Орган Рижского Домского собора
Орган Рижского Домского собора
25 июня 1211 года епископ Риги Альбрехт фон Буксгевден основал в Риге новый собор — Домский. Ревностно наблюдал он за строительством храма, вкладывал в него немалые средства, нанимал лучших германских мастеров. Несмотря на это строительство собора затянулось до второй половины 13 века. В соответствии с первоначальным замыслом стиль постройки был переходным — от романского к северной готике.
В период реформации было утрачено оригинальное внутреннее убранство собора, а следом за ним в пожаре погибло всё сооружение. К 1547 году Домский собор восстановили, но из-за недостатка средств он получил всего одну башню, которую позже надстроили деревянным шпилем. Благодаря этому Домский собор стал самым высоким в округе.
Но деревянная башня требовала постоянного ремонта и в 18 веке была заменена на куполообразный металлический шпиль в стиле барокко. Нынче высота башни составляет 96 метров, а сам собор является явной архитектурной доминантой Домской площади. Говорить о стиле, в котором построен собор, очень сложно: многочисленные перестройки здания, которые проводились в разные годы, привнесли в его облик черты разных архитектурных течений. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Бесспорно одно: Домский собор в Риге является одним из самых узнаваемых сооружений в Северной Европе.
Николай Рерих посвятил Домскому собору две картины — «Рига. Интерьер кафедрального собора» и «Собор» (1903).
Музей
В ансамбле Рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии — Музей истории Риги и мореходства. Он был основан в 1773 году на базе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля.
Орган в Домском соборе
Главной достопримечательностью, тем не менее, является не сам собор, а его великолепный орган, установленный в 1883—1884 году. Впечатляющее сооружение высотой 25 метров состоит из 6768 металлических и деревянных труб длиной от 10 миллиметров до 10 метров. Четыре клавиатуры органа, 124 регистра на пульте, 47 рычагов для переключения различных механизмов позволяют этому музыкальному инструменту издавать божественные звуки. Не менее ценным, чем механизм, является фасад органа, выполненный в стиле маньеризм. На момент постройки этот орган был самым большим в мире, но одним из самых замечательно звучащих он остается и по сей день.
Специально для этого органа писали произведения Франц Лист, Макс Регер, а концертировали за ним самые выдающиеся органисты мира.
У органа два шпильтиша (пульта органа),которые размещены на двух балконах (люктах). У большого шпильтиша, расположенного на верхнем балконе, имеются четыре мануала. По обеим сторонам мануалов находятся переключатели регистров.
Орган Рижского Домского собора является образцом высочайшего качества технического и художественного исполнения, он принадлежит к выдающимся достижениямпозднего романтического периода в искусстве органостоения. Этот орган причисляют к самым знаменательным историческим органам мира, его значение и ценность не поддаются измерению.
a) Орган выполнен на высочайшем техническом и художественном уровне и он принадлежит к выдающимся достижениям позднего романтического периода в искусстве построения органов. Сравнивая орган Рижского Домского собора с выдающимися инструментами других эпох, его можно назвать образцом среди выдающихся примеров, например, органом Зильбермана в соборе города Фрейбергаили органом Шнитгера в Гамбургской церкви св. Якова.
Орган
б) Орган в замечательной акустике Рижского Домского собора имеет неповторимое звучание. Оно оставляет неизгладимое впечатление на слушателя, очаровывает многих людей и привлекает ценителей музыки из разных стран мира.
в) Орган является выдающимся памятником истории музыки. Это связано с выдающимися органистами Латвии и композиторами последних 120-тилет, он повлиял на развитие органного искусства Латвии больше, чем какой-либо другой инструмент. Ференц Лист, один из самых выдающихся музыкантов 19-говека, специально для освящения этого органа написал композицию для органа „Nun danket alle Gott”.
Органисты, которые играют на этом инстументе, не только осознают выпавшую им честь иметь возможность играть на этом уникальном инструменте, но они тщательно изучили и знают все особенности инструмента, чтобы красоту неповторимого звучания этого органа, стилистическую уникальность и многокрасочность донести до слушателей.
Орган Рижского Домского собора неоднократно перестраивали, ремонтировали и реставрировали.
В начале 20-гостолетия был снесен нижний балкон, а расположенные там трубы органа установили на самом верху инструмента.
В 1962 году в связи с устройством концертного залав Домском соборе «Hermann Eule»заново изготовил недостающие трубы, пропавшие во время Второй мировой войны, которые по размерам и исполнению отдельных деталей конструкцииотличаются от прежних труб.
В 1981 – 1984 г. голландская фирма «Flentrop -Orgelbouw b.v. Zaandam» полностью реконструировала и реставрировала инструмент, восстановив первоначальное расположение органа Домского собора на двух балконах.
На данный момент происходит реставрация проспекта органа, поэтому в соборе установлены строительные стеллажи. Сегодняшнее состояние органа как инструмента допускает его бережное использование на концертах, но, чтобы обеспечить его сохранность в будущем, нужно планировать реставрационные работы органа.
Концерты и события в соборе
Домский Кафедральный собор был и остается тем местом, куда люди приходят для встречи с Богом, но, в то же время, собор является и одним из лучших в Европе концертных залов, где можно насладиться волшебными звуками органа, которые проникают прямо в душу, помогают ей стать прекраснее и звучать вместе с прекрасной музыкой.
Спасибо, вам Валерий, за интересную информацию. В 1980 году мне выпал случай побывать на концерте в соборе и послушать орган.
Валера, спасибо от души с полной искренностью за роскошный подарок для души!!! Величественность звучания божественного органа задевает так тонко и глубоко душу, просто неповторимое чувство несущее покой для души, унося от всех жизненных забот и тягот!!!! Благодарю, благодарю!!!
Большое спасибо, Валерий! Очень приятно послушать добротные записи. Ищу в таком же качестве "Арию" (Aria Dignare) Г.Ф. Генделя, а также "Лебедь" К. Сен-Санса в исполнении П. Сиполниекса на органе Рижского Домского собора в сопровождении ансамбля скрипачей (была такая пластинка фирмы Мелодия). Спасибо.
Валерий, большое спасибо за увлекательный и познавательный рассказ! С удовольствием слушаю звучание органа!
Послушал треки и сравнил с концертными исполнениями . Спасибо всё равно! Не знаю как сейчас,но раньше Домский собор внутри больше напоминал концертный зал. тогда понятие * рижский * считалось модным. Ну, про рижский бальзам и про заявочные импровизации Гарри Гродбергом калинки,к примеру, распространяться подробно считаю неуместным.Всё-таки Бах!!!