ПРОМАШКИ ГЕНИЕВ. - Вы сидите в кинозале и смотрите увлекательный фильм из далекой эпохи Средневековья. Но вдруг над сражающимися героями в рыцарских доспехах в кадре появляется реактивный самолет: В другом фильме на историческую тему на руке римского воин
ПРОМАШКИ ГЕНИЕВ. - Вы сидите в кинозале и смотрите увлекательный фильм из далекой эпохи Средневековья. Но вдруг над сражающимися героями в рыцарских доспехах в кадре появляется реактивный самолет: В другом фильме на историческую тему на руке римского воина неожиданно блеснут наручные часы или бросится в глаза линия телеграфных столбов. Справедливости ради следует отметить, что подобные проколы встречаются не только в современном кинематографе: ошибки в хронологии — анахронизмы (то есть отнесение какого-либо события к другому времени) — явление весьма распространенное даже в произведениях классиков.
0Т Р0МУЛА...
Счет подобным ошибкам можно начать с самой древности.
Еще в «Электре» Софокл говорит об Олимпийских играх, хотя в те времена (в эпоху Троянской войны, когда происходит действие трагедии) они еще не проводились.
У Аполлона Родосского аргонавты пользуются географическими картами. Но первые сведения о подобных картах восходят лишь к 550 году до нашей эры. Вергилий в своей поэме «Энеида» рассказывает о городе Гела, который во времена Энея еще не существовал.
Но то «преданья старины глубокой», а мы отправимся в века более близкие к нам. И не будем брать писателей второразрядных (эти такого напишут!), только великих, и убедимся, что и они иногда попадают пальцем в небо.
НЕ ЕЗДИ В ВИТТЕНБЕРГ!
Англия. Кто из нас не слышал об Уильяме Шекспире и о знаменитой трагедии?
Действие «Гамлета», как известно, относится к IX веку нашей эры. И вот принц Датский хочет уехать из Дании, вернуться в университет.
Но его дружно отговаривают. Король говорит:
...Что до твоей заботы
Вернуться для ученья
в Виттенберг,
Она с желаньем нашим
в расхожденьи,
И я прошу тебя —
склонись остаться
Здесь...
Просьбу короля подхватывает королева:
Пусть мать тебя не тщетно
просит, Гзмлет;
Останься здесь, не езди
в Виттенберг.
Гамлет на удивление легко соглашается:
Сударыня, я вам во всем
послушен.
Город Галле известен своим университетом, который был основан в 1684 году; в 1817 году Университет Галле был объединён с Университетом города Виттенберг; с 1933 года объединённый университет называется Университет имени Мартина Лютера Галле-Виттенберг (нем. Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg).
Человек образованный, он, видимо, знает, что университет в Виттенберге откроется лишь через 6 веков, в 1502 году. Да и первое упоминание о самом Виттенберге датировано тремя веками позже. Кстати, в Европе в то время вообще никаких университетов не было.
И это не единственная неаккуратность величайшего драматурга. Например, в этой же пьесе он оглушает зрителя артиллерийской пальбой, хотя порох был изобретен только в XIV веке.
Или эта история с часами в «Юлии Цезаре». Собрались ночью заговорщики, замышляют убийство императора. И тут... бьют часы! Но Брут спокойно отмечает: «Чу! Бьют часы». Кассий так же спокойно уточняет: «Пробило три часа».
Но тогда часы были только песочные, водяные, солнечные и бить они никак не могли. До механических часов оставалось прожить почти 1 000 лет.
НЕУВЯЗОЧКА
Перенесемся во Францию. Кто там у нас из великих? Конечно же, Оноре де Бальзак! Но и французский классик не без греха. В «Кузене Понсе» он заставил мадам Помпадур заказать веер Ватто, упустив из виду такое незначительное обстоятельство, что знаменитый художник умер в том самом 1721 году, в котором Помпадур только родилась.
А еще в одном из своих рассказов писатель устами Карла Великого восклицает: «Ты мыслишь, как ученый из Сорбонны». Тот же случай, что и с Виттенбергом. Карл Великий умер в 814 году, а Сорбонна была основана только в 1253-м.
0 ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ
Как известно, немцы те еще педанты и у них подобных проколов быть не должно. Как бы не так! Гете и Шиллер. Два гиганта! Но и у них есть «косяки». Возьмем трагедию «Фауст» — вершину творчества Гете.
Автор ошибся, когда нарядил Фауста в парик «с мильоном завитков». Речь идет о так называемых париках Аллонжа, которые были изобретены придворным парикмахером Людовика XIV только в XVII веке.
Анахронизмом являются и слова Мефистофеля: «Он проскользнул мимо исповедальни». Мы же можем добавить: и сделал это на сто лет раньше срока, ибо в XVI веке, когда жил подлинный Фауст, исповедальни в Германии еще не утвердились.
Не существовали при Фаусте и свидетельства о смерти, выдачи которого так настойчиво добивается Марта — одна из героинь трагедии. Тем паче напрасно ее желание прочесть сообщение о смерти супруга на страницах прессы. Выдержки из церковных записей начали публиковаться только в газетах XVIII века.
Конечно, дьявол может сделать все что угодно, в том числе и предвидеть будущее. Может он и сотворить шампанское. Однако неясно, каким образом одному из посетителей кабачка Ауэрбаха пришло в голову потребовать:
Шампанское вино!
Чтоб било в потолок оно!
Шампанское начало пениться по белу свету лишь около 1670 года.
Вот и Фридрих Шиллер, друг Гете, тоже прежде времени заставил пить шампанское свою Ленору из трагедии «Заговор Фиеско в Генуе», хотя заговор этот был в 1547 году. Видно, немало этими двумя «кровными немцами» было выпито вместе французского вина, если Шиллер повторил ту же ошибку, что и Гете.
Намного раньше срока герои Шиллера упоминают и о «рисованных силуэтах». Дело в том, что контурный портрет получил свое название от Силуэта, министра финансов Людовика XV, который всячески уговаривал своего короля не тратиться на дорогие живописные портреты, а заказывать контурные, вырезанные из черной бумаги.
К числу «опечаток» можно отнести рассуждения героев Шиллера о пользе громоотводов в пьесе «Валленштейн», действие которого происходит за 100 лет до того, как Бенджамин Франклин в далекой Америке изобрел это полезнейшее для человечества приспособление.
ГОГОЛЬ, БУЛЬБА И ТАБАК
Ну вот мы и дома. Гоголь, Николай Васильевич. Этот каждое слово выверял. И не только для красоты стиля, можно быть уверенным, что и с фактической стороны все безупречно. И все же... Есть в этом знаменитом романе Гоголя эпизод, который мы знаем с детства. Сцена высоких чувств, высокого накала. Заканчивается она страшной смертью Тараса Бульбы на костре.
И ведь как по-гоголевски сделано: могучий человек гибнет из-за безделицы: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» Ничего, даже такой малости не хочет отдать врагу — и гибнет.
Вспомним, когда это происходило? Гоголь пишет о Тарасе: «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы...» XV век. А табак, как мы знаем, пришел в Европу из Америки. Америку же Колумб открыл в 1492 году.
Так что не мог Тарас искать в траве «свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях, на суше, и в походах, и дома». А запорожцы тогда курили смеси трав, произрастающих на родных просторах.
Как мы теперь видим, от ошибок не застрахован никто. Но разве изменилось наше отношение к гению русской литературы? Разве не искупят какого-то одного анахронизма последующая трагическая сцена и слова об огнях и муках, которым не пересилить русскую силу?
Пожалуй, так же следует отнестись к анахронизмам и других выдающихся художников пера и слова. Слишком велики их заслуги, чтобы пенять им по поводу таких мелочей. А посему пора остановиться, еще раз поклониться великим теням и извиниться, что помянули их всуе.
Евгений ЛАЗАРЕВ
В знаменитой картине «Покорение Сибири Ермаком» Суриков изобразил казаков, стреляющих из кремневых ружей. Такие ружья появятся лишь 100 лет спустя, а во времена Ермака в ходу были ружья с фитильным запалом. Конечно, такие «мелочи» могут заметить только специалисты, но вот вам другой пример: на картине Г. Г. Мясоедова «Пушкин и его друзья слушают Мицкевича в салоне княгини Зинаиды Волконской», находящейся в Музее Пушкина в Санкт-Петербурге, видна статуя Венеры Милосской.
Но знаменитая скульптура была найдена французским моряком Оливье Вутье лишь в 1820 году, и слишком маловероятно, чтобы ее копия всего через 5 лет могла попасть в Москву и украсить салон роковой красавицы, княгини Волконской.