Постой, паровоз, не стучите, колёса,
Постой, паровоз, не стучите, колёса,
Кондуктор, нажми на тормоза.
Я к маменьке родной
С последним приветом
Спешу показаться на глаза.
Я к маменьке родной
С последним приветом
Спешу показаться на глаза.
Не жди меня, мама, хорошего сына.
Твой сын не такой, как был вчера.
Меня засосала
Опасная трясина,
И жизнь моя - вечная игра.
Постой, паровоз, не стучите, колёса.
Есть время взглянуть судьбе в глаза.
Пока ещё не поздно
Нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза.
Пока ещё не поздно
Нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза.
«Постой, паровоз» стал популярен, когда эту песню исполнил Юрий Никулин, а последний куплет – Георгий Вицин в фильме Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», снятом на киностудии «Мосфильм» в 1965 году.
Как тогда вспоминал Юрий Владимирович: «Я с юности, кроме анекдотов, коллекционировал песни. Даже в армию взял альбомчик, который прошёл со мной через войну. Песня «Постой, паровоз» тоже была в том альбомчике. Автора я, конечно, не знаю. Её я записал уже после войны, когда демобилизовался. А в фильме песня появилась так. Во время съёмок «Операции» Гайдай сказал: «Нужна песня, какая-нибудь блатная». Я спел парочку, но они показались ему грубыми, а нужна была жалостливо-лирическая. И я вспомнил «Постой, паровоз» – она подошла».
Одного единого «правильного» текста у песни нет – существует несколько разных вариантов. Но об этом чуть позже...
Авторы песни неизвестны, хотя претендент на авторство есть. Генрих Сечкин написал эту песню на этапе.
Увлекаясь музыкой, Генрих Сечкин писал стихи, и сам же клал их на музыку. Самым знаменитым его произведением стала песня «Постой, паровоз», прозвучавшая в комедии Леонида Гайдая «Операция „Ы“...» в исполнении Юрия Никулина.
Интересно, что за авторство этой песни Сечкину пришлось заочно побороться с другим бывшим вором в законе – личностью не менее противоречивой, Николаем Ивановским. Удивительно, но Ивановский в свое время так же, как Сечкин, сумел откреститься от воровской касты и выбрал мирную жизнь.
Ивановский, уроженец Ленинграда в годы войны был эвакуирован в Кировскую область, где в 14 лет угодил на зону за кражу голубей. Едва освободившись в 1943 году, Николай вновь пошел под суд – на этот раз – за хулиганство. Но до колонии он не доехал, сбежав из поезда на этапе вместе с подельниками. Это был его первый из пяти побегов, один из которых Ивановский, будучи уже матерым рецидивистом, умудрился совершить из знаменитой питерской тюрьмы «Кресты».
С последней ходки Ивановский вернулся в 1953 году. Оказавшись на свободе, Николай решил навсегда завязать с криминалом – и каким-то невероятным образом, несмотря на богатое уголовное прошлое, устроился на «Ленфильм» начальником цеха светотехники. Николай Ивановский был с головы до ног покрыт «авторитетными» татуировками. В перерывах между работой он брал в руки гитару и под рюмочку пел песни, как утверждал, собственного сочинения, в том числе и «Постой, паровоз». Тогда на застолья к Ивановскому приходили многие звёзды советского кино, но никто не знал настоящей биографии этого ленфильмовского чудака.
Николай Ивановский
И так как существует множество источников разных вариантов песни, доказывающих, что песня появилась значительно раньше. Вполне возможно, что Николай Ивановский сделал одну из редакций этой песни.
Особую популярность песня в тюремном варианте получила, когда режиссёр Леонид Гайдай включил её в фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». И скорее всего, Ивановский не имеет отношения к этой песне, потому что тогда не сообщил о своем авторстве, что было странно – фильм Гайдая пользовался такой славой, что вошел в ряд лучших советских кинокомедий, и не сказать режиссеру «Мосфильма» работнику другой киностудии «Ленфильм» об авторстве своей песни в таком популярном фильме – по меньшей мере, странно. А в титрах гайдаевского фильма автор песни не значится.
Существует и ещё одна версия происхождения шлягера: якобы он был написан еще в дореволюционное время.
«Кондуктор, нажми на тормоза!» – где вы видели кондуктора, который жмёт на тормоз? Мы таких не видели, но зато их знали наши предки, жившие в царской России. Тогда существовала профессия – тормозной кондуктор. Уважаемый и высокооплачиваемый специалист сидел на тормозной площадке последнего вагона и на крутых спусках, с помощью специального штурвала контролировал скорость.
Её упразднили задолго до того, как Сечкин и Ивановский начали писать стихи. Поэтому предполагалось, что песню написал кто-то, кто застал работу «тормозных». Впрочем, широкого распространения эта версия не получила.
****
Чуток истории - интересно же.
Кондуктор
Это слово (от латинского conductor – сопровождающий, проводник) досталось железной дороге в наследство от гужевого транспорта. Так называли сопровождающих почту. На русском флоте «кондуктор» – то же самое, что старший боцман. Это специалист из сверхсрочников по боевой части на корабле. А по-английски conductor означает «дирижер».
В царское время кондукторы делились на главного – обер-кондуктора, старшего, тормозных кондукторов («тормозильщиков»), смазчика и хвостового кондуктора. Дело в том, что в поездах вплоть до 1880-х годов не было воздушных тормозов, и тормозные колодки по звуковому сигналу с паровоза прижимали к бандажам колес вручную с помощью рычага, а затем винта. На первых вагонах Петербурго-Московской магистрали эти колодки были деревянными, позже их стали делать из чугуна. Поэтому слова известной песни «кондуктор, нажми на тормоза» с железнодорожной точки зрения безупречны.
Количество тормозных кондукторов определялось количеством вагонов в поезде – сколько в нем требовалось «тормозных осей». То есть тормозные кондукторы располагались через некоторое количество вагонов на своих открытых тормозных площадках, на которых имелись: деревянная лавка для проезда кондуктора, тормозной привод и штыри для сигнальных фонарей, «ограждавших» поезд с хвоста. Это так и называлось: «ехать на тормозе».
Обер-кондуктор и кондукторы в форме 1878 года
16-летний Генрих Сечкин, осужденный во второй раз, вспоминал свою непутевую воровскую жизнь. Так, под стук колес, в его голове и запрыгали мгновенно ставшие популярными строчки. И сразу же ложились на мелодию. «Не жди меня, мама, хорошего сына! Твой сын не такой, как был вчера. Меня засосала опасная трясина, и жизнь моя – вечная игра»...
Товарищам по пересылке песня понравилась. Кто-то даже стал подсказывать автору наиболее подходящую рифму. Наконец, вариант устроил всех, и песню в телячьей теплушке запели хором. Тогда Генрих Сечкин даже представить себе не мог, как скоро его творение разойдется по российскому ГУЛАГу и безымянным войдет в необъятный тюремный фольклор.
Я сочинял их лет до двадцати. И в воронежской колонии для малолетних, куда попал в 14, и в казахстанской зоне. Сочинял от тоски – по свободе, по близким, по дому. Ничего, конечно, не записывал. Те, кому я песни свои пел, тоже держали все в памяти. Потом напевали другим – и пошло-поехало. Сейчас с десяток человек называют себя авторами моих песен. Особенно много их у «Постой, паровоз». Недавно вот по телевизору известный искусствовед утверждал, будто эта песня родилась до революции. Ну не буду же я из-за этого судиться! Тюремные песни – лишь эпизод. Я любил на гитаре исполнять классику…
В репертуаре Жанны Бичевской есть старинная солдатская песня «Вот тронулся поезд». Несложно узнать отголоски того самого «Паровоза».
Вот тронулся поезд в далёкую сторонку –
Кондуктор, нажми на тормоза:
Я к маменьке родной с последним поклоном
Хочу показаться на глаза.
Летит паровоз по долинам и взгорьям,
Летит он неведомо куда;
Я к маменьке родной заеду ненадолго,
А срок мне представлен на три дня.
Прости меня, мама,
Прости, дорогая! –
Вот всё, что я маме скажу
Теперь я не знаю, в которую минуту
Я буйную голову сложу.
Здесь рассказана история простого русского солдата, которому дали отпуск на три дня, чтобы он перед уходом на фронт простился с матерью. И воевал этот солдатик, скорее всего, ещё в позапрошлом веке или же в самом начале прошлого – в Первую мировую.
А в репертуаре современного ансамбля «Казачий строй» из Мариинска Кемеровской области есть старинная казачья песня, в которой, помимо уже известных нам куплетов, поют ещё и такие:
Не жить тебе, мама, ни с сыном, ни с внучкой,
Не жить со снохою молодой!
Осталась мне доля – семьёй моей стали
Лишь шашка да конь вороной.
Прости меня, мама, прости, дорогая! –
Вот всё, что я маме скажу.
Теперь я не знаю, в каком диком крае
Я буйную голову сложу.
Укрой меня, мама, молитвой с любовью,
А я за тебя помолюсь.
Прости меня, мама, спаси меня, Боже,
А может, я к маме вернусь.
Песню не нашла...
Алечка! Спасибо за интересную историю этой популярной песни. Заинтересовала подпись под фотографией Квартет Росконцерта - Г. Сечкин, Н. Тишининова, А. Вертоградов, С. Орехов. 1960 год. В числе участников увидела фамилию замечательного гитариста Сергея Орехова. И конечно захотелось хоть что-то найти из их совместных исполнений. И на музыке в контакте нашла Марджанджу в их исполнении.
Людочка, большое спасибо!!! Мне очень понравилось!!!
Надо будет поискать ещё... :)
В авторы к любой хорошей олдовой песенке прям-таки очереди выстраиваются :)) Причем не слишком короткие... Если верить РАО, то авторство баллады, посвященной самому знаменитому поручику, выглядит так:
А с паровозом еще веселее:
Итого, считаем: 7 композиторов (включая норот) и 3 автора текста...
Видимо, РАО идет по американскому пути: там цепочка из 5-6 (и более) имен соавторов никого не удивляет, и при всем при том песня, в общем-то, часто оказывается фольклором... В соавторы иногда попадают весьма странные личности - от радио-диджея, соблаговолившего прокрутить песню на своем канале, до бомжа, сгонявшего за пивом гитаристу, который, в свою очередь, стырил мелодию нетленки, например, у Боба Дилана, а текст - у безвестного ниггера, павшего в борьбе за светлое будущее в поза-позапрошлом веке... И это еще не говоря о продюсерах, аранжировщиках, спонсорах и иных кормящихся в шоу-бизе...
Спасиб за инфу, Аля. Но останусь таки при собственном мнении: если уж народная песенка, пущай остается народной :)
А "Концы фильма" сделали очень неплохо: объединили две эстрадные классики в одну :)
Порылся в своих паровозах... Нравится адаптация Кабановой
Татьяна Кабанова - Постой, паровоз
О как! Даже СашБаш успел отметиться с паровозом...
Кирилл, спасибо за статистику, песни! :)) Интересно! Может, ещё кто зарегистрируется... :))
Конечно, попиарится все любят. Песня готовая, раскрученная. Смотри-ка, забавно, пару-тройку слов-строчек изменишь, а там это легко, и песня почти другая. :))
Альбина, он наш человек, Овен!!!! Вот по-этому такой талантливый....
Ирина, спасибо за отзыв! Ой! Теперь я поняла, почему я не унываю и, забыв слова в песне, не долго думая, заменяю их... в рифму. С детства помню любимую песенку - Я назову тебя Золушкой, только ты туфли теряй. :))) И была бесконечно удивлена, когда узнала, что настоящие слова были - Я назову тебя солнышком, только везде успевай.
Из всей песни только - этот куплет и помнила.
Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай,
Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай.
И вторая часть его только Золушка и всё. :)))
Думал, что авторство "паровозной" темы закрыто, но не мог не опубликовать дополнительный материал
Кто же автор знаменитого шлягера "Постой паровоз"
В 1965 году шли съёмки фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Режиссёр картины Леонид Гайдай обратился к Юрию Никулину с просьбой подобрать для фильма какую-нибудь блатную песню. Юрий Владимирович с юности коллекционировал анекдоты и песни, записывая их в специальный альбом. Эта потрёпанная тетрадь прошла с ним через всю войну.
Актёр предложил Гайдаю несколько песен на выбор, но режиссёру они показались слишком грубыми, а нужна была лирическая и жалостливая. Тогда Никулин и напел Гайдаю "Постой, паровоз...". В альбоме она у него значилась как народная. Но все-таки авторство на эту песню предъявляли несколько человек.
Одним из них был Николай Николаевич Ивановский (1928-2007). На сайте "История шансона" его биографии посвящён целый раздел. Во время войны голодный парень воровал еду, за это уже в 14 лет он попал за решётку. Несколько раз пытался бежать, его ловили и добавляли срок. В общей сложности Николай отсидел более 10 лет. В заключении он начал сочинять песни. Знаменитая "Постой, паровоз..." предположительно датируется 1946 годом. Её Ивановский якобы написал находясь в колонии в Карелии.
Николай Ивановский
Отсидев, в 1955 году Николай устроился на киностудию "Ленфильм", где проработал 35 лет. В дружеских компаниях он любил рассказывать истории и петь свои песни. Среди его любимых и была "Постой, паровоз...". После премьеры фильма Гайдая песня становится очень популярна. На Николая посыпались вопросы от друзей и знакомых, почему он не предъявляет авторские права? Но вразумительного ответа они так и не получили. Ивановский написал 38 песен и 4 книги рассказов. В 1983 году он стал членом союза писателей.
Генрих Сечкин
Авторство песни присваивал себе и Генрих Соломонович Сечкин (1933-2009), музыкальный педагог, гениальный гитарист, писатель, и...вор в законе. Он родился в интеллигентной еврейской семье. Во время войны отца забрали на фронт, а мама и старшая сестра умерли от голода. Чтобы прокормить себя и младшую сестрёнку, начал воровать, за что и получил срок. Когда вышел на свободу, нигде не мог устроиться на работу. В его автобиографических работах можно прочитать, что в это время он пытался покончить с собой. Однажды даже положил голову на рельсы и стал ждать смерти.
Когда услышал стук паровоза, невольно вспомнил маму и в голове родились строки: "Я к маменьке родной с последним приветом, спешу показаться на глаза". Когда паровоз был уже совсем близко какая-то неведомая сила заставила Генриха приподняться и скатиться со склона. Позже Сечкин снова попадал в тюрьму и отсидел в общей сложности 15 лет. Но он прожил очень богатую и насыщенную жизнь. Был бесконечно талантливым человеком. Со своими произведениями выступал даже на правительственных мероприятиях. Получал награды из рук Хрущёва и Брежнева.
Генрих Сечкин был дружен с Аркадием Северным, который исполнял этот шлягер в своей трактовке, с несколько измененным текстом. Точно также поступил и Владимир Высоцкий.
Однако существуют сведения, что песня была сочинена задолго до Сечкина и Ивановского. Этот шлягер нашли в книге "Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник. Магадан, 1939". Также эту песню относят не только к блатному жанру, но и солдатскому фольклору. Именно так звучит композиция в исполнении Жанны Бичевской. В песне "Вот тронулся поезд", речь идёт про солдата, которому дали трёхдневный отпуск, чтобы проститься с умирающей матерью.
Так какой же можно из всего этого сделать вывод? Легче всего признать песню народной. Видимо многие музыканты, претендующие на неофициальное авторство, её изменяли, добавляли что-то своё, по разному её трактовали. Тем не менее, песня до сих очень любима и входит в репертуар многих известных певцов.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.
Подписывайтесь на мой канал "Музыкальный калейдоскоп"
"Освободившись в 1956 году, чудом освободившись из заключения, 23-летний трижды судимый Сечкин прибыл в Москву."
"Но Министерство культуры не решается отпустить четырежды судимого человека."
А что это за странная четвёртая судимость, если сел в 4-й раз он гораздо позже за "порнушку", а в 5-й раз за покрышки?
Генрих Сечкин родился 10 апреля 1933 года в Москве в интеллигентной, еврейской семье. Сечкин-старший был скрипачом, а мама Генриха работала в газете «Известия». Детство мальчика прошло во двориках у Патриарших прудов: семья жила в Трехпрудном переулке в большой коммунальной квартире, в шестиметровой комнате на четверых.
В 1941 году, когда началась война, отец добровольцем ушел на фронт. Настали голодные времена, которые мама не пережила: в 1945 году женщина умерла от голода. Отец с фронта так и не вернулся, Генрих остался сиротой. Послевоенные московские улицы наводнили беспризорники, среди которых оказался и Сечкин – сдружился с такими же бездомными детьми, начал воровать, чтобы не умереть с голоду. На одной из ходок в 1947 году Генрих попался. 14-летнего подростка судили и отправили на «малолетку».
Судьба потащила его по бесчисленным ухабам. Сначала из простого любопытства, потом от голода, а впоследствии увлекшись воровской романтикой и полной, как ему казалось, свободой, он совершал одну за другой роковые ошибки, цена которых оказалась очень дорогой.
Уже на малолетке Сечкину довелось повоевать с заключенными, которые не признавали воровской кодекс и сотрудничали с тюремной администрацией. Он всегда мог постоять за себя, но в один из заходов его били так сильно, что сломали руку. Но парень и на этот раз в долгу не остался и откусил одному из нападавших часть носа. После этого его стали сторониться даже бывалые суки.
Одним из испытаний, выпавших на долю Сечкина, стал инсценированный расстрел. Вора в законе и других заключенных поставили к стенке. Последнее, что увидел Генрих, перед тем как ему завязали глаза, был строй автоматчиков, передергивающих затворы. Авторитет попрощался с жизнью, но пули просвистели над головами «приговоренных». Несмотря на пережитый ужас, Сечкин и здесь выстоял и не потерял силы духа.
Тюремные застенки Генрих покинул в 1950 году, но на свободе его ожидала ссылка за 101 километр. Оказавшись вдали от Москвы, Сечкин попытался было найти работу, но тщетно – из документов у него была лишь справка об освобождении, взглянув на которую работодатели как один отвечали отказом.
Изголодавшийся и промерзший молодой человек в порыве отчаяния отправился к железнодорожным путям и, положив голову на рельс, начал ждать поезд. Однако жажда жизни оказалась сильнее чувства безысходности. В последний момент Генрих крутанулся всем телом под откос. Товарный лишь обдал снежной пылью. Это был ещё не тот «паровоз».
А пока Генрих побрел на станцию и увидел женщину, у которой из сумки торчала палка копченой колбасы. Выхватил. Оторвал зубами кусок. Жадно стал глотать. Возмущенная такой наглостью гражданка подняла крик, и подоспевшие стражи порядка скрутили вора.
Вскоре состоялся суд и Генрих снова отправился по этапу. Оказавшись в одном из лагерей, расположенных в республике Коми, он сдружился с вором в законе Юрием Бизенковым по кличке Бизон. Новый приятель и еще один вор Владимир Витин (Витя), наслышанные о принципиальности Сечкина в сучьей войне, с ведома московских воров короновали новичка и дали ему кличку – Сека, созвучную с фамилией.
Однако, тюрьмы и лагеря, избиения и пытки, нечеловеческие условия быта не сломили, а, наоборот, закалили дух Генриха. Ему удавалось выживать там, где погибали другие. Казалось, смерть просто была не в силах с ним совладать. Тяжкие испытания не смогли ожесточить его.
Немногим удается после стольких лет неволи подняться на ноги, и уж совсем единицы способны после пережитых моральных травм полностью реализовать свои возможности.
Освободившись в 1956 году, чудом освободившись из заключения, 23-летний трижды судимый Сечкин прибыл в Москву. К этому времени он понял, что блатной романтикой сыт по горло и устроился на автозавод имени Сталина (ныне им Лихачева). Был слесарем, сверловщиком, сборщиком, разнорабочим. Душа молодого человека лежала к музыке. Однако мечтать о музыкальном училище Генриху мешал недостаток образования – за его спиной было всего пять классов школы. И Сечкин отправился получать аттестат зрелости в вечернюю школу, во время учебы в которой, осуществляя свою давнюю мечту, начал учиться и в вечерней музыкальной школе по классу гитары у замечательного педагога Людмилы Васильевны Акишиной. К этому времени он обосновался в одном из столичных общежитий и по ночам мучил соседей: запирался в туалете или в ванной комнате, где неустанно, порой всю ночь напролет, разучивал аккорды. Семиструнную гитару пришлось заменить шестиструнной, возможности которой оказались неизмеримо шире. Неверные навыки самоучки, приобретенные в зоне, пришлось забыть и начать все сначала. После работы Генрих занимался на инструменте по восемь-десять часов в сутки до полного изнеможения, а потом, обложившись учебниками по теории музыки, постигал музыкальную науку. Спать приходилось по три-четыре часа. Досыпал свое он в метро по дороге на работу и в школу, ловил каждую свободную минуту.
Такая настойчивость дала плоды: Генрих Сечкин был приглашен на работу гитаристом в Московский драматический театр. В связи с такими изменениями в своей жизни Генрих решил завязать с воровской карьерой. Удивительно, но на сходке, где он объявил о своем желании расстаться с титулом вора в законе, авторитеты удовлетворили его просьбу безо всяких санкций. Сам Сечкин объяснял это просто: в те времена правила воровского мира были гуманней и не предполагали никакого наказания для тех, кто решил покинуть воровскую семью по не компрометирующим обстоятельствам.
Уволившись с завода, он целиком посвятил себя музыке. Теперь времени для занятий стало значительно больше. Спектаклей, в которых звучала гитара, в репертуаре театра было не очень много, а так как работа была сдельная (платили за разовые выступления), приходилось подрабатывать, участвуя в массовых сценах.
Одновременно Генрих начал принимать участие в самодеятельных концертах, включая в свой репертуар совершенно неожиданные для гитаристов-любителей того времени произведения Баха, Паганини, Моцарта. Работал музыкантом в Неаполитанском оркестре Всесоюзного радио. Прошел аттестацию в Министерстве культуры, и получил аттестат артиста первой категории. Началась бурная профессиональная концертная деятельность. Наряду с гастрольными поездками озвучивал радиопередачи, выступал в телевизионных программах, делал аранжировки музыкальных произведений для гитары. С 1958 года преподавал игру на гитаре в Государственном училище циркового и эстрадного искусства и во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Одновременно вёл класс гитары в Московском Доме культуры им. В. Чкалова, впоследствии создав самодеятельный ансамбль из своих учеников-гитаристов. В 1959 году состоялся первый концерт этого коллектива. И через некоторое время ансамбль гитаристов Дома культуры имени Чкалова получил звание лауреата Всесоюзного конкурса имени Андреева. Со временем ансамбль стали приглашать на самые ответственные, всесоюзного масштаба, концерты. В 1961 году во Дворце спорта в Лужниках на заключительном концерте, посвящённом Пятому Всемирному конгрессу профсоюзов, Сечкина лично поздравлял с творческими успехами Н.С. Хрущев. В 1965 и 1966 годах ансамбль и его руководитель дважды подряд становятся лауреатами Международного фестиваля музыки народов Латинской Америки.
Квартет Росконцерта - Г. Сечкин, Н. Тишининова, А. Вертоградов, С. Орехов. 1960 год.
В 1968 году появилась изданная ленинградским издательством «Музгиз» книга под названием «Гитара в России» (очерк истории гитарного искусства), в которой Генриха отметили как гитариста с большими исполнительскими возможностями.
Педагогическая работа стала все больше увлекать Генриха. Вскоре он уже ведет класс гитары в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, а также во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. С его участием выпускается первая эстрадная программа этой мастерской «В жизни раз бывает восемнадцать лет», которая с успехом проходит на сцене Театра эстрады.
В то время гитарист мог получить образование только в объёме музыкальной школы. Единственный в Москве класс гитары в Училище при консерватории был переполнен. Множество руководителей кружков гитарной самодеятельности не имели понятия о нотной грамоте и преподавали ученикам непосредственно «с рук». Это очень беспокоило Генриха. Он проявил чудеса организаторских способностей, когда вместе с коллегами организовал при Московском городском доме народного творчества двухгодичные курсы повышения квалификации для педагогов-гитаристов московских клубов, пригласив в качестве преподавателей самых известных в стране теоретиков музыки.
Через некоторое время, не без участия Генриха, после многолетнего перерыва возобновляет работу класс гитары в Музыкальном училище имени Октябрьской революции. Расцветом гитары в СССР назван этот период в зарубежных музыкальных изданиях.
Творческое объединение московских гитаристов выбирает Генриха своим председателем. Из разных стран постоянно поступают приглашения на гастроли. Но Министерство культуры не решается отпустить четырежды судимого человека. А тем временем бурная деятельность продолжается. Концерты его ансамбля в Кремлевском театре, в Кремлевском Дворце съездов. После концерта, посвященного XVI съезду ВЛКСМ, с творческими успехами его лично поздравляет Л.И. Брежнев. Несколько лет титанического труда, наконец дают свои результаты.
А на этом фото слева направо - хоккеист Владимир Лутченко, Аркадий Северный, Генрих Сечкин, и восходящая звезда советского хоккея Вячеслав Фетисов. В гостях у Г. Сечкина. 1978 год
В 1979 году Польское музыкальное издательство выпустило книгу «Лексикон гитары». В ней наряду с биографиями таких звездных музыкантов, как Паганини, Берлиоз, Вебер, Шуберт, Диабелли, Бокерини и других, есть и творческая биография Генриха. Этот справочник был переиздан во многих странах. Не одна страница посвящена творчеству Генриха в объемном «Биографическом музыкально-литературном словаре-справочнике русских и советских деятелей гитары».
И в этот момент жизнь Сечкина неожиданно сделала новый крутой поворот: в 1982 году после доноса его задержали и обвинили в хранении и распространении порнографии. При обыске в доме Генриха милиционеры действительно нашли несколько видеокассет с западными фильмами, в которых бытовые сцены резко противоречат нормам коммунистической нравственности. Но как ни силились адвокаты бывшего вора доказать, что 10-секундный эпизод с демонстрацией обнаженного женского тела в художественном фильме никак не тянет на запрещенный жанр, все было напрасно. Свое пятидесятилетие Генрих справлял в трехместной камере Лефортовской тюрьмы КГБ. Судья отправил Сечкина на зону на шесть лет с конфискацией имущества. Через пять его оправдали.
Накануне ареста, в апреле 1983-го, многие издания готовились статьями отметить пятидесятилетие известного музыканта. Но вместо них в «Советской России» появился разоблачительный материал: раскрыта подпольная фирма кинобизнесменов...
Одновременно с этим из ротации на радио были изъяты все выступления гитариста, телевизионщикам также поступил запрет на трансляцию его выступлений. Конечно, все эти решения были очень пристрастны: впавшему в немилость Сечкину припомнили его преступное прошлое.
Освободился в 1986 году. Жизнь вновь надо было начинать сначала. С гитарой было покончено – в связи со спазмами мышц правой руки Сечкин прекратил музыкальную деятельность – на одном из этапов конвой неаккуратно обошелся с Генрихом, и три пальца правой руки перестали работать. Конфискованное имущество давно продали по ценам в десятки раз ниже номинальной стоимости. Возвращенная сумма оказалась мизерной.
Однако, едва жизнь Сечкина наладилась, тут-то Генриха и подстерегал новый зигзаг судьбы. В конце 1980-х, во временна перестройки, Генрих с рук приобрел покрышки для своего «Москвича» – в магазинах достать покрышки тогда было почти невозможно. По иронии судьбы злополучная резина была похищена с завода. Парни, продавшие её Генриху, были задержаны на очередной краже и назвали многих своих покупателей. Сначала Генрих шел по делу как свидетель, но сам не заметил, как превратился в подозреваемого - как же, неоднократно судимый, можно сказать, рецидивист.
В итоге Сечкин сел в пятый раз – он получил два года лишения свободы в колонии строго режима с конфискацией подержанного «москвичонка» – орудия преступления... – Автомашина является орудием преступления, так как Сечкин использовал её для перевозки похищенных покрышек, и подлежит конфискации в доход государства, – заключила судья.
Сидел Генрих в Челябинской области. Никаких проблем с зеками у бывшего вора в законе не было. Напротив, Сечкин пользовался большим уважением среди арестантов.
Генрих Сечкин:
Я очень любил Высоцкого, его стихи и песни. В последний раз был на "зоне", это было в Челябинской области. Это была "зона" строгого режима. На строгом режиме существуют так называемые "локальные зоны". То есть, каждый барак был обнесён забором с колючей проволокой. По всем четырём углам барака – вышки, на которых стояли часовые с пулемётами. Если кто-то оказывался в запретной зоне, то часовые стреляли на поражение без предупреждения.
Вся "зона" знала, что я люблю Высоцкого, и вот мне в подарок решили преподнести книгу стихов Высоцкого, собрать как можно больше его текстов. А как их соберёшь? Никаких сборников не было. Люди просто пели его песни, переписывали тексты.
И сделали так. Один человек отвлекал вышкарей. Становился под вышку, кричал: "Начальник! Покурить сбрось!" А другие в это время лезли под проволоку, чтобы через запретку попасть в другой барак. И там опрашивали всех – кто какие песни Высоцкого знал, потом записывали эти песни, и лезли обратно. Это продолжалось, наверное, несколько месяцев. Слава Богу, никого не застрелили, но очень многие рисковали жизнью.
Но это было ещё не всё. После этого месяца два по водосточной трубе люди залезали на второй этаж в окно начальника лагеря, где была единственная в «зоне» пишущая машинка. И на этой машинке печатали эту книгу. В День рождения мне эту книгу подарили. В ней 218 стихотворений Высоцкого. Эта книга – единственная в мире.
Через год за хорошее поведение и организацию в зоне художественной самодеятельности Генрих был освобожден.
Впрочем, унынию Сечкин не поддался: с деньгами на первое время помогли верные друзья, они же подарили ему старенькую «Копейку». Генрих сначала работал таксистом, но затем творческая натура все-таки дала о себе знать – бывший вор стал писателем и журналистом в самых разных СМИ.
Обладающий острым умом Сечкин был желанным собеседником у журналистов: он мог поддержать беседу не только о музыке, но и на любые другие темы. В кругу друзей Сечкин по-прежнему может исполнить любое произведение – указательным и большим пальцами. Но делает это крайне редко.
Был членом Союза журналистов России, являлся музыкальным рецензентом газеты «Советская культура», автором многочисленных музыкальных рецензий в этой же газете и журналах. С 1991 по 2004 год работал корреспондентом «Юридической газеты», печатался в «Московском комсомольце», «Аргументах и фактах», «Огоньке», «Литературной газете», «Молодежном курьере» (Чебоксары) и других изданиях, а также в журнале «Калейдоскоп» (США).
Из-под пера Сечкина вышли повести, в том числе биографические «На грани отчаяния» и «За колючей проволокой». По одному из произведений был написан сценарий (его потом высоко оценил писатель Аркадий Вайнер) к фильму «Любовь на зоне». К сожалению, найти денег, чтобы начать съемки, Сечкину так и не удалось. Зато через несколько лет упорных трудов писатель полностью расплатился с долгами и обзавелся собственным жильем.
Генрих Сечкин ушел из жизни 5 мая 2009 года. До последних дней он пытался добиться справедливости и реабилитироваться за две последних судимости. Бывший вор рассуждал так: в первые три ходки был виновен – здесь претензий нет, а за два сфабрикованных срока должны ответить те, по чьей вине он был вынужден «топтать зону», будучи невиновным.