2312
1
ID 64464
ПОРТРЕТ — немой среднеметражный чёрно-белый фильм по одноимённой повести Гоголя. 1915 год выпуска, Российская Империя. Режиссёр и оператор: Владислав Старевич. В ролях: Андрей Громов - художник Чартков, Иван Лазарев - ростовщик, В. Васильев. Студия: "Ател
ПОРТРЕТ — немой среднеметражный чёрно-белый фильм по одноимённой повести Гоголя. 1915 год выпуска, Российская Империя. Режиссёр и оператор: Владислав Старевич. В ролях: Андрей Громов - художник Чартков, Иван Лазарев - ростовщик, В. Васильев. Студия: "Ателье В. Старевича»". Из 44-х минут сохранилось только 8.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
22.10.2012 08:46
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Прочитала у Татьяны (Ceniora) о роковых картинах https://tunnel.ru/view/post:470654
и вспомнился ПОРТРЕТ Николая Васильевича Гоголя, а тут и видео нашлось.
Сюжет.
Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукинском дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека, старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью "1000 червонцев".
Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, становится модным художником, пишет множество портретов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.
Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.
Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от азиата. Поскольку он давно думал о том, чтоб изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет.
Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь. Сын посещает его в монастыре, и отец завещает ему найти портрет и уничтожить его.
Художник Б. после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.