Проблема неквалифицированного потребителя.
Проблема неквалифицированного потребителя 05.09.2018.
«Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя»
(Цитаты великих людей. Фурсенко А.А.)
Есть любители подискутировать на тему, что такое общая культура, интеллигентность, хорошее воспитание, образование и прочие субъективные, спорные, но вполне явственно осязаемые при личном контакте явления. Можно привести тонны определений и точек зрения, но важны не они, а то, являются ли упомянутые качества человека и гражданина востребованными в обществе и поддержанными государством, начиная со школьной скамьи.
Чему детей учили при «зловещем Советском Союзе», кто помнит?
«К четырем прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе».
Но даже самые добрые книжки заставляют мыслить и переживать, если это честные книжки. Все школьники обливались слезами над печальной тургеневской историей о Герасиме, злой барыне и несчастной собачке. Травмировало ли это детскую психику? Еще как. Были ли эти слезы благотворными? Несомненно. Потому что слезы сопереживания никогда не падают в землю бесплодно – они учат не причинять боли другому и защищать слабого и безответного.
Не всем школьникам нравился Ф.М. Достоевский и его «Преступление и наказание». Но все добросовестно вслушивались в пронизанный нервом и отчаянием крик души студента Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею?» Все ли средства так уж хороши и дозволены для достижения поставленной цели или же существует некая запретная грань, которую нельзя переступить, а раз переступив, можно ли дальше жить с этим? И какой станет эта жизнь?
А поэзия? Это же сплошная травма для детской и подростковой психики. К чему это сказано: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» Это что за буря такая – небось страстей человеческих. А может быть, и того хуже, призыв к какой-нибудь политической буре. Зачем это современному российскому потребителю? Не надо бури. Да и всякая, прости Господи, любовная писанина. Это чему хорошему дети, с колыбели приученные к межполовым отношениям уровня «Дома-2» и рекламе презервативов научатся у какого-нибудь Есенина?
«И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя».
Долой эту бодягу с корабля современности. Начитается подросток всяких стихов и поэм, а потом потребитель из него вырастет неквалифицированный, уверенный, что не все в жизни дозволено и не все средства хороши. Еще и задумываться начнет, зачем да для чего он живет, и вообще, что вокруг происходит. А если это явление приобретет массовый характер? Если все подростки начитаются книжек и думать начнут (а это процесс взаимосвязанный), к чему придет общество? А вдруг они еще и сами начнут стихи писать? А потреблять в это время кто будет? Не надо школьникам этих переживаний и раздумий, и об этом уже позаботились те, «кому сие ведать надлежит».
В современной РФ, отрекшейся от воспитания человека-творца как от вредной идеи, изменилась сама концепция школы. Это уже не то место, которое обучает и воспитывает человека и гражданина. С одной стороны, школа стала полем борьбы за место под солнцем, начинающейся с детских лет (результат рыночной демократии). С другой стороны, она все больше становится местом "социализации", общения со сверстниками, детских и подростковых мероприятий, всяких школьных праздников и т.п. То есть собственно об обучении речь идет все меньше. Если так пойдет дальше, то совсем скоро российская школа, как на Западе, превратится в то место, где детям должно быть fun – весело, развлекательно и позитивно. И она на наших глазах становится институтом социальной дрессировки.
Но даже такая школа – дорого и ни к чему. С 2000 г. в РФ закрыто 26 тыс. школ, из них 20 тыс. – именно в селах. Каждый день в стране закрываются 4 школы, из них 3 – на селе! Таким образом, уже 17 лет продолжается настоящий разгром образования с точки зрения его доступности.
Например, в 2015 г. в селе Петровичи Шумячского района Смоленской области в рамках "оптимизации" была закрыта школа, в которой учился всемирно известный писатель-фантаст Айзек Азимов. И правильно – а то выучили его на свою голову, а он потом сам начал книги писать, отнимать у занятых потребительством людей время, внушать им всякие мысли и вообще «жечь глаголом».
Во время "Прямой линии" в 2017 г. президент РФ г-н Путин заявил о недопустимости бездумного закрытия школ в селах. И был абсолютно прав. Поэтому школы закрываются не просто так, а в соответствии с планом выращивания квалифицированных потребителей. А образованный, культурный, начитавшийся книг гражданин – плохой потребитель, начнет думать да раздумывать, а после здравых размышлений возьмет и не потребит какую-нибудь гадость, которую ему усиленно навязывает реклама, еще и микрокредит под людоедские проценты на ее приобретение не возьмет. Да и рекламу этот субъект не видит, потому что не телевизор смотрит, а книги читает.
И правильно уральской школьнице не продали сборники стихов Бродского и Есенина. На книгах стояли пометки 18+, и 17-летняя девушка не попала в эту возрастную категорию. Мала еще, да и как потребитель недостаточно квалифицирована, понесла деньги в книжный магазин вместо распродажи стоковых шмоток. Ужас просто, куда катится страна.
Старшеклассница Алиса пыталась совершить страшное, а именно купить сборники стихов трех русских поэтов: Владимира Маяковского, Сергея Есенина и Иосифа Бродского. На обложках изданий стояли пометки 18+, поэтому продавцы сразу трех книжных магазинов отказались обслужить 17-летнюю девушку, сообщает РИА "Новый день".
Попытки школьницы убедить персонал магазина в необходимости покупки не удались — сотрудники утверждали, что по закону продать книги они не могут, и требовали документы.
В разговоре с журналистами Алиса пожаловалась, что ей мешают культурно развиваться. Причина такой маркировки на упомянутых книгах неясна, ведь произведения их авторов включены в школьную программу старших классов.
Сотрудники книжных магазинов тут не виноваты – не они принимают законы, запрещающие семнадцатилетним покупать и читать произведения Бродского и Маяковского. А нести ответственность за злонамеренную продажу девочке сборника стихов Есенина и не хочется, и звучит, признаться, как-то невероятно глупо. Закон есть закон, даже если это маразм. И пишут эти законы те же фурсенки, которые людей «выращивают» как овощи на грядке, а вовсе не воспитывают, не расширяют кругозор и не учат думать своей головой. Как в бытность свою министром образования заявил сам г-н Фурсенко, высшая математика убивает креативность. По собственному признанию, он не изучал в школе высшую математику, и при этом «не дурее других». Ему виднее, доктор физико-математических наук как-никак.
Но когда же еще открывать для себя бесконечные и невероятно многообразные сокровища русской поэзии, или даже делать первые, неуверенные, глупые, но такие искренние попытки самостоятельно срифмовать «кровь – любовь» как не в семнадцать лет? Когда еще ощутить невероятное одиночество в толпе и впервые в жизни прийти от этого в необъяснимый ужас? Когда внимать рвущему слух и сердце призыву:
«Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря».
Но творцам законов, запрещающим юным познавать мир через лучшие, проверенные годами и миллионами почитателей образцы творчества не надо ничего этого – ни высшей математики, ни высокой поэзии, ни прочих химер. А то выучатся в школе, и как вышеупомянутый Азимов, сами начнут книги писать, а в книгах этих будет сплошная крамола вроде: «Люди, занимающие у нас высокие административные посты, руководствуются не обычными человеческими чувствами. Им нужно нечто более надежное и безотказное, вроде какого-то хорошо смазанного и проверенного механизма, гарантирующего появление улыбки в нужный момент».
Все начинается с малого: вначале подросток книг начитался, затем задумался и распереживался, бросил квалифицированно потреблять и задался очень взрослым вопросом: "Кто тот высокопоставленный умник, который решает, какие книги мне читать?" А потом он, мятежный, и вовсе бури запросит, потому что ему для счастья станет мало быть всего лишь "не дурее других".
Любовь Донецкая