Плагиат, ремейк, кавер - в чем разница?
Уже не раз возникали в сети вообще, и на нашем сайте в частности, вопросы по плагиату. При этом некоторая часть пользователей путает понятия (плагиат, ремейк, кавер).
Последний на настоящий момент скандал связан понятно с кем. В связи с противоборством за авторство поп-шлягера между Филей и Дидье, чуть ли не весь репертуар Киркорова в инете объявлен плагиатом, о чем свидетельствуют комменты к роликам в трубке, и на околомузыкальных сайтах. При всем моем, мягко говоря, неуважении к творчеству и личности великого болгарско-российского выпендрежника, тем не менее, не все, что он поет – определенно краденое.
Итак.
Плагиат – есть незаконное присвоение авторства любого творческого труда. Частный случай – музыка. Если какой-либо "автор" скопировал полное произведение (мелодию, текст, идею, аранжировку), либо любую часть его у другого автора, и опубликовал любым образом под своим именем, он может быть признан виновным в плагиате. При этом «может быть признан» вовсе не означает «будет признан». Для признания автора плагиатором необходимо: чтобы автор оригинального произведения имел желание судиться; чтобы сторона обвинения имела необходимые исследования и доказательства плагиата; чтобы специально назначенная судом комиссия определила, является ли произведение плагиатом. В интернете есть своеобразная мифология: мол, для того, чтобы произведение было признано плагиатом, достаточно совпадения подряд в двух различных композициях - пяти (семи, десяти, одиннадцати) нот. Это полная чушь. Музыка - более сложное дело, чем простое сочетание нот. Определением плагиата профессионально занимаются серьезные люди, а вовсе не любители жареного в сети. Разумеется, иногда можно легко определить плагиат на слух (как в случае с песней Маруани).
Ремейк – более раннее музыкальное произведение, исполненное заново. Ремейк – не плагиат, потому что в данном случае исполнителем на концертах и звуковых носителях указываются имена реальных авторов. При этом в ремейке может присутствовать лишь часть оригинального произведения (например, мелодия та же, а текст заменен на другой; может быть использована другая аранжировка). Ремейк может быть вновь исполнен как первым исполнителем, так и любым другим. При исполнении ремейка могут присутствовать нарушения: например, исполнение без разрешения автора, либо невыплата авторских, но это к плагиату не относится, скорее к пиратству (в 2005 тот же Киркоров проиграл суд композитору Евзерову и выплатил компенсацию за исполнение песни «Маленькая моя» без разрешения автора).
Кавер – более узкий случай ремейка. В отличие от ремейка, обычно исполняется на языке оригинала с тем же текстом; иногда текст может быть на другом языке, но должен быть близким к оригиналу (т.е. содержать аутентичный перевод). Также, в отличие от более общего случая (ремейка) кавером обычно считается композиция, исполненная только другим, отличным от первого, исполнителем.
Таким образом, товарищ Киркоров, в-основном, является тем, кем его и зовут – «королем ремейков». Плагиат, хоть и имеет место быть в исполняемых им песенках, но доля его в общей массе всей выдаваемой им на-гора продукции не так уж и велика. Кроме того, в плагиате замечена только одна-две песни, якобы «сочиненные» конкретно им. Остальные принадлежат «авторству» иных композиторов. Тут еще один подводный камень: если в договор "купли-продажи" песни внесен пункт о "гарантиях порядочности" композитора, то этот пункт и вовсе освобождает исполнителя от ответственности за плагиат, если он не является автором той части композиции, к которой обращена претензия.
В.А Моцарту приписывают такое изречение " Всё что написано до меня всё моё". . Моцарту или иному человеку приписывают подобные изречения. Как это называется?
Получается ремейк это некая КОПИЯ с внесенными изменения. Плюс, если на концертах певец объявляет каждый раз автора музыки или текста - это ремейк, а если исполнитель не говорит чья музыка ? (это будет уже плагиатом?).
Вот неполный список ремейков Киркорова , первой строкой идет исполнитель первый, второй название песни Киркорова и название альбома, в который она вошла.
Не то, чтобы я хотела спорить на эту тему, но количество ремейков - копий в его исполнении впечатляет.
1.Популярная еврейская песня Kan (или Kan Noladeti). Первя запись - в исполнении Danny Ancel и Shimon Bekker (Shalom. Israeli Popular Songs, 2000).
Вторая запись - с альбома Viva Israel, исполнитель неизвестен.
Исполнитель третьей записи также неизвестен.
В исполнении Orna и Moshe Datz (Duo Datz) эта песня заняла 3 место на Евровидении-1991 в Риме.
Аленький цветочек (Синдбад-мореход, 1990; Ты, ты, ты, 1991)
Kan Noladeti (с Аллой Пугачёвой)
2.Zdravko Colic - Ti Si Mi U Krvi (Ti Si Mi U Krvi,1984)
Нет тебя прекрасней (Синдбад-мореход, 1990, Небо и земля, 1991)
3. дуэт Ритон - Лятото (Лето) (Брак по любов, 1985)
Лето (Синдбад-мореход, 1990, Небо и земля, 1991)
4.дуэт Ритон - Концерт (Накъдето ми видят очите, 1987)
Не смотри ты на часы (Синдбад-мореход, 1990)
5.Hana & Dana (Чехословакия) - Jealous (Talisman, 1984)
Ревность (Синдбад-мореход, 1990; Небо и земля, 1991; Такой-сякой, 1992)
6. дуэт Ритон (Болгария) - Дон Кихот и Дулцинея (Накъдето ми видят очите, 1987)
Кармен (Синдбад-мореход, 1990; Такой-сякой, 1992)
7.Владимир Асмолов - Славянский базар (Оловянная Душа, 1988).
Славянский базар (Небо и земля, 1991)
8.дуэт Кристина Димитрова и Орлин Горанов - Детски спомен (1984?)
Небо и земля (Небо и земля 1991; Такой-сякой, 1992)
9.Васил Найденов - Телефонна Любов (Телефонная любовь) (1982)
Ты, ты, ты (Ты, ты, ты, 1991)
10. Александр Кальянов - Таганка (Таганка, 1987)
Таганка (Ты, ты, ты, 1991)
11. Валерий Ободзинский - Эти глаза напротив (1967?)
Эти глаза напротив (Такой-сякой, 1992)
12. Gary Moore - Still got the blues (Still got the blues, 1991)
Вот и всё (Такой-сякой, 1992)
13.Леонид Бергер - Ночными островами
Участник ансамбля "Весёлые ребята". С 1973 года живёт в Австралии. Вот что он сам говорит об этой песне (передача радио SBS Sydney, весна 2004):
Магдалена (Такой-сякой, 1992)
14. Blue system (Dieter Bohlen) - Romeo & Juliet, (сингл 1992, Hello America, 1992)
Грустный ангел (Я не Рафаэль, 1994)
15. London Boys - London Nights (The Twelve Commandments of Dance, 1988)
Лишь позавчера (Я не Рафаэль, 1994)
16.Катя Филипова - Незабрава (1979)Веселин Маринов - Незабрава
Страна моя, тебе не до концертов (Я не Рафаэль, 1994)
17. Blue System - Magic Symphony (Twilight, 1989)
Magic Symphony (Я не Рафаэль - live)
18. Евгений Мартынов - Скажи мне, вишня (Евгений Мартынов поет свои песни, 1980)
Ты скажи мне, вишня (Я не Рафаэль, 1994)
19. Анастасия - Пиджак (Давай поговорим, 1993)
Пташечка моя (Я не Рафаэль, 1994)
20. Chubby Checker - Let's Twist Again (1961)
Твист, привет (Скажи солнцу: "Да!", 1995)
21. Baccara - Ay, Ay, Sailor (Colours, 1979)
Будь что будет (Скажи солнцу: "Да!", 1995)
22. дуэт Ритон (Болгария) - Прегърни ме (русское название - Необманутые чувства) (Прегърни ме, 1981)
Днём и ночью (Скажи солнцу: "Да!", 1995)
23. Хаим Моше - Toda (Спасибо) - (Greatest Hits, part 2 1988);
Тони Димитрова - За тебе хората говорят(1994-95?)
Известна также на греческом языке в исполнении George Dalaras - Ola kala, ola orea (1969?)
Мне мама тихо говорила (Скажи солнцу "Да!", 1995)
24. Домино - Нощ над града (Ночь над городом) (1994 или ранее)
Я твой король (?? второй диск альбома Скажи солнцу "Да!", 1995)
25. Dana International - Diva (Diva Ha'Osef, 1998)
Дива (Ой, мама, шика дам, 1998)
26. Tarkan - Hepsi senin mi? (A-Acayipsin, 1995)
Ой, мама, шика дам (Ой, мама, шика дам, 1998)
27. Dalida - Salma ya Salama
Салма (Ой, мама, шика дам, 1998)
28. Serdar Ortac - Terelelli (Gecelerin adami, 1998)
Это лето (Ой, мама, шика дам, 1998)
29. Serdar Ortac - Ne olur gitme (Gecelerin adami, 1998)
Ты со мной (Ой, мама, шика дам, 1998)
30. Dalida - Helwa ya Balady
Шелковая нить (Ой, мама, шика дам, 1998)
31. Dalida - Le Flamenco (Il Silenzio, 1965) - французско-итальянский и арабский варианты
Танец Фламенко (Ой, мама, шика дам, 1998)
32. Tarkan - Simaric
Поцелуй (Ой, мама, шика дам, 1998)
33. Mustafa Sandal - Araba
От любви поворот (Ой, мама, шика дам, 1998)
34. Sezen Aksu - Hadi Bakalim (Gulumse, 1991)Loona - Rhythm of the Night (2002) - это кавер-версия.
Вот мы какие (Ой, мама, шика дам, 1998)
35. Tom Jones - Delilah (1967?)На русском языке исполнялась с двумя разными текстами С текстом Михаила Пляцковского ее исполнял Эмиль Горовец под названием Лайла (1968) С другим, который пока найти не удалось - Ренат Ибрагимов - Дилайла
Дилайла (С любовью к Единственной, 1998)
36. Baccara - Cara Mia (сингл, 1977)
перепета Весёлыми ребятами - Уходило лето
Уходило лето (С любовью к Единственной, 1998)
37. Алла Пугачева - Улетай, туча
Улетай, туча (С любовью к единственной, 1998)
38.Алла Пугачева - Поздно (1982)
Поздно (С любовью к единственной, 1998)
39. Веселин Маринов - Горчиво вино (Горчиво вино, 1998)Еще раньше эту песню исполнял в другой аранжировке Панайот Панайотов
Горчиво вино (С любовью к Единственной, 1998)
40. Scott Fitzgerald - Go (второе место на Евровидении-1988)
Лишь бы ты меня ждала (С любовью к Единственной, 1998)
Go (на английском языке)
41.Олег Газманов - Единственная (Бродяга, 1996)
Единственная (С любовью к единственной, 1998)
42.Олег Газманов - Морячка (Морячка, 1993)
Морячка (С любовью к единственной, диск 2, 1998)
43.Джахон Саидмурадов - Didam Jamole (Я встретил девушку, пер. с таджикского) (Кинофильм "Я встретил девушку", Таджикфильм, 1957). Песня стала популярной в исполнении Рашида Бейбутова
Я встретил девушку (Старые песни о главном 1, 1996; С любовью к единственной, 1998
44.Кристина Димитрова и Орлин Горанов - Плюс и минус (1980-e)
Плюс и минус (Лучшее, Любимое и только для Вас!, 1998)
45.Автограф - Блюз-Каприз (исполнялась с начала 1980-х, вышла на диске Автограф 1, 1996)
Блюз-каприз (Лучшее, Любимое и только для Вас!, 1998)
46.дуэт Кристина Димитрова и Орлин Горанов - С днешна дата (1984?)
Люди-ангелы (с Кристиной Орбакайте, Новый год-2000 на РТР)
47.Rosemary Clooney - Mambo Italiano (1954)
Mambo Italiano (Килиманджаро, 2000)
48.Jessica Jay - Chilly Cha Cha (Chilly Cha Cha, 1998)
Чили Ча Ча(Килиманджаро, 2000)
49. Antique - Dynata Dynata (Opa-Opa, 1999)
И огонь, и вода (Сингл, 2000)
50. Ricky Martin - Livin' La Vida Loca (Ricky Martin, 1999)
Livin' La Vida Loca (Старые песни о главном. Постскриптум, 2000)
51.Ярослав Евдокимов - Роза Красная (80-е)
Роза красная (Огонь и вода, 2000)
52. Antique - I Would Die For You (Сингл, 2001)
Я за тебя умру (Сингл, 2001; Влюбленный и безумно одинокий, 2002)
53. Lou Bega - Tricky-Tricky (A Little Bit of Mambo, 1999)
Клево-клево (Вчера, сегодня, завтра и..., 2001, вместе с Лу Бега - Дуэты, 2003)
54. Lou Bega - I Got a Girl (A Little Bit of Mambo, 1999)
Мечтатель (Вчера, сегодня, завтра и..., 2001, вместе с Лу Бега - Дуэты, 2003)
55. Surpriz (Германия) - Reise nach Jerusalem-Kudus'e Seyahat (3 место на Евровидении-1999)
Аллилуйя (Вчера, сегодня, завтра и..., 2001)
56. Алла Пугачева - Три счастливых дня (1990)
Три счастливых дня (Вчера, сегодня, завтра и..., 2001;
Un dia Feliz (на исп. яз. - Magico Amor, 2001)
57. Charles Aznavour - Une vie d'amour, использована в кинофильме"Тегеран 43" (данное исполнение - из альбома Autobiographie, 1996)
Вечная любовь (с Алсу - Влюбленный и безумно одинокий, 2002; Дуэты - 2003)
58. Stevie Wonder - Free (Characters, 1987)
Дай мне свободу (Влюбленный и безумно одинокий, 2002)
59. Baccara - Somewhere in paradise (Сингл, 1978)
Моя Виктория (Влюбленный и безумно одинокий, 2002)
60. Алла Пугачева - Мадам Брошкина (2000)
Мсье Брошкин (Влюбленный и безумно одинокий, 2002)
Так это не весь список, не хочу километры этого списка здесь расписывать, но он существует . Люди составили)) Я до темы с Маруани и не видела его, а сейчас почитала и удивилась
По пунктам:
Получается ремейк это некая КОПИЯ с внесенными изменения.
Не совсем так. Копия - это точный оттиск. В ремейке же используются (чаще всего) другие аранжировки, иные тексты на иных языках, иногда - вставки, не имеющие отношения к оргиналу. Но в общем - верно.
Плюс, если на концертах певец объявляет каждый раз автора музыки или текста - это ремейк, а если исполнитель не говорит чья музыка ? (это будет уже плагиатом?).
Не следует понимать все буквально. Естественно, авторы песен на концертах (именно в зале) перечисляются не всегда, даже чаще - нет, чем да. Но сам концерт - это только верхушка айсберга. Не следует думать, что вот решил Киркоров съездить в Мухосранск - взял микрофон и поехал. Сначала идет подготовка к выступлению или туру, в ходе которой продюсерским коллективом певца печатается уйма бумаг, среди которых - утвержденная "самим" программа концерта, где перечисляются песни и их авторы. На основании этой программы (в том числе) выплачиваются авторские композиторам, если плата за песню не была единовременной.
количество ремейков - копий в его исполнении впечатляет
Это говорит только о большой работоспособности певца и его желании поиметь много-много бабла. На Западе исполнение ремейков не считается чем-то зазорным. В Германии было и есть множество таких исполнителей; например, певица Вики Леандрос, которая на протяжении 70х-80х перепела на немецком кучу англоязычных хитов. И, прикинньте, никому не приходит в голову презрительно объявлять Леандрос "королевой ремейков". Не брезговали исполнением ремейков практически все ранние рокеры и поп-звезды, включая "The Beatles". Ремейк-группой на закате своего существования стал венгерский "Неотон". Исполняли ремейки Миррей Матье, Хулио Иглесиас, "Scorpions", Оливия Ньютон-Джон... да кто их только не исполнял :)) Существуют даже так называемые "кавер-группы", исполняющие только и исключительно ремейки и каверы.
Часто ремейк становится много популярнее, чем оргинал. Весьма показателен пример песни "I Will Always Love You". Практически все слышали эту композицию в исполнении Уитни Хьюстон (1992), но отнюдь не всем известно, что этот хит - кавер песни Долли Партон, записанной почти за 20 лет до Хьюстон.
Да, кстати, и насчет плагиата... Практически у любого исполнителя можно найти пару-тройку (как минимум) "очень похожих" на что-то песен, и не только в России. Плагиатом грешили практически все.
Я чуть уйду в сторону
Почему делают ремейки и почему нет плагиата?
Попрошу поправить, если предоставите плагиат "Машины времени", "Битлз", Воскресенье", "Пинк Флойд"
Мне кажется, есть нечто, что копировать не то что себе дороже, а просто покажет тупость этого "композитора"
Машина Времени... ну, разумеется, Макар не настолько Чижов или Тальков, чтобы красть полными куплетами и припевами. Но есть почти классические примеры заимствований им и Кутиковым различных элементов чужих песен: например, "Кого ты хотел удивить" - это синтез припева "I Was Made For Lovin' You" из "Kiss" и вступления "Might Just Take Your Life" из Deep Purple. "Ты или я (Солнечный остров)" - парафраз на темы "Since I’ve Been Loving You" Led Zeppelin (кстати, и Цеппелины песню тоже сперли, не помню только у кого). Перед прослушиванием "Не стоит прогибаться..." можно послушать "Песню о черте" Галича (мелодия), "The Day Finger Pickers Took Over the World" Чета Аткинса (запев) и "Go Down Moses" Армстронга (основные элементы построения аранжировки). "Опустошение" - почти полная калька "Evil Eye" Гиллана и Гловера. "За тех, кто в море" - синтез двух песен, одна - "Nashville" Пупо, вторая из репертуарара Демиса Руссоса (названия не помню, если вспомню - отпишусь). Можно и еще нарыть.
Воскресенье - я маловато их слушал, они невообразимо скучные ребята. Но "Ночная птица" мне лично очень и очень напоминает "A Whiter Shade Of Pale" Procol Harum (но это больше подсознательно, чем прямо). Перед сочинением "Музыканта" Никольский явно долго и внимательно вслушивался в "King Herod's Song" из "Суперзвезды" Уэббера. "Снежная баба" слеплена из хита Саймона и Гарфпнкела, название которого сейчас не помню.
Рокеры из Ленинграда и Новосиба (БГ, Майк, и некоторые другие) копировали песенки без затей - прямо с текстом, подстрочно переведя его на русский язык.
Из "Beatles" запомнилась "Yellow Submarine", претензии по поводу которой имел француз Антуан, сингл кторого с очень похожей песенкой "Votez pour moi" вышел на два месяца раньше "Лодки". Ну и, естественно, "I Feel Fine", основной рифф которой позаимствован у Бобби Паркера (песенка "Watch Your Step").
Музыка "Флойдов" настолько помпезна-серьезна и наполнена спецэффектами, что выделить на общем фоне какие-либо заимствования сложно. Но переслушаю, поищу...
Супер
Порадовали
Чес слово, удивили, позабавили и отрезвили
Поехал коньячку приобрету :)
Но вот что я хотел донести
Мы же поем и помним то, что и своровано, но исполнено так, что мы помним того, кто это сделал как надо
Ведь полный идиотизм, если я нотки сложу в строчку, а выдать не смогу ...
Я помню идиотский случай, когда на репетицию Петя принес тему (поворот), Сашка ее быстро довел до ума и сделал аранжировку. Много лет авторство приписывали Саньке.
Петька настолько был обижен, что заказал в Германии и привез Jeep с нотным станом музыки "Поворот".
Правда машина в тот же день была в моем управлении :)
Так только спустя лет 15 оба признали авторство как обоюдное
Кирилл, спасибо за развернутый ответ. Согласна, что смотреть на явление ремейков надо более шире, прост Киркоров своей звездностью как-то подзаколебал. Кому нравиться пусть ходят на концерт, слушают, но объявлять поп-королем всей эстрады...мол,86%...))) э нет, позвольте слушателям не согласиться.
Я тут недавно смотрела одну передачу с Ириной Суриной, и потом наткнулась на ролик её прослушки в передаче "Голос" - так вот её ни Агутин, ни Билан, ни Гагарина просто не узнали((( А ведь она профессиональная вокалистка и музыкантИ как-то обидно становиться за действительно талантливых людей, которых "на повороте" оттесняют, те кто "пошустрее".
Володя, у меня сложилось мнение (исходя из "Машины с евреями"), что Петр Иваныч до сих пор сильно негодует по поводу двукратного отчисления из группы. А потому, всячески пытается выглядеть всесторонне обиженным :)
На самом деле, почему 15 лет? Песня появилась в 1979. Тогда об авторстве речь не шла, в-общем, потому что вряд ли кто-то думал, что вообще это когда-то будет издано официально хотя бы на кассете. Но на виниле фирмы "Мелодия" ("Десять лет спустя", 1987) - указаны оба автора музыки: и Кутиков, и Подгородецкий. Учитывая, что "Мелодия" была официозной организацией, можно с уверенностью сказать, что песня с тем же авторством попала ранее или одновременно в реестр ВААП (иначе и быть не могло; бардак в этом деле наступил через год-полтора).
Следжовательно, если и был спор насчет авторства, то он был либо раньше (до 1987), либо спор был, как указано в википедии, не по поводу соавторства, а по поводу "кто был автором идеи", что ни на указание авторов в реестрах и на носителях, ни на выплату авторских никак не влияет.
Так что насчет 15 лет Петр Иванович, вероятно, сильно погорячился :) Максимум - 8, да и то условно, ибо до 1981 года рокерам, а тем паче их фанатам, было пофигу авторство вообще и соавторство в частности; а реально зарабатывать бабло на авторских отчислениях они стали и того позже.
Кстати, меня веселит, что "Поворот" внесен на одно из первых мест в список ста лучших песен русского рока :)) Это что угодно - поп, эстрада, "русский шансон" - но только не рок. Готовый стандарт для кабака :)) Справедливости ради, можно сказать, что и "Флойды" со своим "Another Brick In The Wall" ушли недалеко от ресторанного стандарта... Песенки очень похожи по стилистике...
Петр давно уже все забыл
Как книга вышла "Машина с евреями" - так и успокоился :)
Правильно, что вынесли отдельным постом