"Песни с иголочки". Интереснейшая аудио передача исчезла с просторов Интернета
Авторская программа И. Шушарина "Песни с иголочки" посвящена русско-советской песенной культуре первой половины ХХ-го века с акцентом на основательно забытые песни наших прадедов и дедов.
Авторская программа И. Шушарина "Песни с иголочки", посвященная русско-советской песенной культуре первой половины ХХ-го века с акцентом на основательно забытые песни наших прадедов и дедов, была выложена на PodFM, iTunes и iPlay. Однако, в какой-то момент передача была удалена со всех подкаст-терминалов. Не нашлись записи передач и в социальной сети "ВКонтакте". В программе звучали как оригинальные архивные музыкальные записи, так и специально реконструированные, перепетые современными исполнителями забытые русские песни, восстановленные по подлинным ("исходным") нотам и текстам.
В МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ СОХРАНИЛОСЬ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ВЫПУСКОВ ЭТОЙ ПЕРЕДАЧИ. ЕСЛИ КТО-ТО УСПЕЛ СОХРАНИТЬ ПОДКАСТ НА СВОЙ КОМПЬЮТЕР - ПРОШУ ПОДЕЛИТЬСЯ ТРЭКАМИ СО МНОЙ И ДРУГИМИ. ПРИВОЖУСЬ ЗДЕСЬ СПИСОК ВСЕХ ВЫПУСКОВ
Выпуск 01
"Пупсик"
Марш-скерцо из опереттки Жана Жильбера. Самый популярный хит двух российских столиц образца 1913 года. Почему Маяковский считал эту песню образчиком пошлости, и за что ее ценил Станиславский?
Выпуск 02
«Раскинулось море широко»
За 170 лет существования исходного текста «небо» в нем переквалифицировалось в «море», которое, в свою очередь, последовательно становилось то Эгейским, то Красным, то Черным. А лирический песенный герой с годами переменил массу профессий — от пирата и кочегара до летчика и танкиста.
Выпуск 03
"Гусары-усачи"
Трагическая судьба Владимира Николаевича Сабинина — человека, сочинившего неофициальный гимн черных гусар и подарившего вторую жизнь великому романсу «Гори, гори, моя звезда»
Выпуск 04
"Подкандальный марш"
Вильгельм Наполеоныч Гартевельд как собиратель «корневых» сибирских песен тюрьмы и каторги. Цит.: «...марш этот не для слабонервных, и на меня, слушавшего это в мрачной обстановке тобольской каторги, он произвел потрясающее впечатление. Трудно поверить, но один из надзирателей во время этого марша заплакал. „Подкандальный марш“ можно назвать его гимном каторги..»
Выпуск 05
"Трубочка Ленинградская"
В годы войны было написано немало песен, где упоминаются табак, сигарета, махорка, самокрутка. И это не случайно. На войне закурить в минуты передышки, обменяться табачком (помните, «махнем, не глядя!) — это поистине дорогого стоило. Это ведь только «наркомовские сто грамм» — они для индивидуального пользования. А вот курево — совсем другое дело. Жлобская поговорка «Дружба дружбой — а табачок врозь» на фронте не приживалась.
Выпуск 06
"Панама"
«Я милого узнаю по походке..». Последние два куплета этого шлягера с невольной подачи Морфесси были опущены и ныне основательно забыты. А ведь именно эти два куплета крайне важны, поскольку позволяют классифицировать первоисточник как относящийся к весьма популярному поджанру «жалистливых» песен о несчастной девичьей любви, финалом коей становится суицид.
Выпуск 07
"По долинам и по взгорьям"
Кто только не перелицовывал эту песню под свой лад! И сибирские стрелки, и дроздовцы, и махновцы.... Но сегодня мы будем слушать версию знаменитого марша, рожденную в 1945 году — в последних битвах Второй Мировой.
Выпуск 08
"С берлинского кичмана"
К 70-летию освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков. Как написанный в 1928-м году в Ленинграде текст про «вапнярский» кичман последовательно стал — сначала одесским, а затем и берлинским. Слушаем редкую запись оркестра Утесова образца 1945 года.
Выпуск 09
"Последний нынешний денёчек"
В связи с началом весеннего призыва — весьма и весьма актуальная рекрутская песня... «Последний нынешний денечек» запели в народе на рубеже XIX-ХХ вв. Чаще всего она исполнялась во время застолий перед отправкой в армию или на фронт. А таковых поводов, как мы помним из школьных учебников истории, в России всегда находилось предостаточно.
Выпуск 10
"Стаканчики гранёные"
В разное время эта песня входила в репертуар таких исполнителей, как Петр Лещенко, Алла Баянова, Изабелла Юрьева, Аркадий Северный, Борис Гребенщиков. Написанные в начале 1920-х годов «Стаканчики» до сих пор являются одной из любимых и узнаваемых застольных песен. И мало кто ныне задумывается о том, сколь трагично сложилась судьба её авторов.
Выпуск 11
"Марш водолазов"
Заряжаемся бодростью от прослушивания оригинального саундтрека к фильму «Путь корабля», вышедшего в прокат в октябре 1935 года. История «Марша», который на долгое время сделался неофициальным гимном советских водолазов.
Выпуск 12
"Огонёк"
Вспоминаем историю не менее великой песни «Огонек» и слушаем ее редкую (победную) версию с текстом неизвестного автора, записанным сотрудниками фольклорно-этнографической экспедиции в самые первые послевоенные годы.
Выпуск 13
"Благодарю покорно"
Комические куплеты от «Короля эксцентрики» Михаила Савоярова, пик популярности которого пришёлся на годы Первой мировой войны, когда его ноты массово выпускались под грифом «Колоссальный успех», а концерты проходили едва ли не ежедневно и при полных сборах.
Выпуск 14
"Далёко-далёко, за морем..."
В 1939 году на экраны страны вышел фильм «Золотой ключик», созданный по мотивам знаменитой сказки Алексея Толстого. Слушаем «каноническую», восстановленную версию финальной песни из саунд-трека к фильму в исполнении замечательной и очаровательной певицы из Петрозаводска Ольги Гайдамак.
Выпуск 15
"Колокольчики-бубенчики звенят..."
Говорим про песню «Колокольчики», написанную в 1901 году, и слушаем ее более позднюю, оригинальную версию. Ту самую, что фоново звучала в зачине культового советского т/с «Тени исчезают в полдень». Помните «рык» золотопромышленника Клычкова? «Мирошка! Давай, мою любимую!»
Выпуск 16
"Врагу не сдаётся наш гордый Варяг"
110 лет назад, 9 февраля (27 января ст.ст.) 1904 года героически погиб крейсер «Варяг». Всего три недели спустя в журнале «Jugend» было опубликовано стихотворение австрийского поэта и драматурга Рудольфа Грейнца «Der «Warjag», посвященное гибели русского крейсера. Это стихотворение будет переведено на русский Еленой Студенской, а юное дарование — воспитанник 12-го Гренадерского Астраханского полка, 16-ти летний Александр Турищев положит сей перевод на музыку. .. Слушаем «митьковскую» версию знаменитой песни.
Выпуск 17
"Мы оба лжём"
О трагической судьбе композитора Бориса Александровича Прозоровского мы уже рассказывали в выпуске, посвященном «Стаканчикам граненым». Но если «стаканчики» были и остаются весьма популярной и часто исполняемой песней композитора, то вот у его романса «Мы оба лжем» индекс узнаваемости, увы, невелик. А все потому, что практически сразу после своего появления на свет этот, сделанный по классическим лекалам, под старину, романс был признан «нерекомендованным к исполнению».
Выпуск 18
"Двадцать второго июня, ровно в 4 часа..."
«22 июня ровно в четыре часа Киев бомбили нам объявили что началася война...» Подавляющее большинство не способно продолжить их и допеть песню до конца, но вот эти первые четыре строки — они словно бы заложены в нас едва ли не на уровне генетической памяти... Слушаем версию песни «22-го июня» в записи парижских музыкантов Алексея Батусова и Вячеслава Ардашева.
Выпуск 19
"На бульваре Гоголя"
В 1936 году на советской эстраде прозвучала новая лирическая песня «На бульваре Гоголя». Пройдут многие десятилетия и подвергшись многочисленным парафразам и обработкам песня эта станет типичной трехаккордной «блатной-народной». Именно в таком виде она существует и поется до сих пор. А люди, ее исполняющие, теперь уже и не вспомнят, что в музыкальной основе ее лежит мелодия авторства самого Народного артиста СССР, Героя Соцтруда композитора Арама Ильича Хачатуряна. А текст к ней сочинил автор нашего гимна и нашего дяди Степы поэт Сергей Михалков.
Выпуск 20
"Стёпкин чубчик"
Старую, еще дореволюционную песенку про «Чубчик кучерявый», которому рекомендовано «не виться по ветру» помнят и любят до сих пор. А вот песенную историю за другой «Чубчик» — за «Стёпкин», знают ныне гораздо меньше. А зря... Ведь некогда она победила в международном конкурсе на лучший «русский фокстрот»!
Выпуск 21
"Солнце всходит и заходит"
На заре ХХ-го века, а именно — 18 декабря 1902 года, во МХАТе с небывалым успехом состоялась премьера новой пьесы Горького «На дне» в постановке Станиславского и Немировича-Данченко. В начале второго акта и в финале пьесы прозвучала песня «Солнце всходит и заходит». Та самая, которую «испортил» дурак-Актер. Помните? Из школьной программы? «Барон: Эй... вы! Иди... идите сюда! На пустыре... там... Актер... удавился! Сатин (негромко: Эх... испортил песню... дур-рак! Занавес». Итак, слушаем песню про Солнце!