- Перфилов Лев Алексеевич Дата рождения: 13 февраля 1933 Дата смерти: 24 января 2000
Фильмография:
1956 — Гори, моя звезда — Сашко
1956 — Павел Корчагин — Клавичек
1957 — Поединок
1958 — Ветер
1958 — Ваня — Федор
1958 — Киевлянка — Саша
1959 — Таврия — Вольдемар
1961 — Здравствуй, Гнат! — Прохазка
1961 — Артист из Кохановки — официант в кафе (нет в титрах)
1962 — В мёртвой петле — офицер
1963 — Стёжки-дорожки
1964 — Дочь Стратиона
1964 — Сказка о Мальчише-Кибальчише — буржуинский офицер
1964 — Космический сплав — секретарь
1964 — Ракеты не должны взлететь — Финк
1965 — Акваланги на дне — бандит Лохматый
1965 — Вниманию граждан и организаций — скептик
1966 — «Циклон» начнётся ночью — Крюгер
1967 — Дубравка — ухажёр
1967 — Цыган — Костя
1967 — Скуки ради
1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — режиссёр в «Зелёном театре» (нет в титрах)
1968 — Разведчики — немецкий офицер
1969 — Сердце Бонивура — Лисянский, грузчик «офицерской артели»
1970 — Олеся
1970 — Узники Бомона
1970 — В тридевятом царстве — пассажир с трубкой
1970 — Путь к сердцу
1970 — Меж высоких хлебов — сосед Богдана (нет в титрах)
1971 — Бумбараш — Меланий
1971 — Захар Беркут — боярин
1971 — Человек в проходном дворе — сотрудник милиции
1971 — Инспектор уголовного розыска — Анатолий Юрьевич Мальцев, дамский парикмахер
1971 — Дерзость — часовой (нет в титрах)
1972 — Наперекор всему
1972 — Только ты — радиокорреспондент
1972 — Случайный адрес
1973 — Будни уголовного розыска — Анатолий Юрьевич Мальцев, дамский парикмахер
1973 — Старая крепость — Кашкет
1974 — Голубой патруль — «Боязливый»
1975 — Как закалялась сталь — кулак
1975 — Гуси-лебеди летят — попович
1975 — Капитан Немо — Пандер-Джонсон
1976 — Волны Чёрного моря — Мочёный, вор
1976 — Дни Турбиных — горожанин
1976 — Там вдали, за рекой — бандит в бескозырке с гармошкой
1976 — Это было в Межгорье
1976 — Легенда о Тиле — секретарь суда
1977 — Ненависть — священник
1977 — Свидетельство о бедности — Чалый
1977 — Волшебный голос Джельсомино — доносчик Калимер
1978 — Где ты был, Одиссей? — гестаповец-доктор Гаук
1978 — Маршал революции
1978 — Наталка Полтавка — Возный
1979 — Дачная поездка сержанта Цыбули — немец
1979 — Задача с тремя неизвестными — специалист по меху
1979 — Место встречи изменить нельзя — фотограф Гриша Ушивин, по прозвищу «Шесть-на-девять»
1979 — Приключения Электроника — гангстер Люг
1980 — Копилка — полицейский
1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — пастор
1982 — Трест, который лопнул — аферист с замочной скважиной
1982 — Слёзы капали — пианист
1982 — Казачья застава — белобандит Ирод
1982 — Никто не заменит тебя — знакомый Голенищева
1982 — Возвращение Баттерфляй — доктор
1983 — Зелёный фургон — наводчик
1983 — Витя Глушаков — друг апачей — грузчик
1984 — Зудов, вы уволены! — Кулябский
1985 — Поездки на старом автомобиле — сосед с собакой
1985 — Самая обаятельная и привлекательная — Пётр Васильевич
1986 — Кин-дза-дза! — Кырр, раздражительный чатланин-диссидент, живущий на катере
1986 — Тройной прыжок «Пантеры» — старшина Карпита
1987 — Моя дорогая…
1988 — Утреннее шоссе
1988 — Генеральная репетиция — шут
1987 — Голый — вор
1989 — Благородный разбойник Владимир Дубровский — управитель
1989 — Трудно быть богом — Лже-Будах
1989 — Войди в каждый дом — Лева
1989 — Лифт для промежуточного человека — Кукушкин
1989 — В далёкий путь — музыкант
1990 — Ведьма — писарь
1990 — День любви — Бухгалтер
1990 — Тёплая мозаика ретро и чуть-чуть…
1990 — Мой муж — инопланетянин — стоматолог
1991 — Чудо в краю забвения — староста
1991 — Ятринская ведьма
1993 — Елисейские поля — нотариус
1993 — Преступление со многими неизвестными — адвокат доктор Дулемба
1993 — Фучжоу
1994 — Трень-брень — грубый старик
1994 — Амур и демон
1994 — Фабрика изящных убийств — Шоумен
1996 — Judenkreis, или Вечное колесо — старьёвщик
1997 — Вино из одуванчиков
1999 — Как кузнец счастье искал
Интересный факт - он снимался в обоих постановках "Как закалялась сталь"
Лев Перфилов родился в городе Коломна Московской области. Отец работал на патефонном заводе начальником планового отдела. Когда мальчику исполнилось восемь лет, началась война. Отец Лёвы ушёл на фронт и вскоре из военкомата принесли "похоронку": "Старший лейтенант 142-й стрелковой бригады Перфилов Алексей Павлович погиб в бою смертью героя 25 января 1943 года и похоронен в Ленинградской области".
Смерть отца стала страшным ударом для Лёвы и его младшего брата Юры. Мать будущего актёра работала не покладая рук. Мальчишки же целыми днями носились с ватагами ребят по улицам. Район, где они росли, был полукриминальным, мальчишки не брезговали ничем: иногда им даже приходилось воровать на вокзале…
С мамой, братом и отчимом
И если бы мать Лёвы не вышла второй раз замуж, возможно, парень стал бы настоящим, а не киношным вором. От бандитской участи Лёву спас отчим, который увез семью на Камчатку. Отношения с приемным отцом у Перфилова не складывались, он даже принципиально оставил фамилию отца.
Лёва в школе играл в драматических кружках, был старостой школьного хора, и получил он свою первую кличку "Лёвчик-артист". У мальчика рано обнаружился абсолютный музыкальный слух. Его тётя - педагог Анастасия Ивановна Лазарева подсказала Лёве записаться в хор Дома пионеров, и он с удовольствием обучался пению под руководством участника Великой Отечественной войны Андрея Павловича Радищева.
Однако, закончив учёбу, Лев в память об отце решил стать военным, пытался учиться в суворовском училище. Но вскоре понял, что любовь к искусству сильнее чувства долга.
Перфилов с первого раза поступил в Щепкинское театральное училище при Малом театре, учился у знаменитой Марии Кнебель. Театральное училище окончил в 1956 году.
Во время учёбы в Щепкинском училище в начале 50-х он влюбился в свою однокурсницу Лену, и в самом конце обучения они поженились. Их распределили в Красноярский театр. Вскоре у них родились дочки-двойняшки. Оба играли в массовках и с трудом сводили концы с концами. Перфилов еще периодически снимался в кино, но роли были настолько крохотные, что серьезного достатка в бюджет семьи не приносили. Пока они жили, как бедные студенты, и часто сидели без куска хлеба, в семье царили мир и любовь. А потом случилось неожиданное: жене Перфилова стали давать в театре главные роли. В семье наконец появились деньги, однако счастья молодым они не принесли. Вскоре до Перфилова дошли слухи, что его красавицу-жену часто видят в компании секретаря красноярской комсомольской организации. Он вызвал жену на откровенный разговор, и та призналась ему, что полюбила другого. Как ни больно было Перфилову, он не стал устраивать скандала. Собрал вещи и уехал из Красноярска.
Работал в театре киноактёра при Мосфильме, а когда театр расформировали, ему предложили на выбор или Ленфильм, или студию Довженко в Киеве. Лев выбрал Киев и стал актёром в киевском театре. Много ролей было сыграно артистом на сцене этого прославленного театра. Но главный образ был создан Львов Алексеевичем в спектакле "Судный день" про "этот проклятый Бабий Яр, который забирает жизни у тех, кто остался жить". Роль — глыба! Для Перфилова она стала главной ролью жизни. У актера была единственная задача: сделать так, чтобы его героя полюбили и поняли. И это ему блестяще удалось.
Но все же Лев Перфилов больше предпочитал роли в кино. Он обожал съемки, любил киностудию Довженко и главным образом работал именно в кино. Правда, в основном это были роли отпетых злодеев, и люди простодушно верили, что и в жизни Лев Алексеевич такой же. Встречая его на улице, могли бросить ему в спину: "Опять кого-то убивать пошел!" В то время Перфилов и впрямь выглядел странно: после развода с женой, переживая разлуку с дочерьми, стал часто выпивать...
Но судьба подарила ему встречу со второй женой, Валентиной. Он познакомился с ней на улице и уже на следующий день сделал предложение. Увидев на руке Льва Алексеевича татуировку "Валя", невеста удивилась: когда он успел ее сделать? Оказалось, что это память о влюбленности, которая случилось у Перфилова в 13 лет.
В этом браке у них один за другим родились трое сыновей.
Лев Алексеевич снялся более чем в ста двадцати кинокартинах и стал одним из самых интересных актёров второго плана отечественного кинематографа. Своим крёстным отцом Перфилов называл кинорежиссёра Владимира Наумовича Наумова, который в середине 1950-х годов пригласил его сняться в
кинофильме "Павел Корчагин". С первой же роли в кино он зарекомендовал себя актером темпераментным, ярким. Его Франц Клавичек привлек искренностью, свежестью образа. На премьере фильма после сцены, где у чеха Клавичека-Перфилова падали в грязь очки ("находка" самого актера) - он их судорожно надевал, а потом сам падал, сраженный вражеской пулей, - зал взорвался бурными аплодисментами.
Новой же ступенью в творческой биографии артиста стали съемки у режиссера Ады Неретниецы в героико-приключенческой
киноленте о Великой Отечественной войне "Циклон начнется ночью". Артист блестяще создал "маленький" образ, который не затёрся, а наоборот был ярким пятном на фоне главных героев, сыгранных именитыми актерами: Анатолием Ромашиным, Петром Гориным и Велтой Лине. После исполнения Львом Перфиловым роли фашиста обер-лейтенанта Вилли Крюгера, все газеты дружно отмечали: "Наконец-то появился актёр, так убедительно играющий мерзавцев".
Талантливый и обаятельный актер не чурался ни комедий, ни драм, ни исторических кинолент. Режиссёры киностудии имени Довженко в 70-х годах удачно использовали неистовый темперамент, определяющий суть исполняемой Перфиловым роли -
князь в исторической драме "Захар Беркут" о борьбе карпатских горцев Леонида Осыка. Затем неповторимая роль в мистической
драме режиссёра Бориса Ивченко "Олеся" по одноименной повести Куприна, где в главной роли снялась неподражаемая Людмила Чурсина. Запоминающиеся, блистательно сыгранные роли в историко-биографическом военно-патриотическом фильме Юрия Лысенко о подпольщиках во французском лагере Бомон и почти следом
в мелодраме "Путь к сердцу" - Виктора Ивченко.
Нельзя не отметить и поистине сказочную роль Льва Перфилова в
современной сказке режиссера Евгения Шерстобитова "В тридевятом царстве" о гастролях Украинского самодеятельного ансамбля балета на льду, где актер снялся с такими корифеями кино, как: Ирина Мурзаева, Анатолий Папанов, Николай Гаврилов и Спартак Мишулин.
Потом, в киношную копилку Льва Перфилова посыпалось несчетное количество воров, убийц, алкашей, шпионов, пиратов и прочей "всякой нечести". Подобный "жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры. Перфилов был искренне рад, что так произошло, ибо считал эти роли куда интересней, нежели безликие рабочие, шахтеры и пахари. Они продлили актёру экранную жизнь и дали своеобразную популярность: Кашкет в "Старой крепости",
Джексон в "Капитане Немо",
Мочёный в приключении "Волны Черного моря",
Калимер в "Волшебном голосе Джельсомино",
доктор Гук в военной киноленте "Где ты был, Одиссей?". И, конечно же, его персонажи
в фантастической ленте "Кин-дза-дза", со своим плутоватым высказыванием: "Я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!" и
в "Приключениях Электроника" со строгой фразой: "Смотреть на шефа!".
Творческой же вершиной в кино Льва Перфилова явилась роль
фотографа Гриши "шесть-на-девять" в сериале Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", которая раскрыла новые грани дарования актера, принесла ему новый всплеск всенародной популярности.
Углубленное погружение в роль помогло актеру создать образ человека идейного, увлеченного, настоящего друга, не приемлющего фальши, обладающего обостренным чувством справедливости, открытого добру и правде.
Вместе с тем, герой Перфилова не лишен обычных человеческих слабостей, он может запросто прихвастнуть перед друзьями.
Все это вкупе сделало образ перфиловского Гриши живым и полнокровным. Перфилов сумел не затеряться рядом с такими незаурядными актерами, как Владимир Конкин, Владимир Высоцкий и Сергей Юрский. Гриша "шесть-на-девять" у него получился трогательным и смешным, хотя и в романе, и в сценарии, он был выписан позёрщиком и снобом.
К сожалению, подобных ролей Лев Перфилов больше не получал, постепенно он перешел на бухгалтеров и мелких чиновников. Но и эти образы оказались подвластны незаурядному таланту Перфилова. И каждая новая роль только укрепляла его репутацию выдающегося актёра. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию в дальнейшем таких разноплановых образов как:
наводчик в приключенческом фильме "Зеленый фургон",
Кулябский в комедии "Зудов, вы уволены!",
Петр Васильевич в "Самой обаятельной и привлекательной",
мужчина с собакой в мюзикле "Поездки на старом автомобиле".
Фильмы с участием Льва Перфилова, мастера "маленькой роли", пользовались большим успехом. И артист стал одним из самых популярных актёров советского кино. Настоящей удачей актёра стали съемки в лирико-поэтической притче по мотивам книги Рэя Брэдбери
"Вино из одуванчиков" режиссёра Игоря Апасяна. Здесь не только раскрылась отточенная игра Перфилова, но и само присутствие его в кадре, его личность успешно работали на блестяще созданный им, казалось бы, неприметный образ.
Перфилов часто на съёмочной площадке вносил дополнения в сценарий, дописывал биографии своих героев, придумывал новые эпизоды, импровизировал.
Так как Лев Алексеевич хорошо играл на баяне и пел, во время съёмок фильма "Место встречи изменить нельзя" он под аккордеон исполнил песню: "Мы летим, ковыляя во мгле, мы идём на последнем крыле…"
Когда производство фильмов резко сократилось, Лев Алексеевич тяжело переживал это время. Ему было невыносимо осознавать свою невостребованность: "Мы хотим работать! Ведь наши фильмы, судя по откликам зрителей, нужны. Они добрые, трогательные. В них любят, а не "занимаются любовью", - говорил он в интервью. - Мы уникальная нация. Если раньше для нас проститутка была самой последней женщиной, то теперь это профессия. Если раньше Жеглов говорил: "Вор должен сидеть", то теперь это образ жизни. Спекулянты стали называть себя бизнесменами. Все с ног на голову, и моему поколению этого не понять!".
Переживая за судьбы украинских актёров, Лев Перфилов на местном телевидении создал передачу, посвященную проблемам своих коллег по театру. Надежда на справедливость, какая некая, вроде и появилась, но сама передача просуществовала совсем недолго. Власти восприняли передачу, как укор и закрывают её под предлогом, что она ведётся на русском языке. Лев Алексеевич очень переживал из-за этого...
В 80-е годы семейному счастью актера, которое казалось таким безоблачным, пришел конец. Он оставил семью и стал жить отдельно. Лев Алексеевич сильно страдал от своего одиночества…
Вера Перфилова считает их встречу подарком судьбы, Лев Алексеевич называл Веру своим спасением. За год до их случайного знакомства он чуть не наложил на себя руки. Однажды популярный советский актер посчитал, что жизнь его не сложилась.
Чернобылец, инвалид второй группы, ликвидатор последствии аварии, актер мотался тогда в эту страшную зону очень часто. Выступал перед солдатиками, рассказывал о своих киношных случаях. И совсем не для того, чтобы показать: ах, какой я герой, не боюсь этой радиации. Боялся как и все, а может еще и больше. Но он был так воспитан.
И на целину ездил. Тогда поехать туда, где трудно, не считалось каким-то особенным подвигом. И вот после всего этот бесстрашный и добрый человек решил свести счеты с жизнью. Подойдя к бортику Московского моста в Киеве и собираясь прыгнуть в воду, вдруг ясно расслышал голос: "Не спеши! Подожди еще немного!" Так он и встретил свою судьбу...
Они познакомились на почте, где тогда работала Вера. Перфилов периодически заходил туда, чтобы позвонить по межгороду по поводу участия в съёмках очередных фильмов. Во время этих посещений он обратил внимание на молодую ученицу телеграфиста и однажды решился с ней познакомиться. Причем способ выбрал оригинальный. Собрал кипу телеграфных бланков и написал на них длинное письмо, в котором честно рассказал о своей жизни.
Через несколько дней актер встретил Веру на улице, они разговорились. Узнав о том, что Вера только что развелась, актер умолял ее больше не выходить замуж, а потом пригласил к себе. Вера пришла вместе с сыном Русланом и, увидев, как они поладили, поняла: этот человек может стать отцом для ее мальчика.
Когда Перфилов сделал ей предложение, она, не раздумывая, сказала "да".
Лев Перфилов встретил свою любовь, когда ему был 51 год. Вера увидела его в свои 25. Они прожили вместе счастливых семнадцать лет, не уставая каждый день признаваться друг другу в любви. Он ласково называл ее Любимушка, а она его Лёвушка. И всегда на людях они крепко держались за руки, будто боялись потерять друг друга.
Они были настолько с ним похожи, что порой им становилось страшно. Иногда день начинали с одного и того же слова. Даже думали одинаково. Стоило Вере захотеть, чтобы он пришёл, как тут же Лёва на пороге: "Звала?"
...Он умирал долго и мучительно. Последние месяцы иногда даже не узнавал родных. Давали о себе знать прошлые болезни — оставшаяся после операции половина желудка и больные легкие.
Скончался Лев Алексеевич 24 января 2000 года. В городе Коломна на улице Октябрьской Революции на доме, где жил Лев Перфилов, установлена мемориальная доска, на которой Лев Алексеевич изображён в роли Гриши "шесть–на-девять".
По материалам сети...