Пять сумасшедших шмелей Римского-Корсакова.
Пять сумасшедших шмелей Римского-Корсакова
Чтобы твое имя осталось в веках, не обязательно писать девять симфоний, как Бетховен, или пятнадцать опер, как Римский-Корсаков. Самое живучее, легко распространяемое в пространстве и любимое народом - это, как раз, пустяки типа "Турецкого марша" Моцарта, бетховенской багатели "К Элизе" или "Полёта шмеля" Римского-Корсакова.
Это маленькая оркестровая пьеска внутри оперы "Сказка о царе Салтане" по Пушкину.
Князь Гвидон , с самого детства живущий в изгнании, превращается последовательно в комара, муху и шмеля и трижды летает на родину, чтобы посмотреть на своего отца - славного Салтана. На месте он мстит, как может, участникам заговора - двум своим теткам и бабушке. Вот как раз родную бабку Бабариху он и жалит больно в нос в образе шмеля за её зловредность.
Быстрая жужжащая мелодия этой пьесы в оркестре передаётся от инструмента к инструменту, и общими силами шмель долетает до финального аккорда. Но потом кому-то пришло в голову сыграть этот номер в одиночку, да ещё и увеличить скорость полёта. Так была запущена шмелиная Формула-1. И с тех пор книга рекордов Гиннеса только успевает записывать рекорды. Особенно (просто насмерть!) бьются гитаристы.
На чём только этот "Полёт" не играют! На всех инструментах, которые только могут придти в голову, кроме арфы, пожалуй. Да и то, не факт.
Фортепианные шмели известны в двух транскрипциях: Рахманинова и венгерского виртуоза Дьердя Циффры. У Рахманинова шмель легкий и проворный:
У Циффры он похож на тяжелый бомбардировщик: там головоломная октавная техника, с которой шутя справляется Юджа Ванг:
А это задорный шмель с приплясом в стиле буги вуги в исполнении когда-то страшно популярного американского пианиста и шоумена Либераче:
Эта смелая девчушка Соня Тюрина играет шмеля на саксофоне. И при этом ни разу не берёт дыхание. Это такая хитрая техника.
И два народно-самодельных варианта.
Здесь фокус в том, что каждая из трубок издаёт только один звук, и каждому из этих ребят нужно успеть вставить свой звук строго в нужный момент. Можно смотреть с отметки 1.03
А здесь играет роль предварительная подготовка(нужно было собрать 101 бутылку и и настроить их с помощью воды) и скорость перемещения во время исполнения.
Ни одна другая музыка не разбудила в музыкальных массах столько изобретательности и энергии! Знал бы Римский-Корсаков...
Юрий Казаков вспоминает: Я играл на выпускном экзамене Играл 5 пьес в том числе и " Полёт шмеля "
В экзаменационной комиссии присутствовала Елена Фабиановна Гнесина. После того как я закончил играть возникла долгая пауза. Все ждали что скажет Елена Фабиановна.
И она сказала " Римский Корсаков на гармошке. Какой кошмар "
Это не байка. Юрий Казаков рассказывал в моём присутствии после концерта в школе искусств где я работал
Он много забавных и грустных историй рассказывал.
Ну-у, не сказал бы, что Рондо(Турецкий марш) и К Элизе- это совсем пустяки... Все просто, но Гениально