Опустела без тебя Земля: история песни "Нежность"
В истории самого популярного лирического хита Пахмутовой и Добронравова есть два невероятных факта. Во-первых, премьеру песни ждал полный провал. Во-вторых, Александра Николаевна категорически отказывалась отдавать «Нежность» в к-ф «Три тополя на Плющихе».
Да-да, эта песня была написана вовсе не для знаменитого фильма Татьяны Лиозновой. Скорее, наоборот…
Изначально «Нежность» входила в песенный цикл Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Сначала родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…».
Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…
Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Выбор темы был не случаен — авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта…
А. Пахмутова:
«Мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был 1967 год. Мосолову позвонил Гагарин — поздравил с днём рождения и попросил меня к телефону. Я подошла к телефону, он говорит: „Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню „Нежность““. Это был последний полёт Комарова».
Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская.
Говорят, первое прослушивание песни настолько тронуло певицу, что она не смогла сдержать слёз. Каково же было её удивление, когда, впервые исполнив песню в Колонном дворце Дома Союзов в декабре 1965-го, она снискала у публики несколько жидких хлопков и ушла со сцены под стук своих каблуков. Коллеги Добронравова были уверены, что причина провала в том, что поэт упомянул в тексте Экзюпери (которого, мол, никто не знает), и советовали заменить француза на какого-нибудь нашего лётчика — например, Бахчиванджи, чья фамилия прекрасно укладывается в размер. Это, конечно, преувеличение — автор «Маленького принца» в СССР 1960-х годов был фигурой культовой и уж точно известнее Бахчиванджи.
Памятник Антуану де Сент-Экзюпери в Тарфае .Фото: Yaroslav Blanter, ru.wikipedia.org
Добронравов вспоминал, как на том же самом концерте Кристалинская с успехом исполнила песню «Аист» на стихи Аркадия Островского.
Н. Добронравов:
«…я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: „Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот „Аист“ — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у неё был ребенок, она ждёт этого, а ты — о каком-то Экзюпери…“».
Но и после этого Николай Николаевич менять свои стихи отказался, заявив:
«Мне важен не сам лётчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик».
Интересно, что личность Экзюпери позже вдохновит Добронравова на ещё один хит — «Маленький принц» («Кто тебя выдумал, звёздная страна?») — правда, на этот раз написанный на музыку Микаэла Таривердиева. Кристалинская от «Нежности» тоже не отказалась и упорно продолжала исполнять её на каждом концерте. Постепенно публика «оттаяла», песня стала набирать популярность и крутиться по радио. Но, конечно, настоящий прорыв случился в 1967 году — после выхода к-ф «Три тополя на Плющихе». При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя).
Т. Лиознова:
«Я услышала песню Пахмутовой „Нежность“, когда она ещё не была, как вы говорите, музыкальным хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского „Три тополя на Шаболовке“. Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…».
В. Шалевич, актёр:
«В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню „Нежность“».
Однако когда Пахмутова ознакомилась со сценарием фильма, то выразила решительный протест:
«Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?»
Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский».
Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь.
А. Пахмутова:
«И когда я вышла и пошла к такси, у меня уже вся музыка была написана. Лиознова… сказала, прослушав: „Не нужно. Вот есть „Нежность“, вот звучит её ритм, вот ваша опора, на которую нужно нанизать новую тему, больше не нужно ничего“…
В конце картины по радио опять звучит песня; муж, его играет Шалевич, считает деньги, поездка была удачной, а она слышит эту песню и видит другого человека. И вот на такой растерянной ноте и кончается фильм. Такой подтекст у этой песни».
После выхода фильма песня стала очень востребованной. В 1967 году на международном песенном конкурсе в Сочи даже случился неприятный конфуз. Там с «Нежностью» выступала молдавская певица Мария Кодряну и даже получила за это первую премию. Однако неожиданно певице сказали, что на финальном концерте эту песню будет петь Кристалинская (видимо, это была личная просьба Пахмутовой — своеобразная благодарность Майе). Расстроенная Кодряну вышла на сцену с другой композицией, но публика не хотела её отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того как зрителей поддержал сидевший в зале Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария всё-таки спела.
«Нежность» осталась самой востребованной песней Пахмутовой и в постсоветское время. В «Старых песнях о главном — 2» её блестяще исполнила Татьяна Буланова.
Однако сама Александра Николаевна официально отдала «Нежность» в репертуар Тамары Гвердцители.
Существуют и непривычные версии этой песни — например, от панк-группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, где солистка играет на… электрической домре.
Кроме того, именно «Нежность» стала поводом для плодотворного сотрудничества Александры Пахмутовой с Франсисом Гойей. Французский гитарист случайно услышал песню и попросил Пахмутову прислать ему ноты. В результате на свет появился целый альбом, сплошь состоящий из инструментальных обработок песен Александры Николаевны, сделанных с большим вкусом и изобретательностью.
Из других зарубежных исполнителей, исполнявших «Нежность», можно упомянуть французскую певицу Фриду Боккара, кубинскую певицу Лурдес Гиль… А не так уж давно англоязычную версию «Tenderness» спел Марк Алмонд.
Кстати, не все знают, что Добронравов написал и второй вариант песни — «Твоя нежность» — на ту же музыку, но с другим — «зеркальным» — текстом, где уже космонавт обращается из космоса к оставшейся на Земле любимой. Первым эту версию исполнил Юрий Гуляев.
Век двадцатый — век больших разлук…
И тебе сейчас трудней, чем мне, —
Ждать труднее, чем идти на риск…
Между нами миллиарды звёзд,
Между нами радиаций яростный дождь,
Но в небо
С далёкой земли
Долетает
Твоя нежность…
Может, надо улететь, чтоб знать,
Сколько в мире алых солнц и лун,
Может, надо улететь, чтоб знать,
Как беспомощно мала земля, —
Но огромна лишь одна земная любовь…
И здесь, во Вселенной,
Меня Согревает
Твоя нежность.
Я лечу, и на меня глядят
Воспалённые зрачки планет;
Слышу ласковое пенье звёзд, —
Светел голос неземных светил…
Только в мире нет любви
Сильнее земной,
И здесь, во Вселенной,
Меня окрыляет
Твоя нежность…
А тебе ещё осталось ждать
Ровно столько, сколько мне летать…
Автор статьи: Сергей Курий
Ирина, как долго Вас не было.... Рада возвращению))
Спасибо за интересный пост Да и песня замечательная
Бахчиванджи - культовый летчик-испытатель, а не какой-то. Но песня не о летчиках, хотя она понравилась им. Это нежность земной женщины, которую звали Майей Кристалинской. Майя записала ее в декабре 1965 года и оставила эту запись нам как завещание. Запись студийная с оркестром п/у Вадима Гамалия.
Больше она не записывала, хотя исполняла в живую. Но эти исполнения и исполнения других певиц уже копии. Они могут очень нравится, но это не нежность Майи, которую она выразила в первом исполнении.
В самом голосе Кристалинской заключено что-то волнующее, даже загадочное. В ее исполнении "Нежность" Пахмутовой на стихи Добронравова остается неразгаданной загадкой. В золотом фонде советской песни "Нежность", спетая Кристалинской, стоит рядом с "Журавлями" Бернеса, "Тремя вальсами" Шульженко. Все критики, которые писали о "Нежности", отмечали, что это вершина искусства Кристалинской и вообще шедевр песенного исполнительского творчества. Писать о том, как Кристалинская поет "Нежность", очень трудно - не все исчерпаешь определениями. Конечно, можно отметить счастливое совпадение характера песни с личностью исполнительницы. Это много значит, но еще не все. Конечно, можно отметить, что музыка и слова обладают высокими художественными достоинствами. Это тоже много значит, но тоже не все. В чем же сила воздействия этой песни, спетой Кристалинской так, что в ней воплотился целый мир переживаний и мыслей? Может, в том, что Кристалинская, как и авторы песни, - представители поколения, задетого войной? Они сами не воевали, не вышли годами. Но именно Великая Отечественная война определила ценности их жизни.
"Нежность" воплощает те чувства, которые рождаются не в контакте с бытом, а в самой системе человеческого бытия. Конечно, можно определить жанр "Нежности" как соединение гражданской лирики с интимной. Но это не исчерпывает всего, что в ней заложено. Она объемнее. За ней стоит этическая версия жизни целого поколения.
Кристалинская поет песню с огромным драматизмом. Слов в песне мало, но как много заключено в них! Здесь все в подтексте и в музыке, торжественной, тревожной, лирической, и в исполнительнице, которая сумела и подтекст, и музыку почувствовать и передать. Да, трудно писать, как поет Кристалинская "Нежность". Все строго, сдержанно, все освещено внутренним светом. Начинает певица задумчиво и даже отрешенно, а на словах "и куда-то все спешат такси..." входит в песню интонация неизбывной любви и нежности, которая потом, когда она поет об Экзюпери, перерастает в драматическую напряженность. Слова "и придумать не могла земля, как прожить ей без него..." она поет так, что за ними встает трагедия целого поколения.
"Певцы советской эстрады". - М.: "Искусство", 1977. С. 112-120.
Спасибо, Ира! Такой замечательный пост, да ещё накануне дня рождения Александры Николаевны.
Спасибо.
Остаётся только присоединиться к уже написанным словам благодарности, за такую интересную подборку материалов. Понимаю Пахмутову, которая очень уж не хотела видеть свою песню в этом фильме, признаюсь честно я сам не в восторге от этой Дорониной. Все её боготворят, а у меня как только где вижу её или слышу, тут же рука сама тянется переключить на что то другое. Но это так, вкусовые пристрастия, о чём как говорится не спорят. А вот с имени Майи Кристаллинской по сути начался мой интерес с песенному творчеству, я был ещё маленький, сам этого не помню, родители рассказывали как я просил включить ... - маю кристалическую. Взрослым это нравилось, особенно гостям, они нарочито переспрашивали меня, а я недоумевая, что мол вы глухие ... - говорю же вам, маю кристалическую. Этот интерес к пластинкам, к радио у меня и на сегодня не растерян и не позабыт. Дома огромная коллекция пластинок и Ваш пост такой содержательный, про конкретную песню, с таким огромным числом исполнителей, однозначно заслуживает не только внимания, но и уважения. Молодцы, главное, это всё подталкивает снова пересмотреть картину, кто знает, может поменяются какие то взгляды на что то и что самое интересно, как правило, всегда при возвращении к чему то, разглядываешь то чего раньше не видел, или просто не замечал. Спасибо Вам огромное.
Песня Кристалинской записана в декабре 1965, в 1966 Майя была признана лучшей певицей года на первом опросе телезрителей. У нее было много песен в 1966 и лучшей она стала не за Нежность, а по совокупности за все 60-е. Песня часто звучала по радио и в ТВ концертах, космонавты ее восприняли как свою и не только они. Достала она и Лиознову. Комаров улетал в последний полет под нее и с орбиты просил Гагарина, что бы ее включили в программу по его просьбе. Это все 1966-67 гг.
Премьера фильма была 15 марта 1968 года в Аргентине на кинофестивале, а в СССР 29 апреля. Я заканчивал 1-ый курс и с будущей женой ездил в хорошие кинотеатры в премьерную неделю. На фильм в Октябрь поехали накаченные - это что-то мол, надо посмотреть. Впечатление.
Ефремов все время крутит ручку радиоприемника, ищет песню. Название чуднОе: "Нежность". Ее часто передавали по радио, но пересказать он ее не может. Доронина по своему напевает песню, которая задела ее душу. Зрители тоже знают, что это за песня. Смотрю, чем все кончится. Песню Майи они так и не нашли, разошлись ни с чем. Ну , думаю тетка съездила в город, чуть не загуляла, вернулась домой с деньгами и подарками для детей. Что тут такого, что это надо смотреть? Идет последний кадр, по радио, по заявке слушателя поет Майя Кристалинская Нежность, которую они так и не нашли. Включается свет и у всех зрителей мокрые глаза. Всего один кадр, который все перевернул. Вопрос,а если бы они нашли песню, то Доронина не вернулась бы домой?
Через год или два вышел еще один фильм, косвенно связанный с этим. Еще раз про любовь. Доронина уже летает стюардессой, Ефремов - летчик, который влюблен в Доронину, но ее на земле ждут Лазарев и Ширвиндт. Летчик не у дел. Вместо Кристалинской супчик черепаший. Но фильм супер! Хотя и тяжелые драмы.
Кончилось все тем, что Ефремов и Доронина разделили МХАТ.
послушайте, как поет эту песню Елена Кланг, не поленитесь, найдите в и-нете...
Спасибо Ира. С интересом почитал статью. Из всех исполнений, конечно же самое сильное (точное) видится именно эта (ютубная) версия записи М.Кристалинской. Не впечатлило (более чем) М. Кодряну...При всей любви к ней. Да и остальные все меркли и проигрывали сильно на фоне Майи. А Т.Буланова очень близко, на удивление (моё) подошла к сути Вещи..
Немка ещё одна очень хорошо исполнила в 60-х , на немецком. На Завалинке , где-то в Архиве КПЗ была запись