Открыт памятник Александру III. Или репрессированный памятник...
Я хотел в образе императора Александра III представить великую русскую мощь…
Паоло Трубецкой
Ещё несколько фотографий вокруг памятника -
Знаменская церковь. Еще не уложена брусчатка на Невском и не стоит памятник Александру III
Знаменская церковь сейчас на ее месте - метро Площадь Восстания
Часовой у памятник Александру III
Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).
Памятник Александру III после торжественного открытия, фото 1909 года
Знаменская церковь и памятник Александру III, смотрящий на Николаевский вокзал
Памятник Александру III. Знаменская церковь(Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим)
Вид на проспект 25 Октября (Невский проспект) и площадь Восстания .Фото 1931 г.
Знаменская площадь. Николаевский вокзал (Московский вокзал). Начало XX века
Знаменская площадь. Фото К. Булла. 1909г.
Знаменская площадь. Фото П. С. Радецкого, 1900-е гг.
Николаевский вокзал, памятник Александру III
Площадь Восстания .Памятник Александру III. Фото 1930-е гг.
Редкий снимок с воздуха. Видно Николаевский вокзал, памятник Александру III и Знаменскую церковь
Евгений, спасибо за отзыв!
Зимой я была на экскурсии. Нам попалась гид, большая поклонница этого царя. После этого я давно хотела почитать, сделать пост про этот памятник. Что и сделала с огромным интересом. Вроде, давно известно и про бегемота на комоде... всё-равно интересно! Особенно, если есть фото.
23 мая (по старому стилю) 1909 года на Знаменской (Восстания) площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала Санкт-Петербурга состоялось освящение и торжественное открытие памятника Александру III.
Досье.
Александр III (26 февраля [10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург - 20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец, Крым) - российский император (с 1 [13] марта 1881 года). Официально коронован в Москве 27 мая, 15 мая по старому стилю 1883 года. Наследником Александра III стал его старший сын Николай (император Николай II).
Александр - второй сын императора Александра II и Марии Александровны.
К правлению Александра Александровича не готовили, поэтому он получил обычное для великих князей военное образование. Особых способностей он не проявлял, хотя любил военное дело, литературу и музыку (играл на трубе, корнет-а-пистоне и тромбоне). Наследником великий князь Александр Александрович стал после смерти своего старшего брата Николая, который скончался в Ницце 24 апреля, 12 апреля по старому стилю 1865 года. Александру пришлось вернуться к наукам и уделить особое внимание истории, экономике, праву.
Александр III с детьми в гостях у датского короля
28 октября 1866 года наследник русского престола женился на невесте покойного старшего брата, дочери датского короля Луизе Софии Фредерике Дагмаре, принявшей имя Марии Федоровны. В этом браке родились Николай (будущий император Николай II), Александр, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
Личные качества.
Современники отмечали, что при средних умственных способностях и образовании Александр отличался здравым смыслом, интуицией и смекалкой. Царь был немногословен; владел французским, немецким и английским языками, но в обществе старался говорить только по-русски. В быту был прост, скромен и неприхотлив.
Царь отличался богатырским телосложением и славился "взглядом василиска", унаследованным от деда, императора Николая I: его взгляд внушал ужас, мало кто мог смотреть Александру в глаза. Решительность сочеталась в нем с робостью. Император боялся ездить на коне, стеснялся больших масс народа. Александр III отменил любимый петербуржцами майский парад - когда в первый погожий выходной мая все сто тысяч столичного войска маршировали по Марсову полю в высочайшем присутствии. Дело было в том, что царь не выносил вида такой массы войск.
В ходе Русско-турецкой войны, еще будучи наследником престола, Александр Александрович командовал Рущукским отрядом (2 корпуса) и показал себя весьма достойно. Наследник был одним из инициаторов вооруженной борьбы за свободу Болгарии. Но, увидев своими глазами ужасы войны, цесаревич на всю жизнь проникся к ней ненавистью.
В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание мира монарх получил официальное прозвание Царь-Миротворец.
Придерживался консервативно-охранительных (националистических) взглядов и проводил политику контрреформ, а также русификации национальных окраин.
Внешняя политика России при Александре III отличалась прагматизмом. Главным содержанием был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией, который был заключен в 1891-1893 годах. Обострение отношений с Германией было сглажено "Перестраховочным договором" (1887).
Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.
С личностью Александра III связывается представление о настоящем богатыре с железным здоровьем. 17 октября 1888 года он пострадал в железнодорожной катастрофе недалеко от станции Борки в 50 км от Харькова. Однако, спасая жизни близких, император около получаса держал рухнувшую крышу вагона, пока не подоспела помощь. Как предполагают, в результате этого чрезмерного напряжения у него начала прогрессировать почечная болезнь.
И снова о памятнике
Место для памятника было выбрано не случайно, ведь Александр III считался "державным основателем Великого Сибирского пути", который брал свое начало от Николаевского вокзала - строительство магистрали было начато при Александре III...
25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III-основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.
Паоло Трубецкой, живший в это время в Москве, предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III, но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы.
В итоге, памятник был выполнен миланским скульптором Паоло (Павел Петрович) Трубецким (сын князя П.И. Трубецкого) и считается его самой известной работой.
Заказчиком памятника стали Николай II и члены царской семьи. Автор трудился над монументом 8 лет, выполнил 14 моделей, две из которых в натуральную величину, и только третья получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.
Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник.
К большому огорчению Трубецкого, Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них).
Модель, сделанная скульптором для определения наилучшего расположения памятника.
Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею. Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером–литейщиком Э.Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора - в мастерской К.Робекки (Италия), конь - на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.
Подготовка к установке памятника на Знаменской площади.
Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент.
И вот, открытие памятника состоялось 23 мая (5 июня) 1909 года в Петербурге, перед Николаевским вокзалом, на Знаменской площади (ныне - площадь Восстания) в присутствии Николая II, великих князей, высших государственных и военных чинов, представителей различных депутаций и гвардейских полков, шефом которых был Александр III.
После того, как конный памятник Александру III - тяжелая бронзовая фигура царя, слитая с многопудовой массой грузной лошади на гранитном пьедестале, - предстал перед праздничной толпой, равнодушных среди зрителей не осталось.
Автор памятника - Паоло (Павел Петрович) Трубецкой (1866-1938) - на открытии не присутствовал, поскольку находился в Париже и его известили слишком поздно. Скульптор приехал на следующий день и сразу с вокзала отправился к монументу, где и был запечатлён знаменитым фотографом К.К. Буллой
Памятник Александру III существенно отличался от многих официальных царских монументов. Скульптор был далек от идеализации, от стремления к парадности.
В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и с той точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря-мощного и спокойного. Под стать седоку и конь.
Современники давали ему противоречивые оценки.
Грузный самодержец придавил мощного коня к земле. Тяжелый конь с выгнутой шеей пятится назад.
... на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижно, сжав узду, стоит, -
так выразил В.Я. Брюсов в стихотворении "Три кумира" свои впечатления от образа "стынущего над толпой" конника-самодержца.
Удивительно точно определил идею этого монумента И.Е. Репин: "Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад".
Памятник породил множество шуток и эпиграмм:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
- В.В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX - начале XX века.
или, например такая:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.
- Эпиграмма А.С. Рославлева
Но Николай II остался доволен работой и приказал написать на пьедестале: "Любящий сын – возлюбленному отцу".
После Октябрьской революции, в 1922 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало" -
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".
"И сразу изменился весь смысл и значение памятника... Перед памятником стоит толпа обывателей , с улыбкой читающих надпись" (из вечернего выпуска "Красной газеты").
Плакат: Пугало. Рисунок для журнала, 1922. Художник - Моор Дмитрий Стахиевич
Вид на памятник Александру III (площадь Восстания), на постаменте - стихотворение Демьяна Бедного (Е. Придворова) "Пугало", вырубленное в 1922 году. Фото С.Д. Лаптева. Дата съемки 1930 г
В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР".
Народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.7 ноября 1927 г.
Памятник простоял на площади до 1937 года, когда был демонтирован под предлогом реконструкции площади и убран в запасники Русского музея, а постамент разобран на блоки.
Демонтаж памятника.Фото 1937 г.
Памятник Александру III в Михайловском саду. 1938-1939 г. Фотограф А.С. Рахмилович.
В 1939 году памятник разместили в Михайловском парке - во дворе Русского музея, где он и простоял долгие десятилетия. Во время блокады Ленинграда вокруг памятника создали защитные сооружения из мешков с песком и бревен, что помогло ему пережить прямое попадание артиллерийского снаряда.
После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея.
Перемещение памятника во внутреннем дворе корпуса Бенуа. Фото 1990 г.
Памятник Александру III во внутреннем дворе корпуса Бенуа. Фото 1990 г.
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.
Перевозка памятника Александру III (9 ноября 1994 года)
Момент установки памятника императору Александру III у Мраморного дворца. Фото С.С. Смольского. Дата съемки 1994
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик "Враг капитала" (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).
В 2013 году министр культуры Владимир Мединский предложил переместить памятник Александру III, так как на нынешнем месте монументу "тесно". Были выдвинуты предложения переместить памятник на Конюшенную или Троицкую площадь, и даже - вернуть его на площадь Восстания.
В Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсудили это предложение - перенос памятника на площадь Восстания был отвергнут, а перенос на Конюшенную посчитали несвоевременным
Несмотря на все перепетии, эта скульптура все же является одним из самых необычных памятников, посвященных российским императорам, в котором немало достоинств: точная психологическая характеристика, необычное и интересное пластическое решение.
Собрано по сети из открытых источников.