P.J. Harvey альбом Rid Of Me (1993)
Rid of Me - второй студийный альбом английской певицы, автора песен и музыканта Пи Джей Харви. Он был выпущен лейблом Island Records в мае 1993 года, примерно через год после выхода ее дебютного альбома Dry и ознаменовал отход от предыдущей манеры сочинения песен Харви, став более грубым и агрессивным, чем его предшественник.
Песни на Rid of Me исполнены одноименным трио "Харви", состоящим из Харви на гитаре и вокале, Роба Эллиса на барабанах и бэк-вокале и Стива Воана на басу. Большинство песен на альбоме были записаны Стивом Альбини и это был последний альбом, который они записали как трио перед распадом в конце 1993 года. Rid of Me был восторженно встречен критиками и назван одним из величайших альбомов всех времен, заняв 153-е место в версии журнала Rolling Stone "500 величайших альбомов всех времен" за 2020 год (по сравнению с 406 в предыдущем издании списка).
Первые два альбома Харви были записаны быстро один за другим и их истории переплетаются. В октябре 1991 года она выпустила свой дебютный сингл "Dress" и подписала контракт с инди-лейблом Too Pure, вместе со своими коллегами по группе переехав в Лондон. Почти сразу после выхода сингла она начала получать похвалы со стороны музыкальных критиков как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах. Это привело к тому, что несколько крупных звукозаписывающих лейблов стали соперничать за то, чтобы подписать с ней контракт. Харви не сразу решилась подписывать контракт с крупным лейблом, опасаясь, что может потерять художественный контроль над своей музыкой, но в конце концов подписала с Island Records в феврале 1992 года. Месяц спустя Too Pure выпустила дебютный альбом Dry, содержащий как "Dress", так и "Sheela-Na-Gig", ее второй сингл.
Группа много гастролировала по Великобритании и США в поддержку Dry. Непрерывные гастроли начали сказываться на здоровье Харви. Она страдала от нервных срывов, вызванных рядом факторов, включая истощение, дурные привычки в еде и разрыв отношений с партнером. Она покинула свою лондонскую квартиру и уехала в свой родной Дорсет. Во время выздоровления в октябре 1992 года она работала над песнями, которые должны были появиться на альбоме Rid of Me.
Тексты песен альбома были позже широко интерпретированы как феминистские по своей природе. Харви, однако, неоднократно отрицала феминистскую направленность в написании своих песен, заявляя: "Я даже не думаю о себе, как о женщине половину времени. Когда я пишу песни, я никогда не пишу с учетом пола. Я пишу об отношениях людей друг с другом. Я очарована вещами, которые могут показаться отталкивающими или смущающими. Мне нравится чувствовать себя неуверенной".
Некоторые тексты песен были основаны на её личном опыте. Например, заглавный трек, по общему признанию, был написан под влиянием любовных отношений Харви, которые подходили к концу. Когда интервьюер сказал, что "Rid of Me" звучит как психоз, она ответила, что написала песню "не вполне здоровой", и добавила: "В то время я была почти психопаткой". Но она ясно дала понять, что не все тексты должны быть прочитаны автобиографически, сказав: "Мне должно быть уже 40 лет и я должна страшно устать, чтобы пережить все, о чем я пишу".
Альбом включает кавер-версию песни Боба Дилана "Highway 61 Revisited". Мать и отец Харви, оба поклонники Дилана, предложили ей записать этот трек.
Для записи Харви выбрала чикагского музыканта и звукорежиссера Стива Альбини . Харви восхищалась характерно "сырыми" записями Альбини таких групп, как Pixies, Slint, The Breeders и The Jesus Lizard.
Сессия записи проходила в течение двух недель, но, по словам Харви, основная часть записи была сделана за три дня. Большинство песен были исполнены вживую в студии. Харви высоко отозвалась о работе Альбини, заявив: "Он единственный человек, которого я знаю, который может записать ударную установку и это звучит так, как будто вы стоите перед ударной установкой. Это звучит не так, как будто оно прошло через процесс записи или выходит из динамиков. Вы можете почувствовать звук, который он записывает и именно поэтому я хотела работать с ним, потому что все, чего я когда-либо хотела, - это чтобы мы были записаны и звучали так, как мы слышны, когда играем вместе в комнате".
Она также рассказала о его методах записи, сказав: "Некоторые люди думают о продюсировании, как о способе помочь вам аранжировать или играть на инструментах, а он ничего этого не делает. Он просто настраивает свои микрофоны совершенно не так, как я когда-либо видела, чтобы кто-то устанавливал микрофоны раньше и это было удивительно. Он размещал их на полу, на стенах, на окнах, на потолке, в двадцати футах от того места, где вы сидели... Он очень хорош в создании нужной атмосферы, чтобы получить лучший дубль".
Песня "Man Size Sextet" не была записана Альбини. Она была спродюсирована Харви, Робом Эллисом и Хедом.
На обложке альбома Харви изображена топлесс и трясет своими мокрыми волосами. Фотография была сделана подругой Харви и фотографом Марией Мохнач в ванной комнате Мохнач. Из-за небольшого размера комнаты ей пришлось прислонить камеру к стене напротив Харви и она не могла смотреть в видоискатель камеры. Фотография была сделана в полной темноте и освещена только секундной вспышкой.
Когда фотография была доставлена в Island Records, Мохнач сказали, что недостатки на снимке (капли воды на стене и комнатное растение) могут быть удалены. Она запротестовала, ответив: "Так и должно быть – это часть картины".
"Избавься от меня" получил широкое признание критиков. Melody Maker твердил, что "ни один другой британский артист так агрессивно не исследует темную сторону человеческой натуры или ее нелогичный черный юмор; ни у одного другого британского артиста не хватает смелости, не говоря уже о таланте, придумать саундтрек". Ветеран британского вещания Джон Пил, поклонник творчества Харви с самого начала ее карьеры, добавил: "Поначалу вы так ошеломлены тем, что слышите. Но вы возвращаетесь снова и снова, и это внедряется в ваше сознание". San Francisco Chronicle назвала Харви "талантом и уникальным голосом, который требует, чтобы его услышали". Эвелин Макдоннелл из Spin написала, что Харви взяла за правило "разрушать ожидания и стереотипы".
Продюсирование пластинки Стивом Альбини показалось спорным. Критики разделились во мнениях по поводу того, дополняла ли его запись голос Харви или скрывала его. С положительной стороны, было написано, что "Альбини ловко уравновешивает тяжелые фитбэки и фуззы неожиданными тихими перерывами, делая этот релиз более разнообразным в музыкальном плане - и, в конечном счете, более удовлетворительным, чем дебют Пи Джея Харви". Но другие сочли запись слишком жесткой, заявив, что "намеренно грубая постановка Стива Альбини оставляет все минимальным и грубым, как будто весь альбом был записан в чьем-то подвале, а барабаны установлены в ванной, чтобы стучать как можно хаотичнее".
В другом обзоре это было названо просто "испытанием, которое нужно выдержать". Критик Стивен Томас Эрлевайн попытался примирить продюсерство Альбини с песнями Харви. Он признал, что альбом имеет "бескровный, резкий характер", который не оставляет "абсолютно никаких тонкостей в музыке", но теоретизирует, что записи Альбини "могут быть звуковым воплощением измученной лирики и, следовательно, в высшей степени эффективным произведением исполнительского искусства, но это также делает запись Rid of Me трудной для восприятия".
Сама Харви была довольна результатом. "Я все делаю в первую очередь для себя, - сказала она, - и я была довольна. На самом деле я не слушаю, когда люди говорят хорошее о моей работе, потому что я, как правило, ни за что себя не хвалю. Но я была очень довольна альбомом. Для того периода моей жизни это было идеально. Ну, это было не идеально, но настолько близко, насколько я могла сделать в то время". После этого она осталась приятельницей Альбини, найдя в нем родственную душу.
Rid of Me вошел в британский список популярных альбомов на третьей строчке и быстро стал серебряным. В США он вызвал большой резонанс на студенческом радио и расширил ее растущую базу поклонников. Он также получил значительное признание критиков и фигурировал в различных десятках лучших альбомов года в списках респектабельной прессы, таких как The Village Voice, Spin, Melody Maker, Vox и Select. Spin дал ему редкую оценку в десять баллов из десяти. Rid of Me был включен в шорт-лист премии Mercury Prize 1993 года, но проиграл Suede. Во всяком случае, его статус вырос с годами — Rolling Stone выбрал его как одну из важнейших записей 90-х, а в 2005 году Spin назвал его девятым величайшим альбомом 1985-2005 годов после того, как он занял только 37-е место среди величайших альбомов 90-х после To Bring You My Love. под номером 3. В 2003 году альбом занял 405-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен журнала Rolling Stone; в издании 2012 года он занял 406-е место. В 2011 году журнал Slant назвал Rid of Me 25-м величайшим альбомом 90-х. В 2014 году, альбом занял десятое место в списке "Топ-10 недооцененных альбомов альтернативного рока 90-х" сайта Alternative Nation.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"Культовая фотография на обложке — сексуальная, но тревожащая, с этой дикой копной черных волос, этими прикрытыми веками глазами и этими стройными плечами - говорит все о Rid Of Me. Лишенная всякой роскоши и готовая ничего не скрывать, это звук Полли Джин Харви, борющейся со своими сексуальными демонами.
Ее британские гласные и любовь к грязным блюзовым риффам придали уникальный поворот рок-сцене, которая в то время находилась под угрозой затопления американским гранжем. Возможно, это был ее второй альбом, но "Избавься от меня" ознаменовал момент, когда Харви по-настоящему открыла свой прилавок и стал неотъемлемой частью ее бэк-каталога.
Заглавный трек альбома наполнен кислотным топотом, который звучит столь же яростно, сколь и доминирующе; крики "Lick my legs, I'm on fire" по-прежнему столь же драматичны и вызывают покалывание в позвоночнике, как и в тот момент, когда их издала ее гортань. Это смелое начало для альбома, который начинается с "одержимый похотью", но заканчивается "затаив дыхание" согласованной любовью на "Экстази".
Дикому голосу Харви соответствует леденящая кровь гитара, которая постоянно звучит на грани хаоса, никогда на самом деле не теряя контроля, что прекрасно продемонстрировано на травле мужчин в "Man-Size" и монструозном буги "50ft Queenie".
Брутальная, иногда примитивная постановка Стива Альбини создает материал, пропитанный абсолютной интимностью стесненного живого исполнения, что делает его фаворитом, например, Курта Кобейна.
Первобытный инстинкт Пи Джей Харви оказал большое влияние на Rid Of Me, альбом, который проникает ей под кожу глубже, чем любой другой. из ее последующих выпусков."
"Хочу ли я, чтобы куча людей знала, кто я такая?" П.Дж. Харви, 1994
Label-Island Producer- Steve Albini • Rob Ellis • Head • P.J. Harvey
Art Direction- Maria Mochnacz Nationality - UK Running Time- 47:59