Протоиерей Владимир Отт. Сага о нашей семье.
«Это не просто мемуары, но и своеобразный учебник по истории Русской Церкви ХХ-го века…Книга воспоминаний батюшки, прошедшего путь исповедничества, это ещё и проповедь о Христе и ещё её можно считать практическим руководством для желающих жить по-христиански - в любви к Богу и ближнему.» (Протоиерей Владимир Михайлович Русин).
Ссылка на книгу:
https://yadi.sk/i/SQ5AoSSA3ADnn4
Об авторе можно ознакомиться здесь:
https://yadi.sk/i/2sTdUPe93ADnVw
Ссылка на работу о. Владимира Отт:
https://yadi.sk/i/sPhPRf1h3ADoAX
Прочитав предложенное выше, внимательный читатель может найти полезное для души своей…
Со своей стороны хотелось бы поделиться личными воспоминаниями об этом добрейшей души человеке.
Знакомство с дорогим батюшкой состоялось в конце 60-х годов прошлого века.
Он сразу же стал для всей нашей семьи родным человеком. Авторитет его был абсолютным. Будучи ребёнком (лет семи-восьми) подумал про себя, что если батюшка ТАКОЙ, то КАКОЙ Спаситель?!
Он относился к тем личностям, о которых можно сказать только словами Евангелия: «Се Человек!» (Иоанн. 19,5). Многие наши знаемые, да и мы сами, замечали, что после бесед с о. Владимиром становилось легче на душе, хотя вроде ничего особенного он и не говорил, а тем не менее…
Вспоминаются исповеди у батюшки. Бывало, скажет сочувственно «Господи, помилуй!» и не требуется никаких нравоучений. Однажды после исповеди я обратился к нему с каким-то вопросом. Он, не расслышав, говорит: «Что, милый?» «Батюшка,- говорю ему,- какой же я «милый» после таких грехов?!»… Умел отделить грех от грешника.
Жизнь батюшку не баловала. О том, что она будет многотрудной, в прикровенной форме предсказал Оптинский старец Нектарий (Тихонов). Когда Володя Отт, будучи ещё молодым человеком, посетил его в Оптиной пустыне, старец почему-то долго рассказывал известное библейское повествование о многострадальном Иове, который, в своё время испытал клевету дьявольскую, потерял богатство, единокровных своих, перенёс укоры и тяжёлую болезнь.
Репрессии, долгие годы ссылок, разлука с любимой женой Анной, а затем, её ранняя кончина, смерть сына, различные болезни - это так похоже на судьбу библейского многострадальца.
Так и текла, в непрекращающемся горниле скорбей, жизнь батюшки. А в конце её очередная клевета собратии (якобы о. Владимир пролил, из-за слабого зрения, Святые Дары) привела его к выводу за штат, без права служения Божественной Литургии.
Но батюшка, как и Иов, не похулил Бога за всё происшедшее с ним, но возблагодарил, «преодолевая всё скорбное силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 35-37)…
Он был ревностным священнослужителем: достаточно сказать, что в течение всей своей пастырской жизни батюшка Владимир не брал отпуска для отдыха, считая, что священник, только будучи больным, может не бывать в храме.
Любил служить. Особо чтил Божию Матерь и, если был хоть какой-то праздник, посвященный Богородице, неукоснительно служил.
Батюшку отличала исключительная аккуратность, как в домашней обстановке, так и в делах службы. Проповедь о. Владимира особой витиеватостью не отличалась, однако слова её надолго запечатлевались в сердцах слушающих. «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 2) часто повторял нам батюшка; «что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель» (Фил. 4, 8).
Идти по жизни советовал средним, «царским» путем.
На исповеди первым батюшкиным вопросом было: «Когда в последний раз Вы причащались?» Видимо, ответ на этот вопрос давал о. Владимиру достаточное представление о том, какой перед ним человек. Тонкий и деликатный в жизни, он и на исповеди оставался таковым. К этому добавлялось сопереживание с исповедующимся.
Батюшка охотно издерживал свой духовный опыт и истощал себя за души наши (2 Кор. 12, 15). О. Владимир относился к тем священникам, которые советуют и «говорят от дел», глаголы которых ложатся на сердце, точно пластырь на раны. Вот почему так многие находили у него утешение, ободрение, разрешение различных жизненных вопросов. Смиренный и кроткий труженик на ниве Христовой… Даже во внешнем облике о. Владимира чувствовалось, что у батюшки очевидно протекала внутренняя духовная жизнь, подчиненная своему тихому размеренному ритму и душевные движения, и внешние проявления его пастырского служения: ровный, приятный голос, как в разговоре, так и в богослужении, сдержанные движения благословляющей руки, теплый взгляд внимательных любящих глаз, кроткая улыбка, озаряющая всегда спокойное, чуть печальное лицо…
По слову Апостола, он угождал всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1 Кор. 10,33). О силе его молитв не достанет времени здесь повествовать. Его синодики свидетельствуют о том, что батюшка молился не только о тех, кто лично просил его молитв, но и за тех, кто не просил. Это был пастырь-молитвенник «о всех и за вся». В его келейном обиходе всегда присутствовала молитва оптинского старца Льва (Наголкина): «Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек), аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь». Часто творил Иисусову молитву, ежечасно читал (иногда вслух, видимо для подражания окружающих его людей) молитву свт. Иоасафа Белгородского (с добавлением имени составителя - ред.) : «Буди благословен день и час, в онь-же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего (имярек), в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере, святителя Иоасафа и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Всячески избегал «славы человеческой» (Фес. 2, 6). К священническим наградам относился очень сдержанно, считая себя, по смирению, недостойным их. Служил с непокрытой головой. А митру надевал только при епископе и на день своего Ангела. Обладал даром прозорливости, но старался это тщательно скрывать. В этом он был близок к таким, как, к примеру, старец Илиодор (Глинская пустынь). Как-то к старцу Илиодору приехали два молодых человека посмотреть на «святого». « Вы ошиблись, здесь святого нет»,- возразил старец, - «и что вы вообще думаете о «святом», каков он должен быть?» - «Творить чудеса, предсказывать…» - «Предсказывают фокусники и гадалки, а святой ничем не отличается от обыкновенного человека», - ответил старец, - «но воля его – в воле Божией, и ходит он пред Ним всегда, - а так он ест, пьет, спит и т.п. как все люди».
Из конспекта о. Владимира: «Бог судит по внутреннему расположению сердца, а не по внешним признакам: сан, звание, занятие, внешнее поведение, отзыв других людей и т. д. Вспомним, как великим преподобным пустынникам египетским, Господь порой открывал, что они пред очами Его равны некоторым простым труженикам, обыкновенным и низким (мнение толпы) по званию и занятиям людям. Вспомним, как про самого святейшего Господа говорили: «Он – ядца и винопийца». Вспомним, что и иудейские начальники ожидали от Него видеть громкое «чудо», например, сойти с Креста. Однако истинный Бог и Агнец предпочел позорную смерть ради ближних своих – людей грешных…»
Приближалось время батюшкиного отшествия в мир иной. Болезни усилились. Но он смиренно готовился к переходу в вечность, к «Творцу всяческих».
29 июля 1992 года, в день своего рождения батюшка почил. Закатилось «солнышко наше» (по выражению одного из священников). «Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4, 7)…
Тело батюшки находилось в храме с 29 по 31 июля. Оно никоим образом не бальзамировалось, не обкалывалось. Стояла жаркая погода, множество народа, цветов и горящих свечей окружало одр почившего. И, несмотря на это, не было запаха тления.
Похоронили о. Владимира в церковной ограде Ильинской церкви при большом стечении верующих. При прощании, один из священников произнес: «А́ще бо и мно́ги пе́стуны и́мате о Христе́, но не мно́ги отцы́» (1 Кор. 4, 15), а о. Владимир был именно отцом».
Как для ребенка бывает много учителей, а отец один…
Не зарастает тропочка к месту упокоения дорогого батюшки, как свидетельство любви и упования на его молитвенное отеческое предстательство пред Спасителем нашим.
***
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7)
Место упокоения о. Владимира
Добрый пастырь
***
( о.Владимиру Отту посмертно)
Были люди, что имя священно
Остаётся для нас и сейчас.
Память их будет вечно, нетленно
Жить в молитвах, искриться в свечах.
Из них каждый своим словом,
жизнью, кончиной
Показал, что "имеющий власть"-
Есть лукавый, сокрытый под доброй личиной,
И что тешится он теперь всласть.
И в наш век непростой
они полною мерой
Умудрились до нас Божий дар донести.
И простой медный крест, осенённый их верой,
Льёт особенный свет- тихий свет- с их груди...
И.Давыдов ( 1992 г.)
Спасибо, Александр!
Хочу только добавить, что эта молитва : «Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек), аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь».
Её можно читать любому человеку о самоубийцах, если были таковые в роду.