Почему в Венгерской Народной Республике рок-музыку культивировали, а в СССР запрещали?
Венгерская эстрада
Музыкальная субкультура Венгерской Народной республики в 60-е годы получила мощный импульс для своего развития при минимальном количестве запретов официальных властей. Такой свободой музыкального самовыражения могла похвастаться лишь социалистическая Югославия.
Мало кто знает, но рок-музыка в ВНР ещё в начале 60-х была отнесена идеологами местного коммунизма к фолку, что, в общем-то, для исполнителей из этой республики было справедливо. Если, к примеру, их лохматые ГДР-ские собратья Puhdys, Karat, Kreis, Prinzip, Pankow и т.д. «лабали» чистый прогрессив-рок западного образца (и очень часто на английском языке – для лучшей коммерциализации), то мадьяры зачастую «вплетали» в свои хиты элементы венгерской, австрийской, сербской и даже русской народной музыки.
Locomotiv GT
Omega, Locomotiv GT, Syrius, KEX и другие «классические» группы легко узнаваемы по двум признакам – заковыристому мадьярскому языку и элементам музыкальной этники в песнях. При этом венгерские роковики тоже были склонны к коммерциализации своей музыки и не прочь продвигать свои хиты на Западе. Однако, первый вариант песни всегда исполнялся на венгерском, а уже потом его перепевали на английском. Пример? Да сколько угодно: омеговская «Девушка с перламутровыми волосами» (Gyöngyhajú lány) стала международным хитом, то же самое можно сказать о локомотивовских «Серебряное лето» (Ezüst nyár) или «Дама ночи» (Lady Of The Night).
Omega
В то время, как музыканты советских групп «Рубиновая атака», «Скоморохи», «Машина времени», «Воскресенье» и мечтать не смели о том чтобы записаться альбом на студии звукозаписи «Мелодия», их венгерские коллеги свободно выпускали виниловые диски, их концерты транслировали по общенациональному ТВ, они участвовали в различных рок-фестивалях, активно гастролировали в ВНР и за рубежом (не только соцлагерь, но и капстраны).
Как мне кажется, в ситуации с венгерским роком, просто звезды счастливо сошлись!
Во-первых - есть мнение, что появление в 60-х гг. в ВНР значительного количества качественных рок-групп (фактически мирового уровня) явилось следствием определенной идеологической мягкости Кремля «в качестве компенсации за вторжение» в 1956 году.
Во-вторых – кто-то убедил идеологов венгерского социализма, что «мадьярский рок» и не «рок» вовсе! А что же это звучит по радио? А это ритмичная молодежная фолк-музыка, помогающая жить и строить. А так как власть у нас – от народа, то и «фолк» вполне уместен.
В-третьих – мудреный язык прямых потомков гуннов никто из соседей не понимал. Антисоветскую пропаганду на нем сложно организовать, практически невозможно. О чем поют эти лохматые венгерские парни комсомольского возраста? Фиг их поймешь! Видимо, поэтому мадьярские рок-группы часто гастролировали в СССР и фирма «Мелодия» выпускала их альбомы.
В-четвертых – популярные венгерские коллективы работали в парадигме «и вашим и нашим». Например, в 1973 году Locomotiv GT не смог отказать «просьбе» Департамента агитации и пропаганды Центрального комитета Венгерской социалистической рабочей партии и записал рок-мюзикл, где описывалась мытарства молодых венгерских эмигрантов в Америке, а заодно критиковался капиталистический «образ жизни». И награда не заставила себя долго ждать – в следующем году коллектив отправился на… гастроли по США и записал альбом в одной из студий Лондона.
Хочется отметить, что в музыкальной культуре за «железным занавесом» образовался целый культурный пласт под названием венгерская рок-музыка 60-70 гг. И совсем не важно – почему это произошло? Важно, что явление имеет место быть! Хиты Omega, Locomotiv GT, Syrius, KEX, Hungaria, Skorpiо – очень даже свежо слушаются и сегодня!
---------------------------------------
мадьярские рок-группы часто гастролировали в СССР и фирма «Мелодия» выпускала их альбомы.
----------------------------------------
Очень интересно увидеть список пластинок РОК-групп (венгерских), которые выпустила фирма "Мелодия" в СССР.
Желательно указать название РОК-группы и дату выхода пластинки в СССР.
Спасибо
----------------------------------------
Вот сейчас в России рок не запрещают.
А есть рок-группы, которые можно слушать не поморщившись?
Ну хоть одна?
Из Википедии. В 1976 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила компиляцию из лучших песен группы «Экспресс» (ВНР), а на следующий год вышла вторая компиляция «Экспресс 2». Эти пластинки получили в Советском Союзе бешеную популярность и продавались так быстро, что фирма «Мелодия» была вынуждена около 20-ти раз выпускать дополнительные тиражи каждой из них. В 1979 году аналогичную известность обрёл новый альбом группы «Серебряный Экспресс», переиздание второго венгерского альбома команды «Ezüst Express». В результате «Express» смог продать в СССР 8.5 миллионов экземпляров своих пластинок и вышел на первое место по этому показателю среди всех венгерских исполнителей.
-----------------------------------------
Благодарю за историю и подсказку. Получается так:
=== выпускались пластинки ОДНОГО ансамбля (рок-группы), а не множества рок-групп, как указано в Вашем исследовании.
Т.е. фирма "Мелодия" не баловала советских слушателей пластинкамИ (альбомами) венгерских рок-групп, о которых упомянуто в Вашем исследовании.
-----------------------------------------
Снова из Википедии. Группа "Neoton Familia". В 1982 году вышел ещё один знаковый альбом «Szerencsejáték» («Рулетка»), который стал самой популярной пластинкой группы в СССР. 7 января 1983 года группу покинула солистка Ива Паль, которая не угодила Петеру Эрдёшу своим независимым характером. Её соблазнительный, откровенный и явно прозападный образ бросал вызов идеологическим догмам, принятым в то время в странах соцлагеря, так, на одном из концертов в СССР она рискнула пройтись по сцене практически обнажённой в полуразорванном наряде. Эрдёш планомерно снижал у неё количество вокальных партий, и к 1982 году функции лид-вокалистки фактически перешли к Иве Чепреги. Уход Ивы Паль также привёл к внутренним перестановкам в группе, после которых её отец-основатель Ласло Пастор окончательно утратил моральное лидерство. В новом составе группа совершила мировое турне по Испании, Японии, Польше, Дании, Болгарии, СССР, Кубе и странам Латинской Америки, целью которого была презентация седьмого альбома «VII».
Впрочем "Неотон" скорее поп, чем рок, но все же... Ту же Омегу и Локомотив ГТ - крутили по радио (даже проводному) часто.. В СССР купить альбом той Омеги не было проблемой, на "балках" барыги их толкали за 20-30 рублей.
----------------------------------------
Альбом «Szerencsejáték» («Рулетка») - НЕ выходил на фирме "Мелодия" в СССР.
Сообщите о фирме "Мелодия" и пластинках венгерских рок-групп.
А нет таких - вот всё Ваше исследование.
-----------------------------------------
А альбом Омега «Csillagok utjan» 1978г. хоть в СССР и не издавался, но попадался в розничной продаже , выпущенный на венгерском лейбле.
Альбом «Szerencsejáték» тоже продавался в муз.отделах наших универмагов . Опять же он был таки да выпущен на мадьярском лейбле, а не на Мелодии - здесь вы правы
Раз вы такой знаток - жду ваших исследований. А мы будем стоять в сторонке, почтительно сняв шляпу :)
---------------------------------------
Я НЕ знаток и не был знатоком.
Это данные каталога пластинок.
---------------------------------------
ВИА «Экспресс» (Венгрия) - маленькая пластиночка
Д—00028663-4
1970
---------------------------
ВИА «ЭКСПРЕСС» (Венгрия) - LP
С60—06823-4
1976
---------------------------
ВИА «Экспресс» (Венгрия) - LP
С60-09353-4
1977
---------------------------
ВИА «Экспресс» (Венгрия) - LP
С62-13065-6
1979
---------------------------
Группа "Экспресс" - маленькая пластиночка
С62-17329-30
1982
---------------------------
ВИА «Экспресс» (Венгрия) [Мелодии друзей-70] - гибкая пластиночка
ГД—0002043-4
1970
---------------------------
ВИА «Гемини» (Венгрия) - гибкая пластиночка
Г62-04759-60
1975
--------------------------
ВИА «Экспресс» (Венгрия) - гибкая пластиночка
Г62-04871-2
1975
---------------------------
ВИА «Гемини» (Венгрия) - гибкая пластиночка
Г62-05349-50
1976
---------------------------
Группа «Экспресс» (Венгрия) - гибкая пластиночка
Г92-09033-4
1981
---------------------------
Велосипед. Группа "Экспресс" (Венгрия) - аудио-касета
СМ00974
1981
---------------------------
---------------------------------------
Склонен согласиться с Валерой: ни широкомасштабных гастролей "множества венгерских рок-групп", ни такого же выпуска множества пластинок этих групп в СССР не происходило. Впрочем, точно так же "Мелодия" практически игнорировала рок из ГДР (всего один лонгплей "Пудиса"), да и вообще, откуда бы то ни было, включая ЧССР, СФРЮ, ПНР и т.д.
Банду Omega по радио крутили вряд ли (лично я не слышал ни разу, хотя был в теме, и две их венгерских пластинки у меня присутствали): было много причин для того, в том числе - отказ от выступления на ВФМС в Берлине (1973) и весьма частые визиты и выпуск лонгплеев команды на Западе. Ну и, конечно, достаточно отвязный имидж рокеров не сильно вдохновлял советское ТВ- и радио-руководство. Янош Кобор (вокалист) вспоминал не так давно, что часто на выступлениях Омеги присутствовали чиновники советского Госконцерта, но дальше их присутствия дело не пошло.
Что касается Неотона. Вообще говоря, с 1977 года от неотоновской музыки никаким роком и не пахло - это была поп-музыка, позже трансформировавшаяся в диско. Но и Неотон ни разу в Союзе не побывал, не издавались и их пластинки.
То же самое можно сказать о 99% всех "демократических" рок-команд.
На толкучках купить пластинки всего этого рока было можно, но, кроме тех же Омеги и Локомотива, ну еще болгарского Сигнала, интерес к ним был весьма слабый: за те же 20-30 рублей можно было купить юготоновскую свежую печатку практически любого западного рокерского коллектива, и на фиг те мадьяры с румынами и их роком...
----------------------------------------
Это прозвучало на радио "Маяк" в выпусках радиопередачи:
Запишите на Ваши магнитофоны № 5 - 07.02.1971
=== 01. Omega - Gyöngyhajú lány – Девушка с жемчужными волосами
*******************
Запишите на Ваши магнитофоны № 11 - 02.05.1971
=== 01. Illes - Miert hagytuk, hogy igy legyen (Sarga roza) - Как мы это допустили (Жёлтая роза) – из к/ф «Лев готовится к прыжку»
*******************
Запишите на Ваши магнитофоны № 13 - 16.05.1971
=== 03. Omega - Az ejszakai orszaguton - На ночном шоссе
*******************
Запишите на Ваши магнитофоны № 16 - 15.06.1971
=== 01. Illes - Kéglidal - Кегли
********************
Запишите на Ваши магнитофоны № 19 - 18.07 1971
=== 03. Neoton – Oh, napsugar - Солнечные лучи
----------------------------------------
По поводу остальных доводов в титульном материале: можно согласиться с некоторыми фактами в общем. Немного повеселил "фолк". На самом деле, имела место другая "подмена понятий": музыку молодежных ансамблей отнесли к "непрофессиональному творчеству" (ну, что-то вроде "художественной самодеятельности")... при чем тут фолк?
Венгерские рокеры, на мой взгляд, не вносили в свою музыку больше или меньше "народных мотивов", чем их собратья-демократы из иных стран. И, как раз, именно в Венгрии был силен прогрессив-рок, а вовсе не в ГДР или еще где бы то ни было...
Ну, в 1971 я был хоть и не в противозачаточном, но еще слишком нежном возрасте, поэтому о тех передачах личных воспоминаний иметь не могу :)
Вообще, до середины 70х, по воспоминаниям совершеннолетних современников, много чего крутили по радио и издавали на миньонах... потом лавочка была прикрыта.
Вот вам на закуску
ТО, что не издавалось с Союзе - восполнялось импортными поставками... Надо поискать - где-то я видел и Локомотив ГТ, изданный для СССРовского рынка венгерским лейблом
---------------------------------------
Вы нам сообщали о пластинках изданных в СССР на фирме "Мелодия".
Об импортных поставках - это совсем другая история - т.е. новый пост.
---------------------------------------
Мелодия издавала , но согласен не так массово, но на прилавках были пласты и Омеги и Локомотива - это врезалось в память. Лишь позже стало понятно, что продавались лицензионные диски
Дядь Яша, Валера выше указал, какие именно пластинки издавала "Мелодия" (из венгров-рокеров). Там не указан только еще один лонгплей - "Венгерская эстрада" (С90 06291-2), 1975, изданный, действительно, "Мелодией" по лицензии.
Тот диск, фото яблок которого в Вашем комменте - не лицензионный, а импортный (существенная разница). В свободной продаже, насколько я помню, такие пластинки появились только после середины 80х, ближе к концу (а более-менее нормально я помню период с конца 70х). Возможно, в столицах подобные пластинки появлялись на прилавках иногда и раньше, но не думаю, что они лежали долго, особенно по цене, как пишут в инете про этот диск, "по 3 рубля".
...лучше НЕОТОНА Венгрия не создала! увы и к счастью!....))
(не факт, что даже английский Bucks Fizz был лучше, чем NEOTON FAMILIA - в "оркестровке - "да. А в "мелодике" - нет!")
Этот диск-"Omega5" SLPX 17457, что yasha_251 приводит,как раз не экспортный вариант из Венгрии для СССР и не "привозной" как указывает 7even_Fan а допечатывался в б.Союзе на Апрелевке(АЗГ). Там на лейблена указан номер советской пластмассы С90 и запись глухая. В этом его отличие от"родного" И, конечно, это не издание мелодии, а с венгерских матриц копия.
1. "Венгерская эстрада" это немного измененная венгерская пластинка с саундтреками музыкального фильма "Кенгуру".
2. соглашусь с zsviktor тиражи в СССР допечатывались и для венгров и для поляков с нумерацией С90....
3. только вернулся из Будапешта - привез два десятка лонгплэев - Омега, Иллеш, Бергенди, Фонограф, ЛГТ. Это мое поколение, восприятие мира и музыки.
С почином
А что-нибудь выложите на Завалинке?
Случилось так, что Завалинка это и Ваше поколение + :)
"Выложить" можно было бы, но с одной стороны жалко тратить время на перегон с винила на цифру, а с другой стороны авторские права однако...
Если же по существу - "демократы" ( восточная Европа ) для нас, меломанов, при всей оговорке на приоритетность той или иной музыки, все же были частью восприятия мира в его многообразии и тех же венгров приятнее до сих пор слушать на родном языке, нежеле на аглицком. Советские идеологи отдавали себе отчет, что на переднем крае противостояния с западом лучше дать слабинку - свободу, чем потерять в большем.
Но "авторское право" не вас коснется и праваразруливаются уже года три как легко ...
Да, я в курсе. Здесь подробно об этой пластинке. Кстати, советский винил вышел раньше венгерского (почему - понятия не имею).
Вот еще задумался о постановке вопроса в титульном посту...
Просто сопоставление: в Германии известных на всю Европу рок-групп - куева хуча, а в соседней Дании - практически ничего не приходит на ум... В Швеции и Норвегии почти аналогичная ситуация. Значит ли это, что в Дании и Норвегии рок-н-ролл запрещали? :))
Или дело в чем-то ином?
Ни когда не запрещали, всегда были интересные музыканты во всех жанрах и проявлениях начиная с младенческого рок-н-ролла и рока-билли. Есть интересные команды в жестком роке и проге ( например, The Flowers Kings ) Просто в СССР и Россию предпочитают тащить то, что в мейнстриме...
The Flowers Kings - это шведы. Я, вероятно, не совсем внятно задал вопрос. На самом деле, мое сопоставление идет попарно: Германия - Дания и Швеция - Норвегия. В Германии и Швеции с рокендролом всегда было все нормально, а Дания и Норвегия - практически абсолютные европейские аутсайдеры в этом плане. Норвегия некоторое время славилась своим синт-попом (90е годы), а вот с рокерами особо не срослось (пара-тройка "металлических" команд местечкового уровня не в счет). Примерно та же ситуация в Дании. Может, дело больше не в запретах, а в национальных традициях? - вот я о чем...
Рок издавался, ага. Пара миньонов в середине 70х (Beatles, CCR, да еще Deep Purple с BST, последние - без обозначения исполнителя - просто безымянные ВИА. Да еще MOTR и Sweet - с попсовыми нетленками, которые "роком" можно назвать только с бодуна). Пол Маккартни и Джон Леннон - примерно тогда же. Ну и Клифф Уэбб, он же Ричард, и Редж Дуайт, он же Элтон Джон, удостоившиеся LP на "Мелодии" - как песни, так и образ жизни которых "рок-н-роллом" в те годы назвать - язык не повернется. Более-менее "урожайными" на ъ-рок в Союзе стали восьмидесятые: изданы LP множества команд запада - как официальным, так и пиратским способом, в-основном, после 1987 года; на официальной сцене. в грамзаписи и на ТВ появились как "ветераны" советского рока, так и новички. Впрочем, до конца 80х это были очень робкие попытки, причем сопровождались они "критическими" разгромными статьями от разнообразных советских муз-гуру (как правило, непосредственно к музыке отношения не имевших - журналистов, писателей, полит-обозревателей...)
Да, "Звезда и смерть", конечно... Но если бы либретто было написано не на стихи Неруды, а, например, Уитмена - вряд ли мюзикл прошел бы худсовет "Ленкома", и, тем более, редколлегию "Мелодии".
Ну, если кто-то считает "роком" ВИА "Земляне" или Антонова - я пас...
В Прибалтике рок, впрочем, в 70х и начале 80х издавался чаще, но, как правило, "для внутренних продаж", небольшими тиражами на Рижском заводе. На прилавки магазинов в России прибалтийские пластинки попадали редко - "Магнетик Бэнд", несколько песен Иво Линны с "Витамином" и "Мьюзик-Сейфа" Таниса Мяги...
Что касается "рока" на концертах... Ну да, Калинка неплохо исполняла "I Was Made For Lovin' You" от Kiss, а "Шестеро Молодых" - "A Light In The Black» от Rainbow, но это также ближе к середине-концу 80х. Раньше же просто тырили зарубежные песенки, и пели их с русскими словами, без обозначения реальных авторов и исполнителей. В грамзапись и на ТВ это попадало очень редко - на грани статистической погрешности.
Фестивали проходили (чаще всего - в Прибалтике, хотя иногда и в других местах), но о них знали немногие, ибо эти концерты не получали никакого освещения в масс-медиа. Исключение - "Тбилиси-80", который, впрочем, кроме двух фестивальных пластинок в невзрачных обложках, нескольких миньонов и одного LP, никому из участников профита не принес, а некоторым принес кучу проблем...
Отл