Дмитрий Легут - Всё есть
"При появлении дополнительных коммуникационных возможностей и увеличении объёма общения, катастрофически падает его качество. Когда-то малограмотный солдат царской армии мог написать домой одно письмо в год. Но по своей глубине и значимости оно перевесит сотни страниц в нынешних чатах и форумах." - Дмитрий Александрович Легут... Всё есть (2010)
Помимо осточертевших эстрадных «грандов», в России есть музыканты, которые, Не будучи допущены к пирогу массового вещания, спокойно сочиняют, записывают, издаются, концертируют и пользуются популярностью в узких кругах. Гитарист и харпист, сочинитель и исполнитель собственных песен, самобытный поэт и прозаик Дмитрий Александрович Легут (1969) сформировался под влиянием джазовых пристрастий отца , рок-н-ролльных пристрастий брата, творчества Майка Науменко. Он исполняет лирические баллады, блюз и его производные, отмечена также и тяга к исполнению романсов.
Написал около сотни песен, сменил много профессий и музыкальных коллективов, в силу особенностей характера остановился на индивидуальном исполнительстве, по натуре -медленный, редко прибегает к помощи сессионеров. "Мне кажется, что то, что я хочу спеть и сыграть, будет органично звучать в исполнении гитары, голоса и губной гармошки."Считается, что он работает в стиле "комнатный рок", некоторые записали его в "блюз-барды", лирика определенно интеллектуальная, слова у него не менее важны, чем музыка. По исполнительской манере близок к Науменко и Чигракову, но очевидно оригинален и узнаваем.
Интеллигентный, погруженный в собственные глубины, скромный и малоулыбчивый, но обаятельный, любитель и почитатель творчества «Битлз» , Воннегута, Михаила Науменко, Боба Дилана, Александра Вертинского, Роберта Джонсона, Пинка Андерсона, Сергея Довлатова, Умки (Анны Герасимовой), Бориса Гребенщикова.
Много слушает черных блюзменов 20-х, 30-х, 50-х годов.Артистический профессиональный стаж Дмитрия не велик : зарабатывать сочинением и исполнением вокально-инструментальных произведений он стал после тридцати, в начале «нулевых». Дискография Легута состоит из четырех изданных на CD альбомов: "Комнатный рок" (2005), "Жития несвятых" (2008), "Оптимистический блюз" (2010) и сборника "Всё есть" (2010).
Снискал себе репутацию техничного гитариста и творческого думающего музыканта с собственной жизненной позицией. Его концертные программы помимо песен содержат прозаические и поэтические миниатюры иронического содержания. Дмитрий Легут регулярно и охотно выступает в клубах и небольших концертных залах разных городов и стран (США, Израиль), на фестивалях, частных мероприятиях.
Его блюзы в музыкальном плане не уступают лучшим образцам акустического направления этого жанра, гитарой владеет очень хорошо, хотя и не имеет музыкального образования.Много гастролирует, но не сотрудничает с продюсерскими центрами и концертными агентствами.
Он ориентируется на сеть людей, культурно-эстетические потребности которых не удовлетворяются тем, что показывают по ТВ и продают в ларьках. Эта сеть превращает кафе и квартиры в концертные площадки, организует фестивали, открывает профильные магазины и издания, формирует культурную среду, в пространстве которой живут и работают независимые артисты. Это все похоже на так называемую «систему» в которой существовали советских хиппи, где они были духовными родственниками, членами одного клана.
Нынешняя андеграундная творческая сеть и есть во многом продолжение той «системы».Симпатизирует в творческом плане Ольге Ступиной, Александру Репьеву. Некоторое время работал музыкальным критиком в издании, посвященном русскому шансону. Это, по его словам, не было творчеством и служением, это была работа за деньги. К жанру относится скептически, его нынешнего названия «русский шансон» не признает. Блатную и дворовую песню На своём месте, в своей среде считает вполне оправданной– это иногда очень даже стильно и талантливо.
Легут считает, что жанр пропал тогда, когда была сделана попытка его облагородить и сделать доходной отраслью эстрады. В результате натуральные, аутентичные герои кабацко-блатной песни исчезли. Появились толпы фонограммных убожеств, с фальшивым надрывом хрипящих что-то о превратностях судьбы. Лучшая иллюстрация – «Шансон года» в Кремлевском дворце – тысячи дам в немыслимых туалетах и господ в блестящих костюмах съезжаются насладиться правильными песнями для правильных пацанов.
Вместе с тем Дмитрий Легут признает, что до последних советских лет блатняк оставался наименее искажённым подвидом настоящей народной песни. Свой взгляд у Легута и на судьбу народной песни, эстрадную песню, причины появления бардов и русского рока. " Русскую народную песню за десятилетия руководства в сфере культуры угробила советская власть. Причём сделала это из самых лучших побуждений – привить академизм и повысить качество исполнения. Ну и по своей извечной привычке всем руководить.
Появилась псевдорусская псевдонародная песня - профессионально изготовленная, но к настоящему народному творчеству имеющая весьма отдалённое отношение.
В это же самое время русской деревне - хранительнице песенной культуры, стало совсем не до песен - коллективизация, война, трудодни, сельхоз налоги,отсутствие свободы перемещения. А блатняк остался незатронутым академическим и идеологическим влиянием жанром. Многие люди воспринимали его как форму социального протеста, находили в нем свой глоток свободы, как они эту свободу понимали. Потом более искушённые и эстетически требовательные интеллигенты начали протестовать посредством бардовской самодеятельной песни.
Еще позднее молодёжь избрала формой своего неподцензурного искусства рок. Что касается советской эстрадной песни, то видимо идеологический контроль и социальный заказ были для песенного искусства меньшим злом, чем нынешняя, ничем не ограниченная власть денег. Сыграла свою роль и мифология советского времени, – мифы о жизни в советское время были куда поэтичнее и образнее, чем нынешние. "Почти научно подошел к описанию лирики Легута обозреватель из Минска Александр Максимов:
"В основе литературной концепции отчетливо просматривается ярко выраженный персонализм с изрядной долей экзистенциализма. Наблюдения и размышления преподносятся широкими яркими мазками в духе импрессионизма. Если бы не самоирония и отточенное остроумие, Дмитрия можно было бы упрекнуть в отчаянном самокопании и достоевщине. Не всякий слушатель готов к очень личному и сокровенному содержанию некоторых песен."
Не откажу в свою очередь себе в удовольствии:В: Какой город, в котором ты давал концерт, был самым «тёплым» для тебя и почему?
О: - Мне очень нравится Питер с его людьми, обликом, мифологией. Особенно запомнилось выступление в легендарной полусумасшедшей «Камчатке» - это было настоящее путешествие в 80-е с целой галереей персонажей – хипы, почем зря играющие на своих дудочках и барабанах, пьяные маргиналы, читающие наизусть Бродского, барышня, которая, зная, что после концерта мне бежать на поезд, наделала, бутербродов в дорогу...Такой восхитительный сюр....
*****
Цитаты из интервью :
Чем отличается шоу-бизнес России и США ?
"В Америке у шоу-бизнеса есть сто этажей, а в России – два. Верхний – это пентхаус, а нижний – это подвал.Пентхаус в России– это те люди, которые закрепили за собой право быть официальными, засвеченными артистами. Это просто некий статус.
Вход туда – по каким-то своим определенным правилам. За вход надо платить, в том числе и творческими ограничениями и уступками.Америка хороша этой «многоэтажностью» - если ты интересно играешь и поешь, ты можешь оказаться в нормальном внятном клубе, где тебя попросят выступать каждую субботу. И ты уже окажешься на одном из этих этажей.
А если эти субботы станут аншлаговыми, то ты непременно получишь приглашение от кого-нибудь еще выше этажом. И станешь еще немного более востребованным, известным и более богатым. У них жизнь артиста строится на основе нормальной логики. Там хоть в какой-то степени от тебя зависит то, что с тобой происходит.
А здесь от тебя, наверное, вообще ничего не зависит. Ни для кого не секрет, что у нас можно быть совершенным никем, и, одновременно звездой. А можно быть гением и прозябать беспросветно. Такая вот грустная разница." " -Я не считаю себя закрытым и погружённым в себя, хотя слышу подобные замечания нередко.
Наверное, в этом впечатлении виноваты мои нежелание и неумение активно и умышленно нравиться залу. Я не люблю смотреть в глаза, что называется, без спроса, не владею искусством управления улыбкой и не говорю со сцены о том, что «впервые пою для такой потрясающей публики». На первом плане песни, которые открывают меня будь здоров как со всеми глубинами и мелями. "
Не за что, Сережа !
Жаль только, что маловато наших артистов в этом жанре, а многие из них работают только на английском, пытаясь всерьез проявиться на мировой сцене, что сложно в блюзе как для русского, так и для китайца, к примеру.
СПАСИБО!!! Опять новое для меня имя. Да ещё своё. И тексты интересные.