Размышления дилетанта: кто автор, а кто рядом постоял?
Весьма частенько, наслушавшись всего этого джаЗЗа на неизвестном языке, у меломанов возникает вполне естественное желание, а именно: понять, о чем поют-то. Может, лабухи в этой песенке меня к какой-нибудь неприличной маме посылают, а я не в курсе. Обидно, да? Да.
Вот сейчас по дороге на работу и обратно уже пару дней слушаю епонцких панков (среди туземцев собачьей страны тоже панки бывают, а то) The Stalin и Aburadako, и пытаюсь переводить гуголом. Получается, естественно, плохо – иногда бывает трудно даже уловить хоть какой-нибудь смысл в этом переводе. Чаще – просто набор нестыкуемых слов. Впрочем, панки на то и панки, чтоб сочинять всякую непотребную ересь. Сид Барретт вон не панком был – а насочинял такую хрень, что без дозы не разберешься. И доза вотки не поможет – нужна совсем другая доза, из тех, что употреблял сам камрад Сид. Хотя подчас интересно… Таки какой с панков-то спрос, да? Да.
Но не о том хочу поговорить. С епонцами все ясно, они Курилы хочут, да кто ж им даст… Хоть с панками, хоть без.
Следующая стадия исследования: хочется понять, кто все это сочинил. И вот тут, очень часто – всякие странности. Например, цепочка из трех имен, через запятые или дефисы. Кто композитор, а кто, наоборот, текстовик – нифига непонятно.
Хорошо было в СССРе. Вот вам пожалуйста: первая фамилия на пластинке – композитор, вторая, через черточку – поэт. Вся недолга! Если композиторов (поэтов) случалось несколько (что бывало редко, но все же бывало), перечисление шло по шаблону: «композитор, композитор – поэт, поэт». Все просто и ясно, как в детской Библии.
Но за бугром все не так, все иначе.
Попробуем разобраться.
Впрочем, когда-то, до исторического материализма, все и там было ясно и понятно. Мелодии сочиняли композиторы, слова писали поэты. И на пластинках, чаще всего, проставлялись имена авторов практически как позже в Союзе, с небольшими вариациями (например, французы на первое место ставили и продолжают ставить автора лирики, а на второе – сочинителя мелодии; но это не сильно меняет общий поход к теме). Ну и довольно часто можно было вообще не заморачиваться, ибо на яблоке диска ясно значилось: «music - Composer; lyrics - Poet». Иногда можно было разглядеть и другие фамилии – например, аранжировщика, продюсера, технического персонала; но шли они отдельно. Наверно, это было правильно, ибо песня – прежде всего мелодия и текст, а уже потом – аранжировка и запись.
Но правильно это было для традиционной эстрадной музыки, как ее понимали в конце позапрошлого века и в начале века прошлого. Уже к концу тридцатых годов к авторам могли причислить носителя идеи песенки. Например, приходит к поэту приятель и говорит: я сегодня во сне видел радугу на Луне. И – опа! – пиит тут же сочиняет гениальный текст по теме. И, объятый чувством великой благодарности, причисляет в соавторы приятеля, который уже ушел досматривать свой сон и вообще ему на все пофигу. Аналогично – с композитором: услышал пару аккордов от уличного гитариста, и будьте-нате – сочинил нетленку.
Но основной передел правил обозначения авторства произошел несколько позже. В Америке – с середины 50х годов прошлого века, в Европе – еще примерно через пятилетку. Связано это было с явлением в свет Ея Высочества поп-музыки (тут не выделяем никаких течений, подразумевая под термином все подвиды – от эстрады до трэш-митола). Песни стали массово писать люди, не имевшие не только никакого музыкального или литературного образования, но иногда и не отягощенные образованием вообще. Плохо это или хорошо? Скорее хорошо, да? Да.
Впрочем, сейчас опять не об этом.
Поп-музыка, как явление, приведшее к появлению и масштабному расширению шоу-бизнеса, тут же привлекла к себе кучу разнообразного люду, кто работать в шахте не хотел, а денег хотел, наоборот, много, и, желательно, легально.
Еще нюанс: поп-музыка (опять же, без разбору – что рокендрол, что хип-хоп) – с мелодической точки зрения, явление (за редкими исключениями) весьма и весьма вторичное. Едва ли не все нетленки, напетые героями поп-диско-рока-рэпа и прочих музыкальных течений, как все более становится ясным, имеют свои более ранние первоисточники, причем некоторые мелодии позаимствованы «авторами» у «авторов», которые сами стырили их еще у кого-то, и далее по цепочке. Поэтому для поп-музыки на передний план выходит вовсе не сама мелодия, а ее обработка умелым аранжировщиком, что позволяет скрыть (или почти скрыть) «переавторство».
Ну и, естественно, очень важна умелая раскрутка – радио- и тв-ротации, записи в студии, выпуск синглов и лонгплеев, и прочая-прочая-прочая. Следовательно, нужен человек, который будет добывать на все это деньги и осуществлять общее распределение бабла.
Поэтому довольно часто к авторам начали причислять аранжировщиков и продюсеров. Иногда все эти профессии, даже плюс авторство музыки и текста, удавалось объединять в одном лице (например, Фрэнк Фариан или Фил Спектор), чаще – в виде дуэта продюсеров (Либер / Столлер, Чинн / Чэпмен и многие другие) или даже трио (Хиллер / Ли / Шериден).
О мелодиях уже, в общем-то, мало кто говорит. Профессии «композитор» и «поэт» в сфере поп-музыки уступили место усредненному понятию «сонграйтер». Оно может обозначать что угодно: авторство музыки, аранжировки, текста; менеджмент; жену или, наоборот, любовницу продюсера; парня, который сгонял за пивасом гитаристу, пока тот аранжировал до неузнаваемости какую-нибудь народную песенку.
Таким образом и появляются цепочки из нескольких (до 5-7) имен в авторском списке одной-единственной песни с бессмысленным текстом и ритмом для ног.
Особняком стоят некоторые рок-группы, где менеджмент в авторство не совался, но выставлял, в различных целях, требования к «авторскому списку» своих подопечных. Очень яркий пример – The Beatles, где авторами музыки и лирики подавляющего большинства нетленок (точнее - всех, кроме нескольких композ Харрисона, Ринго и Джорджа Мартина) значатся Леннон / Маккартни. При этом реально дуэтом написано меньше половины песен, остальные – по отдельности Полом и Джоном. Другой пример – Deep Purple, где с 1970 по 1973 (самые золотые годы Пёрплов) авторский список содержал фамилии всех пяти музыкантов банды. Естественно, на самом деле, мелодии ваяли (или беззастенчиво тырили) Блэкмор и Лорд; тексты сочинял Гиллан (иногда идеи ему подкидывал Гловер). Но с точки зрения аранжировочных решений для рок-банды все правильно: каждый лабух аранжирует свою партию – все при делах. Что, впрочем, не мешало Кену Хенсли из Uriah Heep (состав – тоже квинтет рокеров) делиться авторством, в лучшем случае, только с текстовиком-вокалистом Байроном (и крайне редко – с лидером группы Боксом).
Короче, разобраться, что к чему и кто зачем, в ряде случаев очень затруднительно. Стоит в выходных данных Либер-Столлер, и все тут! Кто текст, кто музыка?!
Ну, в общем, с этим дуэтом все же разобраться получилось. Либер, оказывается, ваял исключительно лирику (в смысле, тексты); Столлер – опять же, исключительно музыку и ведал аранжировками; а уж продюсированием занимались вместе. Есть в их багаже и песенки с авторским листом на 4 человека. Тут тоже не очень сложно разобраться: один товарищ написал музыку, второй – текст, а Либер и Столлер слегка подправили то и другое, и вуаля – получите очередной хит.
Общую неразбериху усиливает причисление к авторам: певцов, которые спели песню; саксофонистов и гитаристов, слабавших соло; радиодиджеев, устроивших ротацию; просто хороших людей, присутствовавших в студии во время записи.
В общем и целом, на основании не очень длительного серфинга по discogs, удалось прояснить для себя следующее: французы, британцы и американцы обычно в «авторском списке» ставят на первое место автора (авторов) текста, на второе – автора (авторов) музыки. У немцев, австрияков и китайцев действует та же система, что в Союзе и России: сначала композитор, потом лирицист. Но, блин, все это, как правило, без разделения, просто через запятую или дефис; поэтому, если авторов не 1 и 2, а больше – опять же, фиг разберешься, кто есть кто. Кроме того, если один из авторов знаменит, а второй – так себе, то знаменитость, как правило, ставится «во главе», независимо от того, «композитором» он является или «поэтом». В рок-группах текстами занимаются, в основном, вокалисты; но, например, в Black Sabbath почти все ранние тексты ваял басист, а Оззи только пел, хотя числится в сонграйтерах… В общем, в поп-музыке почти нет мелодистов и текстовиков – одни сонграйтеры…
Крайне редко можно увидеть на конвертах ясное и понятное: music и lyrics по отдельности.
А с японцами так разобраться и не удалось. Ну и фиг с ними, да? Да.
Спасибо
Все время жду Ваших новых публикаций