Перепев Пугачёву, певец угодил в тюрьму
Более 40 лет назад, в октябре 1974 года, в Москве проходил V Всесоюзный конкурс артистов эстрады, в котором засветилась молодая певица Алла ПУГАЧЕВА. Но здесь ее ждал провал: подавляющая часть жюри не оценила таланта будущей эстрадной звезды и решила не присуждать ей призового места. Только благодаря увещеваниям Иосифа КОБЗОНА и Гелены ВЕЛИКАНОВОЙ исполнительнице досталась утешительная третья премия, которую она разделила с другими номинантами. Триумфатором же стал молодой певец Валерий ЧЕМОДАНОВ. Его бархатный голос завораживал - казалось, вот он, новый король эстрады! Но вскоре певец бесследно исчез. На днях «Экспресс газете» удалось разыскать легендарного исполнителя.
Поиски Валерия Чемоданова, казалось, с самого начала были обречены на провал: в Сети о нем не было практически никакой информации. Разве что небольшой комментарий на форуме меломанов 70-х годов, в котором говорилось, мол, после конкурса певец сотрудничал с известными композиторами Никитой Богословским и Микаэлом Таривердиевым, играл в «Современнике» и даже несколько раз вел «Утреннюю почту». Нашлись пара архивных видеозаписей концертов и две пластинки: «Поет Валерий Чемоданов» и сборник «Великая Отечественная - песни из кинофильма», где наш герой стоит в одном ряду с Булатом Окуджавой. Вот, собственно, и все. Ни в каких соцсетях Валерий не зарегистрирован, да и жив ли он вообще - никто не знал. Помог случай: неожиданно в титрах к сериалу «Безмолвный свидетель-2» я наткнулась на знакомую фамилию. На «Мосфильме» подтвердили: Валерий Чемоданов действительно числится в актерской базе, однако тот ли это персонаж, который меня интересует, было до последнего не ясно.
Валерий ЧЕМОДАНОВ (в круге) легко мог бы стать царём эстрады, но уступил это место своей сопернице
Обшарпанную дверь в квартиру кирпичной многоэтажки в центре Москвы мне открыли не сразу. Грудной мужской голос по ту сторону сначала долго выяснял, кто его беспокоит, и только потом ключ в замке повернулся. Передо мной стоял крепкий, коренастый, совсем седой мужчина.
- Да, я тот, кто обошел Пугачеву на том конкурсе. И что с того? Мне уже 70 - на кой черт все это теперь вспоминать? Алла Борисовна свое взяла потом, а я вон как живу! - Валерий Евгеньевич обвел взглядом прокуренную прихожую, дальше которой меня так и не пустил. - Ни семьи, ни детей, ни денег.
- Как же так? - осторожно поинтересовалась я. - Вы ведь были перспективным артистом!
- Все под Богом ходим! Одно время мне везло: играл в театре, мелькал в телевизоре, был вхож в высшее общество, а потом беда случилась - вся жизнь под откос. В тюрьме я сидел, понимаете? Подрался с одним придурком, а он из крутых оказался. Да я и приложиться к нему толком не успел - так, пихнул разок, а срок отмотал, будто за убийство! А когда в 1984-м вышел на свободу, понял, что никому не нужен: из «Современника» меня тут же попросили, а в другие московские театры с таким клеймом в характеристике не брали. Пришлось собирать пожитки и переезжать в провинцию.
Где же вы пропадали все это время?
- Пять лет проработал в Оренбургской филармонии, но в самый разгар перестройки там началась переквалификация кадров. Собиралась комиссия из непонятных людей, которая устраивала уже состоявшимся опытным артистам экзамен. Если что-то не так - вон со сцены! Это был страшный период. Мне на тот момент стукнуло 43, а большинство вокалистов и вовсе пенсионного возраста. Представляете, каково им было? У некоторых здоровье пошатнулось, случались и суициды. В общем, после этой «переквалификации» я остался без работы. Благо квартира в Москве была - вернулся.
Но в начале 90-х, сами знаете, что началось. Большинству жрать было нечего - какие там театры? Тогда многие артисты в бизнес подавались, а кто послабее - в запой. Я устроился сторожем на автостоянку и лишь изредка брался за гитару, когда на праздники подработать приглашали. Так и сошла на нет моя певческая карьера.
А в кино я засветился абсолютно случайно. Работал на «Мосфильме» администратором: ездил за провизией, прилаживал декорации - в общем, «принеси-подай». Во время съемок «Безмолвного свидетеля» режиссеру срочно понадобился человек для эпизода - вот меня и взяли. На этом актерская карьера тоже закончилась.
Победой на конкурсе в 1974-м гордитесь?
- Да ну. Я тогда уже в «Современнике» работал, и на первом месте для меня всегда был театр, а потом уже эстрада. На конкурс пошел для развлечения. Проводился он в несколько этапов, так что с Пугачевой я даже не пересекался: спел свое и убежал в театр. За первое место мне дали премию 180 рублей. Это две мои зарплаты в «Современнике» по тем временам. Так что особо не разбогател: погуляли с ребятами немного, отметили.
- Неужели вас не тянет на сцену?
- А что мне там с моей рожей делать?! Нет, если меня причесать, загримировать да одеть прилично, не хуже Лещенко и Кобзона буду, но с голосом как быть? Я ведь сейчас не пою совсем. Это раньше по три часа в день репетировал, чтобы форму поддерживать, а теперь только изредка бренчу на гитаре. Связки уже не те - ежу понятно. А под «фанеру» рот разевать я не умею, да и не буду.
- И на что вы сейчас живете?
- Как все старики - на пенсию. Платят 11 тысяч, так что не пошикуешь. Хотя мне, холостяку, много и не надо. Плохо только, что в районе нашем все для богачей. Хлеба нормального не купить: в магазинах только «элитный» - в пять раз дороже обычного. Приходится на рынок тащиться.
Уходя от Валерия Евгеньевича, я поинтересовалась у консьержки, навещает ли кто-нибудь моего героя.
- Раньше к нему мужичок захаживал - Чемоданов когда-то ему комнату сдавал. А теперь не видать никого. Знаю, есть у Валерия Евгеньевича племянница в Евпатории, но он с ней не общается. Жаловался, что она его 25 лет знать не желала, а тут, когда все родные померли да и сам Чемоданов восьмой десяток разменял, объявилась. Дружить, мол, с дядюшкой хочет. Еще бы! От квартиры в центре Москвы только дурак откажется. Так что вы заходите к нему, если время будет. Он человек хороший!
Приятно вспомнить полузабытое имя исполнителя нашей молодости
Спасибо, Кирилл!
Пустыннику мой Низкий Поклон-спасибо!
Г.Гениксман- Г.Фере-
Березовые сны.....
-----------------------------------------------
Валерий ЧЕМОДАНОВ
https://tunnel.ru/post-pesni-s-raznymi-melodiyami-i-odinakovymi-stikhami-chetvjortaya-chast
https://tunnel.ru/post-s-nastupayushhim-novym-2014godom-zavalincy-nachalo-http-wwwtunnelru
https://tunnel.ru/post-1975-03
https://tunnel.ru/post-k-yubileyu-velikojj-pobedy-ochen-ponravilas-ehta-pesnya-berjozovye-sny
----------------------------------------------
---------------------------------------------
Валерий Чемоданов - Поет Валерий Чемоданов, 1975, МР3 320
Мелодия – Г62 05017-18
Format: Flexi-disc
Country: USSR
Released: 1975
Track List
[03:28] A1. Валерий Чемоданов - День рождения любви
[02:42] A2. Валерий Чемоданов - Моя Москва
[03:51] B1. Валерий Чемоданов - Это было
[02:42] B2. Валерий Чемоданов - Мгновения
---------------------------------------------
Всем спасибо за интересный материал. А у меня на столе давно болтается картинка с нашей героиней. Не знал, куда пристроить. Получается от неё больше несчастий по жизни, чем пользы. :)
Только ли они, Евгений..... много таких.Вступился , к примеру, за девушку на улице, переборщил с обидчиком-ТЮРЬМА...гуманные законы.
А отсидел в тюрьме, к примеру, за подобное...народ:Фу!!!Уголовник...ату его, он СИДЕЛ!! Не разбираясь в деталях
И-всю жизнь с этим "клеймом"сидельца...
Такая вот..."справедливость".
Вот именно.Я, правда, не общалась в кругах "сидельцев"-не та профессия была.Но все же я уверена, что судьба иногда делает "виражи" совершенно неожиданные...тьфу-тьфу...упаси Бог от таких виражей все же.....цена их-исковерканная жизнь, иногда и несправедливо.
Есть и такая версия - будто бы во всём виновата песня "День рождения любви" А. Чёрного. Так это или нет, но после того, как оба её исполнителя (Захаров и Чемоданов) угодили в тюрьму - композитор эту песню больше никому не предлагал
Ну, заинтриговали, Кирилл))
Газета Красное Знамя :
Вообще с каждой песней этого композитора была связана какая-то история. Попадались и совсем мистические…
Как-то вместе с поэтом Робертом Рождественским они написали песню «День рождения любви». Песня получилась хорошей, душевной, и они решили подарить ее одному из самых популярных в то время исполнителей – Сергею Захарову. Захарова поймать было трудно: все авторы наперебой предлагали ему свои песни, и ему было из чего выбирать. Захаров прослушал произведение Рождественского и Черного, и оно ему понравилось. Песню записали, она прозвучала в эфире. И вдруг с Захаровым произошла некрасивая история, после чего его посадили в тюрьму. Как водится, в опале оказался не только певец, но и его песни, которые моментально исчезли из эфира. Авторам до слез было жалко своего детища, и они решили переписать песню. Подправили, подчистили, усилили и стали искать исполнителя.
В это время проходил Всесоюзный конкурс артистов эстрады, и первую премию на нем получил артист, который участвовал во всех правительственных концертах, вел одно время «Утреннюю почту», играл в театре «Современник». Звали его Валерий Чемоданов.
На него-то и пал выбор Рождественского и Черного. «День рождения любви» Валерий Чемоданов спел не менее успешно, чем Сергей Захаров. Но в скором времени и он… оказался в тюрьме. В третий раз авторы испытывать судьбу не стали. Иногда эту песню исполняет сам композитор. И пока Бог миловал!))))
Кстати, пишут, что Чемоданов попал в тюрьму за драку
13 01 2010 Красное знамя
Цинизм и непрофессионализм
Эти новогодние каникулы Алексей Черный решил провести в Томске. В городе, с которым связана часть его жизни, где еще остались люди, любимые им и любящие его. Его не испугали даже наши тридцатиградусные морозы. Напротив, он получает огромное удовольствие от свежести морозного воздуха и от настоящей сибирской зимы.
Имя композитора, заслуженного деятеля искусств России Алексея Черного хорошо знакомо томским театралам в основном по постановкам в театре куклы и актера «Скоморох». Ведь с режиссером Романом Виндерманом его связывали долгие годы дружбы и совместного творчества. «Сон в летнюю ночь», «Из Пушкина нам что-нибудь», «Самый правдивый» - в этих и других спектаклях театра звучала великолепная музыка Черного. Она всегда запоминалась, всегда создавала настроение…
Но и люди далекие от театра (особенно те, кому сейчас за 40-50 лет) могут с удивлением обнаружить, что так или иначе тоже знакомы с творчеством Алексея Черного по радиопередачам, по хитам советской эстрады. Расцвет его композиторского творчества пришелся на 70-е годы. Он стоял у истоков популярной в то время передачи «Радио-няня» с потрясающим ведущим, голос которого знала вся советская детвора, – Николаем Литвиновым. Для этой передачи Алексей Черный написал несколько песенок, в которых нудные школьные правила были облечены в забавные рифмы (стихи к этим песенкам чаще всего писал «папа» Чебурашки и Кота Матроскина Эдуард Успенский).
Припоминаете: «Вас не пустят в пАртер, пожалуйте в партЕр!» или про то, что можно спокойно садиться в машину с шофЕром, а вот с шОфером аварии не избежать.....
Татьяна Ермолицкая ведет интервью с А. Черным:
Алексей Черный не был в нашем городе, пожалуй, более пяти лет. За это время здесь многое изменилось. Да и в его творческой жизни появилось немало нового. Поэтому было бы грех не воспользоваться ситуацией и не задать известному композитору хотя бы несколько вопросов.
- Алексей Лейбович, как вам сегодняшний Томск? Не пожалели, что предпочли его этой зимой Франции и Израилю?
- Пожалеть не пожалел. А вообще моя привязка к тому или иному городу или стране связана, прежде всего, с людьми, а не с какими-то архитектурными или историческими достопримечательностями. Вот и Томск мне дорог именно из-за людей. К сожалению, некоторых из них уже нет в живых. Что касается общих каких-то перемен, то они чувствуются и в Томске, и в Москве. И сегодняшний Томск – это уже не тот Томск, который я знал ранее. И Москва, к сожалению, уже не та. Вообще честно признаюсь, что не люблю нынешнее время. Оно не мое. Но, как известно, времена не выбирают.
- А чем вам не нравится сегодняшнее время?
- Тем, что мы живем в атмосфере какого-то стеба и жуткого непрофессионализма, которые проникли и в музыку, и в театр, и в кино. Про телевидение я уже не говорю. Создается впечатление, что это умышленно кем-то пестуется и пропагандируется. Идет самое настоящее оболванивание зрителей, слушателей. В этом случае особенно жаль молодежь, вкус которой окончательно испортили. Ведь большинство молодых людей сегодня искренне считают, что, например, песни, которые исполняют Алена Апина или тот же Дима Билан, – это и есть искусство. Что «Ксюша – юбочка из плюша» и прочие «шедевры» - это и есть настоящая поэзия. Происходят удивительные вещи! Например, сейчас я работаю с потрясающей, на мой взгляд, поэтессой Еленой Исаевой. Многим она известна и как драматург. Одно время в Томском ТЮЗе шел спектакль «Школьные сочинения» по ее пьесе «Я и моя мама». Так вот, поэтическое творчество Елены Исаевой высоко оценено критиками, она является лауреатом премии «Триумф» и других престижных премий. По логике она должна быть суперзнаменитой, ее должны «раскручивать» лучшие продюсеры. Но тем не менее имя этого талантливого человека мало кому известно. Тогда как имена многих «поэтов» и «музыкантов», которые на самом деле никакого отношения к поэзии и музыке не имеют, все время на слуху.
А ведь можно перечислить целый ряд авторов, которые своим творчеством доказали, что песенная поэзия может быть настоящим искусством. Вспомним хотя бы строки одной из песен Михаила Танича: «Городок наш – ничего. Населенье таково: незамужние ткачихи составляют большинство». Всего несколько слов – а за ними целая жизнь, судьба.
Или взять музыку Яна Френкеля, Марка Фрадкина. Написанные ими песни по своему размаху были сродни народным балладам, сродни симфониям. У всех перечисленных мною поэтов и композиторов присутствовало образное мышление, являющееся первым признаком искусства. Увы, в современной эстраде все это отсутствует. Потому что повсюду процветает самодеятельность. И если раньше самодеятельность была художественной, то сегодня она не художественная абсолютно.
- Может быть, все дело в том, что люди, которые призваны отвечать за культуру в стране на самых разных уровнях, тоже в этом деле далеко не профессионалы? И они сами не в состоянии отличить искусство от его жалкого подобия?
- Мне кажется, что причиной всему откровенный цинизм, пропитавший наше общество. По-моему, Константин Эрнст и подобные ему ребята – люди вполне профессиональные, умные и где-то даже интеллигентные. И им самим не нравится то, что они навязывают народу на своих теле- и радиоканалах. Но они получают за это хорошие деньги, и все остальное их не волнует. А значит, они не считают своих зрителей и слушателей за людей. Что это, как не цинизм?
- За рубежом такая же ситуация?
- Я бы этого не сказал. Например, недавно я побывал в США. Там, конечно, тоже хватает упомянутого стеба. Но он строго дозирован. И вместе с проектами, рассчитанными на массового зрителя, там немало серьезных, высокохудожественных программ, отвечающих самым строгим требованиям. И уверяю вас, там не мелькают одни и те же лица на всех телеканалах!
И т. д.
Ну насчет Захарова мне рассказывали несколько другую историю.
Он затеял ссору в ресторане с какими-то пацанами. И те с ним очень нехорошо обошлись.
В расстроенных чувствах он пришел к себе в гостиницу и там отыгрался на пожилом администраторе...
СПАСИБО БОЛЬШОЕ, КИРИЛЛ!Интересно
Ну вот...это часто бывает....
"В тюрьме я сидел, понимаете? Подрался с одним придурком, а он из крутых оказался. Да я и приложиться к нему толком не успел - так, пихнул разок, а срок отмотал, будто за убийство"........
Такая вот судьба.Жаль, очень жаль.
Валерий Чемоданов
Пустыннику спасибо за ролик!!
Запись 1975 года
Муз Е. Стихин-сл.-Г. Поженян
Валерий Чемоданов-Песня об Одессе