Послушайте Джаз! Выпуск №42. Автор и ведущая И.Свенссон
Сегодня любители Джаза услышат первую часть концерта квартета саксофониста Арчи Шеппа,состоявшегося 27 апреля 2007 года в рамках фестиваля Jazzkaar.
Арчи Шепп (Archie Vernon Shepp) родился в 1937 году в Форт Лаудердэйл, штат Флорида (Fort Lauderdale, Florida); вырос он, впрочем, в Филадельфии, Пенсильвания (Philadelphia, Pennsylvania). Семья его была музыкальной, и традиционная американская музыка всегда сопровождала его – отец играл на банджо, матушка исполняла госпел, в доме всегда были какие-нибудь музыкальные инструменты. Потому не было ничего удивительного в том, что Арчи с самого детства учился играть - сначала на фортепиано, затем - на кларнете, а потом тетка подарила ему саксофон. С 16-летнего возраста музыкант начал играть в ритм-энд-блюзовых бэндах. Впрочем, еще довольно долгое время Арчи не был окончательно уверен, что пойдет по пути профессионального музыканта. В Колледже Годдарда (Goddard College) Арчи изучал литературу и драму, после учебы прибыл в Нью-Йорк и предпринимал попытки устроиться работать актером. В актерстве ему преуспеть особо не удавалось, зато в то время Шепп начал зарабатывать, играя в латиноамериканских оркестрах; в 1959-м Шепп женился.
Вскоре ему посчастливилось попасть в группу авангардного пианиста Сесила Тейлора (Cecil Taylor), саксофон Шеппа можно слышать на пластинках группы"Air, The World of Cecil Taylor» и »Cell Walk for Celeste». Кроме того, в тот период Шепп играл и с такими популярными музыкантами, как Дон Черри (Don Cherry), квартет Билла Диксона (Bill Dickson), Джон Чикаи (John Tchicai) и прочими авангардными джазменами. Позже исследователи джаза придут к мнению, что именно эти проекты стали очень важной вехой на пути его становления как серьезного джазмена мирового уровня. Кстати, в тот, ранний период творчества, африканская тема, которая станет впоследствии «фишкой» Шеппа, была еще как бы на втором плане. С этой своей «африканской идеей» он выступит позже – особенно ярко она слышна на его пластинке 1972 года «Attica Blues», ставшей, кстати, сегодня очень популярной для сэмплирования у электронщиков и диджеев. Известным альбомом Шеппа является и «The Magic of Ju-Ju» 1967 года.
Настоящее признание пришло к саксофонисту после того, как с помощью уже известного в то время джазмена Джона Колтрейна (John Coltrane) Шепп попал на звукозаписывающую студию «Impulse Records» - было это в середине 60-х, именно с того момента Арчи стал очень популярным и востребованным студийным музыкантом. В 1965-м он выпустил и свою пластинку, «Fire Music», а следом записал и еще несколько студийных композиций.
Арчи Шепп заявил о себе и как участник «культурной программы» парижской студенческой революции конца 60-х годов - тогда вместе с участниками «Чикагского Художественного Ансамбля» он прибыл в Париж, чтобы «играть на баррикадах». Процент любителей джаза был в то время не особенно велик, впрочем, музыка эта считалась модной. А потому не удивительно, что «с баррикад» Шепп спустился одним из самых знаменитых джазменов.
Известно, что даже будучи уже знаменитым музыкантом, Шепп никак не мог не отдавать часть себя и современному театру; по ночам он писал пьесы. Некоторые из своих пьес он сумел поставить, одна из них – «Communist».
С 1969 года Шепп постоянно выступал с трубачом Кейлом Масси (Cal Massey). С ним же он написал в 1972-м пьесу о Билли Холидей «Леди Дэй: музыкальная трагедия» (Lady Day: A Musical Tragedy).
После 1985-го Шепп начал сам исполнять блюзовые программы и иногда пел.
Начиная с 1971 года Арчи Шепп являлся профессором массачусетского Университета Амхерст (University of Massachusetts Amherst) по классу музыки; в этом качестве он проработал три десятилетия. С 1972-го Шепп - профессор Университета Нью-Йорка в Баффало (State University of New York, Buffalo).
Известно, что саксофонист Арчи Шепп был когда-то страстным и непримиримым борцом за свободу и права афроамериканцев - ни один его концерт не обходился без речей и воззваний «призвать преступных белых к ответу». Иногда он даже откладывал саксофон и читал стихи. Наиболее яркий пример перехода музыки в декламацию – «Malkolm, Semper Malcolm»; Арчи написал ее сразу после гибели Малколма Х (Malcolm X), с которым был хорошо знаком, и которого считал своим учителем. Известна довольно ядовитая фраза Арчи, которой он характеризовал свое отношение к НЕтемнокожим музыкальным критикам: «И вообще, кто дал право этим белым «мазафакерам» судить о моей музыке?».
Арчи Шепп прожил большую джазовую жизнь, первую половину которой он был настоящим «джаз-бунтарем»; позже он несколько утих. Есть мнение, что именно его раннее творчество представляется намного более ценным, чем поздние «плоды примирения и согласия». «Та музыка, которую мы играли на рубеже 60-х и 70-х годов, - сказал сам музыкант, - до сих пор звучит у меня внутри. Но я выхожу на сцену и вижу перед собой все меньше людей, которым она была бы понятна, как тогда. Поэтому я все реже позволяю ей вырываться наружу».
Впрочем, его музыка не забыта - ранние композиции Арчи Шеппа и сегодня представляют немалую ценность для истории джаза.
«Radiomolchanie»
СОДЕРЖАНИЕ
1.Hope No 2
2.Don’t Get Around Much Anymore
3.Revolution
Продолжаем слушать концерт квартета Арчи Шеппа,часть 2.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Time Stood Still
2.Путешествие
3.Burning Bright
4.U – Jamaa
5.Памяти Бэсси Смит
6.Round Midnight
7.Down Home New York
Квартет
Archie Shepp - саксофон,вокал
Tom McClung - клавишные
Jack Greg – контрабас
Stephen Mc Craven - ударные