Эти песни мне посчастливилось отыскать на просторах интернета. Если кто-то располагает другими записями, то буду очень благодарна.
- Елена Шишкина - Дай на тебя наглядеться (стар.романс)
- Елена Шишкина - Если сердце просит увлеченья
- Елена Шишкина - Лебединая песня
- Елена Шишкина - Чайная роза
- Елена Шишкина - Я грущу
- Елена Шишкина - Он виноват
1
20.02.2025 17:21
Какой же замечательный пост!
О Шишкиной я читала в воспоминаниях Стронгиллы Иртлач-но как же давно это было.
О Стронгилле мы много говорили на старом сайте, она замечательная,а вот Елена Шишкина для меня-terra incognita)))-ниччего не могу добавить из песен
Спасибо,Валюшка,интересно и познавательно-для расширения музыкального кругозора,ты умница во многих музыкальных жанрах,всегда говорила и говорю это абсолютно искренне,спасибо тебе большое за иллюстрированный интересный пост и,конечно же,за песни!
0
21.02.2025 02:05
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
С незапамятных времен в Петербурге на берегу Малой Невки существовало живописное место под названием «Новая деревня», напротив которой – на Елагином острове – располагался популярный ресторан «Аркадия», а рядом – на Крестовском острове – существовал знаменитый «Самарканд»… В этом районе издавна проживали хоровые цыгане, певшие в тамошних заведениях. Среди многочисленных кланов, оставивших неизгладимый след в музыкальной истории, были семьи Поляковых, Пайковых, Бауровых, Ильинских, Шишкиных, среди которых были изумительные певцы, танцоры, музыканты – живые легенды своего времени. О судьбе любимицы Петрограда Елены Егоровны Шишкиной и пойдет рассказ…
Вышедшая из старинного ладожского клана певчих цыган Бауровых, Елена Егоровна, по свидетельству современников, являлась одной из последних «могикан» староцыганского таборного пения, сохранившая в своем творчестве исконные черты и традиции, восходящие корнями к истокам искусства легендарной Стеши и знаменитой пушкинской Тани. Воспитанная в духе высокой хоровой культуры, обладающая необыкновенно низким тембром бархатного контральто, отличавшаяся от многих своих соплеменников природной нравственной интеллигентностью, Елена Шишкина была уникальным явлением среди зачастую безликой массы новодеревенских цыган.
Как свидетельствовал близко знавший семейство Бауровых-Шишкиных «самаркандский» гитарист Панков, Елена Егоровна родилась в 1869 году в так называемом «паршинском доме», исконном пристанище старопетербургских цыган. После четырехлетнего посещения церковно-приходской школы, согласно семейной традиции, девочка была определена в хор Калабина. Позднее, в середине 90-х годов, «красавица Леночка» стала одной из ведущих примадонн самаркандского шишкинского хора… Именно здесь решалась жизненная судьба талантливой певицы. Она вышла замуж за племянника Шишкина – гитариста Алексея. Правда, брак их оказался непрочным: прямая и независимая Елена Егоровна явно не подходила для отведенной ей роли покладистой цыганской жены. Зато творческий союз продолжался вплоть до самой смерти Алексея – в разгар первой мировой войны.
Первоначально, поддержанная родственником, чета Шишкиных создала свой собственный хор в только что открывшемся на Каменно-Островском проспекте ресторане «Аквариум», где пел и младший брат Елены – Иван, обладавший прекрасным баритоном. Для рекламы нового ресторанного хора его владельцем были заказаны исполняемые известным опереточным артистом Монаховым куплеты:
Совет прелестный дам
Я всем вам, господа:
Когда взгрустнется вам,
Спешите все сюда!
Здесь цыганских песен звук
Всю тоску разгонит вдруг,
Они волнуют кровь —
В них веселье и любовь!
Здесь Лены встретишь милый взор…
Однако вскоре здоровье Елены Егоровны, страдающей закрытой формой туберкулеза, пошатнулось. На собранные хоровыми цыганами деньги она поехала лечиться в Ялту, где, судя по открытке, адресованной брату, она чувствовала себя, как в раю. Проведенный курс лечения заметно укрепил здоровье актрисы. Она возвратилась в Петербург, где стала одной из ведущих певиц хора.
К концу 1910-х годов относятся и несколько грамзаписей песен Шишкиной – на пластинках русского отделения американской фирмы «Колумбия». В это время артистка часто выступала не только на сцене и в именитых домах Северной Пальмиры, но и на летних кавалергардских царских балах – в Царском Селе и Павловске.…Однако вскоре здоровье Елены Егоровны, страдающей закрытой формой туберкулеза, пошатнулось. На собранные хоровыми цыганами деньги она поехала лечиться в Ялту, где, судя по открытке, адресованной брату, она чувствовала себя, как в раю. Проведенный курс лечения заметно укрепил здоровье актрисы. Она возвратилась в Петербург, где стала одной из ведущих певиц хора.
К концу 1910-х годов относятся и несколько грамзаписей песен Шишкиной – на пластинках русского отделения американской фирмы «Колумбия». В это время артистка часто выступала не только на сцене и в именитых домах Северной Пальмиры, но и на летних кавалергардских царских балах – в Царском Селе и Павловске.
С началом войны один за другим стали закрываться модные кафе-рестораны. Опустел ‘Самарканд», погасли зазывные огни «Виллы Родэ» и «Аквариума». Иссякли основные доходы ресторанных певческих цыган. Жизнь становилась все труднее…
После Февральской революции Шишкина выезжает из голодающего Петрограда в Москву, откуда начинаются ее хождения по мукам гражданской войны. Вот что рассказала ветеран сцены дома имени Савиной заслуженная артистка РСФСР Пина Васильевна Маевская:
«Впервые я познакомилась с Еленой Егоровной в только что освобожденном от колчаковцев родном моем Семипалатинске, на репетициях революционной драмы «Казнь». Я, в то время начинающая актриса, была занята на вспомогательной роли, а Шишкина, по ходу действия одной из сцен, должна была петь за кулисами старинную цыганскую песню времен пушкинской поры. Поставленный группой местных энтузиастов, этот спектакль в освобожденном городе стал как бы зародышем нового народного драматического театра. Надо сказать, что и сама постановка, и особо украшавшее ее пение Шишкиной имели огромный успеху зрителей… А еще в то время я начинала готовить роль Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице» Островского. Именно благодаря Елене Егоровне мне удалось творчески проникнуть в сущность загадочного образа Ларисы. Не случайно эта роль оставалась коронной в моем творческом репертуаре…»
Оторванная от любимого хора, Шишкина очень тосковала по новодеревенской жизни и как только представилась первая возможность, вернулась снова в Северную Пальмиру, заняв место примадонны хора Василия Полякова, выступала в эстрадном дивертисменте перед сеансами в синеме «Ниагара» – на проспекте Карла Либкнехта Петроградской стороны, о чем свидетельствует афиша, найденная в архиве музея эстрады на Моховой.
Последняя встреча Маевской и Елены Егоровны произошла летом 1934 года на эстрадной площадке Ереванского сада отдыха, куда певица приехала па гастроли в составе новодеревенской группы Масальского. «Однажды, как вспоминает Маевская, я случайно увидела на афишной тумбе рекламу, извещающую о начале гастролей новодеревенского ленинградского хора. Среди имен ведущих исполнительниц мое внимание привлекла фамилия Шишкиной. Через несколько дней я со своими друзьями навестила ее… Надо сказать, что запечатлевшийся в моей памяти облик красивой, статной черноволосой и черноглазой женщины в первые мгновения померк при виде полуседой морщинистой старушки. Да и она с трудом узнала меня. Но тут же, порывисто оживившись, она в этот незабываемый вечер – под аккомпанемент племянника, гитариста Вербицкого – исполнила для гостей старинные гусарские, русские, цыганские таборные песни и романсы, такие как «Нищая», «Дождичек», «Не одна в поле дороженька»…
В середине тридцатых годов Шишкину постигло несчастье. Однажды, когда она хлопотала на кухне, ей в глаза попали брызги раскаленного сала, и Елена Егоровна полностью потеряла зрение. Все же артистка продолжала концертную деятельность. Особенно популярными у ленинградцев стали ее выступления в театре Гайдебурова или в зале этнографического музея, где проводил свои лекции по истории искусства цыганского народа известный фольклорист профессор Всеволожский – Генгросс.
Незадолго до начала второй мировой войны Шишкина периодически пела на эстрадной площадке ленинградского Сада отдыха. По воспоминаниям одного из современников, эти выступления начинались несколько необычно:
«Неожиданно за несколько минут перед началом выступления в зале гасился свет, а когда огни рампы вспыхивали вновь, то перед изумленными слушателями под мелодичные звуки гитар возникал силуэт сидящей в кресле – на фоне живописного декоративного панно, где на синей глади пруда плавали два белоснежных лебедя – невысокой, красивой, стройной, хотя и пожилой женщины. Одетая в длинное белое платье, она всем своим обликом сама напоминала лебедицу».
Пела Елена Егоровна в сопровождении двух гитаристов – Шишкина и Васильева – поражая слушателей необыкновенно чарующим голосом. По манере и традиции исполнения она продолжала искусство Вари Паниной и других знаменитых певиц.
Репертуар её был широк и разнообразен, от цыганских таборных, русских народных песен до романсов Варламова, Алябьева, Глинки, Чайковского. Видимо, не случайно газета «Новое время» в 1889 г. среди лучших цыганских певцов Петербурга назвала только два имени – тенора Дмитрия и молодую Леночку. Наибольших успехов Елена Шишкина добилась в пении таборных цыганских и русских народных песен. Русские песни она непосредственно изучала по сборнику Рупини, стараясь как можно ближе приблизиться к оригиналу. Наверное, поэтому именно с её напева, записанного в 30-е годы Гиппиусом, Н.А. Обухова разучивала русскую народную песню «Что во поле пыльно». Вадим Алексеевич Козин в юношестве перенимал манеру пения у старых цыган и также учился пению у Елены Георгиевны Шишкиной, легендарной солистки цыганских хоров.
Приблизительно с 1897 по 1902 гг. Елена Шишкина много и успешно гастролировала в Москве и других городах, вследствие чего её иногда называли московской певицей «Стрельнинского хора». Но ещё более популярной она была в Петербурге, где стала подлинной примадонной – запевалой петербургских цыганских хоров. Во время одного из выступлений, в середине 80-х годов, в ресторане «Самарканд» обезумевшая от восторга публика «окунула её в ванну», наполненную шампанским вином. Нет слов, чтобы описать, например, впечатления от исполнения Еленой в своей аранжировке русской народной песни «Государь мой батюшка, Сидор Карпович» с хором. Может быть, вот это меткое выражение подойдёт сюда, кем-то сказанное по подобному поводу: «..а зрители были в таком восторге, что только на стены не лезли». Очевидцы единодушно утверждали, что действительно было за что её искупать в шампанском.
Елена Егоровна Шишкина была также незаурядным аранжировщиком песен. Известна сочинённая ею на собственные стихи Рождественская детская песенка.
Одной из любимейших учениц Елены Егоровны была певшая с ней многие годы и ставшая впоследствии замечательным мастером песенного жанра тюзовская цыганка – турчанка Стронгилла Шеббетаевна Иртлач, донесшая до наших дней неповторимое очарование цыганского таборного пения времен Пушкина. По свидетельству Стронгиллы Шеббетаевны, Елена Егоровна умерла в суровые дни ленинградской блокады зимой 1943 года в возрасте восьмидесяти лет и была похоронена на ныне снесенном Митрофаньевском кладбище. Так окончился в безвестности трагический жизненный и творческий путь легендарной цыганки.
В заключение остается добавить немногое. Как рассказывала С.Ш. Иртлач, ее сковывала непривычная обстановка студии звукозаписи, и поэтому на немногочисленных напетых ею пластинках голос певицы обретает жесткий тембр, не позволяющий воспроизвести все оттенки ее прекрасного, чарующего голоса…
Ведите, скрипка и гитара,
Неразрешимый вечный спор.
Я никогда не стану старой,
Пока поет цыганский хор!
Умчитесь прочь, мои печали,
И, в даль счастливую маня,
Взмахни крылом цыганской шали,
Шальная молодость моя!
--
Я грущу, если можешь понять
Мою душу доверчиво нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою, странно мятежную…
Только в 30-е годы удалось сделать несколько записей её голоса. Теперь эти записи стали уникальными, ибо это единственная певица из хора Н.И. Шишкина, голос которой записан на пластинки. И хотя на пластинках слышен голос 70-летней певицы, в памяти современников она сохранилась как неподражаемая исполнительница песен-плясок: «Соса Гриша», «Мулодат», «Малярка».
Вспоминая «Малярку» выдающийся цыганский гитарист Сергей Сорокин сказал, что он перенял её у Елены Егоровны, которую хорошо знал, и добавил: «Елена Шишкина составила собой целую эпоху в цыганском пении». Более кратко и полно, пожалуй, и не скажешь.