Мелодии Бориса ТИХОНОВА (Записи 50-х годов).
СЕЙЧАС ТАК НЕ ИГРАЮТ. (Записи 50-х годов) МЕЛОДИИ БОРИСА ТИХОНОВА: 1. Фокстрот РУЧЕЁК; 2. Медленный вальс ТОПОЛЬ; 3. Фокстрот ВЕСЁЛЫЙ НАПЕВ; 4. Галоп БЫСТРОЕ ДВИЖЕНИЕ; 5. Фокстрот ИНТЕРМЕЦЦО; 6. БАЛЬНЫЙ ВАЛЬС; 7. КАРЕЛО-ФИНСКАЯ ПОЛЬКА; 8. Полька ВЕТЕРОК; 9. Вальс НА МОРЕ; 10. Фокстрот НА РОЛИКАХ; 11. ТАНГО; 12. Вальс ФЕЙЕРВЕРК; 13. ТАНЕЦ; 14. Танго НА АЭРОДРОМЕ.
Наверное, Борис Ермилович, живя бурной, переполненной жизнью, работая, любя, наслаждаясь музыкой, природой, общением с людьми, вряд ли задумывался о посмертной славе, о новой “жизни после жизни”, вряд ли мысленно читал какую-либо книгу о себе.
Но вот появилась необходимость в ней, внешне мотивированная восьмидесятилетним юбилеем своего героя и внутренне желанная и насущная для всех тех, кто его любит и помнит.
Можно себе представить, как отдельные страницы этой книги взволновали бы Бориса Ермиловича, другие позабавили и даже рассмешили, где-то он задумался бы о незавершенном, об упущенном и невозвратном.
Но сам факт появления этой книги говорит о том, что человек этот состоялся и как музыкант-профессионал, и как яркая одаренная личность, и как сын, муж, отец, несмотря на всю запутанность и сложность житейских отношений, органически присущих его судьбе, как судьбе любого настоящего человека искусства.
А то, что он был этим истинным творцом, художником, человеком искусства, мне довелось почувствовать не только с первых минут общения с ним, а с первых секунд заочного знакомства по радио и на пластинках, где с избыточной силой, звонким жизнелюбием, волнующей мелодической пластикой шумел целый океан его прозрачных вальсов, задорных полечек и очаровательных кадрилей.
В нем жила светлая, непостижимая гармония всех русских самородков, таких как Есенин, Шаляпин, Суриков… В нем дышала страсть и тоска этих хрупких титанов отечественного искусства, в нем остро соприкасались край бытия и бескрайность таланта, в нем пела, буйствовала, замирала истинно русская душа.
Когда я познакомился с Борисом Ермиловичем, внутренне он мне, пожалуй, был более близок, чем своему зятю — моему младшему брату Александру.
Мне были интересны и необходимы любые высказывания, воспоминания этого человека, этого музыканта, так как мои профессиональные пристрастия были обращены к искусству. Тогда я уже стал искусствоведом и членом МОСХа; интерес мой был прикован и к джазовым музыкантам.
В то же время моей главной любовью стала поэзия. Такая находка для пишущего стихи — личное знакомство с душевным, неповторимым Тихоновым!
Ермилыч эпизодически появлялся в нашем доме, внося легкий аромат богемных странствий в аккуратно-простенькую среду профессорского обиталища. Он также заезжал к нам из своих знаменитых можайских рыбалок на скромную дачку в деревне Агафоново, где у него были кровать и одеяло.
Нередко угощал нас свежим уловом, интересовался огородными успехами отца, словно ненадолго приникал своей скитальческой душой к нормальному семейному очагу.
Были разговоры, шутки, уместное домашнее застолье. Ему с моим отцом было о чем поговорить: оба участвовали, каждый на своем месте, в прошедшей войне, оба много путешествовали, в том числе за желанными пределами нашей родины, нередко бывая в разное время в одних и тех же местах, оба были любознательны и информированы далеко за рамки своих столь не близких профессий.
Ученый рассказывал музыканту о своих незабываемых встречах с Циолковским, перелистывал вместе с ним бесценные научные труды Константина Эдуардовича, собственноручно подаренные великим ученым и пророком моему отцу; профессор, начинающий художник-любитель, показывал музыканту свои этюды подмосковных мест, поделки из дерева, а музыкант вспоминал удачные гастроли, а также с неистощимым юмором повествовал о заветных перипетиях очередной рыбалки.
И здесь отец, пытливый знаток и страстный любитель природы, находил в собеседнике родственную душу. Более того, он отзывался о нем по этому поводу с добрым чувством завистливого уважения:
«Борис Ермилович — не поверхностный турист в лабиринтах природы, он ее сокровенная частица, ее неповторимая черточка — как дерево, овражек, озеро, звезда в небе, тропка в лесу…”
Не ручаюсь за точность слов, но смысл их однозначен: это вроде бы не хитрый, но заботливо взлелеянный всей душой талант понимания и сопереживания природы; это ощущается и в музыке мастера, в его исполнительской манере, в его органическом чувстве поглощенности любимым инструментом, в красоте и вкусе всех его композиций, духовно соприродных благородному российскому пейзажу, простору русской души, народному характеру, раздольной стихии национального фольклора.
Нынешнее засилье в нашей эстраде компьютерных схем, убогого электронного звучания, где силовой форсаж неловко компенсирует авторское творческое бессилие, заставляют вспомнить золотые страницы отечественной легкой музыки, ненадолго засиявшие искренним трепетом и естественной самобытностью в 50-60-е годы.
Б.Е.Тихонов вписал в эти страницы свое имя и имена коллег твердой рукой профессионала. Он расширил амплуа традиционного и любимого в народе инструмента, подняв его значение от лубочнопростонародного до универсально-многожанрового.
Тихоновский баян объединил изначальную фольклорную природу и тщательное композиторское мастерство, воссоздал на даровитой песенной основе темпераментную джазовую манеру исполнения. Борис Ермилович насмешливо-иронически относился к пышным эпитетам и громким титулам.
Для него не было ни оскорбительным, ни уничижительным бытующее в профессиональной среде определение “лабух”, в которое он вкладывал сокровенный, выстраданный смысл.
Лабух — это музыкант, который умеет абсолютно все: от частушки до симфонии; и абсолютно везде: от скромных деревенских похорон до высоких торжеств в Кремлевском дворце.
Великими лабухами были Рахманинов и Чарли Паркер, славянский вещий Боян и греческий Орфей.
Надеюсь, на этом фантастическом пиру искусств герой нашей книги был бы далеко не чужой. В истории современной музыки Борису Тихонову воздастся по заслугам и за его композиторскую и исполнительскую практику, и за участие в одной из первых джазовых трупп — оркестре Кнушевицкого, и за создание собственного уникального квартета, запомнившегося многим искрометностью и артистизмом всех без исключения номеров.
Эта же книга написана “домашним кругом” своего героя, поэтому, может быть, не слишком научно сбалансирована и композиционно увязана, но не тем ли она и драгоценна, что рождалась вне какого-либо социального заказа, без ремесленнической натуги, на легком дыхании любящего сердца, на быстром беге по клавиатуре увлеченных мелодией пальцев.
И читать ее надо соответственно, радуясь вместе с терпеливым и старательным автором, не пеняя ему за некоторый перебор чувств и впечатлений, помня, что относятся они к человеку безусловно талантливому, яркому, замечательному.
Никита ИВАНОВ
Дни проходят, годы пролетают.....
Творческий путь Б.Е.Тихонова .
(По материалам не изданного в “Музыкальной жизни”«Справочника о композиторах и музыковедах СССР”.)
ТИХОНОВ Борис Ермилович родился 17 ноября 1919 в Калинине (Тверь), умер 26 декабря 1977 в Москве. Композитор, баянист.
В 1939 окончил Московский обл. инструкторско-педагогический техникум им. Октябрьской революции по классу баяна В.С.Рожкова.
В 1939 занимался в муз. училище им. Гнесиных по классу Ю.А.Шапорина.
В 1939 -1947 — баянист Ансамбля песни и пляски при Центральном клубе НКВД СССР.
Участник Великой Отечественной войны;
В 1947 — 1949, 1951 — 1959 — артист эстрадного оркестра Всесоюзного радио под упр. В.Н.Кнушевицкого.
В 1947г. впервые в СССР создал инструментальный эстрадный квартет.
В 1949-1951 — баянист хореографического ансамбля “Березка” под упр. Н.Надеждиной.
В 1959 — 1961 — артист Комитета Сов. Мин. СССР по радиовещанию и телевидению
В 1964 — 1966 — солист-баянист и руководитель ансамбля Москонцерта.
Сочинения Б. Е. Тихонова: для симфонического оркестра — поэма “Дорогой отцов” (1967) (сл. Б.Дворного), для голоса и оркестра народных инструментов — цикл “108 дней, не считая дороги” (сл. О.Волина) (1966), для хора в сопровождении оркестра народных инструментов — сюиты: “Поем Сибирь просторную” (1961), “Тебе, моя любимая” (1961) ( обе на сл. В.Кузнецова и В.Семернина); для баяна и эстрадного оркестра — Концертная полька (1946), полька “Огонек” (1956), вальс “Фейерверк” (1959), полька (1961),полька (1955);для баяна и оркестра народных инструментов — “Фантазия” (Пейзаж. Половцы. Всадник.) (1966), Концертный вальс “В полете” (1967), “Нёрльский вальс” (1967) ;для инструментального квартета — “Быстрое движение” (1950), “Галоп” (1951), “Колхозная кадриль” (1954), “Выходной марш инструментального квартета” (1956), “У околицы” (1959), “Юмореска” (1960), “На яхте” (1963), “Песня полей” (1965), Калязинская кадриль” (1967); танго: “Южный берег” (1947), “Вечером” (1956), “Танго” (1959), “Па аэродроме” (1964), “Танго” (1957) ;польки: “Карело-финская полька” (обработка) (1951), “Ветерок” , “На сенокосе” (1970), “Полька” (1955), “Полька” (1956); фокстроты: “Веселый день” (1946), “Интермеццо” (1946), “Веселый напев” (1947) , “Ручеек” (1948), “На роликах” (1964), “Под парусом”
учебно-педагогическая литература, в том числе: пьесы (более 20), этюды (более 30);
сборники: “Эстрадные произведения для баяна”. М., 1971;
“Б.Тихонов.
Песни для голоса в сопровождении баяна.” изд.’’Советский композитор”. М., 1974;
“Избранные пьесы для баяна”. М., 1982.
НАТОЧКА 783,спасибо за ролики!!
ЦВЕТУЩИЙ МАЙ-квартет п.у.Бориса Тихонова
ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС
Здравствуйте, Deduschka! Спасибо за Ваш отклик и музыкальное дополнение в этот пост. С уважением! В.Я.
На некоторых пластинках написано, что Тихонов играл на аккордеоне, на других - на баяне. Мне кажется, что у него был КНОПОЧНЫЙ АККОРДЕОН. Поэтому такая путаница. Григорий
Еще одна приятная приятность. Никогда о нем не слышал. был еще маленьким. да и жил не в Москве. Спасибо за пост.
Приведу малоизвестный факт. Борис Ермилович Тихонов играл на баяне. А звук от этого баяна шёл аккордеонный! Это было результатом случая.
Когда Тихонова пригласили в эстрадный оркестр Всесоюзного радио,
его руководитель В. Н. Кнушевицкий поставил перед Борисом серьёзное условие: чтобы у него был инструмент наивысшего качества. Казалось, данное условие было невыполнимым, т.к. "поставив все комиссионки на уши", Тихонов так и не мог найти баян с достойным звуком. Сам по себе, необходимый звук был. Но он был у аккордеона. Было найдено решение: Тихонов этот аккордеон приобрёл, а мастер по ремонту, убрав клавиши, вставил в этот аккордеон баянную клавиатуру.
Именно поэтому, звук "баяна" Тихонова особенно в те годы сильно
отличался от истинного баянного звука и по существу был аккордеонным.
Владимир,у вас теплые и интересные посты-спасибо!
...
‘‘…Его можно слушать долго и с большим наслаждением…” (Шофер, г.Воркута).“…
Нет слов, чтобы передать силу эмоционального воздействия его игры. Его игра, его музыка делают чудеса: снимают усталость, поднимают настроение, дают заряд бодрости, делают человека жизнерадостным… ” (Шахтер, г.Свердловск).“
…Зрители всех вкусов с удовлетворением и радостью воспринимали великолепное звучание виртуозных импровизаций аккордеона…» (Художник, г.Истра).
“Какие чудные произведения оставил он людям, его музыка полна изящества, огромной эмоциональной выразительности. В его произведениях (во всех!) пленяющая красота. Такое мог создать только человек высокой культуры при непременном редком благородстве души”. (Писатель, г. Тверь)
Человек пишет книгу,но и книга пишет человека.(Крылатое выражение).
Предисловие.
Мог ли при жизни предполагать Борис Тихонов, что о нем будет написана книга, что родится она внутри его семьи? А возьмет на себя основной труд и моральную ответственность сложить все эти пестрые разноцветные камешки в логическую мозаику его дочь и духовная наследница Елена Борисовна Тихонова — Иванова?