Последние довиниловые годы. Субъективно.
Пластинки я начал слушать со времен, когда мама перестала считать допустимым ходить со мной в баню в женское отделение. Причём слушать активно, то есть - залезть на стул, включить радиолу, поставить пластинку, поменять иглу, опустить тонарм, а потом быстро, но аккуратно слезть со стула и затихнуть на время воспроизведения.
Мы жили тогда на улице Комсомола, угол с проспектом Лебедева в относительно небольшой коммунальной квартире, семей на пять. Из жильцов помню только рыжую бороду "попа" Николая Саныча, любителя выпить кагорцу и повздорить с женой-попадьёй. Пять семей, обладающие совершенно разными музыкальными предпочтениями, формировали друг у друга толерантность.
фото - Комсомола 51
В 1950х покупал пластинки только отец по своему вкусу, мама подключилась в начале 1960х с появлением Кристалинской и винила. Об отцовских вкусовых пристрастиях косвенно можно судить по тому, что, например, Нина Дорда, Ружена Сикора и Капитолина Лазаренко, активно выпускавшие пластинки в 1950х годах, отсутствовали в нашей фонотеке. Не было Кострицы, Утёсова, Зары Долухановой, обоих Александр - Яковенко и Коваленко, Тамары Кравцовой, Антонины Клещевой, пластинок Шульженко.
Игнорировался и Рашид Бейбутов, "доставший" всех своим хитом 1954 года "Песня Раджи" (абарая - бродяга я). Певец , способный спокойно петь мужским и женским голосом, не нашел ключей к сердцу моих родителей. А вот соседи были им весьма довольны и увлечены.
Источником нашей музыки (по Сунь Цзы - радости мудрых людей) служила радиола "Рекорд", модель 1953 года, моя ровесница.
фото- радиола Рекорд - 53
В хронологическом порядке самой "пожилой" пластинкой, участвовавшей в почти ежедневном ритуале прослушиваний, являлся "Севастопольский вальс" К.Листова и Г. Рублёва в исполнении Георга Отса. Отец, этнический финн, очевидно благоволил эстонцу. Пластинка на 78 оборотов вышла в 1955 году.
Ровесницей вальса оказалась бы и популярная "Красная розочка" (Как у нас в садочке... розы расцвели) В. Седлачека в исполнении чешской актрисы Гелены Лоубаловой. Умилительный акцент иностранцев часто оказывался притягательным для советского слушателя и добавлял популярности Джике Петреску, Радмиле Караклаич, Джордже Марьяновичу, да и Пьехе он явно помог. Гелена Лоубалова в своих "Розочках" продемонстрировала какой-то запредельный акцент, но это не помешало песне стать очень популярной у благодушных и непритязательных меломанов.
фото - Гелена Лоубалова
Очень модной в квартире, да и во всем городе была песня "Любимые глаза" (только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза) из к-ф "Хитрость старого Ашира" в исполнении Константина (или Карена?) Оганова (1955). Авторы - А. Бабаев (Бабаян) и К. Сейтлиев. В 1956 свою версию песни выпустил Рашид Бейбутов.
Вообще восточный, армяно-персидский колорит бывал часто в музыкальном фаворе у слушателей. Далее в ближайшие несколько лет радиолы города сотрясались от новых восточных мотивов Андрея Бабаяна "Я встретил девушку" (1956) в исполнении Руслана (Рауфа?) Такишева (Атакишиева?) и "Огонька"(1958) в исполнении Михаила Новохижина.
фото- Константин Оганов
1956 год в нашей семейной фонотеке был представлен пластинками Марка Наумовича Бернеса, поющего актера с маломощным, но задушевным голосом, человека капризного и с тяжелым характером. Вот для меня удивительно, ведь он никогда не курил, пел чуть не в пол голоса, а умер от рака легких.
Если я часто с удовольствием слушал Бернеса, то отец - Владимира Татосова с песней "За фабричной заставой " М. Фрадкина и Е. Долматовского. Возможно у отца, прошедшего финскую и Отечественную войну, были в этой песне какие-то биографические совпадения, что делало для него эту песню любимой. Наверно мой батя с девушками "был тих и не смел", подозреваю. В 1956 году эту песню на пластинку записал Иван Шмелёв, а Татосов - в 1957ом. Исполняли эту песню Георг Отс, Артур Эйзен и Лев Лещенко, даже ВИА Пламя с В. Дьяконовым.
фото- За фабричной заставой
1956 год стал первым и для песни со смешными словами "Что ж ты милая смотришь искоса, низко голову наклоня". Музыкальный фон к документальному фильму «В дни Спартакиады», на который никто не обратил внимания, крутанули пару раз по радио. Радиослушатели сразу точно определили, что песня будет народно-застольной и закидали Радиокомитет мешками писем с требованием повторять. Пластинка с "Подмосковными вечерами" в исполнении Владимира Трошина появилась и у нас дома.
В том же 1956 народ "подсел" на пластинки с индийскими песнями из к-ф Господин 420 (Shree 420,1955)
Я в свои четыре-пять лет почти каждый день наслаждался забавным звукоизвлечением лучших закадровых певцов Индии: Аши Бхонсле, Манны Дей и примкнувшей к ним Латы Мангешкар. Как только слышал "Муль мульки на дейк, муль мульки", ну просто - млел.
фото- Манна Дей, 1983
"Песня на балу (Ты не прячь глаза)"- длинная, так что начало было на одной стороне, а окончание - на другой, нередкий случай записей на шеллаке тех лет.
Аша Бхонсле (на самом деле, - Бхосле, в девичестве - Мангешкар, как её старшая сестра Лата) в 2006 году заявила, что спела с 1943 года двенадцать тысяч (!) разных песен, начав с 10 летнего возраста. Вошла в книгу Гиннесса в 2011 году как самая записываемая певица в мировой музыкальной истории.
фото - Аша Бхосле, рекордсмен мира по записанным песням
В 1956 году на пластинках появляется Людмила Гурченко с "Песенкой о хорошем настроении" (И улыбка без сомнения не покинет больше вас) латыша Анатолия Лепина-Лиепиня (Анатолса Лиепинса) и В. Коростылёва. И "Пять минут", конечно. Пластинки активно перепечатывались и в 1957. Анатолий Яковлевич Лепин еще был автором гимна Латвийской ССР и песни "Если б гармошка умела" для Ивана Бровкина, такой был разносторонний композитор.
Среди несоветских певцов лидером грамофонных продаж в 1957 стал скорее всего Джика Петреску, несильный тенорок спел песню " Я тебя люблю" Н. Киркулеску и К. Кыржана, с впечатляющим вступлением цыгано-румынской скрипки и началом на русском языке. Плюс песня-респект "Тебя я полюбил, Москва" (вот какая ты Москва красавица) Э. Романа и Г. Регистана. Так что Дан Спэтару был далеко не первый суперпопулярный румын.
Душераздирающие албанские лирические танго стали лучшими по иностранному департаменту в 1958 году. Рудолф Стамбола записал на пластинку своё грустнейшее танго "Тоска любви" в 1956, но в Ленинграде пластинка появилась в 1958. На другой стороне была столь же грустная Анида Таке с песней "Сердце я тебе отдала".
фото- Рудолф Стамбола
В 1958 году дебютировала и громко о себе заявила "Тишина " (я тебя не жду давным давно...как она сегодня мне нужна) Э. Колмановского и В. Орлова в исполнении Владимира Трошина В следующем 1959 году пластинку со ставшей невероятно популярной "Тишиной" выпустила Гелена Великанова. Песню хорошо спела и уроженка Кишинёва Сара Горби (настоящая фамилия Горбач или Горбевич), известная в эмигрантской среде Латинской Америки, США, а потом и Израиля.
Лолита Торрес, чьи грампластинки тоже хорошо продавались в 1958-59 годах, за душу никого в нашем семействе не задели, мы её пластинок не покупали. Бывает.
Песня с крамольным текстом "а я люблю женатого", ставшая народно-застольной, тоже вышла на пластинке в 1958 году и тоже к нам в фонотеку не попала. Что-то папе моему она на сердце не легла. Зато им сразу же была куплена "Бамбино", исполняла её финская (а всё финское для отца было не чуждо) певица Маюние Сирен, это была французская версия итальянской песни "Guaglione" (Мальчишка) 1956 года, авторы- Джузеппе Фанчулли и Никола Салерно.
Песня прославила Далиду, на английском её спел Дин Мартин под названием "The man who plays the mandolino", на русском пели Клавдия Шульженко, Александра Коваленко, Ружена Сикора (под названием "Мальчишка"). Вдогонку участники Шестого фестиваля молодёжи и студентов порадовали папу финской полькой. Он меня этой полькой достал, крутил чуть не каждый день.
фото-финская полька
А за соседскими коммунальными дверями звучали другие модные музыкальные боевики. Рауф Атакишиев (Такишев?) выдал в 1958 году пластинку с классическим армянским романсом "Я встретил девушку" (полумесяцем бровь, на щечке родинка, а в глазах - любовь) Андрея Бабаева (Бабаяна), Мирзо Турсун заде и Габриэля Регистана (Урекляна) из одноимённого фильма 1957 года ещё Сталинабадской киностудии.
Певец и артист Московского академического Малого театра Михаил Новохижин записал очень похожий на встреченную девушку клон "Огонек" (Ты свети, свети мне в пути), тех же Андрея Бабаева и Регистана, песню из кинофильма "Огонёк в горах". Обе песни композитора-армянина стихийно вошли в репертуар октябрят и пионеров в пионерских лагерях, где те их припевали хором.
Михаил Михайлович Новохижин потом стал профессором и ректором театрального училища Щепкина и дожил до 90 лет. Автор всех этих восточных хитов композитор Андрей Бабаян умер в Москве в 1964, прожив всего 40 лет.
фото - Андрей Бабаев (Бабаян)
Всех в 1958 году явно переплюнули по продажам многократно обруганные официозом "Ландыши" О. Фельцмана и М. Матусовского. Их исполнила Гелена Великанова. Скандальные "Ландыши" в нашу с отцом стопку тоже попали: бодрая песня- чего хаять, все берут и мы купили.
В 1959 году ярких пластиночных новинок было мало. Пожалуй, только несколько пафосная "Я люблю тебя, жизнь" Э. Колмановского и К. Ваншенкина в исполнении Марка Бернеса выделялась. На второй стороне был тоже очень хороший "Перекресток" Э. Колмановского и В. Орлова. "Черное море" в исполнении Георга Отса тоже было одним из лучших в том малоурожайном на хорошие песни году.
Из несоветской музыки на пластинках в 1959 только песня кубинки Мении Мартинес , самба-румба "О красавец гуахиро" была более-менее слушабельна и стала первым музыкальным эхом кубинской революции. Ну и конечно под арабское танго "О светоч грёз моих" (язахратанки суари) в исполнении 22-летнего тогда Батыра Закирова можно было зажечь, пока дома родителей не было.
фото- Батыр Закиров, 1959
Зато 1960 год оказался богат на хорошие пластиночные новинки. Очень быстро стала модной "Марина" в исполнении Клаудио Виллы, композитора Рокко Граната, на обратной же стороне была скучная "Железная дорога", которую мы послушали один раз и больше не стали.
Музыкальная отличница и аспирантка молодая Александра Пахмутова впервые ярко отметилась в тот год пластинкой с "Песней о тревожной молодости (А.Пахмутова - Л. Ошанин). Песню возлюбили музыкальные редактора всех тогдашних радиостанций, организовали ей "жесткую ротацию", а потом и простой народ постепенно подтянулся и проникся. По радио загремел "Бухенвальдский набат" Вано Мурадели и А. Соболева, Пензенский русский народный хор и Вера Аношина грянули еще одну будущую всенародно-застольную "Восемнадцать лет" (с ветки облетает черёмухи цвет) О. Гришина и В. Застрожного.
фото-Вера Аношина, солистка Пензенского русского народного хора
1960 и 1961 годы стали лучшими годами для пластинок Ирины Бржевской: на прилавках появились "Геологи " (Ты уехала в знойные степи, я ушёл на разведку в тайгу) А.Пахмутовой, С.Гребенникова и Н. Добронравова и "Московские окна" (Вот опять небес темнеет высь, вот и окна в сумраке зажглись) Т. Хренникова и М. Матусовского.
Михаил Новохижин выдал мужскую версию Московских окон в 1961 году.
Ирина Бржевская и Александра Пахмутова, обе 1929 года рождения - живы , им по 88 лет.
фото- дошкольник-любитель музыки,1960
Завершить сообщение стоит песней , которая стала успешным грамофонным дебютом для Майи Кристалинской, он тоже состоялся в 1960 году. Появилась пластинка с песней "Два берега" А. Эшпая и Г. Поженяна (Ночь была с ливнями и трава в росе, про меня "счастливая" говорили все), на второй стороне была песня "Всегда со мной".
"Два берега" тоже получили со временем высший знак качества - стали народно-застольной. НО ещё есть пластинка 1960 года с этой песней в исполнении Ольги Мартиниановны Нестеровой , солистки оркестра п/у Николая Минха, праправнучатой племянницы знаменитого Михаила Глинки.
Да-а, было время...
Георг Отс — Севастопольский вальс ,1955
Гелена Лоубалова — Красная розочка, 1955
К. Оганов – Любимые глаза,1955
Марк Бернес - Три года ты мне снилась, 1956
Владимир Татосов — За фабричной заставой, из к-ф "Они были первыми", 1957
Аша Бхонсле, Манна Дей - Песня на балу (Ты не прячь глаза),1956
Джика Петреску -" Я тебя люблю", 1957
Рудолф Стамбола - Тоска любви, 1958
Маюние Сирен- Бамбино, 1958
Рауф Атакишиев (Такишев?) -Я встретил девушку, 1958
Михаил Новохижин - Огонёк, 1958
Мения Мартинес- О красавец Гуахиро, 1959
Батыр Закиров - О светоч грёз моих, 1959
Клаудио Вилла - Марина, 1960
Ольга Нестерова- Два берега, 1960
Благодарю участников Завалинки и музыкальных реставраторов, чьи мп3 файлы использовались для иллюстрации этого поста: Albina, Blondinka, Ceniora и Сергей Шибистый, vitek31rus.
Альбина, тебе спасибо за похвалу!
Ободзинский начал появляться на пластинках попозже, здесь я только о пластинках на 78 оборотов в минуту вспоминал, только до начала своей школы в 1960.
Скажи, а верно ли, что этот редактор не позволяет, в отличие от старого использовать ссылки на уже загруженные ранее другими файлы? Мне пришлось сначала загрузить их с Завалинки, а потом снова выложить здесь.
Олег, да, выложить на сайт файлы теперь можно только через загрузку.
У меня на памяти: Мама е керо и Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой
Согласен с вами полностью, "MAMÃE EU QUERO" (Мама, я хочу) 1958 года, исполнял Жоржи Гоуларт и вокальный квинтет "Фарроупилья" из Бразилии, очень была популярна, тоже её часто слушал.
И еще я о многих своих любимых "хитах" не упомянул, например, о "Кумаре кумарелла", 1956 Гуальтиеро Мизиано, о медленном фокстроте "Мерцающие звезды", 1958 (хотя существует пластинка и 1939 года), о румбе "Кукарача" (довоенного еще выпуска, но перевыпускали в 1950х).
Если в сообщении больше 1000 слов, оно уже становится затянутым, надоедает читать. Поэтому пришлось пожертвовать некоторыми хитами. Поэтому и "Москвичи" (Серёжка с Малой Бронной) Бернеса не попали в "воспоминания"
Спасибо за интересный рассказ! Читал с удовольствием, ведь это было и моё время. Правда, активно себя как меломана помню с 1960-го года. Также вставал на стул, открывал крышку "Рекорда", который был поновее, чем здесь (с клавишами) и...-понеслась! "Тумба-ле-ле", "Чику-чику но фуба" не забуду никогда! А "Марина" была любимой песней отца.
Олег, спасибо! С удовольствием окунулась в твои воспоминания. Очень интересный рассказ. Читается, как кино.
Помню, была у нас Гелена Великанова. Мама всё время пела и упоминала Кристалинскую, пластинки не помню. Может, мне просто не разрешали их трогать. :)) Подруга всё время крутила "Восточную песню" Ободзинского. А вот зарубежных исполнителей не помню совсем.
Потом появился магнитофон. Там распоряжалась только мама. Песни записывались с телевизора. А слова в песенник. :) В основном, это были патриотические песни.
Олег, спасибо теперь и за мои воспоминания... Сижу, улыбаюсь...