Птицы-зимники нагрянули
10 ноября – Неонилы и Параскевы
«Молятся о хороших женихах (то же 7 декабря великомученице Екатерине и 13 декабря апостолу Андрею Первозванному)» (Даль). «Девка на поре – женихи на дворе». Кабы завсегда так-то! А то приходилось умолять: «Матушка Прасковея, пошли женишка поскорее!». От себя присовокуплю: молятся, а не гадают! Последнее – бесовщина, а она завсегда чревата нежелательными последствиями.
11 ноября – Авраамий овчар, праздник овчаров. Анастасия-овечница
Этим вечером потчевали и чествовали праздничным ужином пастухов. Именно чествовали, потому как у селянок к ним отношение сугубо почтительное. Для селянок-то они были как вот няньки и воспитательницы в детском саду для нынешних матерей. Под их присмотр отдавали на целый день самые дорогие после родных деток существа – коровушек, теляток, овечек, да и козочек.
В этот же день чествовалась и Анастасия овечница. Анастасия римлянина (римлянка), заступница овец. Ее чествовали не как пастухов («пирами»), а «предиконостасно». Ей молились о сохранности и благополучии овечек.
12 ноября – Зиновий-синичник
Птахи-эмигранты за бугор подались, а к нам мигранты с севера прибыли. Не прибыли, а, почитай, нагрянули: вчера вечером не было, а по утряни – нате вам! Птицы-зимники – щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели. Когда по выходе на пенсию работал дворником в детсаде, как приятно было наблюдать за детишками, когда они завороженно глазели на щёголей и красавцев снегирей, облепивших рябины. Какое там: «Становитесь, ребятки, в круг – играть будем!»?! Хором и жалобно-жалобно: «Екатерина Васильевна, давайте лучше птичек посмотрим!».
«И за зиньку-синичку, птичью сестричку свои святые Богу молятся».
«Немного зинька ест-пьет, а весело живет». А я бы, как любитель и почитатель этих милых птах, добавил: «И даже в стужу голос подает!» Вот уж действительно русская птаха: никакая непогода ей нипочем. Чуть-чуть солнышко выглянуло – она уже поет и жизнь славит!
14 ноября – Кузьминки
«Курячьи именинки; курячий праздник» (от себя присовокуплю: не для кур праздничек-то!).
Кузьминки слыли еще и девичьим праздником. В некоторых селах существовал такой обычай. В день Кузьмы и Демьяна девица на выданье с самого утра вместо матери как бы становилась хозяйкой в доме («Заступала на пост!»). Стряпала и своей стряпней сородичей и соседей угощала. И всё это делала под неусыпным надзором и попечением родной матушки. Чем не пример и школа домохозяйствования? А еще, говоря по-современному, тот еще был пиар-то! Вы думаете, на этом угощении не было «тайных агентов» и «засланных казачков» со стороны родителей и родственников будущих женихов? Ой, как вы ошибаетесь-то! И будущая сваха там всенепременно присутствовала и всё-всё выглядывала, «досье на невесту собирая»…
Вот пришлые да приезжие – все как один изумлялись тогда: какие-де в Аскулах и других селеньях Самарской Луки знатные стряпухи. Ну как есть мастерицы! Что ни сотворят – объедение, да и только! А что изумляться-то?! Они сыздетства к этому своими матерями приучены. А что якобы мисками да сковородками в мужей лукаются, «артобстрелы да бомбежки устраивая», да с ухватами наперевес за ними, как гренадерши, устремляются, когда те слишком уж долго у соседки по ее якобы настоятельной просьбе жерди на сушиле поправляли, так это всё враки и досужие (если не злокозненные) домыслы!
Раздел ведет Анатолий Солонецкий(газета Ставрополь-на-Волге)
7 декабря – Екатерина-санница.
Русские словолюбы и народнословы заметили: у Катерины (это в старину
только у бар были Екатерины, а в народе Катерины) и катанья один корень:
кат. А ко дню памяти этой великомученицы на Руси устанавливался снежный
покров. И вот вам:
«Катеринин день пришел – катанье привел».
Так что на Катерину обновляли снежный путь, устраивая мирские (публично-показные) катанья.
Помню, сидят у нас в избе старушки –
бабанины подружки-беседницы (собеседницы). Бабушка Устя (Устинья)
Приказчикова глянула в окфошко и этак горестно-горестно промолвила:
«Гляди-ка, Катерина на дворе, а на улице тихо-тихо. А бывалыча…». И
встрепенулись ее наперсницы – и моя бабаня, и бабушка Анна Зотова, и
бабушка Наташа Кривова-Данилина, и полились воспоминания, будто ручейки
весенние журливые. А вспомнить было что…
По первости, когда девицы в возраст
начинали входить, – отроковиц-юниц, а потом и красных девиц отец на
расписном возке по селу раскатывал (а бубенцы-то, бубенцы-то как звенят –
все село в этом звоне утопает!) – горделиво, на показ: «Смотрите, люди
добрые, вон каких ладных да пригожих девиц взрастил!».
Как в западноевропейских странах, так и
на Руси святая Екатерина считалась покровительницей влюбленных, прежде
всего невест, и устроительницей браков. Ей молились о хороших женихах.
Ну а вечером под Екатерину девушки гадали о них же, о женихах.
9 декабря – Юрьев день, Юрий холодный.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Взять вот хоть моих земляков
самаролукцев, которые сбежали сюда из Подмосковья, «ногами проголосовав»
против отмены Юрьева дня проклятым крестьянами Руси царем-временщиком
Бориской Годуновым, сбежали из подмосковно-царских вотчин и монастырских
владений, где гнет был даже похлеще, чем в барских именьях. Насчет
монастырей это не мои домыслы: в данном случае я пользуюсь данными из
репринтного издания книги С. Князькова «Из прошлого Русской земли»
(типография И.Д. Сытина, Москва, 1909 г.).
В Юрьев день ходили слушать воду в
колодцах: «Коли тиха, не волнуется – зима предстоит теплая, послышатся
звуки – надо ожидать сильных вьюг и морозов».
12 декабря – Парамон.
Приметы сего дня:
«Утро красное – быть декабрю ясным».
«На Парамона снег – быть метелям вплоть до Николина дня».
13 декабря – Андрей Первозванный.
На Андрея Первозванного вторично
«наслушивают» воду: «Тихая вода – хорошая зима, шумная – морозы, бури,
метели». Результат сверяют с тем, что показал Юрьев день.
Андрею Первозванному девушки молятся о
хороших женихах. Но: о, славянская полуязыческая душа! Днем около икон
стоят, а повечеру нелегкая их в баню или к знахаркам гадать несет! А
это, как говорится, чревато! Нежелательными последствиями!
Ну, гадания на Екатерину и Андрея
Первозванного – это своего рода репетиция перед большими гаданиями на
Святки. То-то работёнки прибудет ворожеям и знахаркам! И осуждать
красных девиц за это язык не поворачивается. Куда деваться-то, «коль уж
замуж невтерпеж»?! А замуж-то невтерпеж вот, главным-то образом, еще
почему: на шее у отца невтерпеж висеть становится. Это ведь ныне: ну не
вышла замуж – не пропаду. Надо будет – и ребеночка прокормлю, и в люди
выведу (такие примеры на каждом шагу!). Больше того: инициаторами
развода ныне нередко женщины становятся, которым «нахлебника» надоело
кормить.
А до Столыпинской реформы в Самарской
Луке, например, да, пишут, и чуть ли не повсеместно землю выделяли по
жребию «на душу», а «душой» считалось только лицо мужского пола, начиная
с четырнадцати, а где и с тринадцати лет. А при графе Орлове-Давыдове у
нас такой пай составлял всего одну десятину. При желании, конечно,
можно было взять в аренду сколько-то землицы-то. Но под силу ли это
отцу, у которого одни дочери?! Вот оно, девичье невтерпеж самаролукское…
Раздел ведет Анатолий Солонецкий