Пять неформатных песен - их не хотели брать на радио, но они стали хитами
Начинающие музыканты, пытающиеся продвинуть свои произведения, очень часто слышат такое реноме: «Ты принес нам неформат, парень, такое продать будет сложно». На FM-радио под неформатом, зачастую, понимают песни, которые звучат дольше трех минут.
Почему продолжительность песни на радио ограничена определёнными временными рамками? Это скорее дань традиции, нежели техническая проблема. Так же и на конкурсе Евровидение песни не должны быть длиннее 3 минут. Всё дело в том, что раньше, в эпоху виниловых пластинок, по радио крутили синглы – это пластинки 45 об/мин (сорокопятки), где на каждой из сторон умещалось по одной песенке, как раз в формате три минуты. Вот с тех пор и повелось, что радиослушатель воспринимает музыкальные произведения лишь в таком временном промежутке. Считается, что на радио песня должна быть определённой длины, иначе слушатель заскучает.
Зачастую, чтобы запустить песню в ротацию на радио, приходится вырезать целые куплеты, припевы, бриджи... даже идти на то, чтобы укорачивать тексты и менять аранжировки. Помечается это дело как radio edit. Зная об этом «стандарте», музыканты изначально делают синглы продолжительностью минуты в три – чтобы не нервировать ни себя, ни владельцев радиостанций. Но, в этом правиле, есть и исключения. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию «длинные» песни, которые, невзирая на свой якобы неформат – таки стали международными хитами. При этом, авторы настояли на том, чтобы их хиты транслировались в полной версии. Яркий пример - The Pink Floyd. Музыканты выпускают концептуальные альбомы с длинными по времени звучания мелодиями, которые не имеют традиционной структуры запев-припев, часто не имеют четкой границы с предыдущими и последующими треками. Казалось бы, ну как такое ставить на коммерческом эФэМ, но ведь – крутят. Итак, мой ТОП длинных хитов:
The Queen - «Bohemian Rhapsody» - длительность 5:55.
Когда группа изъявила желание выпустить песню синглом, то руководство лейбла категорически отказало группе, указав на то, что песня длиной в пять с половиной минут никогда не станет хитом. Ди-джеи тоже отказывались брать «Богемскую рапсодию» целиком, группе предлагали разбить песню на несколько частей и в таком виде выпускать её в эфир. Ребята из The Queen напрочь отвергли такой бред. Они настояли на выпуске сингла, и на радиотрансляции поной версии. И кто, в итоге, оказался прав?
The Pink Floyd – с «пинками» вообще всё сложно! К примеру, заглавный трек с альбома «Wish You Were Here» (1975 г.) под названием «Shine On You Crazy Diamond» («Сияй, безумный бриллиант») звучит… 26 минут.
Тем не менее, он был хорошо принят критиками и публикой, и стал классикой рока.
The Beatles - «Hey Jude» - длительность 7:09.
Многие радиостанции отказывались транслировать это песню, невзирая на то, что это Битлз. Помехой выступил пресловутый трехминутный формат. Джордж Мартин, звукорежиссер, вспоминал: «Мы записали «Hey Jude» в студии «Trident». Это была длинная песня. Я сказал: «Нельзя записывать такой длинный сингл». Но тут ребята меня атаковали, как всегда, и Джон спросил: «Почему?». Я не смог найти достойный ответ и сказал первое, что пришло в голову: «Диск-жокеи не смогут играть эту пластинку». Но, Джордж, Пол, Ринго и Джон настояли на своем и… песня вышла в эфир в полноразмерном формате – ныне это признанный хит битлов, который входит во все антологии группы.
The Eagles - «Hotel California» - длительность 6:31.
По некоторым данным, песне «орлов» отказали в ротации около 30 радиостанции на Южном побережье США. Не формат! А что в итоге? А в итоге «Hotel California» получила премию «Грэмми» в 1978 году как лучшая песня года и возглавила американский чарт Billboard Hot 100. Творение рок-группы The Eagles считается одной из лучших композиций XX века. Тот же журнал Rolling Stone поставил её на 49-е место в списке 500 лучших песен всех времён.
Jethro Tull – «Aqualung» - длительность 6:31.
Автору Йену Андерсону настойчиво предлагали «урезать» аранжировку до «приемлемых» для радио трех минут. Он ответил отказом – резким отказом! «Акваланг» является самым коммерчески успешным диском Jethro Tull: его продажи во всем мире составили более семи миллионов экземпляров. Он входит в список «500 величайших альбомов всех времён».
Владимир, спасибо!