- Пуговкин Михаил Иванович Дата рождения: 13.07.1923 Дата смерти: 25.07.2008
Михаил Пуговкин (настоящая фамилия – Пугонькин) появился на свет тёплым летним днем 13 июля 1923 года в селе Рамешки Чухломского района Ярославской области третьим сыном в бедной крестьянской семье. И дома, и в селе его ласково называли Минькой.
Семья его жила весьма бедно, и с раннего детства мальчику пришлось помогать своим родителям, которые тяжело работали в поле. Он приносил им еду и присматривал за домашним скотом. Школа находилась на значительном расстоянии от деревни, и каждый день вместе с другими ребятами Миша ездил учиться. Но из-за бедности будущий актер смог закончить только 3 класса. Несмотря на эти тяготы, Минька рос весьма активным и жизнерадостным ребёнком.
Уже тогда Михаил проявлял свой актерский талант на деревенских свадьбах и праздниках - пел, выступал с прибаутками, лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку. И никто тогда не мог и подумать, что этот маленький паренёк с задорной мордашкой станет Народным артистом СССР. В 1936 году семья переехала в Москву, родители хотели дать детям хорошее образование и вырвать их из тягот сельской жизни. Их радушно приняла тётка мальчика, проживавшая в скромной коммунальной квартире.
В Москве Михаил Пуговкин трудился вместе с братьями на тормозном заводе электромонтёром. Все любили его за весёлый характер и смекалку. А после работы он занимался в драматическом кружке в Клубе имени Каляева. На репетиции бежал, позабыв обо всем. Встреча с художественным руководителем клуба народным артистом РСФСР А.П.Шатовым, стала для Михаила судьбоносной. Опытный мастер распознал в парне природный артистический дар. Он же и поручил Пуговкину главную роль купца Большого в пьесе А. Островского «Свои люди – сочтемся», когда заболел основной исполнитель. Актер за одну ночь выучил не только свою роль, но и всю пьесу.
В этом спектакле его и заметил заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.М.Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр. Он заинтересовался им, был поражен игрой молодого паренька. И вот он подарок судьбы – Михаила Пуговкина пригласили в профессиональный театр. Несмотря на то, что у него не было даже специального образования, юноша не затерялся среди мастеров.
Начинал Пуговкин с эпизодических ролей. Работал он много и упорно. Пришлось приложить не мало усилий для улучшения дикции. И с этой задачей артист успешно справился, заслужив тем уважение Ф.М.Каверина. Вскоре игрой Михаила Пуговкина стали восхищаться зрители, о нём начала писать пресса
В кино Пуговкин дебютировал в канун Великой войны. Известный режиссёр Г.А.Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых».
На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на всё был один ответ: «Могу!» «Вот молодость! Что ж, будем его снимать», – сказал Рошаль. А в роли молодой певицы в этом фильме дебютировала Любовь Орлова. Картину не успели озвучить, началась война.
В 1941 году, вслед за отцом и братьями, Михаил Пуговкин добровольцем ушёл на фронт. Попал в 1147-й стрелковый полк разведчиком. Однако пребывание в эпицентре военных действий оказалось для актера сравнительно недолгим. В октябре 1942 года под Ворошиловградом Михаил получил серьёзное ранение в ногу. Начинается гангрена. Врачи принимают решение ампутировать ногу выше колена. В 18 лет стать инвалидом! Все, на мечте об актерской карьере можно ставить крест. Ему удалось упросить главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!».
Болезнь отступала медленно, лечение длилось долго. После госпиталя Михаил был комиссован со службы и отправлен в Москву. За свои боевые заслуги актёр получил орден Отечественной войны II степени, а также многие другие военные награды. В 1943-м году Михаил Пуговкин поступил на работу в единственный действовавший в то время театр драмы - Московский театр драмы - под руководством главного режиссёра народного артиста РСФСР Н.М.Горчакова, сегодня это Театр имени В. Маяковского. Константин Симонов был заведующим музыкальной частью, а ведущими артистами – Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре в то время репетировали пьесу «Москвичка», и Пуговкин сразу же получил в ней роль Петра Огонькова. Успех постановки был огромный.
В 1943 году в самый разгар войны в Москве при МХАТе открылась Школа-студия В.И. Немировича-Данченко, которую возглавил режиссер В.Г. Сахновский. Михаил Пуговкин решил, что актерское образование ему необходимо…
И вот - экзамен. В приемной комиссии В.И.Качалов, И.М.Москвин, Н.П.Хмелев, А.К.Тарасова, А.И.Грибов... Просмотрев документы Михаила Пуговкина, Москвин удивленно воскликнул: «Вы – артист! Уже артист! И хотите учиться? К тому же у вас три класса образования!». Несмотря на огромное волнение и отсутствие аттестата об образовании, Михаил Пуговкин благополучно сдал вступительные экзамены, и был зачислен в школу-студию одним из первых.
Иван Михайлович Москвин был уверен в успехе талантливого юноши, не скрывая, боготворил студента Пуговкина, который учился с большим удовольствием, с радостью играя все порученные роли. Сокурсниками Михаила Пуговкина были: Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин, Ирина Скобцева.
В 1947-м году Пуговкин получил диплом школы-студии МХАТ и поступил на работу в мурманский театр Северного флота. После этого был также непродолжительный период работы в Вильнюсском театре русской драмы, а также выступления в Театре Ленинского комсомола.
Активно снимался Пуговкин и в кино. В 1943 году он сыграл небольшую роль солдата Феди в фильме В.Петрова «Фельдмаршал Кутузов».
Год спустя снялся в фильме И.Анненского «Свадьба» по А.П.Чехову.
Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но артист старался двигаться легко и плавно. Работа в картине запомнилась ему партнёрством с Фаиной Раневской, Эрастом Гариным, Зоей Фёдоровой.
Особенно активно Пуговкин начал сниматься с 1952 года. За восемь лет Михаил Пуговкин снялся в 16 картинах!
«Адмирал Ушаков»,
«Солдат Иван Бровкин»,
«Земля и люди»,
«Олеко Дундич».
В 1960 году Михаил Пуговкин твёрдо решает посвятить своё творчество кинематографу и окончательно оставляет театр ради кино.
Фильм «Адмирал Ушаков» снимался в Ялте. Тогда Михаил Пуговкин впервые увидел море. Оно его поразило. Примечательно, что большинство фильмов, в которых снялся Михаил Пуговкин, снимали или в Ялте, или в Севастополе. Играл моряков, боцманов, морских офицеров. Входя в образ, ходил в тельняшке, стоял на вахте, драил палубу.
После выхода фильма «Адмирал Ушаков» пресса, критики дружно отмечали: «Так искренне и неподдельно может играть только талантливый, одаренный природой актёр». Незаурядная внешность Михаила Пуговкина говорила сама за себя. И пошли у актёра одна за другой комические роли, и в каждой из них он был великолепен и неповторим. Много позже режиссёры рассмотрят в нём новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра.
«Звёздной» ролью Михаила Пуговкина стала роль бывшего матроса Захара Силыча
в фильме режиссёра Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин». К Пуговкину пришла настоящая слава. В прокате картина собрала миллионы зрителей. На волне
этого успеха было снято продолжение - «Иван Бровкин на целине». И вновь аншлаг! Затем он стал сниматься практически в одних комедиях, причем предпочитал играть не главных героев, а персонажей, над которыми можно работать самому так, как нравится.
В 1958 году на экраны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Земля и люди», где
Михаил Пуговкин колоритно сыграл Гришку Хвата, типичного единоличника из села, не желающего работать на колхоз. Хват еще не уголовник, а вот
Софрон Ложкин из фильма Досталя «Дело пестрых» – закоренелый преступник со стажем. Роль исполнена великолепно, хотя в преступной среде актеру «вращаться», разумеется, не приходилось. Ложкин не был главным персонажем фильма, но Пуговкин сыграл его очень выпукло, поэтому внимание зрителя оказалось приковано именно к нему. Его фигура заслонила других героев картины.
Одну из лучших своих работ в кино роль Яшки-артиллериста Михаил Пуговкин
сыграл в 1967 году в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». И что самое поразительное, та роль состояла всего из двух больших эпизодов: сцены с сапогами и танца «в ту степь». Однако прекрасная игра актёра сделала эти сцены центральными. В прокате фильм «Свадьба в Малиновке» занял одно из ведущих мест.
На съемках дало знать о себе ранение — никто из съемочной группы не подозревал, что лихо отплясывающий Пуговкин после каждого дубля отходил в сторонку и выливал из сапога кровь. Артист шутил, смеялся и готов был на все, лишь бы доиграть роль до конца.
Пока снималась «Свадьба в Малиновке», почти два года, артисты жили в деревне Лубны - это где-то между Полтавой и Киевом. Приходили со съемок - Пуговкин, Зоя Фёдорова, Николай Сличенко, - садились под яблонями, пили чай со свежим вареньем из малины, Сличенко брал гитару, и все пели песни. Чудное время! А какие украинские борщи варила артистам хозяйка! А чтобы борщ получился наваристым, хозяйка бросала в кастрюлю целого петуха.
В пору творческой зрелости Пуговкин встретился с Леонидом Гайдаем. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Потрясающий успех у
зрителей имели образы прораба–перевоспитателя («Операция “Ы” и другие приключения Шурика»),
отца Фёдора («12 стульев»),
режиссёра Карпа Савельевича Якина («Иван Васильевич меняет профессию»),
Сан Саныча Мурашко («Спортлото-82»),
полицмейстера («За спичками»),
Горбушкина («Не может быть!»).
Когда молодой режиссёр Леонид Гайдай пригласил Пуговкина на роль тунеядца Верзилы в свою картину «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»,
Пуговкин согласился, но захотел сыграть прораба — пошутил, что любит играть начальство, а для Верзилы ростом не вышел.
Позже Леонид Гайдай, решил снимать Пуговкина в роли режиссёра Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», но комиссия «Мосфильма» категорически не хотела утверждать кандидатуру актёра. Мол, не может быть у «режиссёра» такое «неинтеллигентное лицо».
Интеллект-то где? Они же не знали, что интеллект артист «всегда носит с собой. У него даже специальная сумочка для этого есть».
Режиссёр-сказочник Александр Роу высоко ценил народно-смеховой комизм и острохарактерность Михаила Пуговкина. Миллионам детей нескольких поколений доставила огромную радость его работа в фильмах-сказках:
«Илья Муромец»,
«Огонь, вода и медные трубы»,
«Варвара-Краса, длинная коса»,
«Финист - Ясный Сокол»,
«Новые приключения капитана Врунгеля»… В сказках особенно ярко раскрывалось актёрское дарование Пуговкина. Насколько разные его персонажи: то глуповатый, чванливый король, то отважный, с душой нараспашку воевода, то хитрый, изворотливый атаман!
Актёрское качество Михаила Пуговкина отмечал и Сергей Бондарчук. Однажды, уже под конец жизни, он сознался Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», – надо было снимать Пуговкина, а Юрию Никулину нашлась бы другая роль.
Режиссёр Михаил Ромм в молодом актёре увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актёров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет ещё интереснее снимать».
Его слова оказались пророческими: после пятидесяти на Михаила Пуговкина роли посыпались, как из рога изобилия. Помимо уже упомянутых ролей в сказках Роу и комедиях Гайдая, следует отметить:
жестокого Гаера Кулия из экранизации романа Каверина «Два капитана»,
старого актёра и любящего отца Михайло Лисичкина из мюзикла «Ах, водевиль, водевиль…»,
Рэберна из приключенческого фильма «Клуб самоубийц».
Когда-то в молодости цыганка нагадала Михаилу Пуговкину три брака. Он, конечно, не поверил, но жизнь показала: цыганка была права.
Его первой супругой стала актриса Надежда Владимировна Надеждина, с которой он познакомился во МХАТе. Они сыграли свадьбу в 1947 году, а спустя год у них родилась дочь Елена. С Надеждиной они прожили 12 лет, затем семейная жизнь дала трещину. Разошлись супруги из-за профессии — Надежда Надеждина уехала в Омск, где сделала успешную карьеру, а Пуговкин остался в Москве. Дочь Елена не простила отцу ухода из семьи и не общалась с ним. С дочерью и внуком у Михаила Ивановича были добрые отношения. Н.В.Надеждина перед своим бенефисом в Омском академическом театре прислала Михаилу Ивановичу приглашение и тёплое письмо.
После развода, продав свои единственные лайковые перчатки, Пуговкин купил себе билет до Москвы, и уже в вагоне на замёрзшем стекле написал: «Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь». Но бурная холостяцкая жизнь продолжалась недолго. Второй женой актера стала эстрадная певица Александра Лукьянченко, которая на момент знакомства с будущим супругом была известна по всему Союзу, да еще и состояла в браке. Познакомились они в поезде — Пуговкин, будучи «навеселе», вместе с другом зашел в купе певицы, которая ехала с мужем в Москву, выразить ей свое восхищение. В итоге молодой актер настолько покорил «звезду», что она не только развелась с мужем, но и отказалась от карьеры.
Для Пуговкина она хотела быть просто женой. И он возродился. У него появился дом, семья. Он понял, что кому-то нужен, что может стать великим актером, что у него есть семья, есть основа для жизни. Он стал заниматься спортом, перешел на диету, завязал намертво с выпивкой.
Михаил Пуговкин попал в «железные руки». Александра Лукьянченко, как сказали бы сейчас, стала его продюсером и твердо решила сделать Пуговкина звездой. Сразу же после свадьбы Лукьянченко составила для мужа целую программу действий. Первое, никакого алкоголя. Второе, никакого лишнего веса. Третье, респектабельный внешний вид. Каждое утро она рассыпала перед мужем коробок спичек. Все спички Михаил Пуговкин должен был поднять с пола по одной. Сорок пять спичек - сорок пять наклонов. Из домашнего бара исчезли все бутылки с алкоголем. Их место заняла изысканная коллекция чая. Александра Лукьянченко по себе знала, чтобы стать известным артистом, надо выглядеть на все сто. Через знакомых она достала для мужа импортную одежду и обувь. Все ее старания принесли результат. Предложения от режиссеров сыпались одно за другим. С женой Пуговкин обсуждал каждую свою роль.
Михаил Иванович и Александра Николаевна прожили счастливо. «Мы жили, душа в душу все 32 года, - вспоминал Михаил Иванович. - Всем, что во мне есть хорошего, я обязан ей». В доме всегда царили уют и порядок, творческая атмосфера. И горе – в 1991 года Александра Николаевна ушла из жизни. Михаил Иванович тяжело переживал потерю. И когда его пригласили в Ялту на озвучивание фильма «Болотная стрит», в котором он играл коменданта дома, – согласился сразу.
Приехал Пуговкин в Ялту для работы над фильмом, да так и остался там. Тут актёр встретил женщину, которая стала его третьей женой — Ирину Лаврову. Она работала администратором Союзконцерта, сама пришла к Пуговкину и предложила свои услуги в качестве администратора. Сначала актёр категорически отказался, но Ирина была так настойчива, что он согласился с ней работать. А вскоре Лаврова стала его супругой. Последние годы жизни Пуговкин провел в Москве — его уговорил вернуться Александр Абдулов. Он добился и того, чтобы Михаилу Ивановичу власти столицы подарили ему двухкомнатную квартиру в Глинищевском переулке. Чуть позже Пуговкин переселился в новостройку в Сокольниках. Под конец жизни актёр опять стал много сниматься — последней ролью стал дедушка в фильме «Бриллианты для Джульетты».
Михаил Иванович ушёл из жизни днём 25 июля 2008 года из-за обострения сахарного диабета в Москве.
Похоронен выдающийся актёр 29 июля на Ваганьковском кладбище Москвы. Последней волей покойного было — похоронить его рядом с близким другом Александром Абдуловым.
по матеиалам сети...
----------------------------------------------
Albina пишет:
- Михаил Пуговкин (настоящая фамилия – Пугонькин)
- Все его реплики стали цитатами. Их помнят наизусть.
--------------------------------------------
1. Спасибо, Альбина.
2. Подскажите, пожалуйста,
а). Когда сменил фамилию? Как это получилось?
б). А какие реплики стали цитатами?
---------------------------------------------
-----------------------------------------------
10 самых известных цитат Михаила Пуговкина
- Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек — одна морока с ними (из к/ф «Девчата», 1961 год, Юрий Чулукюн).
- Посидят-посидят, а потом отдельную комнату требуют. Зря сидите: жилплощади в этом году не предвидится. (из к/ф «Девчата», 1961 год, Юрий Чулюкин).
- Гопак нынче не в моде! Я прошел всю Европу и ни разу не видел, чтобы танцевали гопака. У них сейчас в моде форменное безобразие. Называется "В ту степь". (из к/ф«Свадьба в Малиновке», 1967 год, режиссер Андрей Тутышкин).
- Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышащий пожар в моем сердце. Словом, бац-бац. И мимо! (из к/ф «Свадьба в Малиновке», 1967 год, режиссер Андрей Тутышкин).
- В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной... (из к/ф «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 год, режиссер Леонид Гайдай).
- Нотр Дам де Пари, что в переводе означает Собор Парижской Богоматери. — Какой-какой матери? — Парижской. Богоматери. (из к/ф «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 год, режиссер Леонид Гайдай).
- Кто вы такой? Я не узнаю вас в гриме. (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссер Леонид Гайдай).
- Языками не владею, ваше благородие! (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссер Леонид Гайдай).
- Паки, паки, иже херувимы. Житие мое... (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссер Леонид Гайдай).
- Мне ваш почет - как рыбе зонтик. (из к/ф «Визит к минотавру», 1987 год, режиссер Эльдор Уразбаев)
Интернет
-----------------------------------------------
Уже на склоне лет Михаил Иванович исполнил под гитарное сопровождение песню "Раз в московском кабаке сидели..." С неподражаемым юмором, ему свойственным и очень колоритно, это исполнение показывало ТВ. Может есть у кого, искал в Сети , масса разных, но его нет.
Валерий, спасибо за отзыв! За дополнение!
Про смену фамилии более или менее внятно сказано только на сайте "Чтобы помнили" - ""...Там же, в госпитале, его по ошибке переименовали в Пуговкина, и новая фамилия навсегда осталась в паспорте актера. Под этой фамилией комиссованный фронтовик вернулся в Москву, где стал играть в драматическом театре под руководством Н.М.Горчакова — единственном из столичных театров, работавших в то время. ...""
А чаще всего встречаются такие слова - В ряде источников встречается версия, что настоящая фамилия Михаила Ивановича — Пугонькин.
И всё.
«Гонец» просто гениальный
Когда в 1944 году снимался фильм «Свадьба», в котором принимали
участие Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип
Абдулов и другие мэтры нашего кинематографа, Михаил Пуговкин оказался
самым молодым и частенько оказывался в роли «гонца». По этому поводу
Михаил Яншин шутил: «Не знаю, Миша, какой из вас выйдет актер, но
«гонец» из вас просто гениальный!» Время показало, что актер тоже не
плохой.
Михаил не только бегал, но и знал куда надо бежать и всегда был результат!
А МХАТ любил это дело.
Враги сожгли родную хату-Михаил Пуговкин (Исаковский-Блантер)
8 мая 2003 год, праздничный концерт-Кремлевский Дворец Съездов
Величайший актер. Запомнился по очень многим ролям.
Театральные работы:
Московский театр драмы:
1943 — «Москвичка» В. Гусева; режиссёр Н. Горчаков — Пётр Огоньков
1943 — «Фронт» А. Корнейчука; режиссёр Н. Горчаков — Башлыков, солдат
Драматический театр Северного Флота:
1947 — «Молодая гвардия» А. Фадеева; режиссёр Осипов-Трояновский — Олег Кошевой
1947 — «Дни и ночи» К. Симонова; режиссёр И. Олыш-вангер — Коньков, старшина
1948 — «Русский вопрос» К. Симонова; режиссёр Осипов-Трояновский — главный редактор
1948 — «Подвиг разведчика»; режиссёр Дудников — Вилли Помер
Вильнюсский русский драматический театр:
1948 — «Последние» М. Горького; режиссёр Ю. Щербаков — Якорев, околоточный
1948 — «Московский характер» А. Софронова; режиссёр С. Владычинский — Виктор, студент
Театр им. Ленинского комсомола (Москва, 1950—1958):
«Так и будет» К. Симонова; режиссёр С. Гианцинтова — лейтенант
1955 — «Парень из нашего города» К. Симонова; режиссёр С. Гианцинтова — Севастьянов, капитан
«Лена» С. Штейна; режиссёр С. Антонов — председатель колхоза
«Первая конная» В. Вишневского; режиссёр Б. Норт — боец-буденовец
«Доброе имя» К. Симонова; режиссёр С. Гианцинтова — Брыкин, зам. главного редактора
«Семья» В. Попова; режиссёр С. Гианцинтова — рабочий
«Ханлар. Восход солнца» С. Вургуна; режиссёр С. Бирман — Ваня Фиолетов
«Сыновья Москвы» Н. Рожкова; режиссёры С. Гианцинтова и И. Берсенев — старший сын Шорохова
«Первая симфония композитора Р. Щедрина»; режиссёр С. Бирман — Ершов, композитор
«Особняк в переулочке» Штейнен; режиссёр С. Штейн — капитан
«Фабричная девчонка» А. Володина; режиссёр: С. Штейн — стиляга
Вологодский драматический театр:
1958 — «Слуга двух господ» К. Гольдони; режиссёр А. Шубин — слуга
Фильмография:
Актёрские работы:
1940 — Яков Свердлов
1941 — Дело Артамоновых — Степан Барский, купец
1943 — Кутузов — Федя, солдат
1944 — Свадьба — гость
1944 — В 6 часов вечера после войны — артиллерист
1946 — Беспокойное хозяйство — Пуговкин, авиамеханик
1949 — Кубанские казаки — колхозник
1952 — Максимка — Артюхин, матрос
1953 — Адмирал Ушаков — Пирожков, матрос
1953 — Корабли штурмуют бастионы — Пирожков, матрос
1954 — Школа мужества — Шмаков, матрос
1954 — Верные друзья — заведующий клубом водников, конферансье
1954 — Ревизоры поневоле — шофёр
1954 — Мы с вами где-то встречались — милиционер
1955 — Крушение эмирата — анархист
1955 — Мать — смолокур (в титрах не указан)
1955 — Доброе утро — заведующий магазином
1955 — Солдат Иван Бровкин — Захар Силыч
1955 — В один прекрасный день — Панас Чушко
1955 — Земля и люди — Гришка Хват
1956 — Илья Муромец — Разумей
1957 — Братья — Ваня Комаров, старшина водолазов
1957 — Правда — Василий Боженко
1957 — Степан Кольчугин — шахтёр
1958 — Иван Бровкин на целине — Захар Силыч
1958 — Олеко Дундич — солдат
1958 — Дело «Пёстрых» — Сафрон Ложкин, вор
1958 — Девушка с гитарой — Пенкин, электрик
1959 — Майские звёзды — Иванов, старшина
1959 — Снежная сказка — шофёр
1960 — Крепость на колёсах — Вожжов
1960 — Им было девятнадцать — Баба, старшина
1961 — Девчата — комендант
1961 — Сердце не прощает — Конков, ветеринар
1961 — С днём рождения! — милиционер
1962 — Чудак—человек — Межа, управляющий конторой «Заготскот»
1962 — Ход конём — Померанцев, тракторист
1962 — Черёмушки — пожарный
1963 — Суд идёт — Колено, председатель колхоза
1963 — Пропало лето — экспедитор
1963 — Штрафной удар — Кукушкин
1963 — Большой фитиль — пассажир поезда
1963 — Короткие истории — Кровавый Фелик, директор ателье
1964 — Дайте жалобную книгу — игрок в домино
1964 — Сумка, полная сердец — лётчик
1964 — Первый день свободы
1965 — Непокорённый батальон — полковник
1965 — Спящий лев — милиционер
1965 — Над нами Южный Крест — милиционер
1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Павел Степанович, прораб
1965 — Путешественник с багажом — таксист
1967 — Свадьба в Малиновке — Яшка-артиллерист
1967 — Его звали Роберт — Кнопкин, кадровик
1967 — Пока гром не грянет — Фёдор Иванович
1968 — Годен к нестроевой — Качура, старшина
1968 — Огонь, вода и… медные трубы — Царь
1968 — В трудную минуту — председатель колхоза
1969 — Если есть паруса — Дудка, боцман
1969 — Варвара-краса, длинная коса — Еремей, царь
1969 — Похищение — милиционер
1971 — Факир на час — снабженец
1971 — Шельменко-денщик — Шельменко-денщик
1971 — 12 стульев — отец Фёдор
1972 — Золотые рога — Атаман
1972 — После ярмарки — Пранцысь Пусторевич
1973 — Иван Васильевич меняет профессию — Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр
1973 — Нет дыма без огня
1974 — Нейлон 100% — администратор
1974 — Звезда экрана — Дудкин, директор
1974 — Незнакомый наследник — Кузнецов
1975 — Финист — Ясный Сокол — Воевода
1975 — Не может быть! — Горбушкин
1976 — Русалочка — Губастый
1976 — Два капитана — Гаер Кулий, отчим Сани
1977 — Есть идея — сосед
1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — Врунгель, капитан
1979 — Ах, водевиль, водевиль… — Михайло Лисичкин
1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы — Рэберн, садовник
1980 — За спичками — полицмейстер
1980 — Лялька-Руслан и его друг Санька — Михаил Иванович, хозяин дачи
1980 — У матросов нет вопросов — дядя Миша
1980 — Лес — Восмибратов
1981 — Несравненный Наконечников
1981 — Шестой — Мироныч
1982 — Серебряное ревю — смотритель льда
1982 — Спортлото-82 — Сан Саныч Мурашко
1982 — Женатый холостяк — Василий Петрович Булавин, директор автобазы
1983 — Без особого риска — Грановский, генерал
1984 — Приказано взять живым — Рябоконь, старшина
1984 — Егорка — Топорщук, боцман
1984 — Дорога к себе — Яков Иванович
1985 — Человек с аккордеоном — дядя Коля, сосед
1985 — Сеанс гипнотизёра — Никанор Ильич
1985 — Зловредное воскресенье — Мирон Сергеевич
1986 — На златом крыльце сидели — Федот, царь
1987 — Визит к Минотавру — Мельник
1987 — Цирк приехал — отчим
1988 — Артистка из Грибова — Георгий Терентьич, отец
1989 — Под куполом цирка — худрук
1991 — Болотная street, или Средство против секса — Фёдор, управдом
1992 — Выстрел в гробу — полковник Бутылкин / «моргунист»
1994 — Господа артисты — губернский чиновник
1997 — Старые песни о главном 3 — Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр
2000 — Бременские музыканты & Co — король
2004 — Бриллианты для Джульетты — дед Миша