«Пусть когда-нибудь имя мое прочитают в учебнике дети»
«Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети»
Так написала Анна Ахматова в 1913 году.
Кто-то, услышав это имя, вспомнит:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
А кто-то прочитает:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Некоторые как молитву твердят:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Анна Андреевна Ахматова родилась под Одессой в местечке с красивым названием Большой фонтан 11(23) июня 1889 года. Ее отец, Андрей Горенко, морской инженер, капитана 2-го ранга в отставке, мать вела свой род по женской линии от татарского хана Ахмата, именно эту фамилию выбрала Анна и подписывала так стихи, которые писала с одиннадцати лет. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село, под Петербург. Это удивительное место, пронизанное поэзией, Пушкиным, здесь, казалось, в воздухе витали рифмы, «а лицейские гимны все так же заздравно звучат». Здесь, в Царском Селе, Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проблемы со здоровьем заставляли ездить в Крым, в Севастополь. Юная Ахматова была очень привлекательна, ее серые глаза сводили с ума гимназистов.
Стоял 1904 год, Анне всего 14 лет. Она познакомилась с 17-летним юношей Николаем Гумилевым, который влюбился в нее сразу. Он понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги. Он предлагал ей руку и сердце 4 раза — она отказывалась. Он страдал по ней в Париже — она жаловалась, что чувствует себя никому не нужной. Наверное, у них просто не могло быть тихой и счастливой семейной жизни. Но они попытались, и в апреле 1910 года обвенчались. Гумилев был очень талантливым поэтом, путешественником, человеком действия и чести. Недаром он за храбрость заслужил два Георгиевских креста, когда добровольцем ушел на фронт в Первую мировую войну. Нет, не получилось тихой семейной жизни: два больших поэтa не смогли создать семью, и даже рождение сына Льва в 1912 году не спасло их от развода. В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян большевиками, и именно Анна Ахматова хлопотала об издании его стихов и хранила рукописи, посвящала их короткой и странной любви стихи, и еще она воспитала в сыне любовь и уважение к погибшему отцу.
Жизнь к Анне Андреевне была неласкова. Она принадлежала к поколению, которое пережило войну, и не одну, революцию, разруху, террор. Ее сын был арестован, и поэтесса провела много часов в очередях с такими же страдающими матерями, чтобы сын получил в тюрьме передачу. Лев Николаевич Гумилев стал одним из крупнейших историков XX века, он унаследовал таланты и матери, и отца. Долгий, трудный путь прошла поэтесса, но никогда не теряла себя. К.И. Чуковский, хорошо знавший Анну Андреевну, писал, что «даже в очереди за керосином, селедками, хлебом, даже в переполненном жестком вагоне, даже в ташкентском трамвае, даже в больничной палате, набитой десятком больных, всякий, не знавший ее, чувствовал ее «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно».
Многие называют творчество А. Ахматовой «женской поэзией», потому что главная её тема – это любовные переживания, своеобразный личный дневник. Да, Анна Андреевна не принадлежит к тем поэтам, которые «навзрыд сочиняют» стихи о Родине, но образ России — один из ведущих в ее творчестве. Тема русской земли, ее судьба, культура и история является сквозной в поэзии Ахматовой. Для нее слово Родина — это не просто слово. Сергей Аверинцев написал: «Патриотизм — это требование, предъявленное к себе». И Анна Ахматова была истинным патриотом.
Она была патриотом во всем и всегда: и тогда, когда писала о Родине в 1915 году:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
И когда в1922 году писала:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам
И когда во время Великой Отечественной войны она утверждала, что главной ценностью нации был и есть великий русский язык, русская речь, русское слово:
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Поэт и гражданин Анна Андреевна Ахматова всегда чувствовала свою кровную связь с русскими просторами, проселками, ощущала неразделенность судьбы личной и судьбы народной.
--------------------
----------------------------------
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Анна Ахматова
Спустя 40 лет после смерти поэтессы ее желание, наконец, исполнилось благодаря скульптору Додоновой и архитектору Реппо. И вот теперь между Шпалерной улицей и Воскресенской (бывшей Робеспьера) набережной стоит бронзовая Ахматова. Худая, высокая, немного нескладная, но невероятно величественная.
Все получилось именно так, как и хотела Анна Андреевна:
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слёзы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Напротив памятника находится легендарная в Петербурге тюрьма «Кресты», возле которой Ахматова провела большое количество тяжёлых дней.
«Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание я пыталась выразить в ее хрупкой и тонкой фигуре, в напряженном повороте головы – она оглядывается на «Кресты», – так описала свой замысел автор памятника Галина Додонова.
----------------------
-----------
До 2006 года набережную Невы напротив Крестов украшали лишь сфинксы, половина лица которых была сделана в виде черепа.
Два самых молодых сфинкса появились в нашем городе весной 1995 года на набережной Робеспьера между Потемкинской улицей и проспектом Чернышевского. Их юные женские лица обращены к людям, приходящим к этому мемориалу, а к Неве и к печально знаменитой тюрьме «Кресты», расположенной на противоположном берегу, обращены их изъеденные, обнажившиеся черепа. Это мемориал жертвам репрессий советского политического террора, созданный скульптором М. М. Шемякиным.
По периметрам гранитных постаментов укреплены медные таблички со строками стихов Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Иосифа Бродского, судьбы которых так плотно сплелись с историей этой "знаменитой" тюрьмы. Сравнительно неподалеку от этого места находился «Большой дом» на Литейном проспекте. Здесь размещалось Управление Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД), где в 1930-е годы допрашивали людей, арестованных по политическим обвинениям.
Сфинксы символизируют смерть, и вечность, и тайну бытия, и торжество правды над ложью. Раскрывая символику, скульптор сказал, что Россия тоже была в каком-то смысле «загадкой сфинкса» и, наверное, она останется таковой, несмотря на все наши попытки ее разгадать.
Ирина, спасибо за напоминание о Дне Рождения Анны Ахматовой, спасибо за иллюстрации, спасибо за отрывок из Эпилога ее великого РЕКВИУМА .....
(А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне.....)
Большое Спасибо!
Когда-то Леночка-Факел делала пост с этими фотографиями, но они исчезли, поэтому с удовольствием смотрю их сейчас в твоей заявке.....
С твоего разрешения, немного о поэме-РЕКВИЕМ.... не возражаешь?
Реквием" — одно из крупнейших произведений Ахматовой — поэма - была написана в 1935-1940 годах. Именно 40-м годом датирован эпилог — последняя часть поэмы. Но к читателю "Реквием" пришел лишь во второй половине 50-х годов, поскольку в 1946 году Ахматова была подвергнута жестокой критике со стороны чиновников и надолго отлучена от литературы. Возможно, в этом отлучении был повинен и Реквием, и те события, которые положены в его основу.
Муж Ахматовой был обвинён в участии в антиправительственном заговоре и расстрелян по приговору недалеко от Петрограда в 1921 году. В поэме "Реквиеме" отражены те чувства, которые пережила Ахматова, потеряв любимого человека. И хотя события, описанные в "Реквиеме", относятся к 30-м годам, в них звучат боль и горе, пережитые самой поэтессой.
По композиции "Реквием" Ахматовой скорее всего поэма. Отдельные стихотворения объединены одной идеей — протестом против насилия. В "Реквиеме" отразились не только чувства и переживания самой Ахматовой, не только горе тех, кто был оторван от своих близких и заключен в тюремные камеры, но и боль тех женщин, тех жен и матерей, которых видела Ахматова в страшных тюремных очередях. Именно к этим женщинам-страдалицам обращено посвящение. В нем звучит тоска от внезапной разлуки, когда сраженная горем женщина чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.
Во вступлении поэмы дана яркая безжалостная характеристика времени. В первых главах нашла своё отражение безграничная, глубокая бездна человеческого горя. Кажется, что эти строки перекликаются с плачем Ярославны, скорбящей и по своему любимому, и по всем русским воинам.
Поэзия Ахматовой — это свидетельства человека, который прошел через все испытания, на которые ее обрёк "век-волк", свидетельства того, насколько ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естественные основы человеческого существования, то, что складывалось мире столетиями.
Но одновременно это и свидетельство того, что живую жизнь, настоящее, вечное в людях уничтожить невозможно.
И ,наверное, именно поэтому поэзия А.Ахматовой так важна и так значительна для нас.....или для многих из нас..
В поэме "Реквием" Анна Ахматова встраивает свои переживания в контекст эпохи. Недаром поэма начинается так:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
......
Таков был окончательный выбор поэтессы.
Поэма Реквием с голосом великой А. Ахматовой........
Поэма-Реквием-ЭПИЛОГ
Эпилог(Поэма А. Ахматовой-РЕКВИЕМ.....)
I
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
II
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
...
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли......
С подачи ИриныСпасибо ей за это
С Днем Рождения АННЫ АХМАТОВОЙ, уважаемые любители поэзии!!
МАРИНА ЦВЕТАЕВА-АХМАТОВОЙ
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
Забыть громыхание черных марусь.......
Ахматова Анна:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь......
Черная маруся.....пришлось спросить у Сети, что ж это за черная маруся....впрочем, так я и думала.
«Чёрная маруся» ......
Это легковой автомобиль марки М-1, «эмка» . В стихотворении Ахматовой речь идет о машинах, на которых приезжали опера из НКВД для ареста......
Почему «маруся» ?
Возможно, так городской фольклор в очередной раз увековечил знаменитую «Мурку в кожаной тужурке» - мифическую чекистку, о которой во времена нэпа была сложена известная песенка .
В конце 30-х легендарная Мурка-Маруся поднялась в своей чёрной кожаной куртке из могилы, чтобы потянуть за собой живых сограждан…
С Е Т Ь.
Страшно подумать, сколько горя выпало на долюшку Анны Ахматовой, а она все равно осталась Королевой, царственной и прекрасной в любом возрасте......
_____
Ирина, рада, что тебе понравилось!
Ахматова - это... (нет слов...) одни восторженные эмоции...
Злата Раздолина - А еще так недавно (ст. А. Ахматова)
Виталий Псарев - Разрыв (А. Ахматова - З. Раздолина)
Злата Раздолина - Разрыв (ст. А. Ахматова)
Татьяна, видео от "твоего любимого Пустынника" :)
Из к/ф "Приходи на меня посмотреть". 2000 г.
Елена Камбурова (за кадром) - Приходи на меня посмотреть (музыка - В. Биберган, слова А. Ахматовой)
Елена Камбурова - Приходи на меня посмотреть (А. Ахматова - В. Биберган)
Ира!Спасибо!!Большущее!!! И за ролик "моего любимого "Пустынника-еще одно спасибище))))))Актеры великолепные, стихи и песня-подстать игре актерам , Новый Год в ролике....СУПЕР!
"Приходи на меня посмотреть.
Приходи.
Я живая.
Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: "Довольно!"
Каждый вечер подносят к окну
Моё кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!
Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжёлых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои
вижу
во сне я.........
Вот уж воистину...
"Ахматова - это... (нет слов...) одни восторженные эмоции".......стопроцентно присоединяюсь к твоим словам, ИРИША!!
"Разрыв"-одно из любимейших.....да у Ахматовой ВСЕ-любимое))))
СПАСИБО, Иринка, спасибо, ленинградочка
.........
М.И. Цветаевой-А. Ахматова
Поздний ответ
Белорученька моя, чернокнижница...
Невидимка, двойник, пересмешник.
Что ты прячешься в черных кустах.
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах.
То кричишь из Маринкиной башни:
"Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной....
Поглотила любимых пучина,
И разрушен родительский дом".
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги,
наш заметающей след..........
16 марта 1940 года
Фонтанный Дом
.........
А. А.-Царское Село-1916
А. А. в Слепневе-1913
Открытие)))))Кликнешь на эту вот рамочку:Анна Ахматова-Царское Село-1916-открывается картинка...а чего бы сразу Редактору(или кому там))))))эту картинку не воспроизвести???????)))))
Непонятки))
"Пусть когда-нибудь имя мое прочитают в учебнике дети"....... а пусть прочитают, правда, девочки?
Анна Ахматова.....
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану — Христос, помоги!—
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети....
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети!
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво...
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.........
Здравствуйте, Евгений!
Да... Время берет своё... Нет лекарства от старости.