- Павлова Анна Павловна Дата рождения: 12 февраля 1881 года Дата смерти: 23 января 1931 года
Анна Павловна Павлова
Самая знаменитая балерина ушедшего столетия, Анна Павлова (1881 — 1931), жизнь которой была полностью посвящена балету, о которой холило немало слухов и легенд, пожелала оставить все, что не касалось ее работы, в тайне. О ее личной жизни ничего не было известно. И лишь после смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, тайну которой легендарная балерина хранила в своем сердце долгие тридцать лет. Анна Павлова родилась в январе 1881 года. Ее отец умер очень рано, и девочка воспитывалась матерью. Хотя они жили в постоянной нищете, Любовь Федоровна, подрабатывая прачкой, старалась скрасить тяжелое детство «любимой Нюры».
Путь к успеху
Какая судьба может ожидать дочь прачки и солдата? Незавидная. Маленькая Нюра, как ее называла мать, с детства чувствовала себя обреченной на нищету и убогость. Болезненная, экзальтированная, она, казалось, ждала чуда в своей скудной серой жизни. Чуда, способного разом переменить злодейку-судьбу, вознести к невиданным высотам. Только в 1888 году это призрачное чувство обрело форму и имя. Балет. Посмотрев впервые «Спящую красавицу», девочка заболела. Спектакль стал для нее настоящим потрясением. С трудом оправившись от горячки, она день и ночь бредила балетом, пока испуганная мать не согласилась отдать ее в театральное училище.
Фотопортрет балерины Анны Павловой 1920-е
Годы изнурительной учебы, отчаянье и слезы, злость на собственное деревянное, неподатливое тело. Нюра Павлова сильно отставала от своих сверстниц. Многое не получалось. Сердобольные педагоги советовали не мучаться и бросить балет. В ответ Анна с недетским упорством репетировала, шлифуя па, оттачивая сложные движения. «Я буду лучшей, я буду первой!» — этот девиз она повторяла ежедневно, стоя перед портретом легендарной Тальони. И победила.
На выпускном вечере о ней впервые заговорили как о явлении в русском искусстве. Помимо высочайшей техники исполнения, в Павловой были подлинный артистизм и природная грация. Она не просто танцевала, а жила на сцене. Балерина никогда не повторялась: каждый спектакль отличался от предыдущего. Непредсказуемая, импульсивная, легкая — она почти мгновенно стала примой Мариинки. Сюда, в балетный уголок Петербурга, каждый вечер стекались десятки поклонников Анны Павловой. Их число постоянно росло. Замкнутость балерины, ее стремление окутать собственную жизнь завесой тайны, только подстегивали общий интерес. Кого она любит? Кто ей патронирует? Невозможно, чтобы молоденькая, хорошенькая балерина до сих пор была без влиятельного друга! Невозможно? Она с достоинством отвергала самые лестные и выгодные предложения, отсылала дорогие подарки и роскошные цветы. Исключение составляли любимые тюльпаны. И лишь блеск влюбленных глаз выдавал тайну. Молодая прима была влюблена. Имя избранника стало известно, когда у Павловой появился роскошный репетиционный белый зал с портретом Тальони, — Виктор Дандре.
Анна Павлова - первые шаги в балете | Анна Павлова в балете "Жизель" |
Неравная пара
Анна потеряла голову от любви. А он? Любовь с первого взгляда? Как бы не так. Удачливый петербургский предприниматель Виктор Дандре был чужд романтическим порывам, но не видел ничего дурного в том, чтобы стать официальным покровителем восходящей звезды. Выгодное вложение капитала и ничего больше, разве чуточку нежности и страсти в придачу. Дандре льстила явная влюбленность артистки, Анна была похожа на едва распустившийся бутон тюльпана, предназначенный ему и только ему. Виктор делал девушке дорогие подарки, возил в рестораны, развлекал и, походя, развлекался.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Неравная пара без будущего и прошлого. Анна чуть было не поверила в любовь Дандре, игнорируя социальные предрассудки. А осознав свою ошибку, разозлилась. На себя. На покровителя. Смешно было бы предположить, что такой человек, как Виктор Дандре, женится на ней, открыто заявит о своих отношениях. Смешно и больно. Многочисленные примеры подтверждали эту горькую истину. Артистки театра и балета созданы для флирта и адюльтера. Когда они надоедают, их бросают. Так было с ее подругами, так должно произойти и с ней. Однако Павлова не желала быть брошенной, поэтому сознательно отошла в сторону, решив, что отныне ее единственным другом и любовью станет мсье Балет. Так Анна Павлова в начале ХХ века торжественно приняла постриг в храме искусства.
Феерическая карьера
Истории было угодно, чтобы они встретились — два гения — Павлова и Фокин. Балерина и балетмейстер. Он поставил для нее «Лебедя» Сен-Санса, затем была Никия в «Баядерке», «Шопениана» и многие другие роли. Восхождение Павловой на артистический олимп было сродни яркой комете, сжигающей все на своем пути. В 1907 году Анна познала сладость триумфа в Скандинавии, получив из рук короля Оскара II орден «За заслуги перед искусством». Люди были так потрясены ее выступлениями, что благоговейно молчали, провожая балерину до гостиницы, а после устроили ей овацию, когда она появилась на балконе.
Анна Павлова в балете "Сильфида" | Анна Павлова в балете "Раймонда" | Анна Павлова в балете "Вакханалия" Нью-Йорк 1923 |
Париж склонился перед примой, увидев ее в Дягилевских сезонах. Были и другие победы. Анна Павлова вместе с труппой театра гастролировала все больше и больше. Работа приносила ей счастье и умиротворение, а образ Виктора Дандре, нанесшего жестокую обиду, постепенно тускнел. Женщина-легенда. Женщина-миф. Легенды не плачут и не влюбляются.
И вдруг внезапно череда успехов резко оборвалась. Газеты публиковали все новые подробности разразившегося скандала. Балерина уходит от Дягилева. Тот осыпает ее проклятиями. Павлова заключает сомнительный контракт с директором английского варьете. Какой пассаж! Целый год она будет танцевать для жующей публики, в перерывах между канканом и клоунами. Да, положительно прима сошла с ума.
Перемена роли
Павлова с ума не сошла. Более того, она прекрасно понимала, на что именно обрекает себя. Однако у балерины были на то свои личные причины. В этом английском вертепе ей предложили огромные деньги, сразу всю сумму, на руки. А деньги Павловой были очень нужны. Для бывшего покровителя.
Дела у Виктора Дандре действительно шли неважно. После разрыва с маленькой балериной удача отвернулась от него. Долги, неудачные сделки и опять долги. Итог весьма печален. Растрата и долговая яма. Вчерашние друзья мгновенно вычеркнули Дандре из списка приятных знакомых, и только Анюта, невзирая на свой оглушительный успех, сразу же поспешила на помощь. Она продала белый зал, где была так счастлива, драгоценности, а также свою творческую свободу. Полученной суммы (огромной по тем временам) как раз хватило на то, чтобы освободить Дандре из тюрьмы. В 1911 году эта пара эмигрировала из России.
Анна Павлова и Чарли Чаплин 1922 | Федор Иванович Шаляпин, его дочь Дасия и Анна Павлова 1926 |
Для всех Виктор теперь был менеджером балерины. После того как унизительный английский контракт закончился, Павлова набрала собственную труппу и начала гастроли. Виктор всегда оставался рядом, взяв на себя обязанности администратора, менеджера и бухгалтера. Павлова могла творить, ни о чем не беспокоясь. Дандре долго не осмеливался сделать Анне предложение. Ведь роли давно переменились. Маленькая артисточка превратилась в королеву сцены, а он стал ее бледной тенью. И все же он решился. Прима согласилась стать женой бывшего покровителя. Но с одним условием.
– Никто не должен знать об этом. Я — Анна Павлова. И плевать мне на какую-то там мадам Дандре. Если проговоришься, мы расстанемся. |
Их союз, который со стороны может показаться несколько вынужденным, оказался на редкость прочным. Страсть осталась в далеком прошлом, ей на место пришла любовь. Любовь простого человека к гению. И любовь гения к обывателю.
Спектакль для одного зрителя
Чета русских эмигрантов жила теперь в Англии, в прелестном домике на берегу озера. В озере плавали белые лебеди. Сад утопал в экзотических растениях, которые балерина привозила со всего мира. Дандре не просто любил, он боготворил свою жену. Теперь единственной целью для него стало служение великой балерине. Все делалось так, как было удобно и угодно Анне, ее окружали лишь те, кто преклонялся перед феноменальным даром балерины.
Анна Павлова учит слона танцевать
Правда, с годами преклоняться становилось все труднее и труднее. Характер у Павловой был отвратительным. Она легко переходила от эйфории к истерике, от истерики к экзальтации, от экзальтации к эйфории. И так по несколько раз в день. Больше всего, конечно, доставалось мужу. Семейные скандалы превращались в отвратительный спектакль, который не сходил со сцены долгие годы. Павлова обвиняла Дандре во все смертных грехах, как прошлых, так и настоящих. Он молча терпел инсинуации, а когда ситуация раскалялась, запирался в собственном кабинете. Тогда наступал второй акт пьесы. Балерина валялась в дверях, умоляя впустить ее, и плакала, плакала, плакала. После следовало бурное примирение. А еще через полчаса сцена могла повториться.
Анна Павлова в Египте 1923
Близкие друзья, ставшие случайными свидетелями семейных баталий, украдкой спрашивали Виктора, как он может все это терпеть. Менеджер балерины лишь отмалчивался. Он понимал природу страха, сжигавшего Анну изнутри. Старость. Для нее это состояние — не что иное, как смерть. Невозможность танцевать, а значит, дышать. Невозможность быть по-прежнему первой. Она слишком рано все получила: ошеломляющий успех, лучшие роли, мировую славу, творческую свободу, и теперь, когда Павловой шел уже пятый десяток, у нее не осталось ничего. Только старость. Сорок лет. Сорок пять. В этом возрасте она спросила у Фокина, сколько ей еще можно будет танцевать. Фокин улыбнулся:
– Ты поставишь новый рекорд. Станешь долгожителем в балете. Анна, ты в прекрасной форме и еще долгие годы будешь танцевать. «А если нет? — спрашивала она себя. —Что если назавтра газеты выйдут с сенсационными заголовками: «Великая балерина уходит со сцены». Что тогда? Что я буду делать?» |
Эти вопросы она задавала и мужу. Он, как умел, успокаивал: будешь просто жить, учить других. Но она не умела просто жить и не хотела учить других. Она хотела остановить время. И время пошло ей навстречу.
Двадцать лет бесконечных гастролей: Европа, Америка, Новая Зеландия, Австралия, страны Азии. Восемь-девять спектаклей в неделю, каждый на износ; расшатанное здоровье. Все это в пассиве. В активе — инфлюэнца и подсознательное желание умереть. Пусть не на сцене, но рядом с ней, держа в руках белоснежный костюм Лебедя. В 1931 году недалеко от Гааги Анны Павловой не стало.
Анна Павлова во время турне в Австралии 1929 | Анна Павлова Монтевидео 1926 | Анна Павлова в русском костюме 1920 |
После смерти жены Виктор Дандре создал клуб поклонников Анны Павловой. Фотографии, редкие пленки, костюмы из спектаклей — все это было принесено на ее алтарь. Дандре хотел, чтобы о ней помнили всегда. Увы, клуб просуществовал очень недолго. Ворох воспоминаний для большинства поклонников остался в прошлом, пришли иные кумиры и иные времена. И только один человек мог без устали смотреть на экран кинопроектора, где в нервной дрожи черно-белой пленки снова и снова умирал прекрасный Лебедь.
Фотопортрет Анна Павлова 1928
Источник: www.tonnel.ru
Женщины в русской истории - Анна Павловна Павлова
Анна Павлова в изобразительном искусстве
Мальвина Хоффман Анна Павлова в балете "Вакханалия"
Леон Бакст Портрет Анны Павловой 1908
Леон Бакст Анна Павлова в костюмах для балетов |
Стенли Паркер Анна Павлова в балете "Дон Кихот"
Александр Волонин Анна Павлова 1932
Анна Павлова в Русских балетах |
Антон ван Велли Анна Павлова в балете "Лебединое озеро" 1938
Джон Лавери Анна Павлова 1911
Анна Павлова в балете "Лебединое озеро" |
Анна Павлова в балете "Рождество" (Щелкунчик?)
Дмитрий, спасибо!
Анна Павлова-замечательная.
В балетном училище были уверены: слишком хрупкой Анне не подходит суровая школа балета.
И только Мариус Петипа сказал о ней фразу, ставшую потом крылатой: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».
Такой «пушинкой» и изобразил ее Валентин Серов.
В начале XX века на весь мир прогремели «Русские сезоны» Дягилева в Париже, которые положили начало мировой известности балерины.
А афиша с силуэтом Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов».
Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»
Небольшая хореографическая композиция «Умирающий лебедь» стала ее коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно.
На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей.
Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух.
Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера.
Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти.
Sir John Lavery-Лебедь
ДОЧЬ СОЛДАТА И ШВЕИ.
"Когда ребенком я бродила среди сосен, я думала, что успех - это счастье.
Я ошибалась.
Счастье - это мотылек, который чарует на миг и улетает."
Будущая балерина появилась на свет чуть ли не на два месяца раньше положенного срока.
Было морозное январское утро 1881 года, когда у бедной швеи, подрабатывающей иногда стиркой, родилась девочка.
Ребенок был столь слаб, что ни соседки, суетившиеся возле кровати молодой матери, ни сама роженица не надеялись, что младенец будет жить.
Однако, вопреки мрачным прогнозам, девочка выжила. Ее крестили и нарекли Анной в честь святой, праздник которой в тот день значился в церковном календаре. Отца своего Анна не помнила.
Матвей Павлов, простой солдат умер, когда дочери едва исполнилось два года, не оставив после себя ни наследства, ни орденов, ни генеральского чина.
Очень много версий о происхождении Анны Павловой, в т. ч. и о том, что она была внебрачной дочерью богатого еврейского банкира, в доме которого работала мать Анны.
Анна в детстве
Первые шаги хореографии.
Прах Павловой покоится в закрытом колумбарии лондонского крематория Голдерс Грин.
Один из его служащих – Эрик Виллис – является не простым хранителем урны с ее прахом.
Эрик разыскивает все, что может пополнить его коллекцию, посвященную жизни и творчеству великой балерины, так глубоко затронувшей его сердце, что он даже посвятил ей свои стихи (перевод Т.Юфит):
АННА ПАВЛОВА
Минуточку постой,
Бегущий неустанно,
Чтоб поклониться той,
Что называлась Анной.
Дрожание крыла
И невесомость танца –
Так Лебедь умирал
Под музыку Сен-Санса,
Так озарялся зал
Стремительной Жар-Птицей,
Так разгорался бал
И просветлялись лица.
Мир с трепетом глядел
На таинство движенья:
То избранных удел –
Не ведать притяженья.
Но унеслась с Земли
Несправедливо рано,
От Питера вдали,
Актрисой-чужестранкой.
И Лондон, что звала
Духовною столицей,
Хранит ее крыла,
Покуда Время длится!
Анна Павлова скончалась от пневмонии в 1931 году во время гастролей в Гааге, тело ее было кремировано, а прах и поныне находится в лондонском колумбарии Голдерс-Грин (Golders Green Crematorium and Mausoleum), неподалеку от знаменитого Хайгетского кладбища.
Дмитрий, вот это пост! Спасибо!
Всё больше убеждаюсь, как важна подача материала. Не простое копирование... иногда это целый труд - расцветить простой текст.
:) Все мы с детства любим книжки с картинками...
23 января 1931 года, 84 года назад, в Нидерландах от пневмонии скончалась феноменальная русская балерина Анна Павлова. Согласно распространенной информации, последними словами артистки были: «Приготовьте мой костюм лебедя!». Благодаря ей в 20-х годах прошлого века мир охватила «павломания»: в парфюмерных лавках расхватывали духи «Pavlova», в цветочных — розы, напоминающие по форме и цвету ее балетную пачку, а в магазинах одежды — манильские шали, которые Анна ввела в моду… Однако, став одной из ярчайших звезд балета ХХ века, Павлова так и не смогла обрести семейного счастья. В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем о жизни, карьере и семейных отношениях знаменитой балерины Анны Павловой.
1909 год… Петербург потрясла новость: любимец большого света барон Дандре арестован за растрату. Говорили, что все деньги он спустил на свою содержанку, балерину Анну Павлову, и что от ее показаний на процессе многое зависит. Впрочем, никто не знал, захочет ли Анна прервать долгожданные парижские гастроли, где у нее, кажется, вспыхнул новый роман…
Павлова еще в ранней юности вынуждена была придумать себе биографию и потом много лет подряд рассказывала ее слово в слово. Мол, ее отец, рядовой Семеновского полка Матвей Павлович Павлов, умер молодым, когда ей самой было года два, и они с матерью — прачкой Любовью Федоровной, женщиной глубоко религиозной и честной, — отчаянно нуждались. Случалось, что даже нечего было есть, кроме пустых щей. И все же однажды мать сделала ей подарок — взяла билеты на галерку Мариинки на балет «Спящая красавица»…
Вот и стала девочка просить: «Отдай меня, мама, учиться балету». «Нам же придется расстаться», — плакала мать, а Нюрочка отвечала: «Если это необходимо, чтобы танцевать, тогда, значит, надо расстаться».
Впрочем, отдать дочь в театральное училище на полное казенное обеспечение было лучшим выходом для нищей прачки.
Не рассказывать же было Аннушке, что ее настоящий отец — банкир Лазарь Поляков, в доме которого Любовь Федоровна служила когда-то горничной.
Что банкирских отступных «за позор» хватило и на добротный двухэтажный домик в Лигово, и на собственную прачечную — какие уж там пустые щи!
И что в театральное училище, куда порядочные люди дочерей не отдавали (в те времена не было танцовщицы, не состоявшей на содержании у кого-то из влиятельных господ), Анну сплавили, потому что отчим Матвей Павлов — кстати, доживший до старости — ее ненавидел, а мать считала обузой…
…Императорское театральное училище располагалось в двух шагах от Невского проспекта с его вельможами, каретами, лавками, кондитерскими и Гостиным двором. Впрочем, ход на Невский был заказан «пепиньеркам» (так называли будущих танцовщиц, проживавших в училище постоянно, в отличие от экстернаток). Даже на самые короткие расстояния их вывозили в закрытой старомодной карете. Одевались пепиньерки в серые полотняные платьица с квадратным вырезом, короткими пелеринками и юбками до половины икры. Порядки в училище царили строгие: после того как одна ученица сбежала с офицером, их перестали отпускать домой на летние каникулы. В свободное от репетиций время девочки вышивали или читали книги из строго утвержденного списка.
В спальнях должен был царить идеальный порядок. И даже в домашнюю церковь пепиньерки ходили в сопровождении классных дам. Зато, когда на чай в ученическую столовую заглядывал кто-то из мужчин августейшей фамилии, обращение становилось вольным до неприличия: особо красивых учениц великие князья, а то и сам государь частенько сажали к себе на колени. Впрочем, Павлова такой «чести» не удостаивалась: из-за своей худобы она не считалась даже хорошенькой, впрочем, в танцевальном таланте ей не было равных…
И вот, наконец, училище позади, у шестнадцатилетней Павловой — премьера в Мариинке. И хотя швейцар у входа в театр «забыл» ей поклониться, а кордебалет судачит о том, какие дешевые гримировальные принадлежности, ветхие тюники и простенькие туфельки у новой солистки, Анна полна счастливых предчувствий. Облизнув губы и перекрестившись, она шагает из полумрака кулис на сцену, так легко переступая своими тонкими ногами с необычайно высоким подъемом, что, казалось, вот-вот улетит. Древняя старуха графиня Бенкендорф, известная своим пророческим даром, сказала: «Так и упорхнет из России».
Скоро Аннушку взяла под свое покровительство сама Матильда Кшесинская — прима Мариинки, состоявшая в разное время в любовницах чуть ли не у всей мужской половины дома Романовых, включая Николая Второго (в Петербурге ее за глаза звали не иначе как «царской ведьмой»). На своих журфиксах Кшесинская настойчиво сводила Павлову с великим князем Борисом Владимировичем. Однажды Матильда подарила Анне прелестный карандаш из платины с бриллиантами и рубинами: «Эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь в подарок от великого князя».
Вот только Павлова, в детстве вдоволь хлебнув позорной незаконности своего положения, меньше всего на свете хотела стать содержанкой. И точно знала: без перспективы выйти замуж никаких драгоценностей ей не нужно! Вот тут-то в ее жизни и появился Виктор Эмильевич Дандре — закадычный приятель первого из балетных интриганов, генерала Николая Михайловича Безобразова…
Дмитрий, не видно, было ли здесь это фото - Смотрите, какая красивая... :)
Анна Павлова — русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906—1913 гг., одна из величайших балерин XX века.
Выступления Анны Павловой