Петр Ефимович Тодоровский.
Он родился в городе Бобринец Кировоградской области, а в 1943 – стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища.
Оказавшись на передовой, ему, только прибывшему "зеленому" курсанту в первый же день было поручено ответственное задание:
вместе со связистом найти штаб (к концу дня наступление захлебнулось, связь с ротами нарушилась), восстановить связь, собрать
всех, кто остался в живых, и начать рыть линию обороны. В тот день он впервые попал под сильный артиллерийский обстрел.
К ночи его трясло – и впечатления за день давали о себе знать, и холод – выданную шинель пришлось продать по дороге на фронт,
т.к. во пути поезд долго простаивал. Тогда сержант-связист помог найти ему новую шинель – английскую, с погибшего в соседнем
окопе солдата. Говорят, это плохая примета носить вещи покойника. Но в ней Петру Ефимовичу везло – ранение и контузию он
получил только когда сменил эту шинель на новую.
Его можно с уверенностью название гением-самоучкой. Как-то на фронте его поразила работа военного оператора: едет человек,
а потом раз – достает из-под шинели камеру и снимает… жизнь. Тогда Петр и решил: "Еще на фронте решил: выживу -
стану оператором", хотя его командир всерьез считал, что его солдат достоин учиться в Московской Консерватории.
Эта история нашла отражение в фильме По главной улице с оркестром (1986).
В фильмах Тодоровского вообще много "личных воспоминаний" (телесериал Курсанты, снятый по произведению П.Е. Тодоровскго
"Вспоминай, не вспоминай", - практически полное отражение его жизни). Едва став оператором (и достигнув определенных успехов),
он решается попробовать свои силы в режиссуре. Затем начинает писать сценарии…
Он называет себя "дилетантом", т.к. он окончил операторский факультет ВГИКа, работал с известными режиссерами:
Марленом Хуциевым, Евгением Ташковым. А потом "осваивал смежные профессии" - режиссуру, сценарное и писательское дело,
музыку – самостоятельно.
К слову о музыке… Петр Ефимович пишет ее не только к своим фильмам, но и сочиняет песни. А однажды даже играл вместе с
симфоническим оркестром, вызвав немалое удивление у профессионалов. "Увы, я не могу играть так, как профессионалы, -
вспоминает режиссер. - Но кто-то уже сказал, что есть стиль Тодоровского. Я ведь играю мелодию аккордами. А это редко
встречается. Однажды в какой-то передаче я играл вместе с известным джазистом Георгием Гараняном. Он был потрясен,
впервые услышав такой стиль игры. Сказал, что это похоже на оркестр. Я до сих пор так люблю музыку, что могу часами играть
на гитаре, не зная сам, что играю. В основном, правда, когда никого нет дома".
Он удостоен наград - военных и мирных. Считает зиму – самым органичным "фоном" для фильмов о России. Сейчас он больше пишет, но все еще мечтает снять фильм о Ромео и Джульетте. Увы, скорее всего, это так и останется мечтой – в государственном финансировании
таким мэтрам кино, как он, Э. Рязанов, С. Соловьев, отказано. Впрочем… Своим высшим достижением Петр Тодоровский считает
рождение сына Валерия.
(из инета.написано 2 года назад)
Актёрские работы
1970 — Был месяц май — старший лейтенант Владимир Яковенко
2006 — Карнавальная ночь 2, или Пятьдесят лет спустя
Режиссёрские работы
1981 — Любимая женщина механика Гаврилова
1986 — По главной улице с оркестром
Написал сценарии
1970 — «Городской романс»
1976 — «Последняя жертва»
1978 — «В день праздника»
1986 — «По главной улице с оркестром»
1997 — «Ретро втроём»
2003 — «В созвездии Быка»
2003 — «Личная жизнь официальных людей»
2012 — «Паровозик Тишка»
Оператор
1956 — «Весна на Заречной улице»
1956 — «Моя дочь»
1958 — «Два Фёдора»
Композитор
1960 — «Сильнее урагана»
1986 — «По главной улице с оркестром»
1984 — «Мои современники»
1989 — «Интердевочка»
1997 — «Ретро втроём»
2001 — «Праздник»
К-ф Весна на Заречной улице - Когда весна придёт .не знаю (А.Фатьянов-Мокроусов)(гитара) - Н.Рыбников
Интердевочку", снятую по повести Владимира Кунина в конце 1980-х, часто называют чуть ли не главным фильмом перестройки и первым вызовом советской системе. Фильм, в котором затрагивалась запретная тема, стал нетипичным и для самого режиссера-фронтовика.
Тодоровский к тому времени имел репутацию независимого автора, самостоятельно выбирающего материал, но, несмотря на заслуги, финансировать его смелый фильм государство отказалось, в результате расходы поделили "Мосфильм" и шведский партнер Filmstallet AB. Главная героиня Таня Зайцева (Елена Яковлева) – медсестра и валютная проститутка, которой неожиданно делает предложение руки и сердца ее шведский клиент (Томас Лаустиола). В мечтах о западной стабильности и комфорте Таня добывает необходимые справки и уезжает в Швецию, оставляя на Родине мать (Лариса Малеванная). За границей Таня начинает скучать, и единственным искренним собеседником для нее становится русский дальнобойщик Виктор (Мартиньш Вилсонс), с которым она отправляет подарки маме в Ленинград. Вскоре в СССР на Таню заводят дело по статье "спекуляция", и следователи рассказывают ее маме-учительнице об истинном источнике дохода дочери. Женщина собирается покончить с собой, однако соседка, вовремя почувствовавшая запах газа , спасает ее. В это время Таня по пути в аэропорт попадает в аварию и погибает. В конце фильма звучит русская народная песня "Бродяга", усиливающая трагичность финала.
"Я хотел сделать по-другому. Она несется на машине в аэропорт, начинается дождь, звучит трагическое танго. И в финале машина стоит на обочине: и туда ей дороги нет, и обратно.
Мне казалось, что это было бы очень точно. Но тут все уперлись - и руководство,
и Кунин - нет, жизнь должна ее наказать! Ну, думаю, черт с вами", - вспоминал Петр Тодоровский.
Интердевочка" стала не только одним из лидеров советского проката, но и была куплена многими зарубежными компаниями, а все
члены съемочной группы впервые получили гонорары, сравнимые с европейскими
(из инета)
И вам ,Жанна, спасибо! Еще немного и страница,думаю,будет закончена. Проблемы.)))
...... Режиссеру-дебютанту Эльдару Рязанову предложили снять комедию по сценарию Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Он же мечтал посвятить себя драме и работать над фильмом наотрез отказался.По словам режиссера,- "уговорил его снимать "Карнавальную ночь" (читай приказал!) руководитель "Мосфильма" Иван Пырьев, работа шла непросто, с остановками, и я не то что о славе не думал, мечтал только о том, как все это закончить, пережить и забыть". Пырьев же настоял и на сьемке в фильме никому неизвестной Гурченко,случайно встреченной им в коридорах Мосфильма. Он же осуществлял то , что принято называть худ.руководством. И т.д.
Все вышесказанное ====== СПАСИБО ПЫРЬЕВУ
Спасибо за пояснение,
и за всю Вашу прекрасную работу: Огромное Спасибо!!!!
И в заключение фильм,который мне наиболее нравится у Тодоровского
- какой-то прозрачно чистый и щемящий ( вот и в войне можно
найти что-то хорошее - предельно обостряет,возвышает и усиливает чувства (у хороших людей!) -
хотя где-то слышал,что автор называл этот фильм "детским лепетом" (?!) ("Карнавальная ночь",спасибо Пырьеву, тоже, можно сказать,была "детским лепетом", но ничего лучше, на мой взгляд, режиссер этого фильма так и не создал в дальнейшем. Как и многие другие примеры,у других режиссеров, -но это отдельная тема. )
Искренность,острота чувств часто (или почти всегда!) пропадает с мастеровитостью.,маститостью и т.п.
И музыка в фильме замечательная. Нравится! Очень!!
Оператор-актер-режиссер-писатель-сценарист-музыкант! Талантливый человек - талантлив во многом!
Его фильмы и его музыка - уже частица моей жизни.
Мне нравятся и многие его фильмы, и музыка к ним,которую он большей частью написал или подобрал сам, и выбор актёров,
а особенно актрис!
Человек для меня значимый.
Поэтому и захотелось сделать эту страничку в память о нем!
И повод есть - печальный!
Несколько слов, фильмография и кадры и музыка из "моих" фильмов.
На память!