В советское время музыка Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении, в таких передачах как "В мире животных" (композиция Alouette), "Кинопанорама" (композиция Pardonne-moi ce caprice d’enfant), несколько композиций в прогнозе погоды (Yesterday, Abrazame и другие). С середины 1970-х по лицензии были изданы четыре его виниловые пластинки, разошедшиеся по стране миллионными тиражами. После встречи с бардом Сергеем Никитиным (1978) Поль Мориа создал великолепную инструментальную версию его песни "Под музыку Вивальди". Помимо этого, ещё в 1965 году Поль Мориа записал пластинку с 12 русскими мелодиями "Russie de toujours" (Вечная Россия), переизданную во многих странах на компакт-диске под названием "The Russian album".
1
15.05.2011 10:17
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Поль Мориа родился 4 марта 1925 года в Марселе, на юге Франции.. Еще четырехлетним мальчиком он заинтересовался фортепиано, в которое влюбился до самозабвения. Отец, музыкант - любитель, всеми силами поощрял это увлечение и поддержал желание отпрыска получить классическое музыкальное образование.
В 14 лет Поль окончил Музыкальную академию в Марселе, откуда вышел с первым призом как наилучший ученик, с хорошей классической подготовкой и жестким намерением стать концертирующим пианистом. Он поступил в Парижскую консерваторию, но осуществиться голубой мечте его детства помешал джаз.
Страстно увлеченный данной свободной, дерзкой музыкой, в 17 лет Поль Мориа собрал свой первый ансамбль и начал выступать с ним по клубам и мюзик - холлам Франции. С первых же выступлений этого коллектива проявился характерный для Мориа стиль, который позволяет с легкостью узнать его среди сотен подобных. От джаза он очень быстро переходит к эстрадной музыке, аранжирует популярные мелодии, пишет собственные композиции. Решение создать именно эстрадно - симфонический оркестр ("Гранд - оркестр", как назывались подобные коллективы во Франции) пришло к нему после того, как он впервые услышал оркестр под управлением Франка Пурселя. Этот дирижер и аранжировщик оказал на него огромное влияние. Поль Мориа считает его своим духовным отцом и сегодня продолжает относиться к нему с огромным уважением.
Вскоре известность оркестра Поля Мориа стала настолько широкой, что дирижер решил попытать счастья в Париже, где, по правде говоря, был известен сам Мориа, а не его коллектив. Ибо постоянного оркестра как такового не было. Его состав все время менялся - одни музыканты приходили, другие уходили, кто - то задерживался на несколько лет, кто - то играл с оркестром не больше двух недель. Тем не менее, несмотря на такую "текучесть", коллектив сохранял творческое лицо, сохранял "звучание Мориа".
В Париже успех к Мориа приходит довольно быстро. На одном концерте оркестр услышал продюсер фирмы грамзаписи, который предложил Мориа поработать у них в качестве аккомпанирующего коллектива. Так началось творческое содружество Мориа с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Далида, Катерина Валенте, Шарль Азнавур, Мирей Матье, причем он выступал не только как руководитель аккомпанирующего оркестра, но и как талантливый аранжировщик. Так, например, для Азнавура за шесть лет их совместной работы Мориа аранжировал более ста двадцати мелодий, многие из которых принесли певцу широкий успех у публики.
Одновременно с работой в студиях грамзаписи Мориа в 1965 году создает свой "Большой струнный оркестр", что дает ему, по его собственному выражению, "ощущение полной свободы".
В 1967 году Поль Мориа впервые приезжает в СССР как аккомпаниатор Мирей Матье. Именно с этой певицей он записал лучшие свои пластинки. За одну из них - "Viens ce ce soir" он удостаивается Приза общества французских врачей, который композитор считает самой дорогой из имеющихся у него многочисленных наград. Большой популярностью пользуется во Франции и записанный ими альбом "Mireille mathieu chante Paul Mauriat".
1968 год стал поворотным годом в судьбе Поля Мориа. Записанная им пластинка "L'amour est bleu" расходится по всему миру тиражом более шести миллионов экземпляров. Она становится "золотой" в США, Австрии, Канаде, Аргентине, Мексике, Японии, Бразилии. Во Франции за эту запись композитор получает Большую премию диска.
Вскоре он очередной раз меняет некоторых музыкантов своего "Большого струнного оркестра", вводит несколько новых инструментов и с тех пор постоянно выступает именно с этим коллективом. С ним он объехал весь мир. Не раз бывал на гастролях в США, Японии, Австралии, Бразилии. Шесть месяцев в году Поль Мориа гастролирует, остальные полгода проводит в студиях грамзаписи. В год он аранжирует примерно пятьдесят новых мелодий, всего же со времени создания своего "Большого оркестра" он записал их более 1200 (как обработок других авторов, так и собственных композиций).
Поль Мориа очень внимательно следит за новинками эстрады не только во Франции, но и во всем мире. В какой бы стране он ни был, он интересуется национальной музыкой - будь то африканская, латиноамериканская или славянская. Поэтому на его пластинках можно встретить аранжировки английских мелодий, широко известна его обработка перуанской песни "El condor pasa", большой интерес представляют и его трактовки произведений французских композиторов. Причем реагирует на новинки он на удивление быстро. Песня "L’Été indien", например, была подготовлена им для записи в собственной интерпретации буквально через несколько дней после того, как она стала бестселлером в исполнении Джо Дассена. Не ослабевает интерес музыканта и к классической музыке. Он часто играет (и аранжирует для своего оркестра) произведения Баха, Дебюсси, Стравинского. Очень тепло была встречена во Франции его пластинка "Paul Mauriat Joue Chopin" – Les 14 Valses" (1970).
В 1969 года Поль Мориа со своим оркестром начинает концертную деятельность в США и Канаде. В начале 1970-х Поль Мориа со своим коллективом становится мега-звездой и в Японии, где устраивает до 50 концертов ежегодно. Поля Мориа привлекает к себе Латинская Америка. В течение 1970-х он записывает несколько эксклюзивных альбомов популярных бразильских мелодий. Главные хиты его оркестра, такие как "Nocturne" (1966), "Love is blue" (1967), "Penelope" (1970), "Toccata" (1973), "El bimbo" (1974), "Minuetto" (1975) выходят в Японии гигантскими тиражами.
В Советском Союзе с начала 1970-х годов записи оркестра Поля Мориа часто звучат по радио, с телевизионных экранов в передачах "В мире животных" и "Кинопанорама", а также выходят на пластинках фирмы "Мелодия". И вот в 1978-м, благодаря приглашению композитора Никиты Богословского, председателя общества "СССР-Франция", оркестр Мориа приехал в СССР. Это было невероятно, невозможно, немыслимо. Билетов в кассах не осталось за месяц до начала гастролей, а сам Мориа, выйдя в первый раз на московскую сцену, был совершенно поражен овациями - он и не подозревал, что в холодной России он хоть кому-то известен.
Вместо 7 концертов в Москве, он дает 8 концертов и записывает телевизионную версию концерта в студии телецентра "Останкино" по заказу Гостелерадио СССР. Из скованной снегом Москвы Поль Мориа увозит студийную запись и ноты песни Виктора Берковского и Сергея Никитина на стихи Александра Величанского "Под музыку Вивальди", которая безумно восхитила его. Увы, больше Мориа в нашей стране не был, но любовь к русской музыке пронес сквозь всю жизнь - записанный им еще в середине 1960-х альбом Russie de toujours ("Вечная Россия") переиздавался впоследствии несчетное количество раз и на виниловых пластинках, и на CD. Впрочем, оркестр приезжал в Россию еще один раз – в 2002-м, но уже с новым дирижером, Жилем Гамбюсом, которому сам Мориа доверил пульт после того, как удалился от дел.
Поль Мориа провел последние годы жизни в собственном доме, в Перпиньяне.
Его не стало 3 ноября 2006 года - но музыка, которой он отдал всю свою жизнь, продолжает звучать.