Повариха всея Руси. - 1911 год. В кабинет чрезвычайно популярного мыслителя и публициста Василия Васильевича…
Повариха всея Руси. - 1911 год. В кабинет чрезвычайно популярного мыслителя и публициста Василия Васильевича Розанова вошла элегантная немолодая дама: «Добрый день. ...
ЛОЦМАН ЗАБЛУДИВШЕЙСЯ РОССИИ
Елена Ивановна сообщила изумленному Розанову, что миссию по укреплению и сохранению патриархальной русской семьи путем правильной организации и экономии она считает выполненной и уже не настолько актуальной. В настоящее время водоворот истории искажает или совсем уничтожает истинную веру, а без нее институт семьи может принять самые уродливые, монстриозные формы, а то и вообще себя изжить.
И положила пред очи мыслителя внушительную стопку своих брошюрок. Василий Васильевич бегло просмотрел названия: «В защиту православной русской семьи», «Тайна горя и смут нашего времени и якорь спасения для посягающих на безверие, убийство, самоубийство и крайнюю безнравственность»...
То, что он услышал от Молоховец, ещё больше его изумило. Елена Ивановна призналась, что все страхи за нравственное и моральное падение соотечественников диктуются ей свыше, что на неё возложен тяжкий крест быть «лоцманом заблудившейся в предреволюционном водовороте России». Поверить в это её заставил случай, происшедший в 1877 году. В канун праздника святых Петра и Павла она услышала во сне голос: «Надо отслужить молебен, чтобы Господь благословил ваши знамёна!..»
Поражённая Елена Ивановна поутру обошла всех знакомых, пересказывая пророческий сон, и попросила заказать молебны. Сама же отправилась в Знаменскую церковь. Такого умиления и духовного подъёма во время молитвы она никогда прежде не испытывала.
К вечеру того же дня её брат Георгий Александрович Бурман зашёл попрощаться: несмотря на рекомендации медиков, запрещавших ему всякое участие в военных действиях, он почувствовал непреодолимое желание идти на войну. Это случилось в храме Пресвятой Богородицы: некий голос в самой его голове проговорил: «Ты должен идти на войну!»
Елена Ивановна поняла, о каких знамёнах говорилось ей во сне! Конечно же, о знамёнах Семёновского полка. Она заказала и освятила 200 нательных образков исобственноручно надела их всем солдатам братней роты. А потом все годы русско-турецкой войны три раза в неделю ходила в Знаменскую церковь, преклоняя колени за вверенные ей души.
Семёновский полк понёс страшные потери - и от неприятеля, и от эпидемии тифа. Но все двести подопечных Елены не получили ни единого ранения. Только шесть человек, прикомандированных к роте брата, умерли от тифа. У них образков не было.
«Теперь вы можете понять, что помогло мне осознать новую миссию и почему с тех пор я прислушиваюсь ко всем голосам свыше...» - закончила неспешный рассказ посетительница.
Розанова поразил её скорбящий вид и страдальческая улыбка, тем не менее от принесённых книг он отказался: «Идите, идите, а то я умру через три недели, еслистану разбирать всё русское кликушество...»
ПОДАРОК
Судьба Елены Ивановны в определённом смысле типична: красивая девочка из хорошей семьи (отец был начальником таможни Архангельска) рано лишилась родителей и воспитывалась бабушкой, житейски мудрой и хозяйственной женщиной. У неё Леночка получила первые уроки домоводства и кулинарного искусства. А в 14 лет была отправлена в Петербург, в Смольный институт, где обучалась практически всему - от этики до физики и даже сочинения музыки. Девиц, готовящихся получить диплом о высшем образовании, пестовали и защищали от «мерзостей реальности» - даже окна в здании Смольного были до самого верха закрашены мелом, чтобы мимолётный взгляд на улицу - в «другой мир» - не потревожил душевный покой учениц.
Образованная барышня Бурман, возвратившись в Архангельск, очень скоро получила предложение руки и сердца отглавного архитектора города Франца Францевича Молоховца. После свадьбы молодожёны переселились в Курск - архитектор получил выгодное предложение по службе. Именно здесь в 1861 году Елена Ивановна выпустила первый «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве». В предисловии к своей энциклопедии она так сформулировала свою цель: «Кухня - это своего рода искусство, которое без руководства приобретается не годами, но десятками лет опытности, а этот десяток лет неопытности иногда очень дорого обходится молодым супругам... Вследствие чего бывает расстройство состояния и различные неудовольствия семейной жизнью. Предупредить эти дурные последствия или по крайней мере сделать шаг к уклонению от них и есть прямая моя цель и самое искреннее желание. И если книга моядостигнет хотя бы половины желаемой цели ипринесёт пользу моим соотечественникам, то я буду совершенно счастлива!..»
Елена Ивановна рецепты свои продумывала до мелочей. Заботилась, чтобы ничего из полезных отходов не выбрасывалось, вплоть до того, что рекомендовала «кожу от копчёного окорока класть по небольшому куску в борщ или в щи из щавеля», а воду после мытья мяса выливать под фруктовые деревья как хорошее удобрение. Её беспокоили и культура питания, и сервировка стола, и гигиена приёма пищи, и даже необходимая молитва во время приготовления пирогов да каш. Она также постоянно рассуждала о несомненной пользе для здоровья умеренности и несуетного поведения за столом.
ЦЕЛЕБНЫЕ СОВЕТЫ
Грандиозный успех «Подарка молодым хозяйкам» побуждает Молоховец расширить свою «миссионерскую деятельность»: отдельно издаётся «Подарок...» для бедного сословия, в дополнительных томах - много советов по гигиене, уходу за птицей и скотом. Затем она решается издавать своего рода медицинскую энциклопедию с посвящением «Русскому народу» и со множеством целебных советов. Над некоторыми сегодня можно, конечно, посмеяться. Например, если потеют руки, то «весною взять по молодой лягушке и держать их в руках до тех пор, пока не околеют». Удивительно, но некоторым подобные советы помогали!
Личная жизнь Елены Молоховец после смерти мужа в 1889 году, после тяжкой душевной болезни младшего сына была одинока и горька. К тому же сын Анатолий отправился в Сибирь, в которой видел будущее богатство и опору России, Леонид жил отдельно, дослужился до генерала, Константин поступил на флот и погиб в Порт-Артуре. Насмешка судьбы - во время осады города умер в постели от голода.
Время неслось со всё увеличивающейся быстротой. То, чего она так боялась, грянуло. В 1918 году на Петербург обрушились революционный террор и голод. Этой катастрофы девяностолетняя составительница самой здоровой и жизнелюбивой книги не пережила. Как и Розанов, перед кончиной откровенно нищенствовавший и голодавший. Как многие их столь разные читатели.
15 декабря Елену Ивановну похоронили по православному обряду на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.
НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА
В советские времена Молоховец обвиняли в «раблезианстве»*, в презрении к «простым классам», в доказательство приводя фразу из одного рецепта -«...после чего отжимки из осетрины можно отдать на кухню людям». На её счет безжалостно прохаживались даже очень хорошие и талантливые люди.
Так, Арсений Тарковский посвятил ей хулительное стихотворение.
...после чего отжимки можно отдать на кухню людям.
Е. Молоховец. Подарок молодым хозяйкам. 1911.
Где ты, писательница малосольная,
Молоховец, холуйка малохольная,
Блаженство десятипудовых туш
Владетелей десяти тысяч душ?
В каком раю? чистилище? мучилище?
Костедробилище?
А где твои лещи
Со спаржей в зеве? раки бордолез?
Омары Крез? имперский майонез?
Кому ты с институтскими ужимками
Советуешь стерляжьими отжимками
Парадный опрозрачивать бульон,
Чтоб золотым он стал, как миллион,
Отжимки слугам скармливать, чтоб ведали,
Чем нынче наниматели обедали?
Вот ты сидишь под ледяной скалой,
Перед тобою ледяной налой,
Ты вслух читаешь свой завет поваренный,
Тобой хозяйкам молодым подаренный,
И червь несытый у тебя в руке,
В другой — твой череп мямлит в дуршлаге.
Ночная тень, холодная, голодная,
Полубайстрючка, полублагородная...
Арсений Тарковский, 1957г
После октябрьского переворота Молоховец причислили к апологетам буржуазно-помещичьего обжорства, книгу её не переиздавали, хотя (куда же денешься!) кремлёвские повара готовили и готовят по сей день и по её рецептам.
В конце 40-х годов «главный пищевик» России Анастас Микоян невольно косвенно реабилитировал Елену Ивановну, издав роскошную «Книгу о вкусной и здоровой пище», до которой «вплотную приблизившийся к коммунизму рабочий класс» уже дозрел.
Львиная доля рецептов в этой книге (без указания имени автора) была беззастенчиво содрана у Молоховец и переведена на язык общепита. До сего дня очень распространён слух, что Микоян действовал по прямому заказу И. В. Сталина,с юности хорошо знакомого с книгой «поварихи всея Руси».
К счастью, как и все подлинные ценности, вкусные книги надолго пережили автора и сегодня постепенно возвращаются к нам. Правда, из всех предлагаемых меню нам (не миллионерам), как и в советское время, более всего подходит стол для прислуги. Подрастеряли мы за век тайны кулинарного искусства, опростились, да и обеднели. Не по Сеньке шапка.
КСТАТИ
Молодые хозяйки, читая переизданный ныне «Подарок...», с удивлением обнаруживают, что многие блюда они, сами того не ведая, готовят по рецептам Елены Молоховец. Просто рецепты эти переняты у мам и бабушек, которые, в свою очередь, узнали их из «кулинарной библии» Елены Молоховец.
Анна Баринова
* раблезианство - это такой дух, или мировоззрение — веселое, с не вполне пристойными шутками, с любовью к плотской стороне жизни — сытно и вкусно поесть, хорошо выпить (обязательно в веселой компании), ну, и что касается всего остального — тоже в пропорции.
При этом раблезианские весельчаки — люди образованные (сам Франсуа Рабле был доктором медицины), но им глубоко чужда сухая академическая, педантичная премудрость.
Можно много писать и говорить на этот счет, а можно прочитать веселые книги о Гаргантюа и Пантагрюэле. Тогда вопрос отпадет сам собой.
Елена Ивановна Молоховец,— представилась она. Розанов был немало изумлен неожиданным визитом, да и внешностью дамы, которую представлял по-иному—персонажем Пушкинского «Царя Салтана»—«бабой поварихой всея Руси».
Чем он может быть полезен женщине, чья энциклопедия ведения домашнего хозяйства под названием «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» издавалась уже 29 раз общим тиражом более 500 тысяч экземпляров? При этом, несмотря на непомерную цену книги — 4 рубля (для сравнения—это соответствовало цене примерно 4 кг лосося или 10 десятков яиц), считалось дурным тоном не иметь ее в хозяйстве даже в малообеспеченных семьях.
Стало даже традицией преподносить фолиант в качестве свадебного подарка. Семьи же с большим достатком обязывали себя непременно иметь последнее издание книги, а наивысшей зависти бомонда удостаивались фамилии, обладающие всеми 29-ю, мало чем дополненными, изданиями. Здесь Василия Васильевича посетила догадка. Последнее время он часто встречал среди продаваемых книг похожие издания, но под фамилиями Е. Мороховец, Е. Молоховская и даже оригинала с псевдонимом «НЕМолоховец»: так, видимо, сегодняшний разговор пойдет об авторских правах?.. Но и здесь он ошибся…