Психоделическая музыка в России
Психоделическая музыка в СССР – 10 знаковых песен
Психоделика – это «двигатель» рок-музыки 60-х. Без него вся западная граммофонная промышленность давно бы загнулась или захлебнулась в потоке низкопробной попсы. При этом «расширять новые горизонты» музыканты стремились с помощью ЛСД - целью музыкантов являлась передача состояния трансцендентального сознания путём музыкального звукоряда. Что и этого вышло? Вышло – забавно! И публика на концертах и сами исполнители были под кайфом и в этом состоянии пытались понять друг друга.
Своё творчество, через эксперименты с наркотиками, «протащили» The Beatles (в поздний период творчества), Pink Floyd, The Who, The Rolling Stones, Cream, The Animals, The Yardbirds, The Moody Blues, The Small Faces, Jimi Hendrix и многие другие. Характерной особенностью психоделики являются различные акустические эффекты, видео-инсталяции и нестандартные гармонии, а также провокационное поведение музыкантов во время концерта. Всё это, вкупе, должно было вызывать у слушателей состояние иррациональной реальности.
Запад – есть Запад! Капитализм! Звукозаписывающие компании быстро нащупали «золотую жилу» в психоделическом роке и… начали колотить бабки на продаже пластинок и организации концертов.
В СССР с исполнением рока (а тем паче психоделического рока) следовало быть очень-очень осторожным. Музыкантов, уличенных в подобном сочинительстве, легко могли упечь в дурку, дабы они не мешали другим гражданам строить коммунизм. Иносказательность текстов – вот, в чем кардинальное отличие отечественной психоделики от, скажем, британской или американской. «Сообщить власти, что они «козлы» - но сделать это так, чтобы поняли все, кроме самой власти» - есть такая старинная русская рок-забава.
Некоторые исследователи наслоений музыкальной истории, почему-то считают пионером русской психоделики БГ и «Аквариум». Ошибочка вышла, товарищи. Родоначальником отечественного психоделического рока был музыкант и композитор Юрий Морозов – в 1973 году он записал магнитоальбом «Вишнёвый сад Джими Хендрикса», который считается первым русским психоделическим альбомом.
Когда я вознамерился написать сей пост, то столкнулся со скудность информации. Нет, непосредственно про группы и исполнителей инфы много. Дефицит выявился в описании самого термина «психоделический рок». А зачем? Чтобы поймать кайф от музыки – её надо слушать.
Я составил личный топ повесткой психодельщины и выложил его на Завалинке. В него вошли:
Юрий Морозов - «Мой друг пони»
Звуки Му – «Досуги-буги»
Пикник – «Ой, да не вечер»
Воскресенье – «Забытую песню несет ветерок»
АуцЫон – «С Днем Рождения»
Егор Летов – «Электрический пес»
Крематорий – «Безобразная Эльза»
Урфин Джус – «Человек наподобие ветра»
Гражданская Оборона – «Всё идет по плану»
Апрельский Марш – «Женщины У Тротуаров»
Если у вас есть свой список песен – дополняйте его в комментах. Психоделика она такая … разноПЛАНовая.
Тема интересная, да.
Вот только причисление к "психоделии" Пикника, Воскресенья, ГрОб мне кажется несколько странным. По части остального - там либо арт-рок, либо мод, либо еще нечто...
АГ считает, что первую "русскую психоделию" написал он, себя любящий, в 1968. Та запись не сохранилась; в сети можно найти записи этой песни 70х годов. Не знаю, возможно, первый вариант "Птицефермы" ("Кочумай, мать, нештяк и психоделик") был чем-то, напоминающим психоделические изыски, но то, что дошло до нас - тривиальная квази-фолк-баллада а-ля Джоан Баэз или там Боб Дилан.
Вообще-то, многие не совсем понимают, что есть психоделик. Психоделик (галлюциноген) - это тип музыки, который по своему воздействию на организм должен напоминать действие дури. Подавляющее количество композ и текстов этого стиля и написаны под воздействием той самой дури - LSD и прочих прелестей химической промышленности (реже - агропромышленности). В качестве яркого примера можно привести студийную часть Ummagumma от Флойдов. При прослушивании пластинки в определенной обстановке (в одиночестве, в сумраке, в расслабленном состоянии) - рождается беотчетный панический страх. Проверено на себе :) А от Битловской "Люси" у меня лично появляется какая-то эйфория, желание любить всех и все :)))
Советского психоделик-рока не могло существовать в принципе, ибо за то, что свободно приобреталось и употреблялось в 60х-начале 70х на Западе, в Союзе можно было схлопотать немалый срок. Поэтому советские музыканты обычно "для поднятия творческого духа" потребляли портвешок и прочую вотку, а это не LSD.
От "Ветерка" Никольского, на мой взгляд, а тем паче от откровенно скучной прог-обработки народной песни Шклярским, можно получить только эстетическое удовлетворение, если интересна подобная музыка.
Я Воскресенья упомянул только по одной причине :))) Мы ездили на гастроли в славный город Калуга на одном автобусе (50 на двоих) и в первых рядах машинисты, в конце автобуса воскресенцы. Уже приближаясь к Калуге, я был в таком состоянии, что будто сам травы обожрался, обкурился, обнюхался и прочее. Пахло от моей одежды еще долго :) Но, чтобы дальше не расширялась инфо - только косяки. НИКОГДА НИ ОДНА команда на другом не была. МАШИНА и этой фигней НИКОГДА НИКОГДА не баловалась.
Таки об этом я и говорю: от вотки родить в музыке и текстах какие-то "волшебные сады", "алмазы в небесах", "молнии в стакане" и проч. - весьма сложно. Вот у Макара и рождались темы, соответствующие образованию - окна, двери, мосты, крепости и города...
Я не спец по жанрам. Но лично мне представляется психоделическим вот такое вот.
Ну, как по мне, это банальный синт-поп а-ля Ася Баси, с банальным же текстом... Но каждый торчит от своего. В русско-советской музыке вообще, и в русском рокендроле в частности, я не нашел того, от чего организЬма протащилась бы, как удав по пачке дуста... Разве что поздний Высоцкий... Аквариумовские перепевки не в счет, там и тексты, и музон слизаны практически в ноль. Но, вообще-то, "Треугольник" от БГ и Гуницкого в свое время стал откровением для меня, это да. Ну, еще можно упомянуть раннего Цоя, но тут очень выборочно. Ну, и Рома Суслов... не совсем как бы, но очень близко.
Среди забугорных команд, для меня реальный психоделик - это ранний Pink Floyd, кое-что из Фриппа, Заппы, Патти Смит; Лу Рид, Can, ранние краут-рок-немцы; сейчас интересные вещи есть у французов (т.н. "nouvelle scène française" - тут не все, но многое)...
Но да - каждый получает галлюциногены от своего музона. Вот видео из репертуара Nightwish с банальной перепевкой The Phantom Of The Opera, но в начале ролика можно видеть, как молодежь в зале реально впадает в экстаз от Тарьи... Как по мне (я присутствовал на одном из концертов команды в начале нулевых) - слушабельно, но, в общем, ничего особенного...
Но, все-таки, в общепринятом понимании, психоделик - это больше нетрадиционный, экспериментальный музон...
Интересная тема. Спасибо, Владимир!
Мне кажется, что психодела в нашей музыке хватает.
Пару тем добавлю.