Песенки наших родителей.Музыкальный сериал.Шестидесятникам посвящается.
Я чётко помню,как мне в детстве мама напевала одну песенку (наверное вместо колыбельной).
И я пятилетний пацанчик,коверкая слова,тоже всем её перепевал.
"А я всё гляжу,глаз не отвожу..."
В 1962 году Аркадий Островский и Лев Ошанин написали песенку "А у нас во дворе".
И которую исполнил,тогда ещё молоденький Иосиф Кобзон.
Радиослушателям так понравилась песня,что посыпались письма.
Давайте мол ещё.Авторы подумали и решили продолжить сюжет дальше.
Так появилась новая песня "И опять во дворе".Как бы продолжение первой.
А письма продолжали приходить с просьбами о продолжении.И оно было.
Уже с женщиной.Майя Кристалинская.
Вообщем получился целый песенный цикл на одну тему.Всего пять.
01.Иосиф Кобзон - А у нас во дворе (1962)
02.Иосиф Кобзон - И опять во дворе (1962)
03.Майя Кристалинская - Я тебя подожду (1963)
04.Иосиф Кобзон - Вот снова этот двор (1965)
05.Майя Кристалинская - Детство ушло в даль (1965)
Знали ли авторы,что они создали новый жанр.Сейчас он называется "сериал".
И мамы с папой давно нету.И авторов.Да и исполнителей тоже.
Но песни то остались.Как память.Спасибо им всем.
Все вы прекрасно знаете эти песенки.И всё же...
А вот ещё. После выступления Л.И. Ошанина, поёт И.Д. Кобзон. Послушайте его выступление. Он рассказывает о создании песни " А у нас во дворе". Фрагмент творческого вечера Л. И Ошанина. Запись 16 мая 1987 ггода
Есть еще другие видеоклипы в ГТРФ, а думали что все . Ан нет
Конечно,были у авторов и другие варианты песен...
Но именно эти пять песен и составили официальный первый песенный цикл в истории советской песни.
А в 1966 году Лев Ошанин написал стихи тематически объединившиеся эти песни в одну песенно стихотворную композицию.
Которая,с участием авторов и исполнителей прозвучала в новогодней программе того года.
Если кому интересно,могу и эту часть выложить...
Вообще этот цикл мы неоднократно обсуждали на этом сайте и песен на самом деле 8, просто про 3 из них мало кому удалось услышать.
Вот как Гиммертверт описывает этот цикл (отрывок из ениги о Кристалинской):
"Кобзон свои две поет в каждом концерте, чуть ли не в каждой передаче по ТВ, кто будет петь следующую песню? Девушка в свитере и на каблучках-гвоздиках отвечает ему: «Я тебя подожду». И обещает это с такой грустью, что ни у композитора, ни у поэта не остается сомнения в том, кто будет петь эту песню.
Островский звонит Майе Кристалинской.
Кобзон — одобряет.
Конечно, Майя, только Майя, лучше никто не споет. Впервые он увидел Майю у Островского, тогда только начинал с ним работать, а Майя уже пела его песни.
«Вначале я просто обратил на нее внимание, — скажет он, вспоминая тот день сорокалетней давности. — Но что же в ней такого? Почему она так известна? Голоса нет, да и фигура не очень удалась — она стала потом моей любимой подругой, и я могу себе позволить такой мужской «цинизм». Но вот стоило Майюшке, как я ее называл, улыбнуться — появлялись ямочки на ее щеках, глазки такие прищуренные, и такая искренность, и сразу становится тепло, а когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее».
И вот она явилась к Островскому, села в кресло и стала слушать третью песню про двор, а потом тут же спела ее. Сидя за роялем с наскоро написанным клавиром на пюпитре, Островский смотрел на Майю, не веря собственным ушам, — испуганно смотрел: уж не колдунья ли она, так ведь не бывает. Песня у нее готова, в общих чертах, конечно, она еще будет делать ее…
В песне «он» уже не искал «ее», он уехал, как и обещал; она идет в кино — не с другим, а с Наташкой… А старики все играют в домино, и крутится та же пластинка. Только вот его нет. Но ведь он сказал, что придет, хоть на вечер вернется сюда… Где он? Она его подождет, да…
А за окном то дождь, то снег,
И спать пора, и никак не уснуть.
Все тот же двор, все тот же смех,
И лишь тебя не хватает чуть-чуть…
Пишется песенная повесть о любви, вспыхнувшей в ранней юности. Ведь во дворе не только играют в футбол и в лапту… Получился цикл, но по времени он растянулся, как нынешние сериалы. Майя и Иосиф поют эти песни в концертах, и вместе поют, и порознь, и песни эти никому и никогда не надоедают. Оба на разных площадках рисуют одну и ту же акварельную картинку: двор, отгороженный от улицы липами, дощатый стол с длинными лавками, только на акварели у Кобзона — романтик с рюкзаком за плечами, торопящийся на поезд, а у Кристалинской — девушка все в том же свитерочке и на тех же гвоздиках…
Воображение может дорисовать любой сюжет, и он начнет развиваться в зависимости от красок, которыми воображение располагает. «Алтайские» краски были хоть и не очень светлого колера, но совпали с красками сочинителей. Художники снова взялись за кисти. Кобзон получил ту же акварель, но с изображением уже не юноши, а молодого человека: три года не был здесь, вернулся, и вот он, старый добрый дом, и горят «квадратики огня» — на том, на «милом» этаже, но горят уже не для него. Не дождалась… И пластинка крутится другая, и каблучки стучат — иные. Лишь за столом играют в домино все те же старики.
У этих вот ворот
Шаги твои стерег…
Где он теперь мелькнет,
Твой тонкий свитерок?
…Это было на телеэкране, это было в Колонном зале, и где бы ни звучала пятая песня — «Детство ушло вдаль», она становилась драмой с неожиданным концом. Вся песня — в голосе Кристалинской, в филигранности каждого слова и каждой интонации, это — не песня, это пьеса, спектакль, это театр — ив нем одна актриса. Такой же театр, какой был у Шульженко и Бернеса.
Вот она подносит к лицу микрофон и серьезно смотрит в зал.
Детство ушло вдаль,
Детства чуть-чуть жаль.
(Вздох на слове «жаль», и не «чуть-чуть», а очень жаль.)
Помню сердец стук,
И смелость глаз,
И робость рук.
(На последних словах горечь, в голосе появилась легкая хрипотца, как у очень уставшего человека.)
И все сбылось,
И не сбылось,
Венком сомнений и надежд переплелось.
(Голос подчеркивает слово «не сбылось». И, как мы услышим дальше, слова «сбылось и не сбылось» становятся определяющими в песне актрисы.)
И счастья нет,
И счастье ждет…
(В этом она не очень уверена.)
У наших старых, наших маленьких ворот.
Если б тебе знать…
(В голосе укор.)
Как нелегко ждать…
(В голосе — страдание, глубокое, затаенное, на секунду прорвавшееся — и снова спрятанное, все уже пережито.)
Ты б не терял дня,
Догнал меня, вернул меня.
(Она уверена, что он так бы и поступил, если бы только знал, голос даже задыхается от волнения: все могло быть по-другому!)
И все сбылось,
И не сбылось…
(Вот потому-то и не сбылось, но зачем об этом вспоминать?)
И счастья нет,
И счастье ждет
У наших старых, наших маленьких ворот…
И вдруг — голос преображается, появляются светлые нотки, их все больше и больше:
Слушай шагов звук,
Двери входной стук…
(И с — мольбой!)
Голос встречай мой,
Спешу к тебе, спешу домой!
Теперь перед нами снова та девушка, которая уверяла в предыдущей песне, что подождет:
И все сбылось…
(Да, да — сбудется в конце концов!)
И не сбылось…
(Это слово уже не имеет значения, потому что в следующей фразе есть слово «надежда».)
Венком сомнений и надежд переплелось…
Она не выделяет слово «надежда», но мы слышим, что это надежда на возвращение того, что ушло, и понимаем благодаря одной лишь интонации в голосе — это ведь та самая девочка с «милого этажа» с окнами во двор. И как же по-девичьи смущенно звучат слова:
И счастья нет,
И счастье — ждет
(Оно — впереди!)
У наших старых, наших маленьких ворот.
В песенных сборниках обычно пишут текст припева после первого куплета, а дальше повторяют только слово «припев». А вот когда слушаешь эту песню в исполнении Кристалинской, понимаешь, что припев может быть разным (безликим он остается только на бумаге). Припев в этой песне и определил ее глубину.
У Островского и Ошанина эти «акварельные картинки» с помощью Иосифа Кобзона и Майи Кристалинской стали удивительной песенной живописью. Но отнюдь не жанровой. Старый московский двор, зажатый между Чистыми прудами и Садовым кольцом, был только его фоном.
А когда песня «Детство ушло вдаль» была издана, благодарный композитор на первом листе написал посвящение: «Майе Кристалинской».
"
…Спустя несколько лет, 18 сентября 1967 года, в Сочи от прободения язвы умирает Аркадий Ильич Островский. Уход из жизни этого человека, влюбленного в жизнь всем существом своим и своими песнями, был неожиданным и нелепым.
В Колонном зале —. концерт его памяти. Кристалинская выбирает песню, которую ей хочется спеть именно сегодня, — «Круги на воде». Это даже не песня, это — романс, и далеко не веселый. Стихи Инны Кашежевой сложны, философичны: «Круги на воде, круги на воде, я вспоминаю, что видела это, не помню когда, да и важно ли, где, в далеком когда-то, неведомом где-то…»
Майе казалось, что она не совсем понимает эту песню, она не очень «дошла» до нее, но спеть ее хотела и попросила Чермена Касаева помочь ей. Прямо на репетиции, в день концерта. Она попросила его сесть в первый ряд, чтобы видеть его. Чермен выполнил ее просьбу. Опытный редактор, блестяще проводивший с исполнителями записи, он по существу стал для Майи режиссером этой песни, давал ей советы, показывал нюансировку, динамику.
Вечером, на концерте с оркестром Юрия Силантьева (на репетиции Майя пела под фортепиано), Майя исполнила песню так, что на сцену вышел Тихон Хренников и расцеловал ее, сказав: «Как ты спела!..»
Валера спасибо за дополнения.
По поводу очерёдности.
Ну в первых трёх,авторы не сомневались.
На четвёртую претендовали несколько песен.
"Опять весна" Кристалинской.Она пела её на сольных концертах,но на пластинке записана не была.В эфире не звучала.И поэтому мало кому была известной.И в песенный цикл авторы её не включили.
Ещё одна претендовала на четвёртое место.
Это "Письмо издалека" от Кобзона.Она прозвучала в 1964-м в передаче "С добрым утром".И больше в эфире она не звучала.
Вот что рассказал Аркадии Островский:
"Вместе с Ошаниным,мы сочли эту песню неудавшейся,и договорились с Иосифом Кобзоном о том,что эту песню он больше исполнять не будет".
Вот и решили дополнить "Вот снова этот двор" и "Детство ушло в даль"...
Хотя я считаю,что и последующие песенки этой пары,те что ребята перечисляли выше,можно считать подолжением цикла...
Виталий, это не продолжение, а попытки закончить цикл в 1964 году, а не в 1966 г.
Но я считаю, что их потерять нельзя. Кристалинская записала студийную катушку в 1964 (Опять весна) и два года ее пела в сольных концертах и, вероятно, в передаче "С добрым утром". А вот песни Кобзона в хорошем качестве нет. Песня противоречит по смыслу окончательному варианту - паренек вернулся не через 3 года, а через год и с другой девушкой.
О-ёй! Сколько интересного узнала, послушала!!! Большое всем спасибо!!!
Ну и для полноты картины (без Доверчивой песни)
Лучшего качества в сети нет.
На Ленрадио была передача в 1994 году
А вот это передача.
Автор там ошибается. Кристалинская не только пела "Опять весна", но и записала студию в Ленинграде в 64 году, а второй вариант записан в 1966 году в феврале на сольном концерте ( я его выложил). Хоть концерт, но записали по трансляции тоже на студийный маг.
Вот за что тебя уважаю,Валера 49,так это за твою" фанатичную "(не побоюсь этого слова) преданность творчеству Кристалинской и за твои оцифрованные "Кругозоры"-отличный подарок сайту
Инициатору поста Виталию тоже спасибо за интересные заявки.
Прелесть как тепло тут с вами-столько воспоминаний о ранней юности и песнях той розовой поры....
....Эта давняя история
до сих пор еще жива.
Та история, которая
вам, быть может, не нова.
Пальцы все в чернилах выпачкав,
Во дворе в толпе парней
Он стремился встать на цыпочки,
Чтоб казаться повзрослей.
Все мне близко в нем и дорого.
У соседей на виду-
Это было в нашем городе
В шестьдесят втором(третьем,четвертом и далее...)
году.....
(Лев Ошанин)
На самом деле авторы закончили цикл четвертой песней "Опять весна" в 1964 году. Об этом рассказала Майя, она записала студийку в 1964 г., но не пластинку, пела ее в своих концертах до 1966 г. А в 1966 году авторы передумали и сочинили вместо нее еще две песни. Потом сочинили и седьмую "Доверчивая песня", но Островский умер, оставив только клавир. Эту песню в 1967 г. исполнили и Кристалинская и Кобзон.
А это запись из концерта Кристалинской в 1966 году: