Почему взрослые обманывают детей?
Жёлтый кленовый лист, нарисовав в воздухе причудливый узор, плавно опустился на землю. Эта траектория напомнила те фигурки, которые первоклассники выводили в прописях. Другой лист — засохший по краям и с какими-то бесформенными пятнами — дёргался на ветке, но никак не улетал. Полина задумчиво смотрела на эти конвульсии, и её мысли погрузились в минувшее, в воспоминания о детстве. Один из эпизодов предстал на экране памяти очень ярко. Почему взрослые обманывают детей? Фото: Depositphotos …Урок математики в первом классе вначале не предвещал неприятностей. Полина достала свою кассу цифр и счётного материала. Накануне долго пришлось вырезать бумажные монетки — очень хотелось сделать это красиво и аккуратно. Неужели и теперь не оценят стараний и не поставят пятёрку? Молоденькая белокурая учительница с ярким макияжем была не очень-то опытной в педагогическом деле. Конечно, работала, как могла. Но ей, видимо, вскружило голову ощущение, что она начальствует над тридцатью детьми. Поэтому на первоклассников смотрела свысока и очень любила при случае продемонстрировать своё превосходство. В тот день с присущей ей жеманной грацией расставляла на металлическом стенде книжки с бутафорскими ценниками. Затем повернулась к классу. — Сегодня те ребята, которые хорошо считают, получат книги в подарок. Пусть каждый выберет, что нравится. Но сначала надо из кассы счёта набрать монет на ту сумму, которая указана на ценнике. У детей сразу заблестели глаза. А Полина увидела книжку, о которой давно мечтала — это была сказка «Золушка». Хотелось поскорее достать бумажные монетки, но руки от волнения и нетерпения дрожали. Наконец получилось набрать правильную сумму. Больше всего Полина боялась, что желанную сказку до неё заберёт кто-то другой. Каждый отвечавший с радостной улыбкой уносил выбранный товар. А Полина не сводила глаз с восхитившей её книжки и тянула правую руку, сжимая в левой бумажные монетки. Но вызывали других. От огорчения наворачивались слёзы. Наконец все книги разобрали. Осталась одна «Золушка». Но и теперь вызвали не Полину — счастливицей оказалась её соседка по парте. Получив книгу, радостная обладательница вернулась на своё место и тут же принялась листать яркие страницы. Учительница одёрнула это рвение: — Не отвлекайся! Придёшь домой — будешь читать. А сейчас смотри на доску. Полина же, чуть не плача, думала: как бы попросить у счастливицы эту книжку хоть на один день? За это не жалко было бы отдать все свои конфеты. Приближалось время окончания урока. И тут учительница произнесла тоном, не терпящим возражения: — Вы понимаете, что деньги у вас не настоящие и купить на них вы ничего не можете. Поэтому верните мне книги. Многих охватило недоумение: ведь обещано же было совсем другое! Учительница заметила нерешительность и повела себя более резко: — Кто сейчас же не вернёт мои книги, получит двойки по всем предметам! Я считаю до трёх! Раз… Разочарованные дети подошли к учительскому столу и положили свои «подарки». Прозвенел звонок. Все приготовились выйти в коридор. Белокурая учительница, стуча карандашом по столу, строго, почти со злостью выкрикнула: — Сядьте на свои места! Я вам сколько раз говорила, что звонок с урока звучит не для вас, а для учителя? Отпущу вас, когда сочту нужным. В итоге перемены почти не было. …С тех пор прошло много лет, но Полина как сейчас помнила то ощущение опустошённости, которое тогда царило у неё в душе. Когда не ей досталась книжка — было грустно и обидно. Но ложь, с которой пришлось столкнуться, как будто вырвала из-под ног опору. Учительница не имела никакой выгоды от такого обмана — он был совершенно бессмысленным. Зачем надо было обещать, что она подарит книжки и потом так резко поступить наперекор своим же словам? А ведь эта же самая учительница не раз говорила, как отвратительна ложь. Особенно рьяно начинала читать нотации, когда кто-то не сделал уроки и не признался в этом. Получается, что если обманывают дети — это плохо, а если взрослые… Н-да. Так-то и формируются в юных умах и душах двойные стандарты. Но задуматься об этом получилось только во взрослом возрасте. А тогда, в далёкие годы, — лишь ощущение пустоты и вырванной из-под ног опоры. Полина машинально зашла в книжный магазин. И тут её внимание привлекла сцена: у прилавка стояла девочка лет восьми и печально считала мелкие деньги, то и дело бросая грустные взгляды на яркую книжку. Вверху обложки узорчатыми буквами было написано: «Золушка». А ниже — картина, изображавшая чудесный замок и девушку в волшебном бальном платье. Повинуясь какому-то внутреннему импульсу, Полина достала кошелёк и купила книгу. Потом подошла к девочке и протянула ей желанную сказку. Наверное, если бы взрослый выиграл автомобиль, то не испытал бы такого восторга. Девочка не сразу поверила, что это — ей. Потом, после сбивчивых слов благодарности, радостно побежала по дороге, прижимая к себе книгу. Полина, не спеша, пошла дальше. Перед этим, взглянув на знакомое дерево, заметила, что полузасохший листок, наконец, оторвался от ветки. Горечь в душе постепенно таяла. Что ж, вероятно, ту учительницу из прошлого кто-то сильно обидел, и она пыталась отыграться на тех, кто не причастен к этому. Поэтому её можно только пожалеть. Пережитые неприятности не должны бросать тень на других людей — этот жизненный урок стоит твёрдо усвоить. А свою жизнь нет смысла разменивать на мрачные думы. Ведь они подобны бумажным монетам, на которые ничего нельзя купить. Надо вовремя ставить точки и жить дальше. Корректировать свои взгляды придётся ещё не раз. Но важно учитывать ошибки — свои и чужие — и не повторять их. Что еще почитать по теме?