Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез.
Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно.
Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных.
Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па.
Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".
Петр следил за проведением ассамблей.
Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.
После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов.
Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие.
Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим.
Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями.
Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.
Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.
Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах".
Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.
Балы выполняли разные функции, в том числе социальные.
В зависимости от функций, они имели свои разновидности. Придворные балы, как правило, были скучны.
Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия.
Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.
Но светская молодежь предпочитала посещать московские – гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек.Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых.
Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», – писал Пушкин.
Какая прелесть, Танечка!!!!! Добрый вечер!!!! Бал - это же просто чудо.....
timogala пишет:
Какая прелесть, Танечка!!!!! Добрый вечер!!!! Бал - это же просто чудо....
Здравствуй, Галочка! Спасибо, что заглянула на музыку! Очень тебе рада!!!!! :)))
Общественные балы чаще всего устраивались в провинции.
Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов –семейные.
Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам.
В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.
Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах.
Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя. Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.
timogala пишет:
Ну что ты, Галочка! Замечательная музыка ! Спасибо большое!!!! Я еще только подумала , а ты уже выложила!!!! :)))
Это же бал! А на балу одних вальсов маловато...:)))
Дворянские балы в 19 веке
Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской.
Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом.
Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.
Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет.
Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.
Ансамбль солистов Гос. симф. орк. СССР п.у. О. М. Агаркова — Новогодний вальс
Незыблем был распорядок бала.
Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи.
После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами.
Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки.
В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму.
Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой.
Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев.
Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.
С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр...
На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья.
После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец.
Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.
Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией.
Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают.
При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж...
После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах.
Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую.
Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»
На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках.
Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка.
Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше.
На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала.
Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори.
К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом.
Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом.
Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи.
При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно.
Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр.
В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.
Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер.
Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера).
Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте. Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.
Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".
В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.
Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале
1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.
2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.
3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.
4. Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца.
5. Не рекомендуется выходить из танца до его окончания, если на то нет веских причин.
6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься. 7. Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими.
8. Запрещается нарушать направление движения танца.
Также необходимые на балу сведения:
Язык веера :
веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";
веер закрывается - "вы мне безразличны";
открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";
веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".
Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба): подать верхним концом - симпатия и любовь; подать ручкой - презрение; подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.
Давал три бала ежегодно.... Дело кончилось, не боюсь этого слова, плачевно....
aja пишет:
Татьяна Задорская "Новогодний вальс"
Спасибо! Понравился вальс ! Очень!
vovas пишет:
Давал три бала ежегодно.... Дело кончилось, не боюсь этого слова, плачевно....
Добрый вечер , Владимир! Спасибо за вальс! Только...что ж Вы так обреченно? Я всегда с огромным удовольствием слушала музыку от Вас ... и здесь и на старом КПЗ.... И думаю ...не я одна.........
Язык цветов
В начале XIX в. в моде были Александровские букеты - по имени русского императора:
Anemon - анемон;
Lilie - лилия;
Eicheln - желуди;
Xeranthenun - амарант;
Accazie - акация;
Nelke - гвоздика;
Dreifaltigkeitsblume - веселые (анютины) глазки;
Epheu - плющ;
Roze - роза;
первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр.
Символика цветов
василек - верность, искренность;
жасмин - непорочность;
маргаритка - терпение, печаль;
"медвежьи ушки" - вас хотят обмануть;
резеда - минутное блаженство;
дикая роза - простота;
белая роза - невинность;
тюльпан - гордость и неблагодарность;
фиалка - скромность и дружба;
ноготки - кокетство;
астра - величие;
петушки - спокойствие;
мак - воспоминания;
подсолнечник - чем больше вижу, тем более люблю;
белая гвоздика - целомудрие;
розовая гвоздика - брак;
лавр - торжество вечного целомудрия;
гиацинт - спокойствие души;
ландыш - символ пришествия Христа, непорочного зачатия.
Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее.
Цветок сам был текстом: мак - сохраним нашу тайну; цветы клевера - жениться или нет; лист клевера - жду ответа.
Татьяна!!!!!! Спасибо тебе!!!!! Замечательная работа!!!!! Прекрасные вальсы!!!!! Информация, иллюстрации....просто полный восторг!!!! Спасибо!!!!
Танюшка молодец!Иллюстрации, описание-все классное!И ВАЛЬСЫ тоже:):)Спасибо!!:)
timogala пишет:
Татьяна!!!!!! Спасибо тебе!!!!! Замечательная работа!!!!! Прекрасные вальсы!!!!! Информация, иллюстрации....просто полный восторг!!!! Спасибо!!!!
Мы с Галочкой не договаривались!!!:):)Просто эмоции одинаковые...:):)
Девочки, очень рада, что вам понравилось! Спасибо на добром слове!
Ну, Татьяна,действительно-просто произведение искусства...:)Молодчина!
Это ж труд такой-все подобрать, продумать...:)Информация очень интересная!:)Высший класс!:)
Все!Покупаю веер!проштудирую...:)
Или -иди сюда...или-иди нафиг:):)
Вот только БАЛ где найти?Ну..вееру тут не удивятся:)
Тут вообще ничему не удивляются:):)
Tatiana пишет:
Девочки!!!! А я замечаю, что у нас часто сходятся мнения и мысли..... не раз уже ловила себя на этом...)))) Правда правда...
Tatiana пишет:
Ну, Татьяна,действительно-просто произведение искусства...Молодчина!
Это ж труд такой-все подобрать, продумать...Информация очень интересная!Высший класс!
Все!Покупаю веер!проштудирую...
Или -иди сюда...или-иди нафиг
Представляешь как раньше все просто было....Очень интеллигентно можно было и пофлиртовать и , пардон, посл....отправить...:)))
Grig пишет:
В круженье вальса
Ах,какая прелесть!!!Лев Толстой...Война и мир...Замечательно!А вот уже ВЕНАНе совсем Вена, но вальс-ВЕНСКИЙ
timogala пишет:
Галочка, я тоже обратила внимание на совпадение музыкальных вкусов...:)))
АНТРАКТ!!!
Вместо буфета-знаменитых ЛЕБЕДУШЕК посмотрим:)П.И.Чайковского:)
Blondinka пишет:
Почему обречённо... Просто вспомнились школьные годы, уроки литературы и строки Грибоедова. А почему в прошедшем времени "слушала"? Теперь уже не слушаете?
aja пишет:
Татьяна Задорская "Новогодний вальс"
Приветствую еще одну Танечку!:)
Все....натанцевалась!Отойду...:)Девочки,(и мальчики:)-спасибо за чудесный Вечер Вальса!:)
И мне приятно,что в такой замечательный вечер столько знакомых и столько хороших мелодий...Спасибо вам,дорогие за доставленную радость!!!
aja пишет:
И мне приятно,что в такой замечательный вечер столько знакомых и столько хороших мелодий...Спасибо вам,дорогие за доставленную радость!!!
Как же тепло и приятно,когда рядом нормальные, добрые люди на Завалинке:)Доброй ночи, Танюша.:)
МИЛАЯ БЛОНДИНОЧКА-СНЕГУРОЧКА , ПРЕВОСХОДНО !!! СПАСИБО ЗА МГНОВЕНИЯ СЧАСТЬЯ И ПРАЗДНИКА, ЗА ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ ВАЛЬСОВ.
В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года.
Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными.
На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы.
Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев. Осваивалось танцевальное искусство медленно.
Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой.