литературных и музыкальных порталах. Творческое воображение Ольги Никитиной настолько богато, что многим ее замыслам просто не хватает времени, чтобы быть воплощенными, Ею написано множество стихов, песен, картин и столько же всего, если не больше, теснится в ее воображении.
Все началось с Есенина
Впечатления и образы детства, юности и зрелости Ольга Никитина выражает в поэзии, живописи и музыке. В музыке особенно, ведь она не стеснена ни словами, ни красками и холстом. Лишь музыкант становится ее посредником во время исполнения так же, как человек в каждой точке своей жизни, при любом внешнем ее проявлении становится интерпретатором своей судьбы.
Родилась Ольга в Подмосковье, в Новом Иерусалиме, в обычной семье служащих. А необычным было то, что на создание этой семьи повлиял… Сергей Есенин, вернее, его стихи. «Папа ухаживал за мамой и читал ей Есенина. Она раньше этих стихов не слышала и влюбилась в папу без памяти. Но когда мама пришла в библиотеку и попросила дать ей книгу Есенина, сердобольные библиотекарши стали убеждать ее, что не надо встречаться с таким молодым человеком, который читает Есенина. Вот такое было время. Но мама их не послушалась, родители вскоре поженились. Пели они замечательно, поэтому воспитание мое было скорее песенное, нежели стихотворное. Маму в детстве брали в хор Пятницкого, у нее очень хороший слух и красивый голос. Но получить музыкальное образование ей не пришлось – дедушка был репрессирован. Мама всегда что-то напевала, и я напеваю, и мои дети. Я тоже не получила музыкального образования. На занятиях по музыке мне было скучно, я выбирала себе другие кружки – фото, драматический, физический. Мама до сих пор поет, а ей уже 82 года. Папы не стало 13 лет назад. Он очень тяжело очень уходил. Всю последнюю ночь читал маме стихи наизусть – Пушкина, Есенина, Некрасова… Под конец сказал маме: «Как же сильно я тебя люблю…»
Свои первые стихи Ольга начала сочинять где-то года в четыре. Продолжала сочинять в школе. «Помню какие-то строчки, написанные в начальных классах, о впечатлениях от журнала «Кругозор». Был такой журнал с гибкими пластинками внутри. Мне он очень нравился, и я писала стихи о том, чтобы хорошо выбраться на простор и читать журнал «Кругозор». Потом писала с большими перерывами, как все, наверное, в периоды влюбленности, каких-то ярких впечатлений. Когда болела, все время что-то сочиняла. Так до сих пор и осталось. Чтобы что-то появилось, мне нужно остаться наедине с собой, нужна тишина. Я разговаривала со многими профессиональными литераторами, и часто слышала, что написание стихов – это как работа у станка, садись и пиши, принуждай себя. Понимаю это, но к себе применить не могу. Рождаются стихи – я их записываю, а чтобы специально – вот я про это напишу, про то – у меня такого нет. Единственное стихотворение, которое я написала к определенному случаю – это сонет на свадьбу младшей дочери, которая состоялась в лондонском шекспировском театре, в знаменитом ресторане Swan. Младшая дочь экономист-маркетолог. А старшая дочка – юрист, но сейчас не работает, у нее двое маленьких детей. Она много занимается с ними, много в них вкладывает. Чудесная мама».
Дыхание Серебряного века
Сначала стихи Ольги ложились на необыкновенно выразительную музыку Поля Мориа, которую она обожала. Так появились первые ее песни, исполнявшиеся на школьных концертах. К концу школы – началу института Ольга Никитина попала в бардовское движение, в Клуб самодеятельной песни, и почувствовала себя в своей стихии. Первые аккорды показали друзья-студенты. Началась жизнь в обнимку с гитарой. Ольга не считает себя профессиональным гитаристом, она просто показывает свои песни, но очень многим слушателям нравится ее особенная, домашняя манера. Когда Ольга стала сочинять песни на любимые стихи поэтов Серебряного века, она очень удивилась, узнав, что другие люди не слышат музыку стихотворения. «Я читаю стихи и сразу слышу их мелодии, причем, такие выразительные, что они запоминаются, даже пока не записаны».
После одного из творческих вечеров к Ольге Никитиной подошли из зрительного зала двое молодых людей и спросили, где можно послушать песни, которые она только что исполняла. «Да негде пока послушать, – ответила она. – Только здесь и сейчас». «Как же так? Такие песни! Они должны звучать». Волей случая эти люди стали финансировать проект Никитиной «Дыхание Серебряного века».
«Считаю это Божьим подарком. В связи с новым проектом у меня прибавилось забот, поездок в Петербург, где издаются альбомы. Должна сказать, это такая мощная реализация, такое духовное обогащение. Некоторые считают, что я даю стихам Серебряного века второе дыхание. А я говорю, что Серебряный век открывает в нас второе дыхание. К этим удивительным, благородным стихам припадаешь, как к чистому источнику. Это живая серебряная нить, соединяющая нас, нынешних, с лучшим, что было в России. Для песен я беру стихи не слишком популярные, не затертые, хотя некоторые, самые любимые, конечно, тоже пою. Ну, как не спеть «Февраль» Пастернака?»
Ольга радуется, когда видит на концертах сияющие глаза слушателей.
Рисовать Ольга начала еще раньше, чем писать стихи, – как только получила в руки бумагу и карандаши. «У папы был друг художник. Как-то раз он зашел к нам в гости, я сидела, рисовала. Он посмотрел мои рисунки и сказал родителям: «Вы никуда не отдавайте ее учиться, у нее свое видение, и рука от природы поставлена». Так что и здесь я самоучка. В школе я рисовала стенгазеты, какие-то красивые карты разных стран, биологические схемы… Рассказывали, что некоторые плакаты в моей школе сохранились до сих пор, их даже реставрируют. Рисование – это самое любимое мое занятие, но оно требует больших затрат времени и сил. Сколько картин я уже мысленно нарисовала! Но я больше прикладник, рисую при необходимости. Нужна обложка диска или иллюстрации для книги – я сажусь и делаю. А так… не доходят руки».
Откуда берется вдохновение
Ольга Никитина училась в физматшколе при МИФИ, участвовала в олимпиадах по точным наукам, но параллельно думала о журналистике – что-то даже пыталась печатать в «МК», короткое время сотрудничала в школьном отделе. Но школьная учительница физики, с которой Ольга дружит до сих пор, посоветовала ей пойти в технический вуз: «С техникой работать честнее». Поэтому Ольга после школы выбрала энергетический институт. «У моей любимой учительницы была огромная библиотека, и мне одной она давала читать свои книги, потому что я очень быстро читала. Благодаря этому я в значительной степени пополнила свой литературный багаж и не страдаю, что не получила литературного образования. Почему-то мне никогда этого не хотелось, так же как и учиться рисовать. Все это мне нравится и нужно, как воздух, и получается само собой, по настроению, по вдохновению. Может быть, я кого-то разочарую, может быть, это неправильно, но вот у меня так. И, слава Богу, настроение всегда есть».
На вопрос, что же ее вдохновляет, Ольга отвечает так: «Я могла бы сказать, что вдохновляет сама жизнь, но, наверное, в большей степени некая грань жизни и смерти, пограничные состояния: путешествия, полет в самолете, гроза в горах, болезнь, какие-то серьезные ситуации у меня или у друзей, порождающие особенно яркие эмоции, переживания. И вот рождаются стихи. Бывает и по-другому: неожиданный первый снег или прогулка с внучкой Сонечкой в Царицынском парке… Есть у меня такая колыбельная – «Сонин сон»».
Глядя на эту молодую, жизнерадостную, счастливую женщину, трудно поверить, что шесть лет назад ей был поставлен смертельный диагноз. Но она не смирилась с этим приговором. Ей становилось все хуже, а она решила записать свои песни – чтобы остался ее голос, чтобы слушали дети и внуки. Как – пока не понятно.
Неожиданно Ольга получила предложение посотрудничать с выдающимся композитором Сергеем Рудницким, музыкантом легендарнойтгруппы «Аракс», музыкальным руководителем театра Ленком на протяжении более 40 лет. Оказалось, что друг Ольги послал Рудницкому ее песню, и тот захотел с ней работать. «Мне было страшно и любопытно: что может получиться? Это был настоящий космос. Мы сделали вместе 27 песен, 2 альбома. Сергей оказался необыкновенно духовно богатым человеком. С его стороны не было никакого высокомерия, снисходительности по отношению к моему непрофессионализму. Пожалуй, такой глубины прочтения и слушания я до Рудницкого не встречала. Настоящее совместное творчество – по результатам и по урокам. Вспоминаю, как работали над «Легендой об Орионе»в – длинная баллада, 16 строф, 8 куплетов. Говорю: «Может быть, повтор аранжировки сделать в некоторых куплетах?» На что Сережа ответил: «Нельзя. Здесь же будет стоять мое имя.». Вот такой пример – талант плюс ответственность. И красивая, энергетически мощная музыка. Песни можно послушать в интернете.
Вся наша жизнь — Любовь
Вопреки распространенному стереотипу, что поэтесса, как правило, несчастна в личной жизни, Ольга Никитина обрела свое женское счастье. Она счастливая жена, мать двоих дочерей, бабушка двух внуков. В ее жизни все гармонично. Ольга рационально подходит к организации домашних дел, чтобы оставалось больше времени для творчества. «Бывает, конечно, что я не успеваю вовремя помыть посуду, но это мелочи. Мой муж во всем мне помогает. Он прекрасный инженер и справляется с любой мужской работой. К примеру, я просыпаюсь утром на даче, построенной, кстати, нашими руками, и говорю: «Нам нужно сделать вот такой стол» и показываю чертеж. К вечеру стол готов да еще с красивыми лавками. А колокольчики? В моей коллекции их уже больше тысячи, и муж не возмущается, что они занимают все больше места в квартире, а придумывает, как их получше разместить и смеется: что дальше будем с делать с нашим звенящим хозяйством? Так я уже придумала! Подарим коллекцию какому-нибудь музею. Я много езжу с концертами и по стране, и за рубеж, и в последнее время муж часто ездит со мной, а если есть настроение – выходит со мной на сцену и подыгрывает мне на гитаре. Моя мама очень переживает за меня, молится, спрашивает: «Когда же ты угомонишься?» А я отвечаю, что это мой воздух. У меня есть присказка, как у Ассоль: «Я скоро уеду». Муж интересуется: «Какие у нас планы? Что-то мы засиделись дома!» Детям мы помогли получить хорошее образование, заложили любовь к прекрасному, к поэзии, к музыке, они у нас добрые и славные. Что еще нужно для женщины?».
Заканчивая беседу, я спросила у Ольги, что главное для счастья? И она ответила: «Быть самой собой. Заниматься своим делом. Я окончила технический вуз, потом много лет работала психологом, аналитиком. И мне кажется, все это было в русле одной реки развития, я не изменяла себе, когда меняла профессии. Через понимание технических процессов, гидравлических или электротехнических, как ток по проводам течет, к примеру, я приходила к пониманию многих других вещей, закономерностей жизни. И я не побоюсь этого слова – развивалось мое планетарное сознание. Мне нравится мой возраст. Я не хотела бы оказаться сейчас в своих 20 или 30. Я ни о чем не сожалею. Благодаря многим испытаниям и людям, которые встретились мне и идут со мной рядом по жизни, я научилась быть счастливой в настоящем моменте. Любовь пронизывает все в нашей жизни, она даже не на первом месте, а просто – над всем. Чем больше живешь, тем больше понимаешь, что это самое главное. Когда любишь, можно все простить, все понять и всего достигнуть».
«Вся наша жизнь – Любовь.
О чём ещё писать?
О чём так много слов живёт на белом свете?
Мой главный адресат –
Все те, кого люблю,
Кого в душе храню
И за кого – в ответе.
Что лёд хрустальных числ?
Что плюсы полюсов?
Чем ноль богат и чист пред лирикой и Лирой?
Пока живёт Любовь, я верю в чудеса,
В наш вечный детский сад между войной и миром».
Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская
Владимир, спасибо