Песня любви Андрея Бабаева
В 1957 году режиссер Рафаил Перельштейн снимал на киностудии «Таджикфильм» цветную художественную ленту «Я встретил девушку». Этой музыкальной комедии нужна была хорошая, с восточным колоритом песня. Режиссер попросил написать ее молодого, но уже известного композитора Андрея Бабаева. Тот с удовольствием взялся за работу, тем более что русский текст песни был уже готов. Его написал известный советский писатель и журналист Габриэль Эль-Регистан (Габриэль Аркадьевич Уреклян).
Андрей Бабаев в считаные дни сочинил песню, повторившую название фильма, и она сразу же после выхода ленты на экраны завоевала любовь миллионов советских кинозрителей. В Москве и Ленинграде, Баку, Ереване и Тбилиси, Ташкенте, Ашхабаде и Одессе – всюду можно было услышать эту удивительно трогательную, пронизанную любовью и теплотой песню, которая в то время была, без сомнения, одной из популярных в стране. «Я встретил девушку, полумесяцем бровь, на щечке родинка, а в глазах любовь…» – можно было услышать в концертных залах и ресторанах, дома и на улице, в школах и институтах. Столь полюбившуюся мелодию напевали даже очень серьезные государственные мужи… Слова песни были написаны на языке фарси народным поэтом Таджикистана Мирзой Турсун-Заде и переведены на русский Гарольдом Регистаном, сыном автора гимна Советского Союза Габриэля Эль-Регистана (настоящее имя Габриэль Уреклян), родившегося в армянской семье в Самарканде (по другим данным в Тбилиси). В самом фильме звучит закадровое исполнение Рауфа Атакишева, несколько позднее её спели азербайджанцы - Люфтияр Иманов и Рашид Бейбутов, в чьёи исполнении песня получила всесоюзную известность.
Веселый, жизнерадостный фильм (первый цветной художественный в Таджикистане), музыка, покорившая сердца людей, заслужили одобрение и на традиционном правительственном просмотре в Кремле. Имя композитора Андрея Аванесовича Бабаева (Бабаяна) узнала вся страна.
…Он родился в 1923 году в небольшом селе Мсмна Мартунинского района Нагорного Карабаха. Начальное музыкальное образование получил в Шуше, городе, известном своими музыкальными традициями. Ему было всего 16 лет, когда он стал помощником дирижера оркестра азербайджанских народных инструментов Азербайджанского радио, а в 18 он уже художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Бакинского гарнизона. Потом были работа хормейстера в филармонии, годы учебы в Бакинской консерватории.
В 1950 году Андрей Бабаев расстается с Баку и переезжает в Москву. Здесь в 1953 году он заканчивает аспирантуру Московской консерватории по классу известного советского композитора и педагога Юрия Шапорина, для которого Андрей Бабаев всегда оставался одним из любимых учеников.
Писать музыку Андрей Бабаев начал еще в 1943 году, когда ему было только 20 лет. Спустя 4 года он уже написал сюиту «Баллада», заслужившую лестные отзывы музыковедов. Но, конечно, творческим пиком композитора стали 50-е годы. Он пробует себя во всех жанрах – пишет кантаты, симфонии, увертюры, сюиты… Его «Концертная рапсодия» и «Индийская фантазия» с успехом исполнялись в филармонических концертах.
Высокую оценку творчеству Андрея Бабаева дают коллеги-композиторы и, в частности, Арам Ильич Хачатурян, с которым Андрей Аванесович познакомился вскоре после переезда в Москву. «Вам удаются все жанры, - говорил Хачатурян своему молодому коллеге, - но, поверьте, больше всего вам удаются песни. Они просто замечательны, очень лиричны, притягивают к себе слушателя неповторимым колоритом. Вы – настоящий композитор-песенник».
И вняв совету Хачатуряна, чье мнение имело для Андрея Бабаева особое значение, композитор, продолжая работать в «серьезном» жанре (оперы «Арцвабард» и «Дядя Багдасар»), с головой уходит в сочинение песен и музыки к спектаклям и кинофильмам. «Огонек в горах», «Судьба поэта», «Тишины не будет», «Хитрость старого Ашира» – в этих и других кинолентах звучит его музыка.
Но особой популярностью пользуются, конечно, его песни. Их более 50 . Самые известные – «Огонек», «Песня любви», «Только у любимой…», «Почему», «Я тоскую без тебя», «Колыбельная», «Любимые глаза», «Отвечай, милая»… Их поют самые популярные советские исполнители – Людмила Зыкина и Владимир Нечаев, Евгений Кибкало и Глеб Романов, Владимир Канделаки и Михаил Александрович, Батыр Закиров, Геннадий Каменный и Рашид Бейбутов. Народный артист СССР Рашид Бейбутов, между прочим, начинавший когда-то свой творческий путь в Армянском джазе, был, наверное, лучшим исполнителем песен Андрея Бабаева (так же, как годы спустя лучшим исполнителем прекрасных песен Арно Бабаджаняна был другой бакинец – Муслим Магомаев), во всяком случае, никто лучше него не пел такие песни, как «Я встретил девушку», «Песню любви», «Только у любимой»… А песню «Русский снег» Бейбутов исполнял вместе со знаменитым индийским киноактером Раджем Капуром. Кстати, Капуру так нравились песни Андрея Бабаева, что он даже предлагал композитору написать музыку к советско-индийскому фильму, если удастся такой снять.
Капур, чьи песни из фильма «Бродяга» были очень популярны в СССР, понимал, что Бабаев без труда уловит индийскую тему, тем более что у него уже была «Индийская фантазия». Предложений интересных, заманчивых было много. Владимир Канделаки, который многие годы был художественным руководителем Московского театра оперетты, не раз предлагал Андрею Бабаеву написать оперетту. «Судя по Вашим песням, у Вас может получиться замечательная оперетта с кавказским колоритом. Напишите, наш театр с удовольствием поставит спектакль на Вашу музыку. Мы все очень любим ее. В сущности, «Я встретил девушку» – это уже готовая оперетта». Андрей Аванесович обещал Канделаки, что постарается найти время и взяться за написание оперетты (эта идея понравилась и ему самому), но работы было слишком много, и свое обещание выполнить он так и не смог. А жаль,
Живя в Москве, Андрей Аванесович любил общаться с земляками, друзьями из Армении, Азербайджана, которых у него было очень много. Андрей Бабаев очень любил футбол и шахматы и, конечно же, самозабвенно болел за Тиграна Петросяна. Когда в 1963 году в Москве игрался матч на первенство мира между Петросяном и Ботвинником, Бабаев часто приходил в Театр эстрады, где играли выдающиеся гроссмейстеры, посмотреть на ход захватывающей борьбы. Я, в ту пору начавший всерьез заниматься шахматами и внимательно читавший всю шахматную прессу, помню фото матча Ботвинник – Петросян. На этом фото я увидел двух композиторов – Андрея Бабаева и Серафима Туликова. Один болел за Петросяна, другой за Ботвинника, но это не мешало им по-дружески обсуждать ход матча. Нечего и говорить о том, какую радость принесла Андрею Аванесовичу победа Петросяна и как он гордился тем, что звание чемпиона мира по шахматам, пользующееся особым уважением в мире, носит теперь армянин.
А через год Андрея Бабаева не стало. Смерть унесла талантливого композитора, когда ему было всего 40 лет. Он мог бы написать еще очень много прекрасных песен, опер, оперетт, других музыкальных произведений. Но и того, что он успел написать, достаточно, чтобы считать его музыкальное наследство достойным и изучения, и почитания. Неповторимые песни этого самобытного композитора живут вместе с нами. О них помнят слушатели пятидесятых и шестидесятых годов, их включают в свой репертуар лучшие российские исполнители сегодняшнего дня, звезды российской эстрады – Филипп Киркоров, Валерия, Марк Тишман, Нонна Гришаева…
… Мое детство, как и детство многих моих ровесников, прошло с песнями Андрея Бабаева. Они прошли через всю мою жизнь так же, наверное, как и через жизнь многих моих земляков-бакинцев – армян, азербайджанцев, русских… Все мы, независимо от национальности, любили эти трогающие душу песни, гордились их автором. Я и сейчас, живя в Москве, не забываю ни Андрея Бабаева, ни его песни, особенно ту, которая принесла ему наибольшую известность. «Я встретил девушку, полумесяцем бровь, на щечке родинка, а в глазах любовь» – напевая часто эту любимую мною песню, я всегда думаю о том, что все творчество Андрея Бабаева – это одна, проходящая через всю его жизнь песня любви. Любви к людям, к родному краю, к жизни, из которой он, увы, так рано ушел.
Валерий Асриян
Рауф Атакишев (за кадром) - "Я встретил девушку"