3460
0
ID 89703
Радио России-Когда не хватает джаза+Бесконечное приближение.Выпуск 742.
Радио России-Когда не хватает джаза+Бесконечное приближение.Выпуск 742.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (3)
22.11.2014 15:36
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
У микрофона – ведущий программы "Когда не хватает джаза" Алексей Колосов.
• Сегодня главным героем программы будет человек, по крайней мере, трижды изменивший историю джаза. Вряд ли кто-нибудь ещё в джазовом искусстве может удостоиться такого титула. Разумеется, речь идёт о великом трубаче Майлзе Дэвисе (Miles Davis). Его в полной мере можно назвать модным сейчас в нашей стране словом "хипстер", то есть "человек, презирающий условности". Он действительно отвергал условности, его не интересовало мнение критики и точка зрения на его искусство большинства товарищей по джазовому цеху. Он руководствовался лишь стремлением идти вперёд, открывать новое и никогда не быть предсказуемым.
И для начала мы вспомним "первую революцию", которую он совершил в джазовом искусстве, создав в конце 40-х годов стиль "кул" ("cool"), то есть "прохладный джаз". Музыка эта во многом являлась антиподом стилю "би боп", который господствовал в первой половине 40-х годов и отличался некоторой суетливостью и нервозностью. Для стиля "кул", в свою очередь, были характерны гораздо более медленные темпы, изысканные аранжировки, а даже сам состав, который Майлз Дэвис придумал для того, чтобы воплощать этот стиль, также отличался своей необычностью. Это был нонет, то есть ансамбль из девяти музыкантов. А инструменты в нём были следующие: труба, тромбон, альт-саксофон, баритон-саксофон, валторна, что очень неожиданно для джазового ансамбля, туба и ритм-секция, состоявшая из фортепиано, контрабаса и барабанов. Новый джазовый стиль явно носил отпечаток классической музыки.
И вот сейчас, наконец, мы с ней снова соприкоснёмся. Это будет композиция выдающегося баритон-саксофониста Джерри Маллигана (Gerry Mulligan), который с тех пор стал одним из символом стиля "кул". Называется она "Джеру" ("Jeru"), и, судя по названию, это, в сущности, автопортрет музыканта.
В исполнении джазового ансамбля американского трубача Майлза Дэвиса звучит композиция из альбома 1949 года "Birth Of The Cool":
1. "Jeru" (Gerry Mulligan).
Баритон-саксофонист Джерри Маллиган принимал участие в записи проекта Майлза Дэвиса "Birth Of The Cool" ("Рождение стиля "кул") в 1949 году. И только что прозвучала его композиция, в которой он ещё к тому же и солировал.
Недавно я перечитывал мемуары Майлза Дэвиса, которые несколько лет назад были в России переведены. Я не знаю, многим ли слушателям доводилось читать его мемуары, но, наверное, частично те, кто их прочитал, были разочарованы, наверное, стилем, при помощи которого Майлз Дэвис формулирует свои мысли, а в выражениях он, скажем прямо, не стесняется. Но эти мемуары были написаны следующим образом. Он просто наговаривал их на магнитофон, беседуя с неким интервьюером. Он не корпел на каждой фразой, сидя над ней подолгу. Безусловно, отпечаток именно такого подхода лежит на этой книге. Но мне все равно было невероятно интересно читать воспоминания Майлза Дэвиса о его жизни, о его партнёрах, о его подходе к музыке. Что-то я, безусловно, для себя открыл. Может быть, то, что больше всего меня поразило в человеческом плане, – некая его ущемлённость, связанная с расовыми проблемами. Как пишет Майлз Дэвис, "меня как особу царской крови встречают везде. Везде, кроме Америки".
А мы продолжаем слушать альбом Майлза Дэвиса "Рождение стиля "кул" 1949 года, и на сей раз звучит композиция Чамми МакГрегора и Джонни Мёрсера "Moon Dreams" ("Лунные мечты").
В исполнении джазового ансамбля американского трубача Майлза Дэвиса звучит композиция из альбома 1949 года "Birth Of The Cool":
2. "Moon Dreams" (Chummy MacGregor – Johnny Mercer).
Сейчас мы окунёмся совсем в иной период жизни и искусства американского джазового трубача Майлза Дэвиса, в годы 80-е, когда он играл стиль "фьюжн". Кстати, М. Дэвис, как известно, был основателем этого стиля на рубеже 60-х – 70-х годов. Но здесь работа весьма необычная, потому что играет он музыку выдающегося европейского композитора, датчанина Палле Миккельборга (Palle Mikkelborg). Это само по себе довольно неожиданно, потому что американские джазмены не так уж много знают о джазе за пределами своей страны. И каким образом Майлз Дэвис узнал и оценил музыку П. Миккельборга, мне неизвестно. В своих мемуарах, по крайней мере, подробно он об этом не пишет.
Но, так или иначе, такой альбом был записан в середине 80-х годов, а вышел он в 1989 году. Называется этот диск, вышедший под именем Майлза Дэвиса с музыкой Палле Миккельборга, "Аура" ("Aura"). И это не что иное, как многочастная композиция, названия частей которой носят названия цветов солнечного спектра. Наверное, потому, что человеческая аура обладает всеми цветами солнечного спектра. Впрочем, об этом достоверно знают только те, кто её видит. Возможно, Палле Миккельборг из их числа не только потому, что это один из самых замечательных музыкантов европейского джаза и в качестве трубача, и в качестве композитора, и в качестве аранжировщика, но и потому, что он на протяжении многих лет уже является приверженцем йоги.
А сейчас прозвучит четвёртая часть из этого многочастного сочинения. Называется она "Оранжевый". Здесь наряду с трубачом Майлзом Дэвисом будет солировать ещё один прославленный представитель современного джазового искусства – английский гитарист Джон Маклофлин (John McLaughlin).
В исполнении американского джазового трубача Майлза Дэвиса звучит четвёртая часть многочастного сочинения Палле Миккельборга из альбома 1989 года "Aura":
3. "Orange" (Palle Mikkelborg).
• Автор этого произведения, датский трубач и композитор Палле Миккельборг родился в 1941 году. Достигнув 20-летнего возраста, П. Миккельборг уже стал играть в клубах своего родного Копенгагена, а туда, как известно, любят не только приезжать на гастроли мастера американского джаза, но и даже селиться на какое-то время. Поэтому атмосфера там была, безусловно, очень джазовая. С 1964 по 1970 годы он работал в джазовой группе Датского радио и параллельно вёл очень интенсивную джазовую деятельность, потому что руководил собственным биг-бендом и малыми составами от квартета до октета (ансамбля из восьми музыкантов).
Как трубач и композитор он самоучка, а вот дирижёрскому искусству П. Миккельборг учился в Королевской консерватории в Копенгагене. Любопытно, что к числу его музыкальных фаворитов относятся не только такие прославленные мастера джаза, как Майлз Дэвис и ещё один трубач Клиффорд Браун (Clifford Brown), но и такие, можно сказать, противоречивые и непростые представители современной академической музыки, как композиторы Оливье Мессиан (Olivier Messiaen) и Чарльз Айвз (Charles Ives).
В исполнении американского джазового трубача Майлза Дэвиса звучит десятая часть сюиты Палле Миккельборга из альбома 1989 года "Aura":
4. "Violet" ("Фиолетовый", Palle Mikkelborg).
• Джон Скофилд (John Scofield), как известно, входит в большую тройку самых влиятельных джазовых гитаристов последних, по крайней мере, 25 лет наряду с Пэтом Мэтини (Pat Metheny) и Биллом Фризеллом (Bill Frisell). Этот музыкант, родившийся в 1951 году, получил блестящее образование. Он учился в знаменитом музыкальном колледже Бёркли (The Berklee College of Music) и первое время играл у себя в родном штате Коннектикут. Но серьёзной вехой в его творчестве стало участие в знаменитом концерте баритон-саксофониста Джерри Маллигана (Gerry Mulligan) и трубача Чета Бейкера (Chet Baker) в нью-йоркском зале Карнеги-холл. Концерт этих легендарных музыкантов, как известно, вышел на пластинке, которая имела очень большой резонанс.
Затем молодой гитарист играл два года совсем другую музыку в группе под совместным руководством барабанщика Билли Кобэма (Billy Cobham) и клавишника Джорджа Дюка (George Duke). Но по-настоящему Джон Скофилд обратил на себя внимание, что называется, широкой публики, когда его пригласил в свою группу великий трубач Майлз Дэвис. Было это в 1982 году. У него Дж. Скофилд проработал три года, он ездил с ним по всему миру и записывал альбомы.
Сегодня вниманию слушателей будет предложен один из альбомов, вышедших под именем Джона Скофилда. Это сравнительно недавняя его работа, вышедшая в 2011 году. Диск называется "A Moment's Peace". И здесь у Джона Скофилда поистине замечательные партнёры. Это органист Лэрри Голдингс (Larry Goldings), контрабасист Скотт Колли (Scott Colley) и барабанщик Брайан Блейд (Brian Blade).
В исполнении квартета американского джазового гитариста Джона Скофилда звучит джазовый стандарт Джина де Пола и Дона Рэя из альбома 2011 года "A Moment's Peace":
5. "You Don't Know What Love Is" ("Ты не знаешь, что такое любовь", Gene de Paul – Don Raye).
То, что мы слышим на этом альбоме 2011 года, – это, в сущности, мейнстрим в трактовке глубоко современного музыканта Джона Скофилда. Неслучайно он играет столь любимым им, слегка перегруженным, почти роковым звуком.
Особо хочется остановиться на органисте Лэрри Голдингсе, с которым этот гитарист часто играет и записал, в частности, этот альбом 2011 года. У этого музыканта сейчас репутация, вероятно, наиболее яркого органиста, появившегося на джазовой сцене после теперь уже всемирно известного Джоуи ДеФранческо (Joey DeFrancesco). Он родился в 1968 году. Будучи ещё совсем молодым музыкантом, был писанистом-аккомпаниатором у прославленного вокалиста Джона Хендрикса (Jon Hendricks). Затем работал ещё с одним выдающимся мастером – гитаристом Джимом Холлом (Jim Hall), после чего с помощью великого джазового органиста Джимми Смита (Jimmy Smith) создал своё трио. Джимми Смит высоко ценил этого музыканта.
В исполнении квартета американского джазового гитариста Джона Скофилда звучит композиция на тему знаменитой арии Бесс из оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" ("Porgy And Bess") из альбома 2011 года "A Moment's Peace":
6. "I Loves You Porgy" ("Люблю тебя, Порги", George Gershwin).
Как всегда, жду ваших писем по адресу: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Когда не хватает джаза". Алексею Колосову.
Над программой работали: режиссёр Геннадий Макаров, автор и ведущий Алексей Колосов.
742-я программа "Бесконечное приближение" вспоминает одного из крупнейших композиторов XX столетия, нашего соотечественника Альфреда Шнитке. За два дня до 80-летия со дня его рождения стоит вновь послушать его музыку.