Поет Николай Никитский - Помнишь, осенней порой. 1988
Поет Николай Никитский - Помнишь, осенней порой. 1988
Немного об отце Н. Никитского.Кому интересно.
Спасибо pradedushka
с дружеского сайта.
НИКИТСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
В архиве ГАРФ дело П-71779
(хранить вечно)
Управление НКВД по Московской области дело № 2749
по обвинению Никитского Николая Ивановича по ст.58-10
начато 19.10.41
НИКИТСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
1885 г.р.
родился в Москве в семье учителей
место жительства Москва ул.М.Грузинская д.18 кв.5
адвокат Московской городской коллегии адвокатов
помощник присяжного поверенного
_____
жена: Никитская Вера Ивановна
сын: Юрий (1916 г.р.) в 1942 году служил в РККА на Дальнем востоке. Погиб в ВОВ
сын: Николай (1921) в 1942 служил в РККА________
Николай Иванович закончил Моск. универ. в 1913 году. Служил в царской армии в 131 запасном полку, потом фронт, был контужен, после контузии служил защитником в корпусном суде в г. Нямцы, Румыния.
Февральскую революцию встретил в армии в г. Троицке.
С 1918 по 1921 служил в Красной Армии в должности председателя комиссии по мобилизации лошадей.
Обвинения при аресте в сентябре 1941 года были предъявлены на основании доноса (возможно соседи по коммуналке). Обвинялся в пораженческих разговорах (во время пьянки).
Статья 58-10 контрреволюционная агитация. Вначале содержался на Лубянке, затем Владимирская тюрьма, затем Барнаул тюрьма №6.
Умер под следствием в Барнаульской тюрьме 22 марта 1943 года от общей дистрофии,
колита и декомпенсации сердца. За всё время содержания под стражей был вызван на допросы трижды. На втором и третьем допросах обвинялся уже в пораженческих разговорах в камере (доносы сокамерников).
Дело пересмотрено в 1966 году. Формулировка "дело прекращено из-за смерти обвиняемого" изменена на "дело прекращено за отсутствием состава преступления".)
И еще немного о сыне-Николае Николаевиче Никитском.
После возвращения с фронта в 1945 году Николай Никитский поступает в ГИТИС на курс актерского мастерства педагога В.А.Готовцева.
Из воспоминаний Николая Никитского: "Студенческие годы - это всегда что-то неповторимо прекрасное. Мы старались с головы до ног окунуться в творческую жизнь столицы, чтобы "объять необъятное".
И вдруг мой сокурсник приглашает меня стать участником концерта великого Александра Николаевича Вертинского. Моему счастью не было границ. Я понесся принять участие в концерте и на протяжении двух отделений выполнял роль рабочего сцены - как сосиска висел на занавесе, то открывая, то закрывая его. Зато воочию мог восхищаться великим маэстро, пока тот множество раз под оглушительные овации зрителей выходил на поклон. Так произошла моя первая встреча с великим кумиром, хотя задолго до этого я был знаком с его творчеством по пластинкам, которые царили в нашем доме".
Этот эпизод своей жизни Николай Николаевич всегда вспоминал с благоговением.
В 1951 году окончил ГИТИС и получил диплом артиста театра и кино.
Работал в Сталинабадском (с 1961 года – Душанбинском) Русском Драматическом театре (открылся 7 ноября 1937. Создан из выпускников Московской студии Алексея Дикого – Г.Менглет, О.Солюс, С.Якушев, А.Ширшов, В.Ланге, Н.Волчков, А.Миропольская, М.Волина, П.Беляев, Г.Степанов и др. В 1940 театру присвоено имя Маяковского).
Спектакли ставил народный артист СССР В.Топорков (Волки и овцы Островского), народный артист СССР М.Яншин (Разлом Лавренева). В театре работали режиссеры: В.Ланге, А.Герр, Л.Бочавер и др. Во время войны в театре как театральный художник работал Н.Акимов.
Затем Николай Никитский работал в Минском русском театре им. Горького.
Некоторый период он работает в ансамбле пограничных войск, а когда на базе театра-студии Киноактера был создан эстрадный коллектив "Синяя птичка" под руководством В.Драгунского, Николай Никитский стал одним из солистов.
Николай Никитский был первым в СССР пропагандистом песен разных стран мира, но произошло это случайно. На одном из спектаклей театра "Синяя птичка" присутствовали представители из грамзаписи и предложили записать пластинки. Было это перед Фестивалем молодежи и студентов 1957 года. За поразительно короткие сроки была записана огромная обойма пластинок, среди которых шлягеры "Светлячок", "Бабочка и пчелка", "Где ты", "Последний извозчик", "Мари Визон", "Хуанита Бонита", "Японские ботинки", "Одинокая гармонь", "Вечер на рейде", "Тум-балалайка", "Се си бон" - на 16 языках мира.
Николай Никитский становится широко известным, благодаря записям на пластинках. Исполненные им песни «Пчелка и бабочка» и чешское танго «Где ты», разлетались по стране миллионными тиражами.
Этот период - 60-е годы - был первым взлетом Николая Никитского как артиста эстрады. Казалось, что вся страна запела голосом Никитского. А танцплощадки?
Певец так глубоко проникал в исполняемые им слова и мелодию песни, что казалось, в этот момент раскрывается душа певца. Он считал, что артист должен донести до слушателя все, что авторы заложили в содержание песни.
Этот период - 60-е годы - был первым взлетом Николая Никитского как артиста эстрады. Казалось, что вся страна запела голосом Никитского. А танцплощадки?
Певец так глубоко проникал в исполняемые им слова и мелодию песни, что казалось, в этот момент раскрывается душа певца. Он считал, что артист должен донести до слушателя все, что авторы заложили в содержание песни.
Так он и поступал. В одном из музыкальных спектаклей в постановке А.В.Эфроса Н.Никитский играл центральную роль и пел "Осенний свет" Ж.Татляна, "Русская ярмарка" В.Темнова и "Русское поле" Я.Френкеля. Так искренне звучало "Русское поле", написанное изначально к кинофильму "Новые приключения неуловимых" для роли белогвардейского офицера, что высокопоставленные представители Минкультуры запретили ему петь "Русское поле", ибо Никитский чувствовал и выглядел белогвардейцем. После этого эпизода возникли и другие запреты и ограничения. Тогда Николай Никитский уезжает работать в Целиноградский КЭБ. И тут представители Минкультуры, устроив для него прослушивание без микрофона, обвинили в профессиональной непригодности, но целинники отстояли честь артиста. В 1964 году директор Алтайской краевой филармонии не только объявляет Николаю Николаевичу благодарности, награждает грамотами, но и заносит их в трудовую книжку. В результате в 1965 году Н.Никитский был зачислен в Государственный эстрадный оркестр в качестве солиста-вокалиста. И вновь - творческий взлет.
На одном из концертов из правительственной ложи поступила записка с просьбой исполнить "Русское поле". На сей раз его исполнение не вызвало пересудов. Творческая жизнь возобновилась в полной мере. Большие города, стадионы, конная милиция и вновь признание. Однажды Леонид Осипович Утесов срочно уезжал на лечение и предложил Никитскому отработать за него уже запланированную поездку в Харькове вместе с оркестром Л.О.Утесова.
Вот как Николай Николаевич вспоминает этот эпизод: "...Я сдуру согласился, а потом, когда понял, что натворил - вместо самого Утесова - мурашки... Но раз дал слово, то отработал. А впоследствии подружился с Леонидом Осиповичем". Дома хранится книга с дарственной надписью: "Милейшему человеку, прекрасному артисту, Николаю Николаевичу Никитскому." Подпись: Утесов.
На пике творческого взлета перед публикой раскрылась еще грань таланта Николая Никитского. Он снимался в целом ряде кинофильмов
В 1969 году выходит остросюжетный шпионский боевик - "Разоблачение" (режиссер Сабиров, Таджикфильм), где он снялся в главной роли - разведчика Кедрина. В этом фильме Никитин спел под гитару романс «Шумит метель» неизвестного автора. Позже, встретившись в Магадане с Вадимом Козиным, узнал, что авторство принадлежит ему.
Дальше фильмы пошли один за другим - "Пятерка отважных" режиссера Леонида Мартынюка на «Беларусьфильме», 1970 год. Роль - фокусник-гипнотизер.
В этом же году - «Денискины рассказы» режиссера Виктора Храмова по сценарию Виктора Драгунского. Роль - рассеянный гроссмейстер. В фильме звучит в его исполнении очень нежная мелодия - «Красивые мамы».
В 1973 году Николай Никитский снялся в мелодраме режиссера Григория Александрова "Скворец и лира" в роли промышленника.
Один из последних фильмов, в эпизодической роли в котором снялся Николай Никитский, была драма «Если бы знать», по мотивам пьесы А. П. Чехова «Три сестры». (1993)
Фильм «Я – граница» и другие.
Проходят годы... Николай Никитский не изменял своему творческому идеалу, манере исполнения. Его популярность, кажется, прочна, но Никитский не имеет в своем репертуаре сиюминутных песен, восхвалявших "сегодняшний день". Кому-то из высокопоставленных чинов из Минкультуры не понравился репертуар: что-то не то, что-то не так, и вновь заказная лавина отрицательных рецензий в разных газетах. "И мне вновь перекрыли кислород", - так говорил сам Николай Николаевич. В 1974 году Николай Никитский решает уехать за рубеж. Получает разрешение... Но ведь тогда уехать - значит, навсегда. Не уехал, не смог - остался. Дальше понятно - чуть ли не враг народа. Оставшись в России, он теряет работу: ему просто не дают выступать. Работать не дают нигде, и только один администратор, Эдуард Михайлович Смольный, предложил работу - по городам и весям необъятной Родины - СССР. В глубинке его ждали и любили – несмотря на то, что официальное замалчивание его имени продолжалось почти 20 лет… Время шло, страсти постепенно улеглись, о Никитском постепенно забыли...
Испытав на самом себе все жизненные тяготы, Николай Никитский всегда старался помочь талантливому певцу найти свое место на эстраде.
Вот как вспоминает об этом певец и композитор Анатолий Шамардин, солист оркестра Леонида Утесова.
«Это тогда был очень известный и очень популярный у нас в стране певец. Сейчас его не многие помнят. А тогда он был суперизвестный и суперпопулярный. Он пел такие песни, как «Рио де Жанейро», «Се си бон», «Пчелка», песню Жана Татляна «Осенний свет» («Осенний свет. К чему слова? Осенним светом полна голова») и многие другие, в том числе танго и старинные и современные романсы. Гениальный был певец. Под его песни танцевала вся страна. Я пришел к Николаю Никитскому домой, с гитарой. Спел ему несколько песен. Он был в неописуемом восторге от всего этого. И рекомендовал меня в оркестр Леонида Утесова, самому Леониду Осиповичу и сказал ему: «Берите его! Это ценный певец! Это – верняк!»
Судьба свела с Николаем Никитским и ныне так хорошо известного Левона Оганезова.
«С этим чудесным артистом я познакомился в 1967 году, когда только закончил консерваторию. Он закончил войну немножко хромой, седой, десантные, что ли, войска, значит, капитан, боевой такой, разведчик.
Много раз в Театре эстрады я слушал великолепное исполнение романсов Николаем Никитским…
Николай Николаевич научил меня правильно аккомпанировать романсы. Мы с ним ходили слушать цыган – как звучит гитара, а потом я то же самое исполнял на рояле. Затем несколько месяцев репетировали, подготовили пятьсот с лишним романсов. Но, к сожалению, этот жанр был тогда у власти в немилости. Как-то один из партийных боссов на концерте Никитского отозвался о нем: «Ну, это какая-то белогвардейщина». На что Леонид Осипович Утесов тут же встал и парировал: «Молодой человек, в этом зале кроме меня никто живого белогвардейца не видел. Я вам точно заявляю: Коля на белогвардейца абсолютно не похож». Николай, на мой взгляд, совершил ошибку, уехав на время из столицы в периферийную филармонию: его просто-напросто забыли. Этот некогда очень популярный кино - и эстрадный артист ушел из жизни в 1995 году, не имея никаких званий».
Николай Никитский оказал большое влияние на становление народного артиста Украины Виктора Шпортько.
«Никогда не забуду, как известный в те времена певец Николай Никитский анализировал каждое мое выступление. Он часто повторял мне: «Виктор, ты никогда не станешь настоящим артистом и хозяином своего творчества, пока будешь считать количество аплодисментов в зале. Они не всегда показатель успеха. Они уничтожают в артисте именно артиста, ибо он «из кожи лезет», чтобы страшно понравиться зрителю и заработать его аплодисменты. Конечно, артисту без аплодисментов тяжело. Ему необходима поддержка зала. Но пусть это не будет единственной целью твоей творческой жизни, пусть аплодисменты станут настоящей наградой для тебя. Зрителя нельзя обмануть».
У Николая Никитского была прекрасная память, что позволяло ему исполнять песни на разных языках. Вот как об этом рассказывает Борис Савченко.
«Николай Николаевич, с присущим ему юмором, как-то рассказывал мне, что он пел на 16 языках, при этом, не зная ни одного. Одну пластинку (с песнями Б. Мокроусова "Одинокая гармонь" и В. Соловьева-Седого "Вечер на рейде") в плане выпуска к Московскому фестивалю молодежи и студентов его попросили записать на французском языке.
С изумлением артист потом обнаружил, что в магазинах эта пластинка продавалась с пометкой "В помощь изучающим французский язык».
В начале 90-х Николай Никитский возвращается на сцену. Выступает с концертами в театре Эстрады, общается с поклонниками, участвует в открытии первого фестиваля Кинотавр. В репертуаре Николая Никитского. русские романсы, в том числе Б. Прозоровского, Б. Фомина; «Осень» В. Козина и Е. Белогорской, «Журавли» Я. Френкеля и Р. Гамзатова, «Дружба» В. Сидорова и А. Шмульяна, большой цикл романсов из репертуара П. Лещенко, К. Сокольского, песни А. Вертинского. Никитский выступал и как автор-исполнитель своих песен («Где ж ты, молодость»). Никогда не копировал манеру исполнения Петра Лещенко (или Вертинского), стремился передать свое личное восприятие их песен. На эстраде создал романтизированный образ (выразительная внешность, пластичность, строгий концертный костюм), соответствующий репертуару и манере исполнения.
О нем снимают программы на телевидении, выпускают сольные пластинки.
Вспоминают его славу в 60-х, шлягеры, записанные перед Фестивалем молодежи и студентов: "Светлячок", "Бабочка и пчелка", "Где ты", "Последний извозчик", "Мари Визон", "Хуанита Бонита", "Японские ботинки", "Одинокая гармонь", "Вечер на рейде", "Тум-балалайка", "Се си бон". Танго О.Строка исполняли разные певцы, а вот великолепнейшее произведение ''В разлуке'' исполнял только Николай Никитский.
У Никитского много творческих планов, он словно наверстывает упущенное в годы забвения. Но 12 июня 1995 года певец уходит из жизни.
В день прощания среди множества речей, цветов, посланий было такое - "Великому шансонье России".
Похоронен Николай Никитский на 96-м участке Митинского кладбища.
Стерео С60 27855 002
Сторона 1.
01 - Признайся мне (А.Голд - П.Лещенко)
02 - Мы только знакомы. (Б.Прозоровский - А.Пеньковский)
03 - Я люблю вас так безумно (авторы неизвестны).
04 - Песенка о счастье (Б.Фомин - Л.Давидович)
05 - Эй, друг гитара (Б.Фомин - Б.Тимофеев)
06 - Голубые глаза (музыка и слова О.Строка)
Сторона 2.
07 - Черные глаза (музыка и слова О.Строка)
08 - Караван (Б.Прозоровский - автор слов неизвестен)
09 - Мой костер (Ф.Садовский - Я.Полонский)
10 - Мы сегодня расстались с тобою (Л.Дризо - автор слов неизвестен)
11 - Снился мне сад (В.Борисов - Е.Дитерихс)
12 - Дорогой длинною (Б.Фомин - К.Подревский, А.Вертинский)
Ансамбль "Мелодия" п.р Б.Фрумкина (1, 6, 7)
Ансамбль п.р. Евгения Рохлина (2 -5, 8 - 12)
"МЕЛОДИЯ", 1988
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1988 года.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок. 1989