Спасибо за инфо. Смотрю общую фотографию и понимаю смысл слов "В наш тесный круг не каждый попадал".
В записях Мустафиди Высоцкий сильнее драл глотку и хрипелЛлллЛЛЛллЛЛлллЛЛлллл, а может помоложе был и поздоровее.
Как вариант Мустафиди почаще наливал оголяя другу нерв, чем Шемякин
Tatiana: А не наше это дело, Андрей, кто кому и сколько наливал...и наливал ли....нам вот наливай- не наливай,мы так" драть глотку и хрипеть не могли".....и не смогли бы.
Не надо так о Высоцком-во имя памяти о нем.....
Татьяна, спасибо что заступилась, только лично я не нападаю (кароч, это мой любимый исполнитель в жанре)
Константин Мустафиди
Константин Панайотович Мустафиди – личность среди поклонников Владимира Высоцкого одновременно известная и неизвестная. В течение пяти лет он записал около 450 песен артиста на своей аппаратуре достаточно высокого по тем временам класса, является создателем и хранителем архива Владимира Высоцкого. Именно его архив лег в основу полной коллекции песен барда из 14 дисков. Больше о Мустафиди поклонникам Высоцкого не было известно почти ничего: с журналистами не общался, мемуаров не публиковал. В Интернете развернулось целое расследование по его поиску.
Несколько лет назад кто-то из особо въедливых поклонников на сайте одной из фирм, занимающейся телекоммуникациями, обнаружил генерального директора Мустафиди К. П. Долго гадали: он или нет? Оказалось, он. Но фирмы той давно уже нет. «Собеседник» нашел Константина Панайотовича в Министерстве связи России, где он работает советником заместителя министра. «Это же личные дела», – пояснил он свое нежелание выставлять напоказ дружеские отношения с Высоцким. Но для нас все-таки сделал исключение.
Лето 1972-го
– Я тогда был холостой, у меня была машина, мог ездить, куда хочу, и вел такой дикарский образ жизни, – вспоминает Мустафиди. – Черное море считалось тогда у нас самым чистым. Поэтому я поехал в Пицунду с палаткой и жил на берегу.
Вообще, ставить палатку на берегу было запрещено, но я нашел такое место, где меня никто особенно не гонял.
Накануне, еще в Москве, выяснилось, что Володя с Мариной Влади тоже собираются в те края на неделю, и мы договорились встретиться. Я сообщил ему, где стою, и в один из дней он подъехал ко мне с сыновьями Марины – Володей и Петей. На вопрос, где Марина, Высоцкий сказал, что есть специальный женский пляж, девушки там загорают, чтобы на них никто не смотрел. Она была человеком известным и не очень хотела появляться в общественных местах.
В тот день внимание Высоцкого привлек небольшой катер ВМФ, стоявший у берега неподалеку от палатки Мустафиди.
– Володя сказал мне, что мальчишки хотят забраться на катер. Им же было десять и восемь лет, по-моему, а тут настоящий военный катер с пушками. Я подхожу: «Вы знаете, тут Высоцкий со своими детьми, они хотели бы посмотреть...» Ребята, естественно, отреагировали с воодушевлением: «Ну конечно, о чем разговор?» Причалили. Мы забрались на этот катер и провели там часа два. Володя поинтересовался у моряков: «Что делаете?» «Обследуем дно».
У них был акваланг, один на всех, совершенно первобытный, флотский, с таким мощным шлангом. Володя говорит: «Хочу с аквалангом попробовать, никогда не плавал». «Сейчас всё организуем». Снарядили его, объяснили, какие клапаны надо нажимать. Но, чтобы не рисковать, привязали его на мощную веревку – страховали. Плавал он только по поверхности.
Потом мы разговаривали и фотографировались на катере. Моряки, конечно, обрадовались такой встрече. У меня был фотоаппарат «ФЭД-2» – пленочный, до сих пор, кстати, дома лежит. Он был заряжен, и я всю пленку отснял. Кстати, ее у меня потом сперли. Не знаю, кто. Отпечатки есть, а пленку так и не нашел.
Константин Мустафиди какое-то время грешил на то, что пленку мог умыкнуть персональный фотограф Высоцкого Дмитрий Чижков. Сразу после смерти Владимира Семеновича Марина Влади распорядилась, чтобы его музыкальным архивом занялся Мустафиди, а фотоархивом – Чижков. Еще кому-то поручили отвечать за сохранность видеозаписей. Но у Чижкова этих негативов тоже не оказалось.
– Я и в то время знал, и сейчас считаю, что Высоцкий был гениальным человеком. Мы делали записи в течение пяти лет. Я один был его слушателем. В то же время я многократно бывал на его концертах и в театре. Но каждый раз, когда он начинал петь, у меня мурашки бегали по коже. Аудиторию, которая сидела перед ним, он гипнотизировал с первого же слова. Да и как личность он был сильнее всех, кто его окружал. Намного.
Даже по уровню стихосложения Высоцкому равных не было. Я не поэт, но мне объяснили, что рифмовка с окончанием на согласные – высший пилотаж в поэзии. Думаю, всем известна оценка поэзии Володи, которую дал Иосиф Бродский – что это величайший поэт со времен Пушкина.
Нас познакомила та самая телефонистка
С Высоцким Константин Мустафиди познакомился в 1971 году. Представила его Люся Орлова – небезызвестная телефонистка, которая соединяла Высоцкого с Влади.
– Люся пообещала познакомить меня с Высоцким, мы пошли в Театр на Таганке, и после спектакля он к нам сам подошел. Меня представили как человека из Института связи, мы разговорились, и в итоге он предложил обменяться телефонами: давай, говорит, повидаемся как-нибудь. Я, естественно, не звонил, а он однажды позвонил. Так и завязались отношения. Но когда несколько лет спустя один мой товарищ попросил меня познакомить его с Высоцким, Володя сказал: «Слушай, вот это не надо. Не хочу». Думаю, что он психолог был сумасшедший.
Дружба с Высоцким, кстати, была не таким уж безопасным делом.
– Один мой товарищ по учебе, работавший в «компетентных органах», сказал мне однажды: «Зря ты этим занимаешься. Чревато...» Страшновато, конечно, было, что в какой-то момент возьмут за одно место. Но изменить свое отношение к Володе я не мог.
Фото из архива Константина Мустафиди
Владимир Высоцкий и Константин Мустафиди с сыновьями Марины Влади. Пицунда, 1972
Снимок, сделанный на даче В.Высоцкого и М.Влади в декабре 1980, через полгода после смерти артиста. Слева направо сидят: Валерий Янклович, Жанна Прохоренко, Фарида Володарская, Вадим Туманов. Стоят: Артур Макаров, Игорь Годяев, Владимир Шехтман, Эдуард Володарский, Константин Мустафиди, Всеволод Абдулов.
Константин Мустафиди – одна из самых «нераскрученных» фигур в ближайшем окружении Владимира Высоцкого. Эта фамилия известна практически всем, кто интересовался творчеством поэта, и даже тем, кто просто собирал его записи, ибо имеется специальный «коробочный» выпуск 14-дисковой серии «Владимир Высоцкий. Записи Константина Мустафиди», вышедшей в 2003 году (и ранее, начиная с виниловой серии «На концертах Владимира Высоцкого», вышло немало записей Мустафиди). Константин Мустафиди – один из тех немногих, благодаря кому записи Владимира Семеновича дошли до нас в отличном для того времени качестве.
В отличие от большинства друзей и «друзей» Высоцкого, Мустафиди не любит давать интервью и долго рассказывать о взаимоотношениях с поэтом; но особенно – о своей личной жизни, включая детство и юность. Большинство материалов в сети – из короткой заметки в газете «Труд» (2013), аннотации к вышеупомянутой «коробке» (2003) и отрывочного интервью на пару строк в «Собеседнике» (2015). Начиная этот материал, я попытался связаться с ним по телефону, дабы уточнить хоть какие-то подробности биографии, но мужской голос на другом конце провода заверил, что на любые вопросы личного характера Константин Панайотович не отвечает, и личный разговор ввиду сильной занятости исключен. И даже отдельное его "молодое" фото в сети мне найти не удалось - только два снимка среди друзей и знакомых Высоцкого, и небольшая серия фото совместного отдыха в Пицунде.
Так кто же он, Константин Мустафиди?
Скажу сразу: некоторые факты из биографии основаны на сопоставлении разных источников, поэтому там, где употребляются слова «вероятно», «по некоторым данным» и т.д. – следует знать, что информация может быть неточна.
Родился Костя 25 августа 1937 года. О родителях информации нет, известно лишь, что отец по происхождению был греком. По некоторым данным, дед Мустафиди (грек, родившийся в Турции) был арестован и расстрелян в 1938 в Одессе, во время т.н. «греческой операции» НКВД, проводимой на юге России и Украины. О юных годах Кости мне неизвестно ничего. В конце 50х Константин поступил в московский ВУЗ (вероятно, МВТУ им. Баумана), который успешно закончил, став инженером-связистом. С середины 60х специализировался в области космической связи, работал в НИИР (НИИ Радио).
В декабре 1970го Мустафиди был включен в группу советских специалистов для строительства станции космической связи на Кубе. По воле случая, в командировке на Кубе в то же время оказалась и Людмила Орлова, которую считают прототипом телефонистки из песни Высоцкого «07» (так считает Влади; некоторые считают, что образ телефонистки – собирательный). Факт остается фактом: именно Люся Орлова, по воспоминаниям Мустафиди, познакомила его с Высоцким. Работала она начальником смены на МГТС, и Высоцкий был знаком ей еще по звонкам невесте – актрисе Изольде Жуковой (девичья фамилия - Мешкова, в браке с Высоцким взяла его фамилию), которая в конце 50х жила и работала с первым мужем в Киеве; а затем – по долгим разговорам с Мариной Влади. В частности, если верить Марине Влади (книга «Владимир, или Прерванный полет»), в середине декабря 1970го именно она сумела после первой ссоры Владимира и Марины найти последнюю (по просьбе Высоцкого) в Риме, последовательно обзванивая все римские гостиницы в ее поисках.
Так или иначе, но после окончания командировки Мустафиди, в середине 1971, он и Орлова посетили Театр на Таганке, где состоялось знакомство Константина с Высоцким. В конце того же года при посредничестве Мустафиди была организована творческая встреча Высоцкого с сотрудниками НИИР (по некоторым воспоминаниям, в том же концерте должен был участвовать в качестве официального «прикрытия» ВИА «Москвичи» с солисткой Аллой Пугачевой, но не срослось). После концерта, по традиции, было организовано застолье, во время которого Мустафиди и Высоцкий договорились о встрече в комнате Константина на ул. академика Обручева (это была двухкомнатная служебная «коммуналка»).
После командировки Мустафиди приобрел через знакомого дорогой катушечный стереомагнитофон «AIWA» (возможно, TP-1001, выпускавшийся в Японии с 1969; он мог стоить тогда порядка двух тысяч рублей). На нем (по всей вероятности) 7 января 1972 и были сделаны первые записи ныне знаменитой коллекции Мустафиди. Во время записи присутствовали также несколько друзей Константина. Было записано 13 песен (две из них частично дублировались): «Горизонт», «Так дымно…», «О поэтах и кликушах», «Про мангуста» и др. Интересно, что на коробке с катушкой записью от руки указан магнитфон AKAI; где-то закралась ошибка – или в саму надпись, или в воспоминания Мустафиди.
Эта и последующие записи производились на катушки японского производства (TDK, TEAC, AIWA) 1100м, 550 м или 300м, на скорости 19 см/сек, как правило, в моно-режиме на каждую из 4х дорожек записи; но некоторые более поздние записи (например, демо-записи баллад для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли») производились в стерео, на двух дорожках одной стороны сразу.
Первая запись для ее участников едва не закончилась печально: уже после того, как Высоцкий ушел, ночью, друзья продолжили банкет и неоднократно прослушивали сделанную запись на довольно высокой громкости; соседи вызвали милицию. Но все закончилось удачно – устным внушением стражей порядка.
Начиная с февраля 1972 (вторая и третья записи) и до завершения «мустафидиевской» серии записей (лето или осень 1974) все сессии производились в съемной квартире Владимира Высоцкого по ул. Матвеевской. Впечатленный звучанием магнитофона Мустафиди, Высоцкий по совету Константина купил катушечный магнитофон AKAI, усилитель и хороший студийный микрофон; на этой аппаратуре все и записывалось. Всего было записано 7 катушек; собственно тандемом Высоцкий-Мустафиди за это время было записано 285 песен (без повторов и дублей) – почти весь ранний репертуар Владимира Семеновича и все самое интересное из текущего на тот момент репертуара; на тех же катушках расположился весь материал, записанный с ансамблем Гараняна в Московской студии «Мелодия», и с ансамблем «Тоника» в Минском Доме Радио.
Этот архив записей хранился дома у Мустафиди в специальных пластмассовых коробках – по просьбе самого Высоцкого: мол, у меня много людей разных ходит, растащат.
С конца 1973 Высоцкий несколько охладел к записям в своей квартире: появилась возможность записываться в профессиональной студии «Мелодия», с оркестром; у знакомого Высоцкого Бабека Сируша («советского иранца с немецким гражданством», как он себя называл) появилась своя полупрофессиональная студия (там был записан почти весь материал для пластинки «Моя цыганская», вышедшей лишь в 1992); такая же студия появилась и у другого знакомого, саксофониста и аранжировщика ансамбля «Мелодия» Алексея Зубова (записаны недоработанные «болванки» песен для «Стрел Робин Гуда» и «Ветра надежды»); в Париже Высоцкого записывал Михаил Шемякин; а потом случились записи в профессиональных канадских и французских студиях. Вышли официальные миньоны в СССР и «гиганты» в Болгарии, Финляндии, Франции…
Тем не менее, хоть и не принимая непосредственного участия в записи фонограмм, Мустафиди по мере сил продолжал собирать магнитографию Высоцкого, и оставался в его окружении (насколько это было возможно, конечно, - учитывая напряженный график артиста во второй половине 70х – загранпоездки, концерты-лекции, съемки, и… что скрывать – долговременные загулы). Иногда, впрочем, удавалось записать несколько песен и позже, но в основной архив Мустафиди они не вошли.
Ходили слухи, что после смерти Высоцкого Мустафиди продал все оригиналы фирме «Мелодия» за баснословные деньги. Это чушь. После смерти артиста Марина Влади попросила Константина собрать по возможности полный музыкальный архив Высоцкого на магнитных лентах, что он, в меру сил, и сделал. И передал все это, включая записи, произведенные им самим, наследникам. Безвозмездно.
После смерти Владимира Высоцкого, Мустафиди ни в музыкальных, ни в театральных кругах больше не светился. Продолжал работать в НИИР, а в конце 90х возглавил фирму «Телепорт-ТП». В должности генерального директора этого ЗАО он трудился более 10 лет. По состоянию на середину 2015 года Константин Панайотович Мустафиди являлся советником заместителя Министра Связи РФ. Живет в Москве, в Строгино; у него есть сын Максим 33 лет.