У микрофона – автор и ведущий программы "Когда не хватает джаза" Алексей Колосов.
• На родине джаза в Новом Орлеане французские влияния встречаются буквально на каждом шагу. Ничего удивительного в этом нет. Ведь город этот когда-то основали выходцы из Франции. Отсюда, собственно, даже и его название. Поэтому фамилию музыканта, о котором пойдёт речь в первой части передачи, следует произносить на французский манер – Теренс Бланшар (Terence Blanchard). Ведь этот, ныне всемирно известный трубач родился именно в Новом Орлеане в 1962 году.
Его занятия музыкой начались с пяти лет, причём с фортепиано. А на трубе Теренс стал заниматься, попав в знаменитый новоорлеанский Центр искусств, под руководством пианиста Эллиса Морсалиса (Ellis Marsalis, Jr.), того самого, который является основателем целого прославленного джазового клана. Об этом клане мы говорили не раз и, конечно же, будем ещё возвращаться к этой теме.
Затем Теренс Бланшар получил стипендию для учёбы в университете. Учился он в штате Нью-Джерси и параллельно, будучи студентом, уже играл в оркестре "живого" классика джазового искусства вибрафониста Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton Orchestra).
Мы же сейчас вспомним альбом Теренса Бланшара, вышедший в 2001 году, где трубач играет композиции Джимми МакХью (Jimmy McHugh). Они в своё время были просто-напросто песенками, но, как известно, именно песенки в первую очередь становятся в определённых условиях джазовыми стандартами.
Подтверждением тому является и альбом Теренса Бланшара 2001 года, который называется "Let's Get Lost".
С трубачом Теренсом Бланшаром здесь играют пианист Эдвард Саймон (Edward Simon), контрабасист Дерек Ниверджельд (Derek Nievergelt) и барабанщик Эрик Харланд (Eric Harland).
В исполнении квартета американского джазового трубача Теренса Бланшара звучит инструментальная композиция Джимми МакХью из альбома 2001 года "Let's Get Lost": 1. "Lost In A Fog" ("Потерянный в тумане", Jimmy McHugh – Dorothy Fields).
В 1982 году, а трубачу тогда было всего лишь 20 лет, Теренс Бланшар заменил в качестве трубача и музыкального руководителя Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis) в ансамбле легендарного барабанщика Арта Блейки (Art Blakey). У него он работал четыре года, а затем создал свой собственный квинтет. Одним из музыкантов этого квинтета был великолепный саксофонист и его бывший партнёр по ансамблю Арта Блейки Дональд Харрисон (Donald Harrison).
В эти же годы и кинематограф начинает проявлять интерес к талантливому молодому трубачу. И в первую очередь это знаменитый режиссёр, продюсер и актёр Спайк Ли (Spike Lee), к нескольким фильмам которого Теренс Бланшар написал музыку. А в одном из фильмов Спайка Ли он даже учил играть на трубе известного тёмнокожего актёра Дензела Вашингтона (Denzel Washington).
В первые годы своей карьеры Теренс Бланшар в значительной степени был в тени своего коллеги и ровесника Уинтона Марсалиса, но затем и профессионалы, и публика пришли к выводу, что это музыкант очень талантливый и достаточно самобытный.
Если же говорить о его стиле, то в нём, несомненно, можно найти влияния таких гигантов, как Клиффорд Браун (Clifford Brown) и Майлз Дэвис (Miles Davis), и представителей так называемого "необопа"Вуди Шоу (Woody Shaw) и Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard).
Мы же продолжаем слушать альбом Теренса Бланшара 2001 года. В записи некоторых композиций для этого диска принимали участие известные джазовые певицы. В композиции "Let's Get Lost" ("Давай затеряемся"), которая дала название этому альбому, можно услышать голос Дайаны Кролл (Diana Krall).
В исполнении квартета американского джазового трубача Теренса Бланшара звучит заглавная композиция из альбома 2001 года "Let's Get Lost": 2. "Let's Get Lost" ("Давай затеряемся", Jimmy McHugh – Frank Loesser).
• Музыкант, о котором пойдёт речь во второй части передачи, а это гитарист Пэт Мэтини (Pat Metheny), всего лишь на несколько лет старше трубача Теренса Бланшара.
Но это, конечно же, совершенно две непохожих фигуры на современной джазовой сцене. Т. Бланшар всё-таки, по сути своей, консерватор. А Пэт Мэтини – музыкант, который бесконечно находится в поиске, он всё время экспериментирует. Его интересуют и акустические инструменты, и тот гигантский звуковой спектр, который предоставляет современная музыкальная электроника. Кстати, пользуясь электроникой, П. Мэтини всегда старается избегать штампов. Он находит очень точно выверенные и образные звуковые краски. Он готов сотрудничать с музыкантами и более традиционно мыслящими, и авангардистами. Особая сфера его интересов – это, конечно же, этнические музыкальные влияния.
По количеству премий "Грэмми" гитарист также вряд ли имеет себе равных. У него этих премий 20. Но заметьте, все эти многочисленные высшие американские музыкальные награды он получил, не заигрывая с публикой, не идя у неё на поводу.
П. Мэтини – это, помимо всего прочего, прекрасный композитор, который мыслит в своей музыке глубоко и масштабно. Таков его альбом 1992 года под названием "Secret Story".
Немало поистине замечательных музыкантов принимало участие в записи этого диска вместе с Пэтом Мэтини, который играет не только на гитаре, но и на электронных клавишных в некоторых композициях. Это, прежде всего, контрабасист Чарли Хейден (Charlie Haden), два многолетних партнёра Пэта Мэтини по его группе – басист Стив Родби (Steve Rodby) и барабанщик Пол Вертико (Paul Wertico). Что очень необычно, в записи этого альбома принимал участие Лондонский симфонический оркестр (The London Symphony Orchestra). Им дирижирует Джереми Лаббок (Jeremy Lubbock).
В исполнении группы американского гитариста Пэта Мэтини и Лондонской симфонического оркестра под управлением Джереми Лаббока звучит композиция из альбома 1992 года "Secret Story": 3. "Always And Forever" ("Всегда и навеки", Pat Metheny, dedicated to Metheny's parents).
Соло: на гитаре – Пэт Мэтини, на губной гармонике – неподражаемый мастер этого инструмента, бельгийский музыкант Тутс Тилеманс (Toots Thielemans).
Нет никакого сомнения, что если бы Пэт Мэтини остался верен своему первому инструменту, а это была валторна, на которой он играл в средней школе, несомненно, из него получился бы поистине выдающийся мастер валторны.
Но П. Мэтини переключился на гитару и "заболел" джазом, услышав игру великого Уэса Монтгомери (Wes Montgomery). Как музыкант он развивался с ошеломляющей быстротой, и поэтому, ещё будучи подростком, Пэт Мэтини стал преподавать в Университете Майами и в знаменитом колледже Бёркли, который является, как известно, самой авторитетной "кузницей" джазовых кадров в мире.
А в 1973 году 19-летний гитарист был приглашён в квартет уже тогда знаменитого американского вибрафониста Гэри Бёртона (Gary Burton). С ним он работал четыре года и записал три альбома для немецкой звукозаписывающей компании ECM.
Затем у гитариста появилась своя собственная группа, и очень значимой для П. Мэтини фигурой в команде, подлинным единомышленником стал талантливый клавишник Лайл Мейз (Lyle Mays).
К концу 70-х годов П. Мэтини превращается в подлинную суперзвезду американского джаза. Его альбомы выходят очень большими тиражами, он получает множество премий, а между тем, хочется подчеркнуть это ещё раз, музыкант не идёт ни на какие компромиссы. В этом смысле его позиция напоминает тот путь, который избрала для себя знаменитая джаз-роковая группа "Weather Report".
В исполнении группы американского гитариста Пэта Мэтини и Лондонской симфонического оркестра под управлением Джереми Лаббока звучит композиция из альбома 1992 года "Secret Story": 4. "See The World" ("Взгляни на мир", Pat Metheny).
Как уже говорилось, творческие интересы этого музыканта-экспериментатора очень широки. Кажется несколько странным, но, тем не менее, одним из его кумиров является саксофонист Орнетт Коулмен (Ornette Coleman). С ним, основоположником "фри джаза", в 1985 году Пэт Мэтини даже записал совместный альбом под названием "Song X".
Для меня же этот гитарист был и продолжает оставаться воплощением созидательного начала в современном джазе. И это его творческая мощь чрезвычайно важна самым разным музыкантам, которые с ним сотрудничали за эти годы, будь то пианист Пол Блей (Paul Bley) или контрабасисты Чарли Хейден (Charlie Haden) и Эберхард Вебер (Eberhard Weber), саксофонисты Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Майкл Брекер (Michael Brecker), Джулиус Хемфилл (Julius Hemphill) и Джошуа Редман (Joshua Redman), барабанщик Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette) и многие другие замечательные музыканты.
А сейчас прозвучит композиция из всё того же альбома "Secret Story", которая лишний раз подтверждает, сколь часто Пэт Мэтини задумывается о том, ради чего он занят музыкой. Композиция эта называется "The Truth Will Always Be" ("Правда пребудет всегда").
В исполнении группы американского гитариста Пэта Мэтини и Лондонской симфонического оркестра под управлением Джереми Лаббока звучит композиция из альбома 1992 года "Secret Story": 5. "The Truth Will Always Be" (Pat Metheny).
В заключение передачи хочется вспомнить концерт Пэта Мэтини, который состоялся в Москве где-то в середине 80-х годов в каком-то Дворце спорта, и, тем не менее, для меня это было подлинным откровением, потому что то, что мы тогда услышали, было совершенно нестандартно, масштабно и, безусловно, пронизано светом. Пэт Мэтини попросту окунул российских слушателей тогда в какую-то особую реальность, за что я буду благодарен этому композитору и гитаристу всегда.
В исполнении группы американского гитариста Пэта Мэтини и Лондонской симфонического оркестра под управлением Джереми Лаббока звучит композиция из альбома 1992 года "Secret Story": 6. "Facing West" ("Лицом к Западу", Pat Metheny).
Как всегда, жду ваших писем по адресу: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Когда не хватает джаза". Алексею Колосову.
Над программой работали: режиссёр Геннадий Макаров, автор и ведущий Алексей Колосов.
Джазовые труба и гитара (Самобытные и талантливые)
Джазовые труба и гитара
У микрофона – автор и ведущий программы "Когда не хватает джаза" Алексей Колосов.
• На родине джаза в Новом Орлеане французские влияния встречаются буквально на каждом шагу. Ничего удивительного в этом нет. Ведь город этот когда-то основали выходцы из Франции. Отсюда, собственно, даже и его название. Поэтому фамилию музыканта, о котором пойдёт речь в первой части передачи, следует произносить на французский манер – Теренс Бланшар (Terence Blanchard). Ведь этот, ныне всемирно известный трубач родился именно в Новом Орлеане в 1962 году.
Его занятия музыкой начались с пяти лет, причём с фортепиано. А на трубе Теренс стал заниматься, попав в знаменитый новоорлеанский Центр искусств, под руководством пианиста Эллиса Морсалиса (Ellis Marsalis, Jr.), того самого, который является основателем целого прославленного джазового клана. Об этом клане мы говорили не раз и, конечно же, будем ещё возвращаться к этой теме.
Затем Теренс Бланшар получил стипендию для учёбы в университете. Учился он в штате Нью-Джерси и параллельно, будучи студентом, уже играл в оркестре "живого" классика джазового искусства вибрафониста Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton Orchestra).
Мы же сейчас вспомним альбом Теренса Бланшара, вышедший в 2001 году, где трубач играет композиции Джимми МакХью (Jimmy McHugh). Они в своё время были просто-напросто песенками, но, как известно, именно песенки в первую очередь становятся в определённых условиях джазовыми стандартами.
Подтверждением тому является и альбом Теренса Бланшара 2001 года, который называется "Let's Get Lost".
С трубачом Теренсом Бланшаром здесь играют пианист Эдвард Саймон (Edward Simon), контрабасист Дерек Ниверджельд (Derek Nievergelt) и барабанщик Эрик Харланд (Eric Harland).
В исполнении квартета американского джазового трубача Теренса Бланшара звучит инструментальная композиция Джимми МакХью из альбома 2001 года "Let's Get Lost":
1. "Lost In A Fog" ("Потерянный в тумане", Jimmy McHugh – Dorothy Fields).
В 1982 году, а трубачу тогда было всего лишь 20 лет, Теренс Бланшар заменил в качестве трубача и музыкального руководителя Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis) в ансамбле легендарного барабанщика Арта Блейки (Art Blakey). У него он работал четыре года, а затем создал свой собственный квинтет. Одним из музыкантов этого квинтета был великолепный саксофонист и его бывший партнёр по ансамблю Арта Блейки Дональд Харрисон (Donald Harrison).
В эти же годы и кинематограф начинает проявлять интерес к талантливому молодому трубачу. И в первую очередь это знаменитый режиссёр, продюсер и актёр Спайк Ли (Spike Lee), к нескольким фильмам которого Теренс Бланшар написал музыку. А в одном из фильмов Спайка Ли он даже учил играть на трубе известного тёмнокожего актёра Дензела Вашингтона (Denzel Washington).
В первые годы своей карьеры Теренс Бланшар в значительной степени был в тени своего коллеги и ровесника Уинтона Марсалиса, но затем и профессионалы, и публика пришли к выводу, что это музыкант очень талантливый и достаточно самобытный.
Если же говорить о его стиле, то в нём, несомненно, можно найти влияния таких гигантов, как Клиффорд Браун (Clifford Brown) и Майлз Дэвис (Miles Davis), и представителей так называемого "необопа" Вуди Шоу (Woody Shaw) и Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard).
Мы же продолжаем слушать альбом Теренса Бланшара 2001 года. В записи некоторых композиций для этого диска принимали участие известные джазовые певицы. В композиции "Let's Get Lost" ("Давай затеряемся"), которая дала название этому альбому, можно услышать голос Дайаны Кролл (Diana Krall).
В исполнении квартета американского джазового трубача Теренса Бланшара звучит заглавная композиция из альбома 2001 года "Let's Get Lost":
2. "Let's Get Lost" ("Давай затеряемся", Jimmy McHugh – Frank Loesser).
• Музыкант, о котором пойдёт речь во второй части передачи, а это гитарист Пэт Мэтини (Pat Metheny), всего лишь на несколько лет старше трубача Теренса Бланшара.
Но это, конечно же, совершенно две непохожих фигуры на современной джазовой сцене. Т. Бланшар всё-таки, по сути своей, консерватор. А Пэт Мэтини – музыкант, который бесконечно находится в поиске, он всё время экспериментирует. Его интересуют и акустические инструменты, и тот гигантский звуковой спектр, который предоставляет современная музыкальная электроника. Кстати, пользуясь электроникой, П. Мэтини всегда старается избегать штампов. Он находит очень точно выверенные и образные звуковые краски. Он готов сотрудничать с музыкантами и более традиционно мыслящими, и авангардистами. Особая сфера его интересов – это, конечно же, этнические музыкальные влияния.
По количеству премий "Грэмми" гитарист также вряд ли имеет себе равных. У него этих премий 20. Но заметьте, все эти многочисленные высшие американские музыкальные награды он получил, не заигрывая с публикой, не идя у неё на поводу.
П. Мэтини – это, помимо всего прочего, прекрасный композитор, который мыслит в своей музыке глубоко и масштабно. Таков его альбом 1992 года под названием "Secret Story".
Немало поистине замечательных музыкантов принимало участие в записи этого диска вместе с Пэтом Мэтини, который играет не только на гитаре, но и на электронных клавишных в некоторых композициях. Это, прежде всего, контрабасист Чарли Хейден (Charlie Haden), два многолетних партнёра Пэта Мэтини по его группе – басист Стив Родби (Steve Rodby) и барабанщик Пол Вертико (Paul Wertico). Что очень необычно, в записи этого альбома принимал участие Лондонский симфонический оркестр (The London Symphony Orchestra). Им дирижирует Джереми Лаббок (Jeremy Lubbock).
В исполнении группы американского гитариста Пэта Мэтини и Лондонской симфонического оркестра под управлением Джереми Лаббока звучит композиция из альбома 1992 года "Secret Story":
3. "Always And Forever" ("Всегда и навеки", Pat Metheny, dedicated to Metheny's parents).
Соло: на гитаре – Пэт Мэтини, на губной гармонике – неподражаемый мастер этого инструмента, бельгийский музыкант Тутс Тилеманс (Toots Thielemans).
Нет никакого сомнения, что если бы Пэт Мэтини остался верен своему первому инструменту, а это была валторна, на которой он играл в средней школе, несомненно, из него получился бы поистине выдающийся мастер валторны.
Но П. Мэтини переключился на гитару и "заболел" джазом, услышав игру великого Уэса Монтгомери (Wes Montgomery). Как музыкант он развивался с ошеломляющей быстротой, и поэтому, ещё будучи подростком, Пэт Мэтини стал преподавать в Университете Майами и в знаменитом колледже Бёркли, который является, как известно, самой авторитетной "кузницей" джазовых кадров в мире.
А в 1973 году 19-летний гитарист был приглашён в квартет уже тогда знаменитого американского вибрафониста Гэри Бёртона (Gary Burton). С ним он работал четыре года и записал три альбома для немецкой звукозаписывающей компании ECM.
Затем у гитариста появилась своя собственная группа, и очень значимой для П. Мэтини фигурой в команде, подлинным единомышленником стал талантливый клавишник Лайл Мейз (Lyle Mays).
К концу 70-х годов П. Мэтини превращается в подлинную суперзвезду американского джаза. Его альбомы выходят очень большими тиражами, он получает множество премий, а между тем, хочется подчеркнуть это ещё раз, музыкант не идёт ни на какие компромиссы. В этом смысле его позиция напоминает тот путь, который избрала для себя знаменитая джаз-роковая группа "Weather Report".
В исполнении группы американского гитариста Пэта Мэтини и Лондонской симфонического оркестра под управлением Джереми Лаббока звучит композиция из альбома 1992 года "Secret Story":
4. "See The World" ("Взгляни на мир", Pat Metheny).
Как уже говорилось, творческие интересы этого музыканта-экспериментатора очень широки. Кажется несколько странным, но, тем не менее, одним из его кумиров является саксофонист Орнетт Коулмен (Ornette Coleman). С ним, основоположником "фри джаза", в 1985 году Пэт Мэтини даже записал совместный альбом под названием "Song X".
Для меня же этот гитарист был и продолжает оставаться воплощением созидательного начала в современном джазе. И это его творческая мощь чрезвычайно важна самым разным музыкантам, которые с ним сотрудничали за эти годы, будь то пианист Пол Блей (Paul Bley) или контрабасисты Чарли Хейден (Charlie Haden) и Эберхард Вебер (Eberhard Weber), саксофонисты Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Майкл Брекер (Michael Brecker), Джулиус Хемфилл (Julius Hemphill) и Джошуа Редман (Joshua Redman), барабанщик Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette) и многие другие замечательные музыканты.
А сейчас прозвучит композиция из всё того же альбома "Secret Story", которая лишний раз подтверждает, сколь часто Пэт Мэтини задумывается о том, ради чего он занят музыкой. Композиция эта называется "The Truth Will Always Be" ("Правда пребудет всегда").
В исполнении группы американского гитариста Пэта Мэтини и Лондонской симфонического оркестра под управлением Джереми Лаббока звучит композиция из альбома 1992 года "Secret Story":
5. "The Truth Will Always Be" (Pat Metheny).
В заключение передачи хочется вспомнить концерт Пэта Мэтини, который состоялся в Москве где-то в середине 80-х годов в каком-то Дворце спорта, и, тем не менее, для меня это было подлинным откровением, потому что то, что мы тогда услышали, было совершенно нестандартно, масштабно и, безусловно, пронизано светом. Пэт Мэтини попросту окунул российских слушателей тогда в какую-то особую реальность, за что я буду благодарен этому композитору и гитаристу всегда.
В исполнении группы американского гитариста Пэта Мэтини и Лондонской симфонического оркестра под управлением Джереми Лаббока звучит композиция из альбома 1992 года "Secret Story":
6. "Facing West" ("Лицом к Западу", Pat Metheny).
Как всегда, жду ваших писем по адресу: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Когда не хватает джаза". Алексею Колосову.
Над программой работали: режиссёр Геннадий Макаров, автор и ведущий Алексей Колосов.
Джазовые труба и гитара (Самобытные и талантливые)
http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57108/episode_id/961026/